Первыми концертными площадками в России и в Москве служили залы театров, учебных заведений, салоны покровителей искусства (зал МГУ, Театральный зал Дворца графов Шереметевых в Останкино и др.).
Первым крупным постоянным концертным залом в Москве стал Главный зал Благородного (дворянского) собрания (в настоящее время Колонный зал Дома союзов) – замечательное детище арх. М.Ф. Казакова (1785 г.). Большое количество деревянных конструкций (колонны тоже из дерева!) и форма потолка создали благоприятные условия для хорошей акустики.
К тому же этот великолепный по качеству зал был универсальным – кроме музыкальных концертов (на полу можно было устанавливать кресла для размещения зрительских мест) там проводились балы, приемы, заседания и др.
После разных реконструкций Колонный зал теперь вмещает 1380 кресел и используется как один из лучших концертных залов Москвы.
Только в 1898 г. на месте усадьбы княгини Е. Дашковой, а потом графа М. Воронцова во флигеле нового здания (арх. В. Загорский) открылись классы и Малый концертный зал, а в 1901 г. - Большой концертный зал (на 1700 мест) Московской Государственной Консерватории (созданной в 1866 г. Н. Рубинштейном). Великолепная естественная акустика Большого зала с партером и большим балконом обеспечивалась за счет пустотелых керамических емкостей, вмонтированных в свод потолка.
Вот уже более 150 лет с этим высшим образовательным комплексом исполнительского искусства, одним из главных центров музыкальной жизни не только Москвы, но и государства связаны имена лучших композиторов, дирижеров, музыкантов и певцов России, а также всего мирового исполнительского искусства.
В стенах Московской Государственной Консерватории уже много лет регулярно проводится Московский Международный Музыкальный Конкурс имени П.И. Чайковского – мероприятие мирового уровня, позволяющее выявить, оценить и дать путевку в творческую жизнь самым талантливым исполнителям музыкального и оперного искусства из разных стран. Во время музыкальных конкурсов и фестивалей в фойе и кулуарах помимо постоянной экспозиции музыкальных раритетов довольно часто организуются временные тематические выставки.
В 1983 г. к Консерватории отошло расположенное рядом здание бывшего Синодального училища церковного пения (дом Колычевых), где вскоре был открыт небольшой по габаритам камерный Рахманиновский зал, также отличающийся великолепной естественной акустикой.
В 1938 г., на площади В. Маяковского (с 1991 г. – Триумфальная площадь) был закрыт недостроенный ГосТИМ - Государственныйо театр имени выдающегося отечественного режиссера, авангардиста и экспериментатора современного сценического искусства В.Э. Мейерхольда (1874-1940 гг.) с необычно-интересным зрительным залом-амфитеатром с почти круговым обзором и сценой-эстрадой (арх. С.В. Вахтангов и М.Г. Бархин). Однако недостроенное крупное культурно-зрелищное здание пустовало совсем не долго.
В октябре 1940 г. уже по проекту арх. Д. Чечулина были завершены перепрофилирование, переделка и отделка этого здания театра под Концертный зал, который потом был передан Московской Государственной Филармонии как основная концертная площадка столицы, носящая с тех пор имя великого русского композитора П.И. Чайковского. Довольно просторное внутреннее пространство зрительного зала рассчитано на 1565 мест и состоит из небольшого партера, вместительного 3-х ярусного амфитеатра и 2-х ярусов узких балконов. В 1959 г. в зале был установлен орган чешской фирмы «Ригер-Клосс».
Большая эстрада этого демократичного зала позволяет проводить в нем симфонические, органные, камерные и хоровые концерты, выступления профессиональных балетных и народных танцевальных коллективов, творческие вечера известных музыкальных исполнителей, чтецов и артистов, как из нашей страны, так и со всего мира.
Следует обязательно упомянуть Большой, Малый залы и Музыкальную гостиную комплекса зданий Российской Академии Музыки им. Гнесиных (основана в 1944 г., арх. А. Тишин и др., 1947 г.). Единое пространство Большого зала с эстрадой, партером и амфитеатром с балюстрадой наверху отличается особой демократичностью архитектурного решения и отличной акустикой, что создает прекрасную обстановку и особую атмосферу для зрителей-слушателей при исполнении особенно произведений камерной музыки.
Следует упомянуть и про Московский Международный Дом Музыки, входящий в комплекс зданий Российского Культурного Центра «Красные холмы» (арх. Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов и др., 1995-2010 гг.). В Доме музыки несколько залов – главный Светлановский на 1734 места, названный в честь известного отечественного дирижера Е.Ф. Светланова, где установлен самый большой в России орган, Камерный зал на 573 места и Театрально-концертный на 530 мест, а также открытая эстрада с амфитеатром зрительских мест.
К большому сожалению, естественная акустика в залах ММДМ оказалась не на высоте профессиональных требований. В результате, после нескольких лет безуспешных попыток что-либо здесь поправить, авторам пришлось прибегнуть к помощи электроники. Это значительно снизило качество восприятия музыки и подвергло сомнению предназначение этого уникального комплекса для организации концертных мероприятий отечественного и международного уровня.
Помимо специально построенных концертных залов, в Москве для демонстрации концертных программ используются и другие объекты культуры с залами, обладающими сравнительно хорошей акустикой:
- Большой и Малый залы Центрального Дома Российской Армии;
- Бетховенский зал Академического Большого театра;
- Большой зал Дома ученых;
- Белый зал ГМИИ им. А.С. Пушкина;
- Большой зал Музея им. М. Глинки;
- Белый зал Центрального Дома Архитекторов;
- Зал Центрального Дома Работников Искусств;
- Зал Лютеранской кирхи Петра и Павла;
- Зал Католического костела Непорочного Зачатия;
- Зал церковных соборов храма Христа Спасителя;
- зальные помещения в дворцах-музеях и усадебных комплексах: Останкино, Кусково, Люблино, «Колоннада» и театр Гонзаго в Архангельском и др.
Интересно, что зданий концертных залов в Москве даже сейчас, в начале XXI века, в десятки раз меньше чем театров. Мало того, в начале XXI в. Москва лишилась крупнейшей концертной площадки – Центрального Концертного Зала в гостинице «Россия», открытого в 1971 г. и вмещавшего 2,5 тыс. мест. Все это сильно сдерживает распространение и пропаганду музыкального и другого исполнительского искусства не только в столице, но и в России.
Вместе с тем представляется целесообразным создание новых типов концертных залов:
- специализированных эстрадных залов, предназначенных для выступления джазовых и эстрадных оркестров в условиях естественной акустики;
- специализированных залов народной вокально-инструментальной музыки и танцев.
Необходимость создания специализированных эстрадных залов объясняется растущей популярностью этого жанра и развитием шоу-бизнеса, производством большого числа джазовых и эстрадных программ. Этот тип залов уже постепенно внедряется в организуемые в Москве развлекательные и культурные центры.
Целесообразность создания специализированных залов народной музыки и танцев связана с одним из наиболее перспективных направлений развития специфического национального музыкального и танцевального искусства нашей страны, поскольку она многонациональна и многокультурна, что свидетельствует о ее уникальности и неповторимости.
Лекция «Здания цирков».
Цирк (от лат. circus - круг) – круглое или овальное в плане зрелищное здание с ареной или манежем в центре, перекрытое сферическим куполом и предназначенное для проведения различных состязаний и представлений с участием разного рода цирковых артистов, домашних и диких животных, птиц и хищных зверей. В древних государствах: на Крите, в Микенах, Греции – существовали различные спортивные игры, носившие зрелищный характер и организуемые в специально выстроенных амфитеатрах. Так, например, на Крите и в Микенах очень популярна была игра человека с быком: схватив за рога бегущего ему навстречу быка, акробат делал через его спину кульбит.
В Древнем Риме в цирках и амфитеатрах в виде открытых арен с трибунами организовывались массовые представления, проводились соревнования боевых колесниц, бои гладиаторов, травля преступников дикими хищными зверями. Здесь же выступали жонглеры, канатоходцы, острословы и другие артисты. Подобные цирки существовали также в Византии, Древней Армении и других государствах.
Наиболее известно здание «Колизея» (от лат. colosseus – громадный) – «амфитеатра Флавиев» в Риме – памятника древнеримской архитектуры (75-80 гг. н. э.). Это огромное, даже по сегодняшним меркам, сооружение служило для гладиаторских боев и других зрелищ и вмещало около 50 тыс. зрителей. Наружная отделка «Колизея» была выполнена из туфа с укреплением несущих конструкций галерей бетоном и кирпичом. На величественном фасаде было три яруса аркад (в двух верхних были установлены беломраморные статуи). В летнее время «Колизей» имел даже временное тентовое покрытие над зрительскими трибунами по всему своему огромному и величественному периметру. Система водоснабжения давала возможность затоплять разбираемую арену и разыгрывать морские сражения – навмахии.
Практически все I-е тысячелетие и средние века цирковое искусство, как и другие виды искусства, пребывало в жесточайшей ситуации запретов и гонений, насаждаемых католической церковью и инквизицией.
XVI-XVII вв. в Европе стали расцветом циркового искусства, связанным со школами верховой езды. В них проводились показы образцов выездки лошадей, вольтижировки (вид акробатики на лошади) и дрессуры. Распространение этого искусства во многом обуславливалось военными нуждами. Кавалерия в эту эпоху была ведущим родом сухопутных войск. Некоторые берейторы (учителя верховой езды и объездчики лошадей), переезжая из города в город, демонстрировали свое искусство, выстраивая для этой цели специальные манежи из временных, быстро собираемых и разбираемых конструкций.
С XVIII в. в Испании распространился вид циркового искусства – коррида или смертельная игра вооруженного шпагой человека (матадора, тореадора) с диким, разъяренным быком на открытой арене с трибунами для зрителей. Этот своеобразный вид циркового искусства, истоки которого лежат в Древнем мире, существует в ряде испано-говорящих стран до сих пор.
В 1772 г. Ф. Астлей создал в Лондоне на базе школы верховой езды первый стационарный цирк, а в 1782 г. построил для представлений специальное здание, имевшее все признаки современного цирка – манеж, расположенные по кругу и поднимающиеся амфитеатром места для зрителей, куполообразную крышу.
В 1791 г. был открыт цирк Франкони в Париже. Начали создаваться цирки и в других городах Европы. По началу, они назывались амфитеатрами, конными театрами. В 1806 г., когда правительство Наполеона I установило, что театрами могут именоваться только коллективы, ставящие драматические, оперные и балетные спектакли, Франкони назвал свое предприятие цирком («Олимпийским»). Это название получило всеобщее признание и стало повсеместно использоваться как определяющее этот вид зрелищного представления и здания. Программы цирка состояли из отдельных номеров и включали также большие, чаще всего батальные пантомимы с верховой ездой и вольтижировкой.
Только с XIX века начал формироваться современный цирк, как особый тип здания для представлений этого вида зрелищного искусства. Вначале в состав представлений кроме жанров, присущих цирковому искусству, входила и пантомима.
Объединение в зрительном пространстве зала двух демонстрационных площадок, манежа (арены) для циркового представления и глубинной сцены для показа пантомимы послужило основанием для появления сложного типа зрелищного учреждения – цирка-театра. Это были залы, в которых значительную часть партера занимал цирковой манеж.
К середине XIX в. пантомима потеряла значение ведущего жанра и действие ее перенеслось на манеж. Таким образом, отпала необходимость в театральной сцене. Здание цирка освободилось от композиционного конфликта между сценой с характерной направленностью внимания зрителей в одну сторону и манежем, окруженным зрителями со всех сторон.
На этом же этапе развития в репертуар цирка вошла воздушная гимнастика, которой потребовалось свое более просторное и довольно высокое жизненное пространство в виде полусферического перекрытия крыши.
Так сложился совершенно новый типологический вид и пространственное решение этого культурно-зрелищного здания - цирк, специфику которого, в отличие от других культурно-зрелищных зданий, стал определять зрительный зал в виде крутого амфитеатра круглой или многоугольной формы с манежем в центре под полусферическим куполом. Подкупольное пространство имело при этом самые разные приспособления для подвески гимнастических снарядов и устройств. Таким образом, самый главный, отличительный объем здания цирка (круглый в плане амфитеатр зрительного зала с манежем в центре) создавался вокруг вертикальной оси купольного перекрытия, образуя особое, просторное внутреннее пространство.
В России и в Москве еще в допетровскую эпоху в слободах проживали скоморохи, в выступлениях которых были зачатки циркового зрелища. Такие представления проводились на открытом воздухе в праздничные дни, на народных гуляниях, ярмарках и состояли, как правило, из отдельных гимнастических, акробатических номеров и дрессуры домашних и диких животных, а также птиц. Скоморошество преследовалось церковью как «бесовский соблазн». По приказу патриарха Иоасафа пять возов музыкальных инструментов было сожжено на Болоте.
В XVIII - начале XIX вв. в Москве уже выступали иностранные цирковые артисты: наездники, дрессировщики разных животных, эквилибристы, акробаты, фокусники и др. Первый полустационарный цирк был выстроен в 1764 г. английским берейтором Я. Бейтсом в Москве, возле Красного пруда, за нынешним Казанским вокзалом. В XIX в. в Нескучном саду был построен летний цирк с брезентовым покрытием – прообраз цирка-шапито.
В 1822 г. в Санкт-Петербурге первое специальное здание для цирковых представлений было выстроено И. Габитом. Здесь же в 1849 г. в специальном здании открылся императорский цирк П. Кюзана, а при императорском театральном училище создали специальное цирковое отделение.
В 1847 г. в МосквеЛ. Сулье построил цирк на Лубянской площади, а в 1853 г. В. Новосильцев открыл специальное стационарное здание цирка на улице Петровка (на месте нынешнего ЦУМа). Все перечисленные специальные здания цирков были деревянными.
В 1868 г. в Москве первое каменное здание цирка построил антрепренер К. Гинне на улице Воздвиженка, в 1880 г. А. Саламонский открыл капитальное здание цирка на Цветном бульваре, в 1886 г. братья А., Д. и П. Никитины уже давали представления в здании цирка на Цветном бульваре (на месте нынешнего кинотеатра «Мир»), а в 1911 г. А. Никитин открыл еще один свой новый цирк на Б. Садовой улице. Теперь в этом перестроенном здании уже много лет работает всем нам хорошо известный академический Театр «Сатиры».
Впоследствии подобные капитальные здания цирков получили распространение и в других крупных городах России. В них выступали лучшие русские и иностранные цирковые артисты, шли постановки-феерии на исторические и современные сюжеты, представления дрессировщиков диких и домашних животных, водяные пантомимы и др.
В 1919 г. после национализации частных цирков были образованы 1-й Госцирк (бывший цирк А. Саламонского на Цветном бульваре) и 2-й Госцирк (1919-25 гг.; бывший цирк А. Никитина на Б. Садовой улице, сейчас здесь Театр сатиры). Другие здания цирков в Москве в первые, самые трудные годы Советской власти были разграблены, пришли в запустение, либо сгорели и по ветхости пошли под снос. При этом крупное капитальное здание цирка братьев Никитиных на Цветном бульваре было тоже закрыто, потом сгорело и долгие годы приходило в забвение, в том числе и потому, что в него во время начала ВОВ 1941-1945 гг. попала фашистская авиабомба, нанесшая большие разрушения.
В последующем в Москве долгое время действовал только один стационарный Государственный Московский цирк на Цветном бульваре – главный и ведущий цирк страны (с 1997 г. им. Ю. Никулина). В 1985-1989 гг. здание было перестроено с сохранением и реставрацией главного фасада по проекту арх. В. Д. Красильникова и его соавторов.
В результате сложной, на затесненном участке, реконструкции, осуществленной в сотрудничестве с финской фирмой, здание цирка обрело новый фасад, задуманный как обрамление ранее существовавшего еще с дореволюционного времени.
Интерьеры зрительного зала выполнены достаточно простыми, нейтральными и не отвлекают внимание зрителя от циркового представления, разворачивающегося на манеже.
Коллективу авторов-архитекторов удалось не только расширить, раскрыть в новом, двухсветном пространстве вестибюльную группу помещений центрального входа, но и оставить элементы почти кругового фойе вместе с буфетом для прогулок зрителей в антракте.
Это творчески продуманное решение очень удачно поспособствовало сохранению-созданию особой атмосферы циркового закулисья и этим самым навиванию у истинных почитателей циркового искусства незабываемых воспоминаний о предыдущих десятилетиях легендарного Цирка на Цветном бульваре и о его не менее легендарных и выдающихся артистах.
В 1971 году в Москве появился Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. Здание цирка было построено недалеко от станции метро «Университет» по проекту авторского коллектива архитекторов под руководством Я.Б. Белопольского.
Это крупнейший в мире стационарный цирк, рассчитанный на 3300 зрительских мест. Он имеет несколько быстро сменяющихся манежей – универсальный конный, иллюзионный, для водяных пантомим и феерий и др., а также современные системы радио-, кино-, звуко-, свето- и др. устройств. В соседнем корпусе, который образует стилобатную часть основного объема здания, содержатся различные цирковые животные, хищные звери и бутафорные приспособления.
Здание, расположенное около парковой зоны МГУ на Воробьевых горах, доминирует в окружающем пространстве и является его локальным центром. Типичная для зданий цирков структура сооружена из металла и стекла: прозрачный цилиндр наружных ограждающих конструкций, почти целиком состоящий из стекла, позволяет, не выходя из фойе здания любоваться пейзажами застройки юго-запада Москвы. Интерьеры вестибюля и фойе украшены зеркалами, создающими радостную и праздничную атмосферу.
В то же советское время на территории СССР были выстроены новые здания цирков (вместимостью до 1500-3000 мест) во многих городах: Казани, Иваново, Саратове, Сочи, Ижевске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Владивостоке и др., а также в столицах союзных республик: Минске (Белоруссия), Ереване (Армения), Тбилиси (Грузия), Бишкеке (Киргизия) и др.
К настоящему времени в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, а также других континентов (Азии, Африки, Австралии) существуют и работают в основном передвижные цирки-шапито. Стационарные цирки пока еще существуют в Париже, Брюсселе и некоторых других городах Европы.
Большое развитие цирковое искусство получило в бывших странах народной демократии. Стационарные цирки были созданы в ГДР, Болгарии, Румынии, Венгрии, МНР и др. Здесь же работают и передвижные цирки со своими труппами артистов.
Архитектурно-пространственная композиция современного здания цирка имеет два ярко выраженных типа построения:
- двухчастное решение с четким делением на основной объем зрелищной части и примыкающий к нему с противоположной от главного входа стороны блок производственных и вспомогательных помещений;
- решение единым компактным объемом зрелищной части, производственных и вспомогательных помещений.
Зрительный зал современного цирка, в своих основных частях восходящий к античным прообразам, состоит из манежа (арены), амфитеатра, купола, эстрады, помещения для оркестра, осветительных лож и мостиков.
Манеж (внутренний диаметр равен 13,0 м) сложившийся более 100 лет назад, стал стандартным и удовлетворяет современным условиям и требованиям всех представленных в цирке жанров. Его круглая форма является наиболее приемлемой для представлений, не связанных с декорациями и определенным аспектом зрительского восприятия. Манеж окружен барьером высотой и шириной 0,5 м. В двух главных осевых и двух поперечных осевых проходах барьер раздвигается на петлях в наружную от манежа сторону.
Амфитеатр с рядами мест для зрителей окружает манеж сплошным кольцом. Уклон амфитеатра определяется условиями видимости всего манежа с каждого места и является одним из наиболее крутых среди зрелищных сооружений. Ближайшая точка наблюдения (барьер манежа) расположена относительно близко к первому ряду с учетом обеспечения прохода вдоль мест. Уровень пола манежа и уровень первого ряда амфитеатра должны находиться на одной отметке. Глубина ряда мест, высота ступеней амфитеатра и ширина кресел проектируются в соответствии с театральными нормами с учетом особого, большего уклона (крутизны) подъема амфитеатра.
Купол зала обычно конический или в виде сферического сегмента. Внутренняя поверхность его является фоном для воздушных номеров и потому оформляется крайне скромно и окрашивается в светлые тона, хорошо воспринимающие свет прожекторов. В центре купола, точно над манежем на высоте 18-20 м, устраивается кольцо диаметром, равным манежу, в которое вмонтирована колосниковая решетка, служащая для подвески и крепления гимнастических и акробатических устройств и аппаратов.
Эстрада имеет небольшие габариты и используется в основном для парадных выходов артистов, обычно располагаясь над главным артистическим проходом.
Помещение для оркестра размещается над главным осевым проходом со стороны, противоположной артистическому проходу.
Осветительная ложа располагается над помещением для оркестра, так как это продиктовано ориентацией на выход артистов на манеж.
Кольцевой осветительный мостик служит для размещения на нем прожекторов, обеспечивающих освещение манежа и подкупольного пространства со всех сторон.
Производственные помещения размещаются с учетом особенностей и требований технологии цирковых представлений. Они обычно группируются позади здания или под ним (в стилобате), имеют удобное сообщение между собой и связь со зрительным залом.
Артистические уборные проектируются по нормам театра и могут располагаться на разных этажах при условии удобного и быстрого выхода-доступа на манеж.
Помещения для животных проектируются максимально изолированными от зрителей, с естественным освещением и располагаются строго на уровне отметки пола манежа.
Вспомогательные помещения (мастерские, склады и др.) могут размещаться отдельно, в подсобном корпусе, неподалеку от основного здания цирка.
Помещения для обслуживания зрителей вне кругового, вокруг манежа, зрительного зала(вестибюль с гардеробом, санитарные узлы, фойе, буфеты и пр.) должны удовлетворять тем же требованиям, нормам и правилам, как и в других зданиях культурно-зрелищных учреждений.