Формирование архитектурного пространства концертных зрелищ в основном определяют два параметра: жанр концерта (см. выше) и сценография, то есть набор применяемых приемов организации зрелища.
По этим определяющим параметрам вся совокупность концертов может быть разделена на семь основных видов:
- 1.Большие филармонические;
- 2.Малые филармонические;
- 3.Эстрадные (с концертным исполнением опер и оперетт);
- 4.Хореографические;
- 5.Народных ансамблей;
- 6.Литературные;
- 7.Сборные (смешанные).
Вместе с тем, для создания сети гастрольных площадок необходимы определенные типы концертных залов, удовлетворяющих тем или иным концертным программам или их сочетаниям:
- узкоспециализированные концертные, рассчитанные на один вид концерта (филармонические, органные, хоровые и т.п.) предназначенные для программ одного профиля и масштабности (если число таких программ обеспечивает годовой цикл функционирования зала);
- универсальные концертные, рассчитанные на демонстрацию нескольких видов концертови допускающие демонстрацию программ различных видов концертов одной масштабности;
- универсальные зрелищные, рассчитанные на концерты и другие виды зрелищ(театрально-концертные, киноконцертные, театрально-киноконцертные, спортивно-концертные, цирко-концертные и др.), допускающие демонстрацию различных видов концертных программ и ряда программ других видов зрелищ одной масштабности;
- многоцелевые, рассчитанные не только на концерты, другие виды зрелищ, но и на досуговые мероприятия(концертно-танцевальные, концертно-танцевально-банкетные, лекционно-концертные и др.), допускающие демонстрацию различных видов концертов и других видов зрелищ, а также досуговые и/или общественные виды деятельности (танцы, банкеты, собрания, елки и т.д.) одной масштабности.
Разные виды концертов имеют и разную привлекательность-заинтересованность для зрителя (масштабность зрелища), характеризуемую посещаемостью или единовременным числом присутствующих посетителей-зрителей.
По этому критерию концертные программы ориентировочно делятся на следующие группы по количеству зрителей или посетителей:
- Крупнейшие концертные программы – свыше 3000 зрителей;
- Крупные концертные программы – 1201-3000 зрителей;
- Средние концертные программы – 601-1200 зрителей;
- Малые концертные программы – до 600 зрителей;
- Камерные концертные программы – менее 200 зрителей.
При проектировании концертных залов помимо специфических требований, предъявляемых к организации зрелищного пространства отдельными видами концертов, следует учитывать также их общие свойства:
- преобладание музыкальной основы;
- ведущая роль инструментального состава исполнителей (кроме хореографии и литературных, речевых выступлений);
- ограниченное использование декораций (используются эстрады и сцены-эстрады);
- демократичность зрелища, т.е. максимальная приближенность артистов к зрителям;
- быстрая и ритмичная смена музыкальных номеров и выступлений солистов;
- использование световых эффектов, а также кино-, видеоэкранов и т.п.
К общей характеристике обслуживания концертов и обустройству концертных залов следует отнести: ненужность резервных складов, использование для репетиций, в основном, игровой площадки. Концертным хореографическим коллективам, помимо прочего, требуются репетиционные залы. Для крупных концертных коллективов необходимы большие артистические уборные, используемые для дополнительной распевки хора, настройки инструментов, разминки танцовщиков и балерин.
Кроме того, хореографические коллективы имеют в своем составе швей и сапожников, поэтому у обслуживающих помещениях следует предусматривать место (зоны) для ремонта обуви и костюмов. Также необходимы специальные складские помещения для временного хранения концертных костюмов и обуви, а также прочего необходимого реквизита и багажа.
Для любого концертного зала независимо от его жанра, композиционным и функциональным ядром является зрелищное пространство. Оно состоит из двух функциональных зон: зрительного зала и игровой площадки. Это наиболее ответственная, технологически оснащенная и дорогостоящая часть концертного зала.
В зрелищном пространстве происходят процессы демонстрации и восприятия концертной программы, предъявляющие к нему жесткие функциональные требования, где важнейшими являются: сценографические; акустические; зрительного восприятия.
Вне зависимости от композиционного решения зрительный зал и игровая площадка – единый функциональный комплекс, представляющий собою одно пространство (эстрада в зале), либо разделенное визуально на два смежных пространства (сцена и зал). Возможен и промежуточный вариант (сцена-эстрада).
Эстрада – это пространство для концертов, не допускающее быстрой смены попланных подвесных декораций. При этом эстрады делятся на два типа: А – без занавесов; Б – с занавесом в первом (антрактный занавес) и последнем (задники) планах.
Сцена – это пространство, допускающее проведение театрализованных концертных выступлений с быстрой сменой попланных декораций в нетрансформируемом виде.
Сцена-эстрада – это пространство, допускающее быструю смену попланных подвесных декораций в трансформируемом виде.
В свою очередь всё здание концертного зала (залов) состоит из двух функционально-пространственных комплексов – зрительного и демонстрационного.
Зрительный комплекс - сам зрительный зал и помещения обслуживающие зрителей: вестибюль, гардероб, фойе, кулуары, буфеты, туалеты и др. При этом зрительный комплекс больше демонстрационного и составляет 60-70% от общей кубатуры здания.
Демонстрационный комплекс -помимо эстрады или сцены включает помещения для подготовки и осуществления того или иного концертного выступления: артистические комнаты, помещения «накопления» выступающих, туалеты, склады для инструментов, декораций, мебели, одежды, помещения технического персонала, администрации и др.
Концертные залы не имеют таких давних исторических традиций своей архитектуры как театры. В давние времена в Европе концерты организовывались на площадях, в дворцовых залах – иногда в залах ратуш, а в христианских (католических и протестантских) храмах осуществлялось музыкальное сопровождение религиозной службы под орган. В православных храмах России исполнялась в основном хоровая музыка.