Стили и типы речи в устном публичном выступлении.

. Источни­ки, которыми пользуется оратор при подготовке речи, относятся к разным стилям речи: официально-деловому, научному, публицисти­ческому. Оратор также может заимствовать образы из художествен­ной литературы.

Использование источников разных стилей зависит от рода и вида речи. С официально-деловым стилем будет связан отчетный доклад, лекции — с научным стилем, в проповеди, парламентской, митинго­вой, приветственной, в юбилейных речах будут преобладать элемен­ты публицистического стиля.

Для многих ораторских выступлений характерно смешение сти­лей. Это особенно заметно в судебных речах. Чаще всего ораторы ис­пользуют в своих выступлениях публицистический стиль. Использо­вание художественного стиля не только эффективно воздействует, но и доставляет эстетическое наслаждение слушателям.

Соединение книжного и разговорного стилей в ораторской речи

При том что ораторское выступление опирается на книжные стили язы­ка, оно реализуется прежде всего в устной форме. Произносящий речь в любом случае использует элементы разговорного стиля. Со­единение книжных стилей и разговорного образует ораторскую речь. Объединяя их, оратор должен особенно внимательно относиться к употреблению элементов письменной и устной речи.

Разговорность устного выступления зависит от многих условий: цели, содержания, рода и вида речи, состава и запросов аудитории. Важное условие — способ воспроизведения: чтение текста, воспроиз­ведение по памяти, импровизация.

Индивидуальные речевые навыки также влияют на использова­ние элементов разговорного стиля. В таких выступлениях могут ши­роко применяться разговорная лексика, фразеология, синтаксиче­ские конструкции, придающие речи неофициальность и непринужденность. Использование в ораторской речи подобных элементов требует большого мастерства оратора, иначе оно будет неуместно.

Использование оратором разных типов речи Неоднородность авторской речи отражается в использовании разных типов речи. К ним относятся повествование, описание, рассуждение.

В повествовании рассказывается о событиях во временной после­довательности.

Это динамический функционально-смысловой тип речи, который выражает сообщение о развивающихся действиях или состояниях. Этот тип используется тогда, когда ораторское положение можно подтвердить конкретными примерами. Существует три варианта по­вествования:

• оратор — участник событий;

• события излагаются со слов третьего лица;

• оратор моделирует событийный ряд (например, воспоминания о прошедших событиях).

Описание — это констатирующая речь. Благодаря описанию мож­но получить статическую картину, понятие о характере, свой­ствах, качестве объекта путем перечисления его существенных, постоянных признаков.

Описание не динамично, в нем нет развития, движения.

В рассуждении (размышлении,) предметы или явления исследуют­ся, при этом раскрываются их признаки, доказываются положе­ния, делаются выводы.

Рассуждение приводит к активизации внимания слушателей.

В академической речи обычно преобладает рассуждение, в юри­дической часто, помимо рассуждения, используются описание и по­вествование.

Основные виды аргументов

.

Основные виды аргументов Использование аргументов в устном выступлении необходимо. Они выполняют функции убеждения слуша­телей и доказательства мысли оратора.

Аргументы — это доводы в обоснование какого-либо положения. Аргументация — это совокупность таких доводов.

Само понятие «аргумент» обозначает мысль, истинность которой доказана и проверена.

Существует два вида аргументов:

1)аргументы к существу дела — доказанные положения, факты, установленные путем наблюдения или опыта, документы, цифровой или статистический материал;

2)аргументы к человеку — в ораторской речи их используют для эмоционального воздействия на слушателей. Приведем наиболее ис­пользуемые из них:

• аргумент к авторитету — ссылка на мнения, высказывания зна­чимых общественных деятелей, известных ученых, писателей, великих людей. Используется в научной речи;

• аргумент к публике используется в виде ссылок на мнения, чув­ства и настроение аудитории. С их помощью оратор стремится при­влечь слушателей на свою сторону, склонить к своей точке зрения. Наиболее показательно это для митинговых и судебных речей;

• аргумент к личности — использование личностных особенно­стей оппонентов, ссылка на их вкусы, достоинства и недостатки. Предмет обсуждения — личность оппонента. Аргумент к личности ча­ще всего используется в политических предвыборных речах;

• аргумент к тщеславию — преднамеренное использование ком­плиментов, похвал оппонентам;

• аргумент к жалости — доводы, возбуждающие сочувствие и жалость.

Использование аргументов к человеку должно применяться с уче­том существующих в обществе этических норм и правил. К сожале­нию, эти правила соблюдаются не всегда, и не все из перечисленных аргументов в результате являются корректными.

6.Языковое оформление текста публичного выступления

.

Способы связи речи.. Для того чтобы подчеркнуть последователь­ность и взаимозависимость частей речи, удержать в памяти слушате­лей все ее компоненты, оратор может использовать различные сред­ства — способы связи.

Различные слова и словосочетания могут выступать в роли связую­щих средств. Субъективное отношение к высказанному могут выра­зить слова: по-моему, я думаю, с моей точки зрения, мне кажется. Временные и пространственные отношения выражают слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, отметим далее, перейдем к следующему вопросу, разовьем эту мысль позднее и т.д. Связь может выражаться и другими грамматическими конструкциями: мы должны иметь в виду, я отмечу, мы видим и т.д.

Другим средством связи может быть отсылка слушателей к ска­занному ранее в этой речи или в предшествующих речах или работах. Таким образом, осуществляется связь данной мысли с уже высказанными, например: Сегодня мы продолжим предмет прошлой беседы, по­скольку она не была закончена. В первую очередь я подробнее раскрою то, о чем коротко упоминал в прошлый раз.

К способам связи ораторского выступления относятся также ри­торические или стилистические фигуры (фигуры речи).

Фигуры речи — это различные обороты, синтаксические построе­ния, делающие высказывание более выразительным.

Самые распространенные из них — повтор и анафора.

Повторы в ораторской речи создают интенсивность действия, связывают отдельные части выступления, подчеркивают и выде­ляют наиболее актуальные мысли.

Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков или предложений.

Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи .Помимо лексического значения, каждое слово содержит еще и другие компоненты. Слова, таким образом, могут отличаться по сти­листической окраске: они могут быть возвышенными, нейтральными и сниженными (очи, глаза, гляделки). Слово может обозначать как ней­тральное явление (собрание), так и давать ему оценку (сборище). Слова с эмоциональной окраской бывают двух видов:

1)с положительной оценкой: возвышенные, одобрительные, тор­жественные, ласкательные слова (зодчий, молодец, миленький);

2)с отрицательной оценкой: неодобрительные, укоризненные, пренебрежительные, презрительные слова, обычно они стилистиче­ски снижены (ротозей, скряга, сквалыга, трепач).

3)Стилистическая оценка и окраска очень важны в ораторском вы­ступлении. Нет практически ни одной ораторской речи, не содержа­щей элемента оценочности.

4)Оценку могут передавать различные части речи, но чаще всего — имена прилагательные. Прилагательные выражают открытую поло­жительную или отрицательную оценку независимо от контекста.

5)Языковые средства контакта

6)Языковые средства контакта — это специальные слова и выраже­ния, активизирующие внимание и мышление слушателей. К ним относятся

модальные слова, средства авторизации, побудительные глаголы. Модальность в русском языке выражается формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.

Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Например: Это, верно, кости гложет красногубый вурдалак (П.); Обстоятельства, верно, вас разлучили? (П.). В приведенных примерах слово верно является модальным словом. Оно выражает отношение говорящего к содержанию высказывания как предполагаемой возможности, причем в первом предложении модальное слово оттеняет отношение говорящего к содержанию всего высказывания, а во втором относится к одному из компонентов высказывания - подлежащему.

Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам, так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным. Ср., например: Успехи наши действительно (частица) невелики. - Я прислушался: действительно (модальное слово), это был голос (Л. Т.).

По значению выделяются две группы модальных слов:

1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.

К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.

2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Мне показалось, что он, вероятно, долго раздумывал у двери, перед тем как войти (Горб.).

Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.

Средства авторизации.

Побудительные глаголы.

Посредством их устанавливается обратная связь. Благодаря ей в свою очередь видно, как аудитория реагирует на слова оратора (воз­глас, одобрительный кивок, заинтересованный, живой взгляд, одо­брительная или неодобрительная реплика и т.п.).

7)Использование личных местоимений и глаголов для устано­вления контакта К средствам языкового контакта относится ис­пользование местоимений 1-го и 2-го лица. Я— это оратор, Вы — слу­шатели, Мы — собственно оратор и слушатели. В сочетании с предло­гом с и творительным падежом других местоимений и существитель­ных Мы означает группу лиц во главе с оратором (мы с вами). Мы со­вместное создает взаимодействие оратора и аудитории, эффект обще­ния и личного контакта.

Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют слушателей, способствуют объединению оратора с ними. Контакто-устанавливающее значение имеют подобные фразы: Давайте вместе с вами разберемся в причинах...; Мы с вами еще вернемся к постав­ленной проблеме...; Нам нужно признать, что эта гипотеза несколько спорна...

Наиболее употребительны следующие глаголы и глагольные сочета­ния: прошу вас, считаем, отметим, оговоримся, поясним, скажем прямо, попробуем понять, обратите внимание, поясним, отметьте себе, поду­майте, считаем, думаем и т.п.

Синтаксические средства контакта .К синтаксическим средствам контакта относятся обращения к слушателям, они помогают укре­пить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание: дорогие мои, ува­жаемые слушатели и т.д.

Средствами контакта служат также конструкции с изъяснитель­ными придаточными: известно, что...; ясно, что...; можно предполо­жить, что...; уверен, что...; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд.

Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос — это разновидность высказывания, цель которого — вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение.

Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Риториче­ские вопросы придают информации большую убедительность, а в ре­зультате — действенность.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Наши рекомендации