Стили и типы речи в устном публичном выступлении.
. Источники, которыми пользуется оратор при подготовке речи, относятся к разным стилям речи: официально-деловому, научному, публицистическому. Оратор также может заимствовать образы из художественной литературы.
Использование источников разных стилей зависит от рода и вида речи. С официально-деловым стилем будет связан отчетный доклад, лекции — с научным стилем, в проповеди, парламентской, митинговой, приветственной, в юбилейных речах будут преобладать элементы публицистического стиля.
Для многих ораторских выступлений характерно смешение стилей. Это особенно заметно в судебных речах. Чаще всего ораторы используют в своих выступлениях публицистический стиль. Использование художественного стиля не только эффективно воздействует, но и доставляет эстетическое наслаждение слушателям.
Соединение книжного и разговорного стилей в ораторской речи
При том что ораторское выступление опирается на книжные стили языка, оно реализуется прежде всего в устной форме. Произносящий речь в любом случае использует элементы разговорного стиля. Соединение книжных стилей и разговорного образует ораторскую речь. Объединяя их, оратор должен особенно внимательно относиться к употреблению элементов письменной и устной речи.
Разговорность устного выступления зависит от многих условий: цели, содержания, рода и вида речи, состава и запросов аудитории. Важное условие — способ воспроизведения: чтение текста, воспроизведение по памяти, импровизация.
Индивидуальные речевые навыки также влияют на использование элементов разговорного стиля. В таких выступлениях могут широко применяться разговорная лексика, фразеология, синтаксические конструкции, придающие речи неофициальность и непринужденность. Использование в ораторской речи подобных элементов требует большого мастерства оратора, иначе оно будет неуместно.
Использование оратором разных типов речи Неоднородность авторской речи отражается в использовании разных типов речи. К ним относятся повествование, описание, рассуждение.
В повествовании рассказывается о событиях во временной последовательности.
Это динамический функционально-смысловой тип речи, который выражает сообщение о развивающихся действиях или состояниях. Этот тип используется тогда, когда ораторское положение можно подтвердить конкретными примерами. Существует три варианта повествования:
• оратор — участник событий;
• события излагаются со слов третьего лица;
• оратор моделирует событийный ряд (например, воспоминания о прошедших событиях).
Описание — это констатирующая речь. Благодаря описанию можно получить статическую картину, понятие о характере, свойствах, качестве объекта путем перечисления его существенных, постоянных признаков.
Описание не динамично, в нем нет развития, движения.
В рассуждении (размышлении,) предметы или явления исследуются, при этом раскрываются их признаки, доказываются положения, делаются выводы.
Рассуждение приводит к активизации внимания слушателей.
В академической речи обычно преобладает рассуждение, в юридической часто, помимо рассуждения, используются описание и повествование.
Основные виды аргументов
.
Основные виды аргументов Использование аргументов в устном выступлении необходимо. Они выполняют функции убеждения слушателей и доказательства мысли оратора.
Аргументы — это доводы в обоснование какого-либо положения. Аргументация — это совокупность таких доводов.
Само понятие «аргумент» обозначает мысль, истинность которой доказана и проверена.
Существует два вида аргументов:
1)аргументы к существу дела — доказанные положения, факты, установленные путем наблюдения или опыта, документы, цифровой или статистический материал;
2)аргументы к человеку — в ораторской речи их используют для эмоционального воздействия на слушателей. Приведем наиболее используемые из них:
• аргумент к авторитету — ссылка на мнения, высказывания значимых общественных деятелей, известных ученых, писателей, великих людей. Используется в научной речи;
• аргумент к публике используется в виде ссылок на мнения, чувства и настроение аудитории. С их помощью оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону, склонить к своей точке зрения. Наиболее показательно это для митинговых и судебных речей;
• аргумент к личности — использование личностных особенностей оппонентов, ссылка на их вкусы, достоинства и недостатки. Предмет обсуждения — личность оппонента. Аргумент к личности чаще всего используется в политических предвыборных речах;
• аргумент к тщеславию — преднамеренное использование комплиментов, похвал оппонентам;
• аргумент к жалости — доводы, возбуждающие сочувствие и жалость.
Использование аргументов к человеку должно применяться с учетом существующих в обществе этических норм и правил. К сожалению, эти правила соблюдаются не всегда, и не все из перечисленных аргументов в результате являются корректными.
6.Языковое оформление текста публичного выступления
.
Способы связи речи.. Для того чтобы подчеркнуть последовательность и взаимозависимость частей речи, удержать в памяти слушателей все ее компоненты, оратор может использовать различные средства — способы связи.
Различные слова и словосочетания могут выступать в роли связующих средств. Субъективное отношение к высказанному могут выразить слова: по-моему, я думаю, с моей точки зрения, мне кажется. Временные и пространственные отношения выражают слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, отметим далее, перейдем к следующему вопросу, разовьем эту мысль позднее и т.д. Связь может выражаться и другими грамматическими конструкциями: мы должны иметь в виду, я отмечу, мы видим и т.д.
Другим средством связи может быть отсылка слушателей к сказанному ранее в этой речи или в предшествующих речах или работах. Таким образом, осуществляется связь данной мысли с уже высказанными, например: Сегодня мы продолжим предмет прошлой беседы, поскольку она не была закончена. В первую очередь я подробнее раскрою то, о чем коротко упоминал в прошлый раз.
К способам связи ораторского выступления относятся также риторические или стилистические фигуры (фигуры речи).
Фигуры речи — это различные обороты, синтаксические построения, делающие высказывание более выразительным.
Самые распространенные из них — повтор и анафора.
Повторы в ораторской речи создают интенсивность действия, связывают отдельные части выступления, подчеркивают и выделяют наиболее актуальные мысли.
Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков или предложений.
Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи .Помимо лексического значения, каждое слово содержит еще и другие компоненты. Слова, таким образом, могут отличаться по стилистической окраске: они могут быть возвышенными, нейтральными и сниженными (очи, глаза, гляделки). Слово может обозначать как нейтральное явление (собрание), так и давать ему оценку (сборище). Слова с эмоциональной окраской бывают двух видов:
1)с положительной оценкой: возвышенные, одобрительные, торжественные, ласкательные слова (зодчий, молодец, миленький);
2)с отрицательной оценкой: неодобрительные, укоризненные, пренебрежительные, презрительные слова, обычно они стилистически снижены (ротозей, скряга, сквалыга, трепач).
3)Стилистическая оценка и окраска очень важны в ораторском выступлении. Нет практически ни одной ораторской речи, не содержащей элемента оценочности.
4)Оценку могут передавать различные части речи, но чаще всего — имена прилагательные. Прилагательные выражают открытую положительную или отрицательную оценку независимо от контекста.
5)Языковые средства контакта
6)Языковые средства контакта — это специальные слова и выражения, активизирующие внимание и мышление слушателей. К ним относятся
модальные слова, средства авторизации, побудительные глаголы. Модальность в русском языке выражается формами наклонений, особой интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.
Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности. Например: Это, верно, кости гложет красногубый вурдалак (П.); Обстоятельства, верно, вас разлучили? (П.). В приведенных примерах слово верно является модальным словом. Оно выражает отношение говорящего к содержанию высказывания как предполагаемой возможности, причем в первом предложении модальное слово оттеняет отношение говорящего к содержанию всего высказывания, а во втором относится к одному из компонентов высказывания - подлежащему.
Модальные слова нередко близки к наречиям и частицам, так что разграничение первых и последних иногда оказывается затруднительным. Ср., например: Успехи наши действительно (частица) невелики. - Я прислушался: действительно (модальное слово), это был голос (Л. Т.).
По значению выделяются две группы модальных слов:
1. Модальные слова, выражающие логическую оценку высказывания, уверенность говорящего в реальности сообщения: безусловно, верно, действительно, конечно, несомненно, разумеется и др. Например: Дважды два, безусловно, четыре.
К этой же группе относятся и фразеологические сочетания типа: в самом деле, само собой разумеется и др.
2. Модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности сообщаемого: вероятно, возможно, видимо, по-видимому, кажется, наверное и др. Например: Мне показалось, что он, вероятно, долго раздумывал у двери, перед тем как войти (Горб.).
Сюда же относятся сочетания может быть, должно быть, по всей вероятности и др.
Средства авторизации.
Побудительные глаголы.
Посредством их устанавливается обратная связь. Благодаря ей в свою очередь видно, как аудитория реагирует на слова оратора (возглас, одобрительный кивок, заинтересованный, живой взгляд, одобрительная или неодобрительная реплика и т.п.).
7)Использование личных местоимений и глаголов для установления контакта К средствам языкового контакта относится использование местоимений 1-го и 2-го лица. Я— это оратор, Вы — слушатели, Мы — собственно оратор и слушатели. В сочетании с предлогом с и творительным падежом других местоимений и существительных Мы означает группу лиц во главе с оратором (мы с вами). Мы совместное создает взаимодействие оратора и аудитории, эффект общения и личного контакта.
Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют слушателей, способствуют объединению оратора с ними. Контакто-устанавливающее значение имеют подобные фразы: Давайте вместе с вами разберемся в причинах...; Мы с вами еще вернемся к поставленной проблеме...; Нам нужно признать, что эта гипотеза несколько спорна...
Наиболее употребительны следующие глаголы и глагольные сочетания: прошу вас, считаем, отметим, оговоримся, поясним, скажем прямо, попробуем понять, обратите внимание, поясним, отметьте себе, подумайте, считаем, думаем и т.п.
Синтаксические средства контакта .К синтаксическим средствам контакта относятся обращения к слушателям, они помогают укрепить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание: дорогие мои, уважаемые слушатели и т.д.
Средствами контакта служат также конструкции с изъяснительными придаточными: известно, что...; ясно, что...; можно предположить, что...; уверен, что...; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд.
Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос — это разновидность высказывания, цель которого — вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение.
Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Риторические вопросы придают информации большую убедительность, а в результате — действенность.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ