Прочитайте текст и установите его функционально-стилевую принадлежность, дайте обоснование своего решения.
Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856) – русский математик , создатель неевклидовой геометрии ( геометрии Лобачевского). Ректор Казанского университета (1827 – 1846). Открытие Лобачевского (1826, опубликованное в 1829-30), не получившее признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства , в основе которого более 2-х тысяч лет лежало учение Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математического мышления. Широко известны среди специалистов его великолепные и оригинальные труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей , механике, физике и астрономии.
44..Определите, какой текст приводится ниже: научный (собственно академический), учебно-научный (научно-учебный), научно-популярный или научно-художественный? Мотивируйте свой ответ.
1.Запишите, пожалуйста, тему нашей лекции: «Двойное лучепреломление». Когда же наблюдается явление двойного лучепреломления? Это явление наблюдается при переходе луча света из среды изотропной в среду анизотропную. Анизотропными являются кристаллические вещества, которые кристаллизуются в системе со сравнительно низкой симметрией. Благодаря низкой: симметрии кристаллов их физические свойства, такие, например: как теплопроводность, электропроводность и др. по различным направлениям различны. К числу таких анизотропных веществ -относятся и кристаллы исландского шпата. В его кристаллах и наблюдается двойное лучепреломление. Двойное лучепреломление состоит в том, что в результате преломления в анизотропной среде распространяется не один, а два луча. Предметы, которые рассматриваются сквозь такое вещество, кажутся раздвоенными.
Давайте остановимся поподробнее на некоторых особенностях явления двойного лучепреломления.
2.Геометрия Лобачевского
Построенная в 1826 году Н. И.Лобачевским геометрическая теория основана на тех же основных посылках, что и обычная евклидова геометрия за исключением аксиомы (постулата) о параллельных. Евклидова аксиома гласит: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести одну, и только одну прямую, параллельную данной, т.е. ее не пересекающую. В геометрии Лобачевского эта аксиома заменена следующей: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести более одной прямой, не пересекающей данной. В геометрии Лобачевского многие теоремы отличны от аналогичных теорем евклидовой геометрии: например, сумма углов треугольника меньше двух прямых, два подобных треугольника всегда равны между собой. Несмотря на внешнюю парадоксальность этих выводов, геометрия Лобачевского, оказалась логически совершенно равноправной с евклидовой. Открытие неевклидовой геометрии Лобачевского внесло коренные изменения в представления о природе пространства.
Открытие неевклидовой геометрии означало переход всей математики к ее новому виду, который характерен для современного периода. Именно в настоящее время большое внимание уделяется точным логическим выводам, анализу аксиом и т. д. Согласно общей теории относительности физическое пространство является евклидовым лишь приближенно, хотя его «неевклидовость» и не совсем такова, как представлял себе Н. И. Лобачевский.
3.Был ли счастлив Лобачевский?
Не только для гения, для простого смертного, что может быть печальнее равнодушия? Подумать страшно: человек всю жизнь шел к великой цели, достиг ее, поймал свою жар-птицу, но никого это не интересует: ни коллег, ни друзей, ни жену, сам смысл трудов ото всех сокрыт, жар-птицу никто не видит, а те, кто и видит, считают, что вряд ли стоит громко о том говорить.
Я много думал: счастлив ли был Лобачевский? Нищее детство. Утонул любимый брат. Умер любимый сын. Дом сгорел. Интриговали вокруг людишки, мелко, но больно огорчали. Жена, влюбленная в картежную игру, истерики с требованием денег. Слепота, отнявшая все краски у заката его жизни…Но ведь была и веселая озорная молодость, хохот, скачки верхом на корове в городском саду. Выносили выговоры, записывали на черную доску, даже в карцер сажали – ему все нипочем. Была ранняя ревнивая страсть к науке и раннее признание таланта. Преданные взоры учеников. Спасение университета от холеры. Государем дарованный перстень. И девочка, еще не ведающая о картах, лучистая от любви, и сладкое бессилие от взгляда ее…
(«Этюды об ученых» Я Голованов)