Тема 4. речь. общение. виды общения.

СОСТАВЛЕНИЕ АННОТАЦИИ.

Лекция-беседа.

План.

Определение понятия общения.

Структура речевого общения.

Функции и виды общения.

Особенности вербального общения.

Невербальные формы общения.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю., Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Д, 2000.

Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических

Вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.

3. Конспекты лекций по дисциплине «Культура речи и деловое общение»/Автор-составитель: Тропина В.Г.– Ресурс в Электронной библиотеке On line.

Стилистика и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Плещенко Т.П. , Федотова Н.В., Чечет Р.Г. – Минск. – НТООО «Тетрасистемс», 2001. – 544с.

Определение понятия общения.

В процессе взаимодействия членов любой социальной общности (массовой общности, социальной группы, малой социальной группы и т.д.) одним из наиболее важных компонентов являетсяобщение.В качестве синонима к слову общение нередко употребляется слово коммуникация(лат. communicatio – communicо – делаю общим, связываю, общаюсь). В настоящее время, правда, пытаются исключить слово коммуникация из данного синонимического ряда, подчеркивая следующее значение: коммуникация – связь, а, следовательно, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналам связи.

В нашем курсе мы рассматриваем общение (или коммуникацию) как специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Безусловно, общение как феномен свойственно только человеку. Понятно, что необходимость общения имеет биологическую природу и характерно для всего живого. Но в отличие от биологически оправданных иных форм коммуникации (например, взаимодействие птиц, животных, насекомых внутри своего вида) человеческое общениеявляется преимущественно речевым.

Для человека фактор общения на протяжении всей его жизни настолько важен, что психологи рассматривают его как некую потребность самосохранения. К примеру, дефицит общения в раннем детстве приводит к замедлению психического развития ребенка, а для людей преклонного возраста это грозит проявлением одного из видов безумия, который называют «коммуникативным голодом». И наоборот, в условиях современного большого города, когда человек контактирует с большим количеством людей, довольно часто общение становится избыточным. У человека растут психические нагрузки, и он, как следствие, испытывает потребность в добровольном уединении.

Структура речевого общения.

Итак, общение – это канал связи человека с другими людьми. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – это речь.Именно поэтому его называют речевым общением. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общениевзаимонаправленно и сознательно. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.Речевое поведение бывает вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение – это определенная система высказываний, мнений суждений, доказательств в момент человеческого общения. Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде. Речевая деятельность – это осознано мотивированная целенаправленная человеческая активность. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результат речевого поведения – это отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательное, агрессивные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Речевая деятельность – это сложный, прежде всего психический макропроцесс, состоящий из ряда обеспечивающих его реализацию процессов: порождение речи, прогнозирование, понимание, восприятие, реагирование и др.

В какой бы ситуации ни оказались люди, желающие вступить в общение, вначале они обычно пытаются сориентироваться в этой ситуации, осознать ее. Иначе говоря, они предварительно обдумывают, продумывают, обмозговывают свои слова. То есть, создают внутренний план высказывания. На основе этого плана из «запасов» долговременной и оперативной памяти извлекаются необходимые слова, словосочетания, конструкции и по известным грамматическим моделям создаются предложения. После этого начинается говорение.Таким образом, внутренняя речь переходит во внешнюю, которая, в свою очередь, может быть как устной (говорение) так и письменной.

Структурно речевое общение состоит из нескольких компонентов или единиц:

1) участники коммуникации (коммуниканты);

2) предмет общения;

Наши рекомендации