Как писать аннотацию к статье

По сути, аннотация на статью – это своеобразная мини-характеристика, в ней описывается суть проведенного исследования, рассматривается его актуальность.

Кроме характеристики темы и проблемы, затронутой в работе, аннотация к статье должна описывать цели исследования и его результаты. Аннотация на статью определяет, что нового можно узнать из данной работы, чем она отличается в положительную сторону от родственных по теме работ.

В тексте аннотации не следует использовать сложные синтаксические конструкции, которые препятствуют восприятию. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура, композиция.

Когда начнете писать аннотацию к статье, учтите, что она не должна быть слишком длинной – средний объем аннотации обычно составляет 500 печатных знаков.

Структура аннотаций

1. Библиографическое описание.

2. Характеристика содержания.

3. Композиция работы.

4. Назначение текста.

Речевые клише, с помощью которых оформляются смысловые части аннотации:

1. Содержательная характеристика текста:   В статье (книге) рассматривается... В книге изложены… Статья посвящена... В статье даются … В основу работы положено... Автор останавливается на следующих вопросах... Автор затрагивает проблемы... Цель статьи – показать... Цель автора – объяснить (раскрыть)... Целью статьи является изучение... Автор ставит своей целью проанализировать...  
2. Композиция работы:   Книга состоит из... глав (...частей)... Статья делится на ... части В книге выделяются ... главы  
3. Назначение текста:   Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)... Сборник рассчитан... Предназначается широкому кругу читателей... Для студентов, аспирантов... Книга заинтересует…  

Примеры аннотаций

Справочные аннотации Рекомендательные аннотации
1) Теплотехника: Учебное пособие / Хазен М.М. и др. - М: Высш. школа, 1981. - 480 с., ил. В книге рассмотрены техническая термодинамика, теплопередача, топливо и основы горения, котлоагрегаты и т.д. Приведены сведения о массообмене, дан материал по экономике тепловых электрических станций. Предназначается для студентов энергетических специальностей. Может быть полезно инженерам и техническим работникам. 2) Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989.-С. 44–60. Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.   1) Леденева А.В. Особенности экономики Краснодара // Мир России. Т. VI., 1997, №4 - С. 89-106 В данной статье на основе исследования инновационной конкурентоспособности Краснодарского края определены итоги модернизации экономики, осуществленной в отношении технического переоснащения основных отраслей промышленности. Кроме того, подведены итоги внедрения новейших технологий, рационального и эффективного природопользования и ресурсосбережения. В статье рассматривается результат формирования в крае экономики инновационного типа. 2) Иванова А.В. Проблемы мер экономической безопасности // Вопросы экономики, 1997, №4.- С. 89-106   В статье описываются проблемы обеспечения безопасности отечественной экономики, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие экономической безопасности страны.    

Задания и упражнения.

Задание 1.Вспомните определение понятия научный стиль речи. Назовите егоразновидности.

Задание 2.Дополните таблицу сведениями о научном стиле речи.

Разновидности научного стиля речи (подстили) Жанры, виды текстов
  Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
  Реферат, лекция, конспект, аннотация (резюме)
  Очерк, книга, лекция, статья в научно-популярном журнале
  Словарь, справочник, каталог
  Научно-технический отчет, техническое описание, проектная документация

Задание 3.Дайте определение понятия вторичный научный текст. Какие механизмы примают участие в его создании? Приведите примеры вторичных научных текстов.

Задание 4. Объясните, как вы понимаете термин компрессия текста.

Задание 5. Проанализируйте примеры таблицы. Объясните, чем различаются формулировки пунктов вопросного, номинативного и тезисного планов?

Вопросный Назывной (номинативный) Тезисный
Каков спектр звуков, который используют животные и птицы? Использование животными и птицами неслышимых звуков. Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим.
Какова роль информации в жизни общества? Роль информации в жизни общества. Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией.

Задание 6. Составьте номинативный план к тексту.

Двойные звезды

Солнце является одиночной звездой. Но иногда две или несколько звезд расположены близко друг к другу и обращаются одна вокруг другой. Их называют двойными или кратными звездами. Их в Галактике очень много. Так, у звезды Мицар в созвездии Большой Медведицы есть спутник - Алькор. В зависимости от расстояния между ними двойные звезды обращаются друг вокруг друга быстро или медленно, и период обращения может составлять от нескольких дней до многих тысяч лет. Некоторые двойные звезды повернуты к Земле ребром плоскости своей орбиты, тогда одна звезда регулярно затмевает собой другую. При этом общая яркость звезд ослабевает. Мы воспринимаем это как перемену блеска звезды.

Двойные звезды — это две (иногда встречается три и более) звезды, обращающиеся вокруг общего центра тяжести. Существуют разные двойные звезды: бывают две похожие звезды в паре, а бывают разные (как правило, это красный гигант и белый карлик). Как правило, эти звезды имеют несколько вытянутую форму вследствие взаимного притяжения. Много таких звезд открыл и изучил в начале нашего века русский астроном С. Н. Блажко. Примерно половина всех звезд нашей Галактики принадлежит к двойным системам, так что двойные звезды, вращающиеся по орбитам одна вокруг другой, явление весьма распространенное.

Принадлежность к двойной системе очень сильно влияет на всю жизнь звезды, особенно когда напарники находятся близко друг к другу. Потоки вещества, устремляющиеся от одной звезды на другую, приводят к драматическим вспышкам, таким, как взрывы новых и сверхновых звезд.

Двойные звезды удерживаются вместе взаимным тяготением. Обе звезды двойной системы вращаются по эллиптическим орбитам вокруг некоторой точки, лежащей между ними и называемой центром гравитации этих звезд. Это можно представить себе как точки опоры, если вообразить звезды сидящими на детских качелях: каждая на своем конце доски, положенной на бревно. Чем дальше звезды друг от друга, тем дольше длятся их пути по орбитам. Двойные звезды, которые возможно увидеть раздельно, называются видимыми двойными.

Видимое расстояние между звездами в двойной звезде измеряется в секундах дуги. Видимый диаметр Луны составляет около 30 минут дуги или 0,5 градуса.

Двойные звезды с наиболее удаленными компонентами (в несколько секунд дуги и более) можно увидеть в небольшие телескопы и даже бинокли, но чем ближе друг к другу компоненты двойной звезды, тем больше должна быть апертура телескопа. Стабильность состояния атмосферы, называемая видимостью, также влияет на возможность различить близкие двойные звезды.

Спектроскопическая двойная звезда — это пара звезд, которые расположены слишком близко друг к другу и неразличимы в телескоп; существование второй звезды выявляется при анализе света с помощью спектроскопа.

Задание 7. Прочитайте текст. Определите микротемы текста.

Тезирование

Тезирование – один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В тезисах логично и кратко излагается тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

а) преамбула (предисловие);

б) основное тезисное положение;

в) заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.

● Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

- использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых. во-вторых);

- с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы – внутренние причины);

- использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

● Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов:

- тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание.

- тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых, с точки зрения нормативности, жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов аннотацией, планом и пр. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Для составления тезисов по каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль, выделенной части текста. Тезисы – это золотая середина между заголовками пунктов плана и письменным пересказом текста.

Работу над тезисами стоит составлять на основе выделенных ключевых слов и словосочетаний, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку в тексте. В тезисах надо раскрыть основные мысли текста, отвечая на вопрос: «Что говорится в это части текста?»

При выделении ключевых слов и словосочетаний обращайте внимание на знаки препинания. В каждой части текста выделяйте не только опорные слова и словосочетания, но и целые предложения, в которых содержатся основные мысли.

Основные ошибки при составлении тезисов:

1. Мысль не раскрыта, а только названа: повторяет пункт плана другими словами.

2. Неточность и расплывчатость при передаче основных мыслей текста.

3. Тезисы не связаны между собой, один должен вытекать из другого.

4. Много лишних слов, не несущих смысловой нагрузки.

Задание 8. Запишите и запомните речевые формулы тезирования.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что...

Следует отметить, что...

Однако...

При этом важно, что...

Предполагается, что...

Специалисты ставят своей задачей...

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

Ставит вопрос...

Считает...

Сравнивает...

Приводит пример...

Перечисляет...

Характеризует...

Подчеркивает...

Задание 9. Ознакомьтесь с примером тезиса к фрагменту статьи.

(отрывок текста из статьи):   тезис
«Времена меняются. И вместе с ними меняются «правила игры». То, что было неизменным и проверенным десятилетиями, вдруг перестает работать. Старые знания и навыки уже не дают требуемых результатов. Человек может быть прекрасным специалистом, но если он не умеет учиться, то все его знания со временем обратят- ся в прах».   «В настоящее время старые знания уже не дают результата. Человек может быть хорошим специалистом, но если он не умеет учиться, его знания быстро устареют».  

Задание 10. Прочитайте статью. Запишите тезисы к ее содержанию.

Наши рекомендации