Упражнение 6. Какие слова или их значения являются новыми в приведенных фрагментах о всепоглощающей любви к компьютерам героя рубрики Кириллица из петербургской газеты «Пять углов»?
A. Однажды Кирилл увидел, что ему на голову падает кирпич. Похоже на
тетрис! — успел подумать он.
Б. Однажды Кириллу на день рождения подарили ружье. Зачем оно мне?!—
удивился Кирилл. Ему ответили вопросом: «Но ты же сам просил винчестер?!»
B. Знаете ли вы, почему Кирилл может стрелять только из револьвера? Он
спускает боек большим пальцем, как на джойстике.
Г. Однажды Кирилла как хакера попросили взломать Ascanoid. Он сделал
это — все стенки в Ascanoid'e стали взломанными — он нарисовал на них трещины.
Д. Однажды Кирилл решил сделать антивирус против всех вирусов и сделал!
Вернее, нашел — это был автоклав с температурой до 300 градусов.
Упражнение 7. Переведите следующие диалоги и фразы. Каким образом образованы слова и выражения, употребительные среди математиков, но непонятные представителям остальных специальностей? Возможна ли вариативность? Какие значения приобретают математические термины в следующих текстах? Приведите свои примеры.
а) – Во сколько выходим?
– В 18:00 плюс-минус эпсилон.
– А чему равно эпсилон?
б) – Где находится «Иль Патио» на Ленинском?
– Ленинский проспект и Ломоносовский проспект разбивают плоскость на четыре координатных угла. Если считать ближайший к МГУ и ближайший к МКАД первым, то в каком из углов находится Иль Патио?
в) Два математика пьют чай. Один из них роняет чашку и видит, что у нее отлетела ручка.
– Ничего страшного! – радостно говорит он, поднимая чашку. – Хотя топологически она изменилась и негомеоморфна прежней, но пить из нее можно. Второй, приглядевшись, замечает, что у чашки откололось еще и дно.
– Нет, ты не прав. Пить из нее как раз нельзя. Зато топологически она осталась прежней.
Упражнение 8. Как выглядят нормативные варианты следующих просторечных и диалектных форм? Чем обусловлено их появление в языке?
Сколько время?
Поезд уходит с пятого путя.
И вот сажает она моркву-то...
Моя доча говорит...
Не мешай дитю спать!
Там церква стоит на горе.
Он на дерево полез, рысь-то этот.
Упражнение 9. Проанализируйте предложения. Являются ли выделенные слова в разных предложениях формами одного слова или разными словами? Всегда ли на этот вопрос можно ответить однозначно?
а) Одну часть континента покрывали пески, другую льды. Когда на даче сезон варенья, я в каждый приезд привожу по паре пачек песка. На этом пляже прекрасный песок. У него в почках нашли песок. Что делать, когда появляется ощущение песка в глазах? Газировку без льда, пожалуйста. Хоккеисты говорят, что сегодня лед особенно хорош. «Вы, сударь, камень, сударь, лед!»
б) На мраморной плите была высечена следующая фраза... Я весь день, как проклятая, стою у плиты! В Евразийскую плиту не входят Индостан, Аравийский полуостров и часть северо-восточной Евразии восточнее Верхоянского хребта. ДСП – это древесно-стружечная плита, почти всю мебель делают из нее. За чаем и плиткой шоколада девушки секретничали. После ремонта мы сохранили ящик плитки про запас.
Упражнение 10. Исправьте ошибки в следующих предложениях. Как вы можете охарактеризовать морфологические признаки выделенных форм? Как вы можете охарактеризовать эти формы с точки зрения нормы и системы?
10 черт характера, сделающих вас богатыми. Это может сделать любой работающий гражданин, пожелающий пополнить лицевой счет неработающего гражданина. Буду признательна придумающему яркое и лаконичное название. Не считаю грешниками людей, выпьющих рюмку-другую. Не знаю, найдутся ли люди, воспрепятствующие этому. Эти настроения не стали возобладающими в обществе. Воспоследующий разговор почти точь-в-точь воспроизвел нашу беседу.
Упражнение 11.Строго следя за правильным образованием падежных форм, произнесите и правильно запишите словами все числительные.
1. Основной текст курсовой работы изложен на 57 страницах.
2. Список литературы к диссертации состоит из 329 наименований.
3. Рассчитанная по этим данным теплота смешения компонентов висмута и платины равна 215,5 кДж/моль.
4. Экспериментально определенное значение потенциала дополнительного пика равно 0,2 В.
5. Нужно было проделать более 600 измерений, чтобы разработать оптимальный режим работы регулятора.
6. Параметр кристаллической решетки равен 8,353, что совпадает с литературными данными.
Упражнение 12. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях. Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.). Исправьте предложения.
1. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.
2. На качество направлены многие темы, разрабатываемые учеными.
3. Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье граждан.
4. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.
5. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе
приняло ложное направление.
6. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная
проблема нашего современного века.
7. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте
речевые формы, которые учитель учит их находить.
8. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.
9. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей
и интересных сюрпризов.
10. Предполагаемый район геологоразведки изобиловал болотами, несметным количеством комаров.
11. Выбранная тематика весьма актуальна в данный момент времени.
13. Исправьте ошибки в предложенных фрагментах учебно-научных текстов (неправильное употребление предлогов, выбор падежа).
1. Из-за несовместимости отечественного бухгалтерского учета зарубежному в нашей стране используются почти исключительно отечественные бухгалтерские программы. 2. Принятие гипотезы о молекулярной структуре пространства позволит экспериментально исследовать истинную размерность физического пространства и возможностей его изменения. 3. Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения, чтобы быть способным рассмотреть по возможности больше число реакций. 4. Она ответственна взаимодействием подсистем всех уровней в процессе работы, строит план вычислений, управляет решением задач и обеспечивает сопряжение данных. 5. Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «Монтажный стол» можно использовать тогда, где необходимо подготовить какие-либо файлы в формате RTF для Windows. 6. В России в данный исторический период с быстрыми темпами стали развиваться города.
7. Эти данные были подтверждены в результате изучения тонкой структуры электрических полей, генерируемых рыбами в аквариуме. 8. Главная идея концепции, по мнениям авторов, состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на органической взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач. 9. В меню File имеется команда Рlасе, вследствие которой можно легко
поместить изображение, приготовленное в векторных программах
(Аdоbе Illustrator и пр.) как новый слой к обрабатываемому изображению формата Photoshop. 10. Ввиду квантовых устройств можно будет решать такие математические задачи, как разложение на множители тысячных чисел.
Упражнение 14. Какие произведения школьной программы «зашифрованы» в следующих «Новостях от классиков» (источник: http://litnews.litres.ru/#news3)? Создайте подобные «новости» о своих любимых книгах.
а) Тусовщик застрелил друга из-за мимолетного флирта.
На корпоративной вечеринке, посвященной подведению итогов финансового года, произошел конфликт между двадцатишестилетним менеджером О. и восемнадцатилетним сотрудником пиар-службы Л. Конфликт возник на почве их личных чувств к коллеге – девушке 18 лет, также присутствовавшей на мероприятии. Стороны решили разрешить спор... дуэлью. По трагическому стечению обстоятельств, а также в результате грубейшего несоблюдения базовых правил безопасности при обращении с оружием сотрудник пиар-службы был застрелен. Ведется следствие.
б) Бизнесмен в бегах зарабатывал на трупах.
Прокуратура Калужской области пресекла незаконную деятельность бывшего чиновника федеральной Таможенной службы. Некто Ч. воспользовался недостатками в организации деятельности ряда региональных отделений федеральных органов власти, что позволило ему преступным путем овладеть базой данных граждан, прекративших свое физическое существование. В дальнейшем подозреваемый вступил в преступный сговор с рядом лиц с целью получения потребительских кредитов, оформляемых на умерших граждан. Эксперты в области российского права сомневаются в том, что данное деяние может быть классифицировано как преступление – в силу отсутствия соответствующих
норм в действующем законодательстве. Тем не менее, следственные комитеты Калужской и Тульской областей продолжают выяснение обстоятельств деятельности находчивого афериста.
в) Дочь столичного чиновника расправилась с возлюбленным.
В Тверской суд столицы поступил иск гражданина Ч., который требует признать юридически ничтожным диагноз о его ограниченной дееспособности. По утверждению заявителя, психиатрическое освидетельствование было произведено без его согласия, лишь на основании слов его давней знакомой Ф. Истец утверждает, что для проведения освидетельствования и получения нужного ей результата восемнадцатилетняя Ф. использовала связи и положение своего отца, занимающего видный пост в московском правительстве. Фиктивный диагноз был поставлен по прямому указанию руководителя диспансера М.А. Княгининой, имеющей давние приятельские отношения с семейством Ф. Есть основания полагать, что ранее потерпевший и его обидчица находились в продолжительной гражданской связи.
г) Жена высокопоставленного чиновника покончила с собой после ссоры с любовником.
На железнодорожных путях Пушкинского (Царскосельского) района Ленинградской области обнаружен обезображенный труп. Экспертиза установила, что погибшая, женщина приблизительно 30 лет, являлась супругой высокопоставленного правительственного чиновника. Среди прочих рассматривается и версия самоубийства. По сообщению анонимного источника, в семье в последнее время наблюдался разлад, причиной которого
являлась связь погибшей с одним из наиболее известных представителей так называемой петербургской «золотой молодежи». Имя последнего пока не разглашается в интересах следствия. ОВД Царскосельского района продолжает выяснение обстоятельств случившегося.
Составление планов.
Одним из известных способов сокращённой записи информации являются планы. План – это краткая программа текста, прочитанного или прослушанного вами. Для научной сферы деятельности наиболее характерными являются простые планы: вопросный, номинативный (назывной) и тезисный. Для начала рассмотрим, как составляются вопросный и назывной планы.1) Вопросный план составляется с использованием вопросительных слов: Чем для компьютера является микропроцессор? 2) При составлении назывного (номинативного) плана используются назывные (номинативные) предложения: Роль микропроцессора в работе компьютера.
Задание 1. Прочитайте текст «Устная и письменная речь». Составьте вопросный план текста.
Термин «речь» обычно употребляется в нескольких значениях. В одном случае речь – это практическое взаимодействие с помощью языковых средств между двумя и более людьми в устной или письменной форме, то есть, речь как деятельность, как процесс. Во втором значении слово «речь» соотносится с понятием результата деятельности – текста. Есть ещё одно понимание значения слова «речь» – так называют устное публичное выступление оратора.
Речь материальна. Воплощаясь в реальной коммуникации, она воспринимается визуально или акустически, существует, следовательно, в устной и письменной формах. Устная речь – это речь, передаваемая в звуковой форме, речь произносимая, функционирующая в сфере непосредственного общения. Исторически устная форма речи первична, она возникла значительно раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, то есть произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности артикуляционных органов человека. С этим явлением связаны разнообразные интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают такие дополнительные средства, как характер взгляда, пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика, жесты. Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени – одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент речи ещё раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, то есть он думает как бы на ходу, поэтому устной речи свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц, даже некоторая небрежность.
Письменная речь – это речь, графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, воспринимаемая визуально. Информация в письменной речи передается не только с помощью графической системы языка, но и с использованием других знаковых систем: математических, физических, химических символов; графических элементов иного порядка: таблиц, диаграмм, графиков. Основной функцией письменной речи считают её способность к длительному хранению информации. Иначе говоря, прямое предназначение письменной речи – фиксация устной речи с целью её сохранения в пространстве и времени. Письменная речь монологична, тематически обусловлена, дистантна. Для неё характерно использование книжного строго нормированного и регламентированного языка, наличие сложных синтаксических конструкций, обилие причастных и деепричастных оборотов, строгое соблюдение языковых норм. Графическая фиксация, развертывание не во временном, а в синтаксическом пространстве предопределяет возможность использования бóльшего времени на обдумывание, редактирование написанного. Письменная речь характеризуется еще и тем, что в самой этой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения. Строго говоря, принципиален сам выбор коммуникативной сферы общения: официально-деловая, научная, художественно-беллетристическая,разговорно-бытовая, публицистическая. Выбор языковых средств зависит от того, какой текст создается: художественное произведение, описание решения научной проблемы, рекламное объявление или деловое письмо. Это позволяет сделать вывод, о том, что письменная речь обладает стилеобразующей функцией.
Для того, чтобы быть правильно воспринимаемой личностью, необходимо хорошо знать язык и уверенно владеть речью на этом языке и в устной, и в письменной форме. «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума», – говорил Д.С. Лихачев.