Галиева Диля Василевна-17.08.2013.
Рабочая учебная программа
по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год
вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
2016-2017 нче уку елына икенче кечкенәләр төркемендә ( 3-4 яшькә кадәр) мәктәпкәчә белем бирү учреждениесенең төп бердәм укыту
программасын тормышка ашыру буенча
Укыту-эш программасы
Авторы программы:
Шайхутдинова Юлдыз Азатовна.
Г.
Содержание
I .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка..…………………………………………...3
2. Цели и задачи реализации Программы…....………………………3
3. Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников……4
4. Целевые ориентиры…………………………………….……………7
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной работы
5. Социально-коммуникативное развитие……………………… ……8
6. Познавательное развитие……………………………………............16
7. Речевое развитие……………………………………………………..25
8. Художественно-эстетическое развитие…………………………….40
9. Физическое развитие…………………………………………………51
10 Вариативные формы реализации программы ……………………..56
11. Взаимодействие с семьями воспитанников.……………………….59
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
12. Примерный режим дня ……………………………….…………….60
14. Особенности развивающей предметно-пространственной среды..62
15.Особенности традиционных мероприятий, праздников…………….63
16.Материально-техническое и методическое обеспечение..................66
Список детей:
Галиева Диля Василевна-17.08.2013.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
5.Социально-коммуникативное развитие
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. socialis — общий, общественный), а также вне его общения и активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь).
При реализации содержания образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» необходимо помнить о следующем
1) Решение основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (что такое хорошо и что такое плохо).
2) Выделение отдельной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» условно, так как процесс социализации и коммуникации буквально пронизывает всё содержание Программы разнообразными социализирующе- комммуникационными аспектами.
«Матрицей» Программы является содержание психолого-педагогической работы по развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками. Оно должно учитываться при организации всех видов детской деятельности, в процессе решения всех задач психолого-педагогической работы Программы.
3) В свою очередь, реализация самой образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» обеспечивается опорой на сквозные механизмы развития ребёнка — общение, игру, элементарный труд, познание и другие виды детской деятельности. Ведущее место в реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» занимает игра (сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная) как способ освоения ребёнком социальных ролей, средство развития качеств ребёнка, его творческих способностей.
4) Общество, государство и семья остро осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к труду как к самостоятельной ценности. Цели дошкольного образования не могут быть достигнуты вне решения задачи развития самой трудовой деятельности и формирования позитивных установок ко всем видам труда, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре и развития личности ребёнка.
5) Необходимость включения в содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» задачи по формированию основ безопасного поведения ребёнка в быту, социуме, природе обусловлена: с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально- экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.); с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем(снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.). В связи с этим основы безопасного поведения в быту, социуме, природе рассматриваются в Программе и как безопасность жизнедеятельности человека (состояние его физической, психической и социальной защищённости), и как безопасность окружающего мира природы.
Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Социализация
Месяц | Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Дидактические игры Театрализованные игры | Приобщение к элементарным общепринятым нормам и Правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру. | Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Формировать представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия для формирования дружелюбия. Развивать умение детей общаться спокойно, без крика. | Образ Я. Формировать начальные представления о человеке, первичные гендерные представления. Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи. Детский сад. Знакомить с традициями детского сада. Родная страна.Дать представления о родной стране, о родной культуре. | |
Сентябрь | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости к бабушке», «Детский сад», «Я-воспитатель» Дидактические игры: «Чего не хватает?», «Времена года», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Одень куклу», Подвижные игры: «Воробушки», «Бегите ко мне», «Кот и мыши»,«Птички в гнездышках»,Игра-драматизация по сказке«Колобок», «Теремок». Инсценировка сказки «Три медведя» | Беседа «Кривляки, хвастунишки и дразнилки» Дидактическая игра «Наши эмоции» Игры: «Плакать не надо» | Беседа «Что мы знаем о своем садике?» Дидактическая игра «Сложи узор» Чтение татарской народной сказки «Болтливая утка» |
Октябрь | Сюжетно-ролевая игра «День рождения», «Семья», «Магазин игрушек». Дидактические игры: «Чье это место?» «Найди что лишнее», «Из каких мы сказок?» Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Пчелы и медвежата», «Шалтай- Балтай». Инсценировка сказки «Репка» Кукольный театр «Колобок» (русская народная сказка) Инсценировка сказки «Лиса и заяц» | Беседа «Мои любимые воспитатели» Дидактическая игра «Профессии в детском саду» Беседа «Поговорим о милосердии» | Беседа «Я мальчик, а ты девочка» Беседа«Г.Тукай татарский писатель». Знакомство с его творчеством. |
Ноябрь | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Мы идем в театр». Дидактические игры «Одежда», «Найди пару», «Спорт», «Что в корзинке?», «Найди пару». Подвижные игры: «Передай другому», «Курочка и цыплята», «Цветные автомобили», «Листопад». Кукольный театр «Кошкин дом» Инсценировка по сказке «Лиса и заяц». Театр игрушек «Телефон» К.И.Чуковский | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в цирк» Беседа «Учимся справляться с гневом». Игры по теме «Гнев» Составление рассказа «Мои друзья» | Работа с родителями «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка» «Водяная» татарская сказка– познакомить, показать иллюстрации. Г.Тукай Беседа «Моя семья» |
Декабрь | Сюжетно-ролевая игра «Я-шофер», «Мы идем в гости», «Больница». Дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Отгадай о ком говорится», «Чудесный мешочек», «Одень куклу». Подвижные игры: «На улице», «Беги к тому, сто назову», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик». Инсценировка сказки «Рукавичка» Пальчиковый театр «Теремок» | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр» Беседа «Жадность» Беседа «Поговорим о доброте» Игры по теме «Радость» | Беседа «Такие разные и такие похожие» Татарская народная подвижная игра «Курочка-хохлатка» |
Январь | Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Строительство» Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Истории в картинках», «Времена года», «Чей, чья, чьё?», «Цвета». Подвижные игры: «Бегите к флажку», «Лиса и зайцы», «Поезд», «Хищник-добыча», «Шалтай - болтай».. Театр настольный «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки «Колобок» | Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес». Беседа «Шаловливые игры» Игра-ситуация «Ссора» Игры по теме «Страх» | Беседа «Зачем нужны правила?» «Шурале» татарская сказка– познакомить, показать иллюстрации. Г.Тукай |
Февраль | Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Поликлиника», «Сервируем стол», «Кукла заболела». Дидактические игры: «Собери картинку», «Музыкальные инструменты», «Один-много», «Что кому надо для работы». Подвижные игры: «Перебежки», «Солнышко и дождик», «Охотники и звери», «Цветные автомобили». Кукольный театр «Три медведя» Театр игрушек «Лиса и петух» (русская народная сказка») | Беседа «Злой язычок» Беседа «Чувства одинокого человека» Игры по теме: «Давайте жить дружно». | Беседа «Насколько я ответственный?» Дидактическая игра «Укрась фартук узором» Дидактическая игра «Защитники Отечества» |
Март | Сюжетно-ролевая игра «Моя семья», «Парикмахерская», «Детский сад». Дидактические игры: «Времена года», «Кто важнее?». «Таня умывается», «Кто веселее?», «Угадай, что спрятано», «Домино». Подвижные игры: «Птицы в гнездышках», «Ловишки», «Птички и кот», «Догони мяч», «Самолеты». Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса». Театр игрушек «Маша и медведь» (русская народная игра) | Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» Игры по теме « Мальчики и девочки» Беседа «Мои лучшие друзья» | Дидактическая игра «Семья» Беседа «Международный день 8 марта» Татарская народная подвижная игра «Скок- перескок» |
Апрель | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Зоопарк» , «Делаем покупки», «Веселый автобус». Дидактические игры: «Подбери картинку», «Истории в картинках», «Волшебный коврик», «Дополни узор». Подвижные игры: «Курочка- хохлатка», «Светофор», «Цветные автомобили», «Пузырь», «Кот и мыши». Драматизация сказки «Заюшкина избушка» Театр игрушек «Хитрая лиса» Кукольный театр «Заюшкина избушка» (русская народная сказка) | Игра-ситуация «Болезнь куклы» Дидактическая игра «Профессии» Беседа по теме «Давайте жить дружно» | Малые формы фольклора: загадки, пословицы… Татарская народная подвижная игра «Ловишки» Беседа «Я знаю как зовут членов моей семьи» |
Май | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Путешествие», «День рождения Степашки», «Зоопарк». Дидактические игры: «Лото- животные». «Когда это бывает?», «Помоги малышам», «Предметы и контуры», «Волшебная мозаика». Подвижные игры: «Птицы и лиса», «Солнышко и дождь», «У медведя во бору», «Поезд», «Самолеты». Кукольный театр «Смоляной бычок» (русская народная сказка) Драматизация сказки «Снегурочка» (русская народная сказка) Инсценировка сказки «Курочка-ряба» | Сюжетно-ролевая игра «Я- воспитатель». Беседа «Добрые и злые поступки» Игра-ситуация «Дружные соседи» Игры по теме: «Наши эмоции» | Русский фольклор «Солнышко, появись». Беседа «Профессии в детском саду» Беседа «Моя фамилия» |
2 Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Труд »
Месяц | Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, его результатам | Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека | Самообслуживание Труд в природе Хозяйственно-бытовой труд |
Сентябрь | Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них. Д/игра «Профессии» Наблюдение за трудом работников детского сада. Рассматривание картин, иллюстраций. Беседы. Оказание посильной помощи взрослым. | Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых. Продолжать знакомить с трудом близких взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. День дошкольного работника Международный день учителя День милиции День защитника Отечества День космонавтики День работников пожарной Охраны | Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными. Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями. Приучать с помощью взрослого кормить птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек. |
Октябрь | |||
Ноябрь | |||
Декабрь | |||
Январь | |||
Февраль | |||
Март | |||
Апрель | |||
Май |
Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Безопасность»
Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения»
Ме сяц | Программное содержание | Совместная деятельность |
СЕНТЯБРЬ | 1. «Знакомство детей с автомобилями» Цель: познакомить детей с машинами, охарактеризовать основные части машин (кабина, кузов, колёса, руль, двери), объяснить назначение каждой.. | 1. Целевая прогулка: наблюдение за движением легковых и грузовых автомобилей, закрепление названий частей автомашин. 2. Рассматривание картинок с изображением легковых и грузовых автомобилей. 3. 3.Сравнивание машин по цвету. 4. Игры в водителей. Чтение художественных произведений о машинах. 5. Тематические беседы по теме «Транспорт». |
ОКТЯБРЬ | 2. «Грузовые и легковые автомобили» Цель: учить детей различать легковой и грузовой транспорт, правильно называть части машины: кабина, кузов, колёса, руль, двери | 1. Рассматривание картинок с легковыми и грузовыми автомобилями. 2. Чтение худ. произведений о машинах. 3. Строительство гаражей для автомобилей. 4. Сравнивание грузовых и легковых автомобилей по размерам: длине, высоте, ширине. 5. Д/и «Поставь автомобиль в свой гараж» (познакомить детей с понятием «Гараж»). 6. Беседа о работе водителя. |
НОЯБРЬ | 3. «Пассажирский транспорт» Цель: познакомить детей с пассажирским транспортом (трамвай, автобус). Дать представление о назначении пассажирского транспорта – перевозка людей. | 1. Рассматривание картинок с пассажирским транспортом. 2. Чтение худ. произведений о пассажирском транспорте. 3. С/р игры «Водители» и «пассажиры». П/ и «Трамвай». 4. Беседы с детьми о том, на каком транспорте они ездили. Д/и на ориентирование в пространстве: спереди, сзади, сбоку. |
ДЕКАБРЬ | 4. «Машина» Цель: закрепить знания детей о классификации транспортных средств (грузовой, легковой, пассажирский), названии частей машины и их назначение. | 1. Чтение худ. произведений о транспортных средствах. 2. Рассматривание иллюстраций с различными видами транспорта. 3. Предложить детям самостоятельно найти на иллюстрациях грузовой, легковой, пассажирский транспорт. 4. С/р игра «Водители». Строительство машин из конструктора. 5. Д/ и на ориентировку в пространстве. П/и «Воробушки и автомобиль» |
ЯНВАРЬ | 5. «Светофор» Цель: познакомит детей со светофором (для водителей и пешеходов) и его сигналами. | 1. Чтение худ. произведений о светофоре. 2. Рассматривание иллюстраций со светофором. 3. Предложить детям рисовать зелёные и красные круги. 4. Д/и «Красный, зелёный». П/и «Красный, жёлтый, зелёный» 5. Тематические беседы «Светофор» |
ФЕВРАЛЬ | 6. «Дорога» Цель: дать детям представление о дороге, учить различать элементы дорог: проезжая часть, тротуар. | 1. Чтение худ. произведений о дороге. 2. Рассматривание иллюстраций с дорогой. 3. Предложить детям выложить из мозаики дорожку. 4. Сравнивание полосок разной ширины и длины. 5. Предложить детям нарисовать дорогу для машины. 6. П/ и «Поезд» |
МАРТ | 7. «Улица» Цель: познакомить детей с улицей, её составными частями: дорогой для машин и тротуарами для людей. Объяснить, что на улице, где движется транспорт, детям и взрослым надо быть внимательными. | 1. Чтение худ. произведений про улицу. 2. Рассматривание иллюстраций с улицами. 3. Строительство улицы. 4. Предложить детям нарисовать широкую дорожку для машин и узкую для ходьбы людей. 5. Рассматривание улиц, пролегающих возле детского сада. 6. С/р игра «Водители». Тематическая беседа «Улица» |
АПРЕЛЬ | 8. «Узкая дорожка, широкая дорожка» (конструирование) Цель: формировать у детей представление о ширине дорог, по которым ездят машины. | 1. Чтение худ. литературы про дорогу. 2. Рассматривание иллюстраций с дорогами разной ширины. 3. Выкладывание дорожек разной длины и ширины из различных строительных деталей. 4. Вспомнить, что по дороге ездят машины, а тротуарам ходят люди. 5. Д/ и «Бегите ко мне». |
МАЙ | 9. «Наш друг - Светофор» (рисование) Цель: закрепить цвета сигналов светофора, их назначение, на какой цвет светофора можно переходить дорогу, а на какой надо стоять. | 1. Рассматривание иллюстраций со светофорами и движением транспорта и людей на соответствующие сигналы светофора. 2. Чтение худ. произведений о светофоре. 3. Д/и «Красный, зелёный». П/и «Птицы и автомобиль». Вспомнить с детьми виды транспортных средств, их назначение. |
6. Познавательное развитие
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствуют дальнейшему успешному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка. При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
• познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
• значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребёнка;
• формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребёнка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Познание» (РЭМП )
Месяц | РЭМП |
Сентябрь | Знакомство с понятиями «один – много». Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же. |
Октябрь | Цвет. Столько же. Больше. Меньше. Столько же. Больше. Меньше. Столько же. Больше. Меньше. |
Ноябрь | Свойства предметов. Счёт до двух. Счёт до 2. Цифры 1 и 2. Длиннее. Короче. |
Декабрь | Круг. Шар. Шире. Уже. Счёт до 3. Число 3. |
Январь | « На, над, под»\ .«Выше, ниже» «Раньше, позже» |
Февраль | «Счет до 4-х. Число 4, цифра 4» «Квадрат» «Куб» «Вверху, внизу» |
Март | «Слева, справа, посередине» «Счет до 5. Число 5.Цифра5» «Внутри. Снаружи» «Впереди, сзади, между» |
Апрель | «Пара» «Овал» «Прямоугольник» «Числовой ряд» |
Май | «Порядковый счет» «Игра-путешествие» «Повторение. Слева,справа. посередине» Повторение» |
Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Познание»(ФЦКМ)
Икенче кечкенәләр төркеме өчен әйләнә - тирә белән таныштыру буенча тематик планнар - Туган телдә сөйләшәбез” методик кулланма буенча
№ | Тема | максат | җиһазлар | вакыт |
1. | Кояш, чык! | 1) җәй турындагы күзаллауларын киңәйтү, тәү-лек өлешләрен дөрес әйтергә күнектерү; 2) балаларның сөйләмен, игътибарын, ишетү хәтерен, күзаллауларын, вак моторикаларын, рәсем ясау күненкмәләрен, иҗади сәләтләрен үстерү; 3)балаларда табигать белән кызыксыну тәр-бияләү | А 4 форматындагы ак кәгазь битләре, (аларга д-8-9 см булган сары түгә- рәкләр ясалган), фломастерлар, “Иртәнге нур” аудиоязмасы | СЕНТЯБРЬ- |
2. | Йомшаккай әзерләгән сюрприз | 1)Агачтан ясалган уенчыкларны карау бары- шында агач материалы, аның үзлекләре (каты, нык) белән таныштыру; тәрбияче сорауларына җавап бирергә өйрәтү; 2)предметлар төсен, формасын, зурлыгын бил-гели белергә өйрәтү, анализаторлар эшчәнле- ген, сүзлек байлыгын, хәтерләрен, игътибарла- рын үстерү. 3)уенчыкларга карата сакчыл караш һәм уен- нан соң уенчыкларны урынына кую гәдәте тәр- бияләү. | Тартма,уенчык пе- си (Йомшаккай), карау өчен пирмида, зур матрешка һәм һәр балага җитәр- лек матрешкалар. | |
3. | Манара | 1)балаларны төрле зурлыктагы һәм төрле төс- тәге төзү материалы – шакмаклар белән та- ныштыру, үрнәк буенча манара корылмасы төзергә өйрәтү; 2)предметның төсен, формасын, зурлыгын атый белүләренә ирешү; 3)бергә шөгельләнү теләге уяту; Балалар бак- часына карата уңай мөнәсәбәт тәрбияләү. | Уенчык песи, тарт- ма белән төрле төстәге, төрле зур- лыктагы шакмаклар | ОКТЯБРЬ |
4. | Куян үстергән кишер һәм помидор | 1)табигатьтәге көзге үзгәрешләр, көзге уңыш турында мәгълүмат бирү, яшелчәләр (кишер, помидор) турында белемнәрен баету; 2)яшелчәләрне (кишер,помидор) тышкы күре- неше, тәме, формасы буенча аера белүләренә ирешү; игътибарларын, аңга алуларын, диало- гик сөйләмләрен, сенсорик күнекмәләрен үсте- рү; 3)балаларда сорауларга җавап бирү теләге уя- ту; табигатькә уңай караш уяту. | Уенчык куян, бала- лар санынча ки-шер, помидор, “тылсымлы тартма” | ОКТЯБРЬ |
5. | Куян үстер-гән кыяр һәм шалкан | 1) балаларның табигатьтәге көзге үзгәрешләр, көзге уңыш турында күзаллауларын киңәйтү, яшелчәләр (кыяр, шалкан) турындагы белем-нәрен ныгыту; 2) яшелчәләрне (кыяр, шалкан) тышкы күренеше, тәме, формасы буенча аера белергә өйрәтүне дәвам итү; игътибарларын, аңга алуларын; диалогик сөйләм, сенсорик сәләтләрен үстерү; 3) сорауларга җавап бирү теләге тудыру; таби-гать белән кызыксыну тәрбияләү. | Уенчык куян, бала- лар санынча кыяр,шалкан; “тылсымлы тартма” | НОЯБРЬ |
6. | Сары, кызыл яфраклар | 1)балаларны көз, кыш ел фасыллларының характерлы билгеләре белән таныштыру; бер ел вакыты икенчесен алмаштыруы турында мәгълүмат бирү; көзге яфраклар турындагы бе- лемнәрен (яфракларның төсләре үзгәрә, алар коелалар) киңәйтү. Авазлар әйтелешен ныгыту; 2)балаларның игътибарын, аңга алуларын, хә- терен бәйләнешле сөйләмен үстерү; 3)көзге табигатьнең матурлыгын күрә белергә өйрәтү; балаларда чиста пөхтә эшләү теләге тәрбияләү. | Көзге һәм кышкы пейзажлар сүрәт- ләнгән рәсемнәр, яшел төскә буял- ган ватман (келәм); һәр балага җитәр-лек сары яки кызыл төстәге яф-раклар, пумалалар, җилем, салфеткалар; “Яф-рак бәйрәме” ау-диоязмасы | НОЯБРЬ |
7. | Кунак каршы-лыйбыз | 1) савыт сабаның аерым предметлары, алар-ның кулланышы турында белемнәренә төгәллек кертү; тәрбияче белән бергә кыска хикәя төзергә өйрәтүне дәвам итү; балаларны әңгәмәгә тарту; 2) балаларның игътибарын, аңга алуларын үс-терү; тәрбияче биргән сорауны ишетү, аңлау һәм аңлаешлы итеп җавап бирүләренә ирешү; үз исемен дөрес әйтә белергә өйрәтү; 3) балаларда сөйләм этикетына нигез салу( исәнләшү, танышу, саубуллашу); өлкәннәргә булышу теләге уяту; савыт-сабага сакчыл караш тәрбияләү. | Кыз һәм малай кур-чаклар, чәй өстәле, ашъяулык, тартма-да савыт-сабалар, чәй, конфетлар, салфеткалар | ДЕКАБРЬ |
8. | Чаллы шәһәре. | 1)балаларны Чаллы шәһәре, аның исеме (Яр Чаллы), шәһәрдә ясала торган “КамАЗ” машинасы белән таныштыру. Юл йөрү кагыйдәләре турында элементар белемнәр бирү; 2)аңга алуларын, диалогик сөйләмнәрен үстерү; сүзләрне, кыска фразаларны ачык әйтә белүләренә ирешү; “КамАЗ” машиналары белән кызыксынуларын үстерү; 3) туган шәһәр, “КамАЗ”эшчеләре, аларның хезмәте белән горурлану хисе тәрбияләү. | мольберт, шәһәр күренеше сүрәт-ләнгән рәсем, “КамАЗ” машинасы, йөк машиналары | ДЕКАБРЬ |
9. | Тылсымлы шкатулка | 1)Балаларны Яңа ел бәйрәменә әзерлеккә тарту, чыршы уенчыкларының төрләре белән таныштыру, аларны күрсәтергә теләк уяту; 2) балаланы чыршы уенчыкларының төсен, формасын, зурлыгын, кулланышын атарга өйрәтү; диалогик сөйләмнәрен үстерү, сорауларга җөмлә белән җавап бирергә өйрәтү; , аңга алуларын үстерү; берничә сенсорик билгеләре буенча бертөрле предметларны төркемгә берләштерергә өйрәтә башлау; 3) чыршы уенчыкларына сак караш тәрбияләү; балаларда Яңа ел бәйрәме уңаеннан яхшы кәеф, шатлык хисләре булдыруга шартлар тудыру. | Шкатулка, төрле төстәге, төрле зурлыктагы төрле формадагы чыршы уенчыклары, бала- лар санынча кәгазь кар бөртекләре, савытка салынган кар, “Чыршыкай- матуркай “ җыры аудиоязмасы | ЯНВАРЬ |
10. | Куян белән тиенне чыршы бәйрәменә чакырабыз | 1)балаларның кышкы табигатьнең характерлы үзенчәлекләре, кыргый җәнлекләр турындагы күзаллауларын киңәйтү; тикшеренүләр барышында суның үзлекләре турында мәгълүмат бирү; авазлар артикуляциясен ныгыту; 2) балаларның игътибарын, хәтерен үстерү, танып белү активлыкларын формалаштыру; 3)балаларда Яңа ел бәйрәме уңаеннан яхшы кәеф, шатлык хисләре булдыруга шартлар тудыру; кыргый җәнлекләргә карата кайгыртучанлык хисе тәрбияләү. | Боздан ясалган муенса, тәлинкә, кәрзин, йомшак ку-ян һәм тиен уен-чыклары; чыршы, нарат агачлары макеты, кишер, чикләвек | ЯНВАРЬ |
11. | “Чанада шуабыз” рәсемен карау | 1)балаларны рәсемне карарга, аның эчтәлеген аңларга, эчтәлеге буенча сорауларга җавап бирергә өйрәтүне дәвам итү; 2) диалогик сөйләмнәрен, күзәтүчәнлекләрен, күрсәтмә-образлы фикерләүләрен үстерү; 3)кышның матурлыгын күрә белергә өйрәтү. | “Чанада шуабыз” рәсеме, ак гуашь, зәңгәр фонлы кәгазьләр, кышкы киемнән Алсу курчак | 05. 02 12.02. |
12. | Җимлек янында | 1)кышлаучы кошларны күзәтүне оештыру; аларны тышкы кыяфәтләре буенча танырга өйрәтүне дәвам итү; пумаланың очы белән ярма бртекләреясауны ныгыту; 2) аваз ияртемнәрен әйтүдә күнектерү; сүзлек запасын баету; игътибарын үстерү; 3) күзәтүчәнлек, кошларга карата сак караш, алар турында кайгыртучанлык, кышын аларны тукландыру теләге тәрбияләү. | “Җимлек янында” рәсеме, җимлектә- чыпчыклар; сары гуашь, кәгазь, һәр балага җитәрлек кәгазьдән ясалган кошлар, пумалалар | ФЕВРАЛЬ |
13. | Ватанны саклаучы-лар көне | 1)балаларны Ватанны саклаучылар көне белән таныштыру; 2)балаларның игътибарын,аңга алуларын; диалогик, монологик сөйләмнәрен үстерү; 3) балаларда Туган илгә мәхәббәт,малайларда көчле , кыю булырга омтылыш тәрбияләү. | Төркемгә йөрүче балаларның әтиләренең фотосүрәте | МАРТ |
14. | Минем әнием | 1) әниләр турында әңгәмәдә катнашырга, әниләрнең исемен дөрес әйтә белергә өйрәтү; ; әзер формалардан бизәк төзеп, кәгазь битендә ябыштырырга өйрәтүне дәвам итү; 2) балаларның игътибарын, кабул итүләрен, хә-терен, сүзлек байлыгын үстерү; 3) балаларда әниләргә карата җылы мөнәсә-бәт, хөрмәт, мәхәббәт тәрбияләү. | “тылсымлы сан-дык”, һәр балага берәр сары һәм би-шәр кызыл түгәрәк, “Әниләр бәйрәме” җырының аудиояз-масы | МАРТ |
15. | Тере һәм уен-чык кошларны карау | 1)тере һәм уенчык кошларны чагыштыру, уен-чык кош-дымка уенчыгы белән таныштыру, уенчык кошның нинди материалдан ясалган булуын ачыклау; төсләрне, дымка бизәге элементларын ныгыту; 2)балаларның игътибарын, күзәтүчәнлеген үс-терү, сорауларга тулы җавап бирергә өйрәтүне дәвам итү; 3) кошлар белән кызыксыну, алварга карата сак караш, кайгыртучанлык тәрбияләү. | Читлектәге тере кош, уенчык кош(дымка уенчыгы), кошка ярма һәм су салу өчен савыт. | АПРЕЛЬ |
16. | Урамда яз | 1)балаларны язгы күренешләр белән таныш-тыруны дәвам итү(кар эри, тамчы тама, кояш җылыта, сулар җыела, язгы табигатътәге гади бәйләнешләрне (кояш ныграк җылыта –көннәр җылына-кар эри һ.б.) ачыклау барышында сүзлек запасын киңәйтү һәм активлаштыру; 2) балаларның күзәтүчәнлеген, игътибарын, күзаллавын үстерү; 3) язгы күренешләр белән кызыксыну, табигатътә барган үзгәрешләрне күрергә өйрәтү, шатлык хисләре уятү. | язгы күренешләр төшерелгән рәсем, “Язгы тамчы” җырының аудиояз-масы | АПРЕЛЬ |
17. | “Кәҗә һәм кәҗә бәтиләре” рәсемен карау | 1)балаларны тәрбияче ярдәме белән рәсемнең эчтәлеген аңларга, аның турында сөйләргә, тәрбияче сөйләгәнне тыңлый белергә өйрәтү, йорт хайваннары турындагы белемнәрен киңәйтү; 2) балаларның аңга алуларын, игътибарын, диалогик сөйләмен, дуслык турындагы күзал-лауларын үстерү; 3) хайваннарга карата кайгыртучанлык тәрбия-ләү. | “Кәҗә һәм кәҗә бәтиләре” рәсеме | МАЙ |
18. | Тузганак чәчәген карау | 1)балаларны туган як үсемлекләре (тузганак) белән таныштыруны дәвам итү; 2)үсемлекләрне карау барышында әңгәмәгә тарту, хәтерне, игътибарны, күзәтүчәнлекне үстерү; 3)үсемлекләр белән кызыксыну, эстетик хисләр тәрбияләү. | чәчәк битлекләре, вальс мелодиясе | МАЙ |
3 Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Познание»
( развитие конструктивной деятельности)Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется).
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Планируемые промежуточные результаты :
Дети знают, что все люди стро<