Художественно эстетическое развитие
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей |
1.Приобщение к искусству | Рассматривание предметов искусства Беседа Экспериментирование с материалом Рисование Аппликация Лепка Художественный труд Интегрированные занятия Дидактические игры Художественный досуг Конкурсы Выставки работ декоративно-прикладного искусства | Интегрированная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Индивидуальная работа с детьми Проектная деятельность Создание коллекций Выставка репродукций произведений живописи | Самостоятельное художественное творчество Игра Проблемная ситуация | Конкурсы работ родителей и воспитанников Выставки детских работ Художественный досуг Дизайн помещений, участков Оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам Консультативные встречи. Встречи по заявкам |
2. Изобразительная деятельность | Наблюдения по ситуации Занимательные показы Наблюдения по ситуации Индивидуальная работа с детьми Рисование Аппликация Лепка Сюжетно-игровая ситуация Выставка детских работ Конкурсы Интегрированные занятия | Интегрированная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Индивидуальная работа с детьми | Самостоятельная художественная деятельность Игра Проблемная ситуация | Конкурсы работ родителей и воспитанников Выставки детских работ Художественный досуг Дизайн помещений, участков Оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам Брифинги Консультативные встречи. Встречи по заявкам. |
3. Конструктивно – модельная деятельность | Интегрированные занятия Игровые задания Творческие задания Экспериментирование Выставки | Объяснение. Развивающие игры Рассматривание чертежей и схем | Игры со строительным материалом Постройки для сюжетных игр Постройки по замыслу Выбор темы Подбор материала Изготовление поделок, игрушек | Показ Совместные постройки Разъяснение схем Совместное конструирование Консультации |
4. Музыкально – художественная деятельность | Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Игры, хороводы - Рассматривание портретов композиторов (ср. гр.) - Празднование дней рождения | Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на НОД; - во время умывания - в продуктивных видах деятельности - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии Импровизация танцевальных движений в образах животных, Концерты-импровизации Игра на шумовых музы-кальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дид. игры | Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Посещения детских музыкальных театров Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций |
Физическое развитие
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей |
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Обучающие игры по инициативе воспитателя (сюжетно-дидактические), развлечения | Дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал | Сюжетно-ролевые игры | Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, |
2. Физическая культура | НОД по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые - тематические -классические -тренирующее подражательный комплекс Физ.минутки Динамические паузы Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр | Утренний отрезок времени Индивидуальная работа воспитателя Игровые упражнения Утренняя гимнастика: -классическая -сюжетно-игровая -тематическая -полоса препятствий Подражательные движения Прогулка Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Проблемная ситуация Индивидуальная работа Занятия по физическому воспитанию на улице Подражательные движения Вечерний отрезок времени, включая прогулку Гимнастика после дневного сна: - коррекционная -оздоровительная -сюжетно-игровая -полоса препятствий Физкультурные упражнения Коррекционные упражнения Индивидуальная работа Подражательные движения Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья (ср. гр.) | Игра Игровое упражнение Подражательные движения | Беседа, консультация Открытые просмотры Встречи по заявкам Совместные игры Физкультурный досуг Физкультурные праздники Консультативные встречи. Встречи по заявкам Совместные занятия Мастер-класс |
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
Ранний возраст ( 2-3 года) | для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) |
· предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками · экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), · общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, · самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), · восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; | · игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, · коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), · познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), · восприятие художественной литературы и фольклора, · самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), · конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, · изобразительная (рисование, лепка, аппликация), · музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); · двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:
Возраст детей | Регламентируемая деятельность (НОД) | Нерегламентированная деятельность, час | |
совместная деятельность | самостоятельная деятельность | ||
2-3 г | 2 по 10мин | 7-7,5 | 3-4 |
3-4 года | 2 по 15 мин | 7- 7,5 | 3-4 |
4-5 лет | 2 по 20 мин | 3-3,5 | |
5 – 6 лет | 2-3 по 20- 25 мин | 6 – 6,5 | 2,5 – 3,5 |
6-7 лет | 3 по 30 мин. | 5,5 - 6 | 2,5 - 3 |
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
- для детей с 1 года до 3 лет – подгрупповая;
- в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю ( игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут в первую и вторую половину дня.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин.,
в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа,
в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут,
в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,
для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
для детей 6-го года жизни - не более 25 минут
для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Содержание образовательных областей Программы реализуется в определенных видах деятельности и культурных практиках в соответствии с возрастом воспитанников.
Культурные практики дошкольников - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми, сверстниками или самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта общения и взаимодействия с окружающим миром, людьми, природой в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах – со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими детьми.
Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, любви дружбы, заботы, помощи людям, объектам природы, а также формирование негативного отношения к проявлениям недовольства, обиды, грубости кем-либо по отношению к другим или объектам природы.