Тенденции в культурном пространстве России
Россия занимает особое геополитическое положение в мире благодаря своей истории, природным ресурсам, культурным достижениям, перспективному развитию и реализации творческих потенциалов. В осуществлении этих стремлений важную роль играет общность культурного пространства.
В современных условиях идет интенсивный процесс преобразования культурного пространства России. Не все здесь можно оценить однозначно. Сокращение территории, разрушительные межнациональные конфликты и столкновения, распад экономических, политических и культурных связей, традиционно сложившихся между регионами, отсутствие общей идеи, поддерживающей настроение людей и веру в будущее, — все это тяжело переживается нашими соотечественниками, вызывая ностальгию по прошлому, высвечивая в нем только позитивные черты и вытесняя из сознания утраты, потери, боль и несправедливость ушедших лет.
Но было бы неверным не замечать новых позитивных тенденций в культурном пространстве России. К ним следует отнести развитие социальной и экономической инициативы, свободу печати и массовых коммуникаций, расширение международных культурных контактов, возможность свободного посещения разных стран, знакомство с памятниками культуры, получение образования во всемирно известных университетах. Эти контакты изменили ментальность современника, показали доступность благополучной жизни, из сознания постепенно исчезает «образ врага», возникло стремление к пониманию и толерантности других культур и народов. И это немалые сдвиги в общественном и индивидуальном сознании и поведении людей.
Необходимо отметить также такую особенность культурного пространства России, как освобождение от запретов идеологической цензуры. В результате возник колоссальный «вал» литературы по различным отраслям гуманитарного знания.
Среди этой литературы есть разные по интеллектуальному достоинству книги. Но к нам с опозданием почти в столетие пришли труды философов, культурологов, историков, психологов, экономистов, которые давно приобрели всемирное признание, а мы узнавали об их взглядах «из вторых рук», и то не всегда профессионально честных. Если бы не было столь жесткой цензуры в прошлом, это духовное наследие значительно раньше обогатило бы российскую гуманитарную науку.
Особую роль в становлении национального самосознания имела публикация научных трудов, публицистики, прозы и поэзии, дневников и воспоминаний деятелей культуры русского зарубежья. Они донесли до нас «эхо Серебряного века», сохранили богатого русскр-го языка, передали преданность российским духовным ценностям, умение выстоять перед опасностью и сберечь любовь к Отечеству.
Соединение двух потоков значительно обогатило культурное пространство России. В течение многих десятилетий целый пласт русской культуры был изолирован от соотечественников. Ныне времена изменились, и открылись новые перспективы в освоении философских, культурологических, религиозных трудов, произведений литературы и искусства. Создание в Москве Национальной библиотеки русского зарубежья, в которой сосредоточены публикации, архивы, письма, дневники и другие документы, способствует включению этого потока в культурное пространство. Следует отметить также издание энциклопедического биографического словаря «Золотая книга эмиграции» (М., 1997), в которой представлены имена выдающихся деятелей русской культуры первой трети XX в.
Исследователям еще предстоит изучить взаимовлияние этих потоков на культурное пространство, включить данное духовное наследие в реальный культурный процесс, в систему образования и научной деятельности.
Процесс возрождения культуры оказал значительное влияние на изменение отношения к православию и другим конфессиям. Восстановление храмов, открытые праздничные богослужения, проповеди и выступления священнослужителей по телевидению и радио, свободно издаваемая религиозная литература — приметы нового времени. Отношение к вероисповеданию ныне является глубоко личным делом. Стало стыдно и больно видеть храмы, разрушенные не войной, а человеческим варварством. И тем более отрадно получать истинное наслаждение от восстановленной красоты, которой так не хватало в культурном пространстве.
Постепенно меняется и облик городов. Более бережно стали относиться к историческому центру, сохраняя в нем прежний облик, подчеркивающий неповторимость и уникальность его архитектурного стиля и образа жизни. Радуют глаз восстановленное кружево решеток, козырьков над дверьми, защищенные от непогоды крытые остановки городского транспорта, искусные зеленые насаждения, ухоженные дворы и здания, витрины магазинов, ресторанов, отелей, светящиеся в зареве реклам.
Особенно красива в Санкт-Петербурге подсветка памятников архитектуры — Эрмитажа, Русского музея, Смольного, Исаакиевского и других соборов, дивных мостов над Невой, Невского проспекта.
В каждом городе можно обнаружить новые перемены в культуре. Появилось немало новых театральных коллективов, оркестров, картинных галерей, новых кумиров. Ставятся новые спектакли, проходят гастрольные концерт, проводятся юбилейные торжества, различные конкурсы и выстави. Мне могут возразить, что все это лишь отдельные черты. Но и они радуют, ибо свидетельствуют о необратимости перемен. Кроме того, ведь ничего не происходит вдруг, особенно если это касается возрождения и обновления. Поэтому так важно отмечать каждое продвижение вперед как праздничное событие, радоваться и гордиться переменами.
Конечно, еще предстоит сделать очень много. Необходимо восстановить нарушенные культурные связи и контакты между бывшими республиками, а ныне самостоятельными государствами. Участие в конференциях и праздниках, совместные научные проекты и публикации, подготовка специалистов и деятелей науки, проведение художественных конкурсов и фестивалей — все это и многое другое было традицией, утрата которой значительно сократила возможности межнационального общения и развития. Уменьшились масштабы туризма внутри страны, и целые поколения лишились прекрасной возможности увидеть воочию памятники отечественной культуры. Но постепенно восстанавливается и эта очень важная сфера культурного пространства.
Культурное пространство как Дом
Культурное пространство страны — это Дом, среда повседневного обитания людей. В нем они живут, общаются, учат детей и работают, ходят за покупками, посещают храмы и театры, отдыхают и занимаются спортом.
Люди любят дом прочный и безопасный, надежный и открытый, добрый и теплый, красивый и интересный.
Культурное пространство как Дом выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти помощь и поддержку. Эта атмосфера соучастия и сочувствия особенно необходима человеку. Недаром так хорошо отзываются о приветливости петербуржцев-ленинградцев, которая стала знаком городской культуры.
Культурное пространство — это не только родные просторы и памятники культуры, но и чувство родственной близости населяющих его людей. Образы культурного пространства как «семейного гнезда», спасительного ковчега прочно укоренились в народном самосознании.
Духовная оторванность от дома, утрата связи и близости, даже при сохранении места обитания, порождает чувство «бездомности».
В петербургском журнале «Ступени» опубликованы материалы «Круглого стола», посвященного проблеме Дома. В выступлениях обсуждались несколько моделей для описания специфики организации жизни в культурном пространстве. Приведем некоторые из них.
Дом-очаг.Это наше маленькое солнце, его лучи связывают нас невидимыми нитями. В таком доме нет места бездействию и лени, так как очаг нужно постоянно поддерживать, заботиться о нем. Он дает человеку приют и отдых, защиту и пропитание, общение и право быть самим собой.
Идея культурного пространства как домашнего очага есть у всех народов мира. И сейчас эта идея близка многим: построить Дом как универсальное здание нашего микро- и макрокосмоса.
Дом-очаг — пока далекий идеал, но его достижение возможно, хотя бы в пределах родного дома, края или города как малой родины.
Другую модель представляет Дом-крепость.Его главное назначение — охрана культурного пространства от внешних влияний и посягательств. В его основе заложен архетип врага, который может нарушить покой, нанести вред, унизить достоинство. Поэтому основной заботой его обитателей является возведение крепостных стен, сторожевых постов, смотровых башен и пограничных полос. Идея «железного занавеса» тоже выражает архетип Дома-крепости.
Еще более отчужденную модель культурного пространства представляет Дом-тюрьма.Его двери плотно заперты и все обитатели живут в «запечатанном» пространстве. Жизнь в таком пространстве заторможена, резкие перемены опасны, труд бессмыслен, очаг не греет.
Иерархия и диктат силы сторожей удерживают всех вместе. В таком пространстве все подвержены страху, постоянно ожидают коварства и предательства. Главный враг — тот, кто покушается на эти нерушимые порядки и пытается стереть с себя клеймо раба. Человек в таком пространстве чувствует бессмысленность своего существования, он одинок и бессилен. Тоска и уныние парализовали его волю и желание действовать. Покой и лень порождают равнодушие ко всему, человек влачит существование, находясь между жизнью и смертью.
Дом-вокзалвыражает отношение к культурному пространству как к временному пристанищу, укрытию во время скитаний. Это «казенный дом», где лишь пользуются услугами, не внося ничего своего. В нем человек пребывает, а не живет полноценной жизнью. Он подчиняется заранее установленному порядку, зная, что его нарушение приведет к расплате. Ожидание перемен и желание покинуть временный приют определяют душевное состояние человека.
Дом-келья— тоже своеобразное одиночество и заточение. Созданное пространство намеренно отгорожено от внешнего мира. Довольствуясь малым, обитатели все помыслы направляют на служение идее личного духовного совершенствования, творчества, но их мало трогают бури и невзгоды за пределами укрытия. Больше всего ценятся покой и возможность погружаться в привычные занятия и размышления.
Дом-чашавоплощает стремление людей к максимальному насыщению пространства многочисленными полезными и бесполезными вещами. Накопительство, стремление не отстать от других, «быть как все», и при этом полное отсутствие заботы о духовном благополучии — это тоже способно сделать дом холодным временным пристанищем.
Дом-как-любовь является наиболее точным отражением самого главного назначения культурного пространства. Важен не только тот материал, из которого строится Дом, но и духовно-душевные отношения, дающие возможность ощутить радость бытия. Такой Дом начинают создавать с тех духовных ценностей, которые обеспечивают взаимное притяжение людей.
Дом-как-любовь определяет весь спектр человеческих отношений: к природе и материальному обустройству жизни, детям и старикам, историческим традициям и современному новаторству. Он выявляет духовные потенциалы человека и способствует их реализации. Культурное пространство должно быть овеяно любовным отношением, только тогда оно становится желанным.
Культурное пространство — своеобразное зеркало, отражающее множественные модели Дома. Некоторые из них весьма прочно укоренились в жизни, другие мелькают пунктиром, третьи — вообще призрачные тени прошлого.
Дом может быть богатым и бедным, ухоженным и запущенным, желанным и нелюбимым, добрым и злым, теплым и холодным, открытым и закрытым. Важно иметь в виду как насыщенность культурного пространства ценностями, так и динамику перемен.
Поверхностный прагматизм и вульгарный материализм нанесли большой ущерб культурному пространству России, вызвав распространение примитивизма и варварства. Разрушение городских и сельских храмов, осквернение исторических памятников, опрощение и засорение русского языка, беспорядочность и захламленность застройки, загубленные водоемы и мертвые ландшафты, уничтожение старинных жилых кварталов, пренебрежение к русским национальным истокам и традициям народной культуры — все это нанесло колоссальный ущерб культурному пространству России. Потребуется немало сил и времени для его восстановления.
** Культурное пространство — национальное достояние России, и каж-
■ дый несет ответственность за его сохранение и развитие. Преодоление
• социально-политических барьеров, усиление культурных контактов : могут стать основой процесса интеграции. Культура обладает колос-
■ сальной притягательной энергией и силой сплочения людей. Она дает
• радость личного общения, постижения культурных ценностей как не-: обходимого условия человеческого существования.