Лекция 7. Приемы привлечения внимания.

Учеными установлено, что:

- Лучше всего воспринимаются черные буквы на желтом фоне, зеленые на белом, синие на желтом, желтые на синем, красные на белом. Черные на белом – не лучший вариант;

- Эллипс воспринимается лучше, чем квадрат или круг (у них слишком много симметрии);

- Взгляд человека движется слева направо, поэтому правая полоса, где останавливается глаз, воспринимается лучше, чем левая;

- Максимальное количество букв в слове, которое может быть воспринято мгновенно, не должно превышать шести;

- Фотографии привлекают больше внимания, чем рисунки. Глаз сначала воспринимает цветные фотографии и рисунки, а затем черно-белые;

- Рассматривая какой-либо текст, человек может сразу охватить не более пяти-шести слов при условии, что они логически связаны.

Помните, что наглядность увеличивает запоминание до 95%, повышает убедительность речи, заставляет слушать.

Не перегружайте доклад цифрами (используйте таблицы, плакаты, раздаточные материалы).

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

2. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. М., 2000.

3. Мальханова И.А. Деловое общение. М., 2002.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000.

5. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. Москва, 2002

6. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2000. С. 84-89.

8. Русский язык и культура речи: Конспект лекций для самостоятельного изучения / В.Б. Попова, Е.В. Харченко и др. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 94с.

Модуль 4. Вопросы для самопроверки

1. Что необходимо знать об аудитории?

2. Перечислите этапы подготовки к выступлению.

3. Назовите основные источники материала.

4. Перечислите композиционные части речи и цели каждой из них.

5. Какие требования к речи вы знаете?

6. Что помогает и что мешает восприятию речи?

7. Для чего нужна наглядность в речи? Какими средствами она может создаваться?

Модуль 4. Задания

1. Проанализируйте рассказ А.Аверченко «Сила красноречия». Выделите тему дискуссии. Какой тезис поддерживает каждая из сторон? Сформулируйте свой тезис, который вы собираетесь защищать. Подберите аргументы в защиту вашего тезиса.

СИЛА КРАСНОРЕЧИЯ

На углу одной из тихих севастопольских улиц дремлет на солнечном припеке татарин — продавец апель­синов.

Перед ним стоит плетеная корзинка, до половины наполненная крупными золотыми апельсинами.

Весь мир изнывает от жары и скуки. Весь мир, кроме татарина.

Татарину не жарко и не скучно.

Неизвестно о чем он думает, усевшись на корточ­ках перед своей корзиной, в которой и товару-то всего рубля на полтора.

Вероятнее всего, что татарин ни о чем не думает. О чем думать, когда все миропредставление так уютно уложилось в десяток обыденных понятий. То можно, этого нельзя — ну, и ладно. И проживет татарин.

А лень обуяла такая, что не хочется даже замурлыкать любимую татарскую песенку, которую по воскре­сеньям на базаре выдувает на кларнете «чал», сопровождающий загулявшего оптового фруктовщика; при­чем фруктовщик этот выступает с таким важным ви­дом, будто бы он римский победитель, подвиги которого прославляются певцами и флейтистами.

Дремлет татарин над своими апельсинами, и так ему спокойно и хорошо, что он даже не потрудится поднять голову, чтобы проводить взглядом тяжелый широкий «южный» экипаж, ползущий мимо.

Безлюдно…

Но вот вдали показывается фигура спотыкающего­ся человека в синем костюме и соломенной шляпе.

Бредет он, очевидно, без всякой цели — вино и жара разморили его.

Приблизившись к татарину, он останавливается над ним и смотрит в корзину мутным задумчивым взглядом…

Потом спрашивает с натугой:

— Ап'сины пр'даешь?

— Канэшна, — отвечает татарин, лениво поднимая брови. — Можит, нужна?

— Т'тарин? — допрашивает скучающий человек.

— Разумейса, — добродушно подтверждает тата­рин, — которы человек, так он всякий что-нибудь имеет. Диствит'лна, бывает татарин, бывает грек, да?

— Так, так, так, так… А скажи, п'жалуйста, вот что: вы, татарины, водку пьете?

— Никак нет, мы ему не пьем, потому нилзя.

— Почему же это нельзя, скажите на милость? — гордо закинув голову, снова спрашивает прохожий. — Вредна она, эта водка, для вас, или что?

— Канэшна, почему что у наши законе говор'т, что водком пить нельзя! Балшой грех ему, да!..

— Вздор, вздор, — покровительственно мямлит прохожий. — Что еще там за грех? Это вы, наверно, Корана не поняли, как следует… Д'вай сюда Коран, я тебе покажу место, где можно пить…

Татарин обиженно пожимает плечами. Долго дума­ет, что бы возразить.

— Которы человек пьяны, тот ход'т, шатайся, — какой такой порядок?

— Вот ты, значит, ничего и не по'имаешь… «Ша­тается, шатается». Разве он сам шатается? Это водка его шатает. Он тут ни при чем.

— Сё равно. Идот, пает — кричит, как осел, соба­кам, кошкам пугает, рази можно?

— А ежели весело, так почему ж не петь.

— Которы поет хорошо — так, канэшна, д'стви-тельна, ничего; а которы пьяный, так прохожий даже обижается, да?

— Мил'человек!! Послуш'те, татарин, татарин! Так наплевать же на прохожего? Понимаете? Лишь бы мне было весело, а прохожему, если не нравится, — пусть тоже пьет.

И опять крепко задумывается татарин. Придумыва­ет возражение… Торжествующе улыбается.

— Ему, которы што — пьяный, лежать посреди улиса, спит, как мертвый, а ему обокрасть можно, да?

— Это неправда, — горячится защитник пьянст­ва. — Слышите, татарин?! Ложь! Слышите? Если че­ловек уже свалился, — его уже не могут обокрасть!

— Что такой — не могут? Он гаво'рт не могут. Почему, которы падлец, вор, так он возьмет да обок­рал, да?

— Как же его обокрадут, татарский ты чудак, еже­ли, когда он сваливается, — так уже, значит, все про­пито.

— Сё равно. Вазмёт, сапоги снимет, да?

— Пажалста, пажалста! В такую-то жару? Еще про­хладнее будет!

Татарин поднимает голову и бродит ищущим взо­ром по глубокому пышному синему небу, будто оты­скивая там ответ…

— Началство, которы где человек служит да ска­жет ему «почему, пьяный морда, пришел? Пошел вон!»

— А ты пей с умом. Не попадайся.

— Нилза пить.

— Да почему? Господи Боже ты мой, ну почему?!.

— Ему… канэшна — диствит'лна уразумейса — водка очин горкий.

— Ничего это не разумеется. А ты сладкую пей, ежели горькая не лезет.

— Скажи, пажалста, гасподын. Почему мине пить, если не хочется, да?

Аргумент веский, достойный уважения. Но защит­ник веселой жизни не согласен.

— Как так не хочется? Как так может не хотеться? А ты знаешь, как русский человек через «не хочу» пьет? Сначала действительно трудно, а потом разо­льешься — и ничего.

— Ты мине, гаспадын, скажи па совести, как луч­ше здоровье — человек, которы пьет или которы ны пьет — да?

— В этом ты прав, милый продавец апельсинов, но только… что ж делать? Тут уж ничего не поделаешь… Живешь-то ведь один раз.

— Адын! А если печонкам болит, голова болит, но­ги болит — разве это хороши дело?

— А ты статистику читал? — пошатнувшись, спра­шивает прохожий.

— Нет, ни читал.

— Так вот ежели бы ты читал — ты бы знал, что п… по статистике на каждую душу человека народо­населения приходится в год выпить полтора ведра. Понял? Значит, обязан ты выпить свою долю или нет? Понял?

Татарин, сбитый с толку, растерянно смотрит на склонившееся над ним воспаленное от жары и водки лицо, на котором, как рубин, сверкает нос, доказыва­ющий, что обладатель его выпил уже и свою долю, и татаринову, и долю еще кое-кого из непьющих рос­сийских граждан…

Татарин вздыхает, сдвигает барашковую шапку на бритый загорелый затылок и произносит свое неопре­деленное:

— Канэшна — диствит'лна уразумейса…

— То-то и оно, — строго роняет прохожий и, не попрощавшись с татарином, идет дальше.

Подходит к пустынной Графской площади, долго стоит, опершись о колонну и глядя на тихую темную гладь бухты.

Думает…

Потом бормочет:

— А хороший татарин попался!.. Правильный… рас­судительный. Верно! Действительно, водка — это дрянь. Правильно он говорит — и здоровье расстраивает, и деньги, и начальство. Правильно! Ей-Богу, чего там. Он молодец! Я знаю, что я сделаю: я брошу пить! А? Прошу молчать, не возражать… Брошу и баста!

Он приподнимает руку и, немного согнувшись, долго стоит так, будто прислушиваясь к каким-то раз­буженным голосам, неясно звучащим внутри его.

Прислушался… Будто проверил себя. Потом энер­гично разрубил воздух поднятой рукой.

— Бросил!!

А татарину — едва только отошел прохожий —сде­лалось вдруг скучно.

Он долго покачивал головой, причмокивал и одер­гивал свои широкие шаровары.

Потом сказал он сам себе:

— Диствит'лна хорошо гаво'рт человек. Правилна. Раз я выпимши и мине хорошо — кому какой дело, да?.. Надо, разумейса, иметь на свой жизнь удовольствие… Эх, адын раз попробовать, пачему не попробо­вать, да?..

Решительно поднявшись с корточек, татарин еще больше заламывает на затылке шапку, берет на руку корзину и бодро шагает к берегу — в веселый сева­стопольский трактир «Досуг моряка»…

Текст взят из книги А. Аверченко. Чертово колесо. – М.: Русская книга, 1994. – С.201–204

3. Просмотрите фрагмент выступления. Отметьте: а) речевые ошибки; б) неудачные ораторские приемы.

© ЮУрГУ, 2004

© Ваганова Е.В., Попова В.Б., 2004

Наши рекомендации