Тема: Традиционная картина мира народов Сибири (тувинцы и нганасаны)
Форма проведения - видеопрактикум.
Рекомендации: в ходе просмотра фильма «Шаманизм народов Сибири» необходимо:
1. Выявить особенности природно-климатических условий в жизнедеятельности народов, элементы материальной культуры народов, определить ХКТ.
2. Охарактеризовать картину мира народов Сибири: священные места (святилища), система верований, праздники, культ предков, культовые животные.
3. Отметьте стереотипы поведения у тувинцев и нганасан.
Рекомендуемая литература:
1. Попов А.А. Нганасаны. - Л., 1984.
2. Потапов Л.П. Народы Сибири. – М., 1956.
3. Хомич Л.В. Нганасаны. – СПб., 2000.
Семинарское занятие 10 (2 часа)
Тема: Русское население Алтая.
Форма проведения – семинар, игра.
1. Формирование русского населения на Алтае. Этнокультурные группы и этноконфессиональные группы русских (севернорусские и южнорусские переселенцы, «кержаки», «поморцы», «поляки» и др.). ДОКЛАД.
2. Материальная культура русского населения. Проявление этнокультурной специфики в сфере хозяйства и семейного быта (по выбору студентов).
3. Духовная культура русских Алтая (по выбору студентов).
Задание: Презентация возможна в виде доклада или анимационного фильма. Обязательны инсценировки, иллюстрирующие обряд, обычай, праздник одной из этнокультурных или этноконфессиональных групп русских. Рекомендуется, рассматривая вопросы этногенеза и этнической истории, нанести на контурную карту ареалы расселения и элементы материальной и духовной культуры.
Обязательные термины:субэтнос, этнокультурная группа, материальная и духовная культура, традиция, обычай, этноконфессиональная группа, ассимиляция.
Рекомендуемая литература.
1. Андросов Б.Е. Субэтнос сибирских старожилов и особенности субэтнического характера // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2001. - С. 20-26.
3. Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки Забайкалья (вт.п. XIX – н. XX вв.). - Новосибирск, 1978.
4. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. - Томск, 1995. - 224 с.
5. Болонев Ф.Ф. Из опыта этнографического изучения русского населения Сибири. // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. - Новосибирск, 1998. – С. 16-37.
6. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII - п.п. XIX вв.). -Новосибирск, 1975. - 351 с.
8. Демин М.А. Из истории сибирской этнографии // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2001. - Вып. 4. - С. 48.
9. Золотова Т.Н. История собирания и изучения календарной обрядности в России // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2001. - Вып. 4. - С. 64.
10. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII - начало XX вв. -М., 1996.
11. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVII - XIX вв.). -Новосибирск, 1979.
12. Русские старожилы Сибири: историко-антропологические очерки. - М., 1973.
13. Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989. - С. 111-141.
14. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начала XX вв.). - Новосибирск, 1997. - 152 с.
15. Щеглова Т.К. «Народная этнография»: представления об этнокультурных и этносоциальных группах в современной деревенской среде // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2001. - Вып. 4. - С. 35-44.
16. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII – XIX вв.). - Новосибирск, 1992. - 256 с.
17. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII – XX вв.): Учебное пособие. Вып. 1, 2. – М., 2001.
18. Явнова Л.А. Взаимосвязь календарной и семейной обрядности старожилов Алтая // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2001. - Вып. 4. - С. 131-133.
Занятие 11 (2 часа)
Тема: «Занимательная этнография».
Обязательное решение задач выполняется в тетради.
Задача 1
1. В центре чадыра на специальной подставке таган, над огнем устанавливали большой чугунный котел-казан. На месте тöр дьер (межд очагом и чакы) устанавливалась подставка под специальный ящик аптара, где хранились семейные идолы чалу. Присутствие идолов делало место тöр дьер не только почетным, но и священным.
По описанию интерьера определите его этническую принадлежность.
2. Распределите данные народы по языковой и хозяйственно-культурной классификациям: буряты, эвены, ханты, ненцы.
3. Какую роль огню уделяли ханты?
4. Чем отличается жилище чукчей и ненцев?
Задача 2
1. Юганская нарта – универсального назначения, на ней и ездят, и возят разные грузы. В более северных районах нарты различались по устройству в зависимости от назначения. Ездовые разделялись на мужские и женские. Женщина возила с собой детей, поэтому ее нарта была длиннее, либо со спинкой, либо со сводчатым покрытием – это уже кибитка.
Определите этническую принадлежность юганской нарты.
2. Распределите данные этносы по языковой и хозяйственно-культурной классификациям: нивхи, тувинцы, манси, алеуты.
3. Какую роль охоте уделяли ханты?
4. Охарактеризуйте особенности бурятского «шаманизма».
Задача 3
1. У самого входа лежат вещи хозяйки – сумки с рукоделием, шкуры для обработки, одежда и др. Далее к шесту привязана колыбель для самого маленького ребенка либо веревка, которая опоясывает его и не дает уползти к огню или за пределы чума в отсутствие матери. И женские вещи, и маленький ребенок находятся здесь потому, что это место хозяйки. Место хозяина – дальше от входа.
Обоснуйте бытование этой традиции у хантов.
2. Распределите данные народы по языковой и хозяйственно-культурной классификациям: татары, эвенки, селькупы, чукчи.
3. На женской половине эпши дьяны у стены устраивали кровать или нары, которые иногда отгораживали занавеской. Между этой кроватью и кроватью хозяев размещали запасы продуктов, кухонная утварь, аппарат для изготовления молочной водки аскан аракы.
По описанию интерьера жилища определите его этническую принадлежность.
4. Какую роль собаке уделяли народы севера Западной Сибири?
Вопросы - загадки
1. Что общего в комплексе женской одежды народов Поволжья (мордвы) и русских южных губерний России?
2. Что означает «нагрудник» у тюркских и финно-угорских народов?
3. Приведите историческую интерпретацию традиции родства у евреев по матери?
4. Чем объяснить раздел аила на мужскую и женскую половину?
5. Чем объяснить традицию затягивать пояс ремнем у чеченцев?
6. Назовите, к какому племени принадлежал Садко?
7. Кто такие «бергалы» и «чалдоны»?
8. Чем объяснить обычай привязывания ленточек на березу у алтайцев.
9. Маргарет Мид исследовала этнографию детства у следующих народов: саамов, манус, арапешей, кечуа, самоанцев, чероки, готентотов, хадза.
10. Назовите племена степной зоны (Южная Сибирь, Казахстан).
11. Определите предметную область этнологии.
12. Назовите историко-этнографические области в составе региона Австралии и Океании.
13. Назовите основные культурно-хозяйственные типы индейского населения Северной Америки.
14. Какие историко-этнографические области первого порядка (историко-культурные провинции) можно выделить в азиатском регионе?
15. Перечислите народы, говорящие на изолированных языках в Европе и Азии.
16. Что общего между горшком для варки каши и религиями народов мира.
Занятие 12 (2 часа).