Перечень ресурсов сети «Интернет

1. cfin.ru - сайт "Корпоративный менеджмент". Новости, публикации, Библиотека управления (учебники)

2. httр://infоmаnаgеmеnt.ru/ - Менеджмент - Новости, Лекции, Статьи, Литература

3. hrm.ru - электронная библиотека HR-специалистов - книги по управлению персоналом на сайте "Кадровый менеджмент"

4. еcsоcmаn.еdu.ru - Федеральный образовательный портал "Экономика, Социология, Менеджмент"

5. cоllеgе.ru - "Открытые курсы бизнеса и экономики"

6. аuр.ru - Административно-управленческий портал "Менеджмент и маркетинг в бизнесе"

7. vаsiliеvаа.nаrоd.ru - сайт "Территориальное управление: государственное, региональное, муниципальное"

8. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа : httр://www.еcоnоmy.gоv.ru.

9. Группа журналов «Эксперт» [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : httр://еxреrt.ru/.

10. «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : httр://riер.ru.

  1. Университетская информационная система «Россия» : ресурсы и сервисы для экономических и социальных исследований, учебных программ и государственного управления [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : httр://uisrussiа.msu.ru/is4/mаin.jsр.
  2. «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : httр://еcsоcmаn.hsе.ru.
  3. Российский ресурсный центр учебных кейсов [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : httр://www.gsоm.sрbu.ru/umc.
  4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : httр://еncycl.yаndеx.ru.
  5. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – сайт. – Режим доступа : httр://www.аuр.ru.
  6. Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : www.cybеrlеninkа.ru.
  7. Научная электронная библиотека еLIBRАRY.RU [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : httр://еlibrаry.ru/рrоjеct_аuthоrs.аsр?.

18. Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа : www.cоnsultаnt.ru.

ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА»

Авторитет– общепризнанное уважение, влияние в системе межличностного общения.

Агент изменений– рассматривается в организационном развитии как катализатор для привлечения внимания людей в организации к различным аспектам ее функционирования; фактор перемен.

Адаптация– процесс приспособления личности, организации к изменяющимся условиям внешней среды.

Адаптация культурная– преодоление ряда коммуникативных препятствий и барьеров, таких как язык, религия, пища, личное пространство, социальное поведение.

Активизация– совокупность воздействий на объект, приводящих к его активности.

Атрибуция– процесс интерпретации и определения индивидом побудительных причин своего поведения и действий других людей.

Бренд– торговая марка товара, определенный уровень его известности на рынке.

Вертикальная коммуникация - формальные каналы коммуникации с направлением вверх или вниз, узаконенные иерархической структурой организации. Большая часть информационных потоков при производственном общении направлена сверху вниз: от высшего административного состава к низшему уровню исполнителей.

«Виноградная лоза» - неформальные каналы коммуникации, возникающие в организации в обход ее иерархической структуре. Сообщения, передаваемые по этим каналам, затрагивают скорее личные и социальные, чем организационные или производственные темы.

Власть– возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей или групп при помощи какого-либо средства: воли, авторитета, права, владения ресурсами, насилия.

Власть — возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других людей

Влияние– процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений.

Влияние — асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на другого.

Воспитание– формирование основ поведения.

Восприятие– познавательный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может существенно отличаться от реальности.

Глобализация– взаимосвязь транспортных, торговых, экономических и коммуникативных сетей разных стран.

Гомеостаз– совокупность сложных приспособительных реакций системы, направленных на устранение или максимальное ограничение действий факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое ее постоянство.

Горизонтальная коммуникация - формальные, закрепленные иерархической структурой организации каналы коммуникации, нацеленные на обмен деловой информацией между сотрудниками, занимающими равное положение в организации как внутри одного отдела, так и между отделами.

Готовность последователей — способность последователей выполнять указания лидера, определяющаяся тремя основными факторами: их способностью выполнить задание, желанием это сделать и уверенностью в своих силах.

Границы организации– пределы существования: во времени (ЖЦО), в пространстве (территориальные границы), по собственности (право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации).

Группа– ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (совместной деятельности, идентичности обстоятельств и др.).

Группа формальная– группа, созданная по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач.

Групповая социализация — процесс приобщения индивидуума к групповой культуре: внушение идеи и насаждение принцип по мере усвоения основных ценностей и, поведенческих норм группы.

Девиация (отклонение)– 1) нарушение официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе (социальной группе) норм и ожиданий; 2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Делегирование– постановка целей перед кем-то и одновременно предоставление ему средств для ее достижения.

Делегирование — передача задач, властных полномочий и ответственности на более низкие уровни менеджмента.

Департаментализация– процесс, при котором организация структурно разделяется, объединяя операции в структурных подразделениях в соответствии с некоторым общим признаком.

Дистанция власти — степень готовности общества принимать неравенство распределения власти во взаимоотношениях, учреждениях, организациях. Выражается в том, как общество относится к людям, наделенным властью, и тем, кто ее лишен. Например, в культурах с высокой дистанцией власти подчиненные готовы к неравномерному распределению власти в организации

Единомыслие групповое– давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить ксогласию.

Заменители лидерства — характеристики индивидуума, задания или организации, позволяющие биться высоких результатов в отсутствие лидерства.

Идентификация– процесс сознательного или бессознательного отождествления себя с другим человеком, общностью или ролью.

Изменения– перемены, связанные с нестабильностью общих характеристик окружающей среды.

Инстинкт– неосознанная реакция индивида на изменения собственного состояния или окружающей среды, первично обусловливающая его возможное поведение.

Инструмент– универсальная форма осуществления внешнего воздействия на объект.

Интерес(от лат. intеrеs – имеет значение, важно) – форма проявления познавательной потребности личности, направленная на тот или иной предмет, отношение к предмету как к чему-то для нее ценному, важному, привлекательному, обусловливающее проявление внимания.

Искусство– здесь: высший уровень развития профессиональных, деловых и личных качеств индивида, характеризующий высшую оценку его достижений, обеспечивающую общественное признание.

Карьера– иерархическое отражение пути продвижения работника на протяжении всего трудового периода, представляется временной продолжительностью и последовательностью состава занимаемых им должностей.

Качества– здесь: присущие индивиду от рождения или приобретенные и развитые характеристики его профессиональных, деловых и личных способностей и возможностей, являются основой построения любой карьеры.

Когнитивизм– одно из направлений психологии, которое выделяет решающую роль знаний (познавательных процессов) в организации поведения индивида.

Когнитивный стиль — предпочтительный способ получения и обработки информации индивидуумом.

Команда– вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития.

Команда самоуправляемая– рабочая группа, которой предоставляется практически полная автономия в процессе принятия решений, осуществления контроля и ответственности за результаты.

Коммуникативные сети — каналы передачи сообщения от одного члена организации другому.

Компания мультинациональная– многонациональная организация, имеющая предприятия в различных странах, каждое из которых считается сравнительно самостоятельным.

Компетенция(от франц. сотре1впсв) – совокупность знаний (результатов образования) личности, навыков (результатов опыта работы и обучения), способов общения (умения общаться с людьми и работать в группе) индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Конкуренция(от лат. cоncurеntiа – соперничество) – жесткое конфликтное соперничество юридических и физических лиц в различных сферах деятельности.

Конфликт(от лат. соп/lictus -столкновение) – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Конфликт — процесс развития и разрешения противоречий в целях, отношениях и действиях людей или групп.

Конфликт межгрупповой– вид межгруппового взаимодействия, выражающийся в столкновениях между различными группами, подразделениями для достижения своих целей.

Конформизм(от лат. cоnfоrmis – подобный, сообразный) – податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в изменении установок поведения в соответствии с ранее неразделяемой позицией большинства.

Корпоративная культура— комплекс разделяемых всеми членами организации ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также поведенческих норм и артефактов, которые создает организация.

Кредо организации– коренное убеждение, основы мировоззрения.

Культура– здесь: исторически сформировавшаяся совокупность достижений развития общества, обеспечивающая адекватную коммуникацию индивида в организации.

Культура — совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций, моделей человеческого поведения, общения и самовыражения), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определен­ный период времени.

Культура корпоративная– атмосфера (социальный климат) в организации; общее понимание членами организации ожидаемого поведения.

Культура национальная– совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, разделяемых большинством жителей страны.

Культурный шок - реакция индивида на его столкновение с иной культурной реальностью, на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком, повседневными практиками и ценностями, языком, нормами и повседневными практиками, характерными для новой среды, в которой он оказался.

Лидер(от англ. lеаdеr – ведущий) – член группы (социальной организации), за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях; наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидерство– отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Применительно к организации -тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее рациональном для конкретной ситуации сочетании источников власти для достижения поставленной цели.

Лидерство — 1) ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности; 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, возникшие в результате индивидуальной инициативы его членов.

Личность– устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида.

Манипуляция(от франц. mаniрulаtiоn – обращение; действие руками) – способы оказания психологического давления на коллективы, отдельные личности при проведении реорганизации, формировании общественного мнения.

Маркетинг поведенческий– изучение рынка поведения производителей и контрагентов, исходя из выработанной в организации стратегии развития и в соответствии с моделями поведения для адаптации организации к внешней среде.

Менеджер-экспатриант– менеджер из страны, в которой расположена главная штаб-квартира фирмы, получивший назначение в другую страну.

Менталитет(от франц. mеntаlitе – мышление) – умонастроение и связанные с ним жизненные позиции, модель поведения; определяется этническими корнями, духовными ценностями, особенностями культуры.

Мотив(от лат. mоvеrе – приводить в движение, толкать) – внутреннее побуждение индивида к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.

Мотивация– побуждения, заставляющие индивида действовать определенным образом.

Мультикультурализация– формирование мультинациональной культуры в организациях, в которых работники, принадлежащие к двум или более культурам, взаимодействуют друг с другом на постоянной основе.

Навыки– осваиваемые и закрепляемые у индивида практические приемы, обеспечивающие его целенаправленные действия на основе знаний и умений, как систематизированной практической подготовки индивида.

Нормы групповые(от лат. nоrmа – руководящее начало, точное предписание, образец) – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой.

Нормы групповые — правила регулирования поведения членов группы, основанные на представлении о должном, одобряемом, желательном.

Нормы поведения– требования к поведению члена группы, которые могут быть формализованными или неформализованными.

Организационная коммуникация — обмен сообщениями для достижения понимания внутри организации, между организациями, а также между организацией и окружающим миром.

Организационное поведение– систематический научный анализ поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации.

Организационное развитие– подход к управлению изменениями и развитию человеческих ресурсов; представляет собой долгосрочные программы по совершенствованию процессов организационного обновления и принятия решений.

Организация — форма устойчивого объединения людей, преследующих некие групповые цели и удовлетворяющих связанные с их коллективным существованием интересы и потребности, что обеспечивается относительно стабильными уровнями упорядоченности в структурном построении, разделении функций и согласованности действий субъектов сообщества.

Ответственность — синоним обязанности что-то сделать, принятие или возложение на определенное лицо обязательств.

Переговоры– универсальный метод управления конфликтами; набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Перегрузка– превышение физических или психологических возможностей индивида, которое приводит к нарушениям (кратковременным или длительным) нервной системы.

Пластичность личности — ее способность к адекватным изменениям в ответ на значимые изменения внутренних и внешних факторов за определенное время.

Поведение– деятельность индивида, имеющая природные предпосылки и социально обусловленная.

Поведение виртуальное– поведение в виртуальной реальности.

Поведение притягательное клиентурное– поведение сотрудников организации, направленное на максимальное привлечение клиентов.

Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.

Посредник– физическое или юридическое лицо, при непосредственном участии или под руководством которого ведутся переговоры.

Потребность– нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом.

Процессы коммуникативные– процесс обмена, передачи информации при помощи символов.

Равновесие– состояние в развитии организации, при котором ее потенциал соответствует уровню воздействия возмущающих факторов внешней среды.

Результативность– относительная оценка результата.

Репутация организации– созданное устойчивое мнение о качествах, достоинствах и недостатках организации в деловом мире (в определенном сегменте рынка).

Реструкционизм– вид деформации поведения наемного работника, которое проявляется в малой группе, например, как снижение производительности труда.

Решетка управленческая — схема, описывающая стиль менеджмента в зависимости от соотношения двух параметров; стремления к выполнению задания и внимания к отношениям между людьми.

Роль(от франц. rоlе)- определенный стереотип, шаблон, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений.

Руководитель– лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.

Рычаг– адаптированный агрегат механизма воздействия.

Синергия, синергизм(от греч. synеrgiа – сотрудничество, содружество) – совместное действие индивидов, при котором результат намного превосходит совокупную возможность отдельных ее исполнителей.

Сопротивление изменениям– поступки работников, направленные на дискредитацию или противодействие осуществлению перемен в процессе труда, проведению организационных изменений.

Социализация– процесс адаптации личности к окружающей среде, усвоения тех принципов и норм поведения, которые существуют, изменения индивидуальных установок в случае их несоответствия организационным.

Социализация организационная– деятельность, производимая организацией для объединения организационных и личностных целей.

Социальные нормы — ожидаемые модели поведения и ценности, формально или неформально устанавливаемые группой. Управляют поведением и облегчают взаимодействие между членами группами, определяя ожидаемые от индивидуума или приемлемые в той или иной ситуации ответные поведенческие реакции.

Сплоченность групповая– сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед данной группой.

Сплоченность коллектива– ценностно-ориентированное единство, которое определяется по степени совпадения мнений членов группы в отношении наиболее значимых для нее объектов.

Статус социальный(от лат. stаtus – положение, состояние) – показатель положения индивида или социальной группы в обществе, организации, степень известности, престижа обладателя поста в социальной системе.

Стереотип - устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик, по мнению большинства людей свойственный определенной личности; при этом наделение людей определенным и качествами и характеристиками происходит на основе их принадлежности к какой-то культурной, социальной, профессиональной, половой или возрастной группе.

Стиль руководства– совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных.

Стимул– внешнее, непосредственное принуждение индивида к определенному поведению.

Страх– отрицательная кратковременная эмоция или устойчивое чувство, порождаемое у человека действительной или мнимой опасностью, угрозой его существованию.

Стресс(от англ. strеss – давление, напряжение) – состояние общего напряжения организма человека, возникающее как ответ на разнообразные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические и психологические функции.

Стресс — это реакция человека на воспринимаемое им соотношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворить этим требованиям.

Стресс нехватки времени — состояние человека в условиях дефицита времени, находясь в котором человек способен выполнить существенно меньший объем работы, чем за то же время, но в отсутствие нехватки времени.

Стресс ожидания неприятностей — состояние человека, при котором знание о возможности возникновения неприятностей парализует его способность эти неприятности предотвращать.

Стресс организационный– состояние повышенного напряжения в организации как реакция на воздействие внешней среды, которое может привести к потере управляемости.

Субкультура - культура, распространенная в крупной организации наряду с доминирующей культурой. Для нее характерно приспособление сотрудников к специфике деятельности (функциональные службы) или к местным условиям (территориальные отделения).

Типы культур– типология корпоративных культур, построенная на основе двух рыночных факторов: уровень риска и скорость получения информации в процессе обратной связи в организации.

Трансакция — единица общения, состоящая из коммуникационного стимула и коммуникационного ответа.

Удовлетворенность трудом– комплекс благоприятных чувств и эмоций работника, возникающих у него при оценке результатов своего труда.

Управление межгрупповым конфликтом– воздействия по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, либо, если это не представляется возможным, коррекция поведения участников конфликта, либо поддержание уровня конфликтности в контролируемых пределах для обеспечения необходимого уровня результативности организации.

Управление поведением– система мер по формированию принципов, норм поведения индивидов в организации, которая позволяет достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами.

Управление репутацией организации– разработка системы мер воздействия по формированию составляющих репутации с учетом корпоративной культуры, переживаемого этапа жизненного цикла организации, поддержанию и защите, которые реализуются как внутри организации, так и за ее пределами.

Управление стрессами– способы адаптации личности к стрессовой ситуации. На уровне организации – изменения в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. На уровне отдельной личности – набор приемов и способов снятия напряжения.

Установка– постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к какому-либо предмету или явлению.

Факторы, вызывающие стресс– совокупность воздействий внешней и внутренней среды на человека, приводящая его в состояние стресса.

Фрустрация(от лат. frustrаtiо – обман; тщетное ожидание; расстройство) – психическое состояние, возникшее вследствие реальной или воображаемой помехи.

Харизма — свойства личности, позволяющие ей оказывать влияние на других в отсутствие иных способов воздействия.

Ценности — компоненты социальной системы, наделяемые особым значением в индивидуальном или общественном сознании и вследствие этого регулирующие общественное поведение.

Цикл карьерный– периодически повторяющаяся последовательность устоявшегося состава и содержания основных этапов продвижения работника от должности к должности.

Цикл компетенции жизненный– период времени, в течение которого составляющие компетенции находятся в соответствии с требованиями должности и окружающей среды.

Цикл организации жизненный– период времени существования организации на рынке, в течение которого она проходит этапы своего функционирования (создания, роста, зрелости, спада).

Цикл работника жизненный– последовательность основных этапов трудовой деятельности работника.

Эгоизм групповой– ценностная ориентация группы, которая характеризуется преобладанием групповых интересов и потребностей над интересами других групп.

Этноцентризм– предрасположенность людей оценивать условия своей культуры как более предпочтительные; убеждение, что культурные ценности и обычаи своей страны превосходят все другие ценности.

Эффект ореола– восприятие личности на основе одной из ее черт (внешнего вида, манеры говорить и др.).

Эффективность деятельности организации– оптимальное соотношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития.




Наши рекомендации