Психологические теории организационного поведения.

- психоаналитическое направление (З. Фрейд, В. Шутц, Э. Фромм), Психоаналитический подход базируется на учении о том, что мотивы поведения человека в основном не осознаются, не очевидны.

- гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка) гештальт» (форма, структура

- бихевиоризм необихевиоризм К. Халл, Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингер

- гуманистическая психология А. Маслоу,

- нейролингвистическое программирование,

- онтопсихология, биологическом подходе делается акцент на зависимости поведения от физических и биологических потребностей и побуждений: жажда, голод, недостаток сна

- экономическая психология

Экономико-психологические теории поведения (психология потребления, психология накопления, психология занятости и т.д.)

Социологические теории поведения.Социологические представления о поведении сформированы немецким социологом М.Вебером.

Концепция личности, представленная вертикальной иерархией установок, была разработана известным отечественным социологом В.А. Ядовым

Социологический подход основывается на том, что поведение человека – результат воздействия людей и событий социального окружения. Ценности и традиции и общества определяют поведение людей в этом обществе.

Когнитивный подход оценивает человека по более «высоким» критериям, чем другие подходы. Когнитивный подход делает акцент на позитивных и добровольных аспектах поведения, использует такие понятия, как ожидание, потребности и поощрение. Познание является базовым элементом когнитивного подхода - это акт восприятия некоторой информации. Такие инструменты, как когнитивные карты используются в качестве визуальных элементов для уяснения и понимания отдельных элементов мыслей индивида, групп или организаций. Поведение может быть элементом анализа, однако оно направленно на достижение цели. Важно, что когнитивный подход не содержит предположений о том, что происходит в мозгу; это всего лишь термины для описания поведения.

Поведенческий подход ориентирован не на анализ причин, а на анализ результатов. Так, Дж. Б. Уотсон определял поведение как результат ввода информации через человеческие органы слуха, обоняния, осязания. Один из основных тезисов бихевиоризма – вознаграждаемое поведение повторяется. Так же подчёркивается важность изучения наблюдаемых форм поведения. С точки зрения бихевиоризма человеческое поведение объясняется при помощи принципа «стимул - реакция». Стимул вызывает реакцию. Считается, что обучение происходит тогда, когда возникает эта связь. Другими словами, данный подход помогает объяснить физические рефлексы.

Бихевиористский подход опирается на представление о среде: когнитивные процессы, такие как мышление, ожидание и восприятие, могут иметь место, но не являются необходимым условием для предсказания и контроля поведения, а также управления им. Однако как когнитивный подход включал бихевиористские концепции, так и бихевиористский подход включает когнитивные переменные. Однако, несмотря на некоторое сходство это два разных подхода со своим вкладом в науку о поведении.

Подход социального научения является бихевиористским. Он признаёт, что поведение может быть проанализировано. Тем не менее в отличие от бихевиорестского подхода, социальное научение признаёт, что человек обладает самосознанием и его поведение целенаправленно. Данный подход предполагает, что люди познают окружающую среду, изменяют её, чтобы сделать доступными подкрепляющие факторы. Так же отмечается важность правил и символических процессов при научении.

Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Какие существуют подходы научной мысли по «Управлению поведением персонала».
  2. Сущность когнитивного подхода к изучению организационного поведения.
  3. Особенности бихевиористского подхода к понятию «Управление поведением персонала»
  4. Характеристика подхода социального научения к научному управлению поведением персонала.

5. Каковы основные элементы структуры организационного поведения?

6. Что такое поведение?

7. Назовите основные факторы, влияющие на поведение человека в организации.

8. Назовите виды поведения с точки зрения решаемых задач.

9. Формула поведения индивида.

10. Охарактеризуйте теорию личности З.Фрейда.

11. Что представляет собой теория бихевиоризма и чьи исследования послужили основой для этого направления?

12. В чем суть хоторнских исследований и какая концепция появилась в результате их проведения?

13. Какую практическую пользу менеджерам может принести знание различных теорий поведения человека в организации?

14. Назовите основные содержательные и процессуальные теории мотивации.

15. Что такое социальная мотивация? Назовите ее основные направления.

Наши рекомендации