Оценка физической подготовленности людей разного возраста по результатам 12-минутного бегового теста
(по К.Куперу, 1987)
Оценка | Расстояние (км), преодолеваемое за 12 мин | |||||
физической | Возраст, лет | |||||
под гото штенности | ||||||
13-19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60 и старше | |
Мужчины | ||||||
Очень плохо | Меньше 2.1 | Меньше 1,95 | Меньше 1,9 | Меньше 1,8 | Меньше 1,65 | Меньше 1,4 |
Плохо | 2,1-2,2 | 1,95-2,1 | 1,9-2,1 | 1,8-2,0 | 1,65-1,85 | 1,4-1,6 |
Удовлетворится ьно | 2,2-2,5 | 2,1-2,4 | 2,1-2,3 | 2,0-2,2 | 1,85-2,1 | 1,6-1,9 |
Хорошо | 2,5-2,75 | 2,4-2,6 | 2,3-2,5 | 2,2-2,45 | 2,1-2,3 | 1,9-2,1 |
Отлично | 2,75-3,0 | 2,6-2,8 | 2,5-2,7 | 2,45-2,6 | 2,3-2,5 | 2,1-2,4 |
Превосходно | Больше 3,0 | Больше 2,8 | Больше 2,7 | Больше 2,6 | Больше 2,5 | Больше 2,4 |
Женщины | ||||||
Очень плохо | Меньше 1,6 | Меньше 1,55 | Меньше 1,5 | Меньше 1,4 | Меньше 1,35 | Меньше 1,25 |
Плохо | 1,6-1,9 | 1,55-1,8 | 1,5-1,7 | 1,4-1,7 | 1,35-1,5 | 1,25-1,35 |
Удоалетворител ьно | 1,9-2,1 | 1,8-1,9 | 1,7-1,9 | 1,6-1,8 | 1,5-1,7 | 1,4-1,55 |
Хорошо | 2,1-2,3 | 1,9-2,1 | 1,9-2,0 | 1,8-2,0 | 1,7-1,9 | 1,6-1,7 |
Отлично | 2,3-2,4 | 2,15-2,3 | 2,1-2,2 | 2,0-2,1 | 1,9-2,0 | 1,75-1,9 |
Преиосходно | Больше 2,4 | Больше 2,3 | Больше 2,2 | Больше 2,1 | Больше 2,0 | Больше 1,9 |
\ |
Чтобы проверить соответствие нормы массы тела, можно воспользоваться весоростовым индексом Кетле:
Масса тела (в г)
Длина тела (в см)
Нормальным считается такой вес, когда на 1 см длины тела приходится у мужчин 350—400 г, у женщин — 325—375 г. Масса тела недостаточна при значениях индекса меньше 300 и чрезмерна при величине показателя более 500 г на см роста (длины тела).
При занятиях физическими упражнениями важно знать, как реагирует нервно-мышечная система на физические упражнения. f Мышцы обладают важными физиологическими свойствами: воз- ■ будимостью и сократимостью. Сократимость мышц, а значит, и мышечную силу можно измерить. В практике обычно измеряется сила кисти ручным динамометром и высчитывается так называемый силовой индекс путем деления величины силы (показанной на динамометре) на массу тела. Средняя величина силы кисти у мужчин равна 70—75% массы тела, у женщин — 50—60%. Например, сила правой кисти равна 52 кг, а масса тела — 76 кг, тогда силовой индекс для кисти равен:
4|Ю0% = 68,4%.
Наиболее удобная форма самоконтроля при занятиях физическими упражнениями — это ведение специального дневника, в котором фиксируются следующие показатели: самочувствие, сон, аппетит, настроение, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость занятия, болевые ощущения и др.
Глава 15. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПОЖИЛОМ И СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ
15.1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте
К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий, возраст (75—90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.
В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.
Старение организма характеризуется следующими функциональными изменениями (рис. 21, 22. 23, 24).
100% |
8D% |
40%
30 40 50 60 70 80 90 30 40 50 60 70 80 90 30 40 50 60 70 80 90 30 40 50 60 70 80 90
Возраст, лет возраст, лет Возраст, лет Возраст, лет
Рис. 21. Ослабление функций организма с возрастом
Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасываемой сердцем в сосудистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба).
Возрастные изменения вдыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиляции. Максимальное потребление кислорода после 25—30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет (П.О.Астранд, 1969).
Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате выражаются в:
13.5 |
Мужчины |
6 3,0 |
S 2,5 |
'2.0 |
— ухудшении эластических свойств мышц и связок, что при
неправильном дозировании физических нагрузок может привести
к разрыву мышечных волокон и связок;
—уменьшении величины проявляемой силы;
—замедленном переходе
мышц из состояния рас
слабления в напряженное
состояние и наоборот;
—уменьшении объема
мышц (мышцы становятся
дряблыми).
1.5 |
1.0 |
0.5 |
60 70 Возраст, лет Рис. 22. Максимальное потребление кислорода в зависимости от возраста |
Инволюционные изменения происходят и в нервной системе, что выражается в затрудненном образовании новых двигательных координации, ухудшении точности движений и уменьшении их вариативности.
1—^. | ||||||
Жет | lUHbl | |||||
Мужчи | ||||||
M |
8 150 к о |
20 30 40 Возраст, лет |
Рис. 23. Изменение максимальной частоты сердечных сокращений с возрастом |
Совокупность отмеченных возрастных изменений морфо-функционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и отдельных физических качеств. Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда.
Инволюционные измене-
ния, их темп и интенсивность во многом определяются как характером физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте.
Главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная.
Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы [9]:
1) содействовать творческому долголетию, сохранению или
восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные ин
волюционные изменения, обеспечив расширение функциональ
ных возможностей организма и сохранение его работоспособ
ности;
2) не допустить регресса жизненно важных двигательных уме
ний и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформиро
вать необходимые;
3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного
применения средств физического воспитания; последовательно
воплощать эти знания в практические умения.
||130 3 В) |
*» 110. |
20 30 |
40 50 60 Возраст, лет |
Рис. 24. Возрастные изменения артериального давления в среднем у населения (/) и в группе, включаюшей 107 хорошо тренированных спортсменов (2) (по Г.Меллеровичу) |
Частные оздоровительные и дополнительные задачи (например, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение осанки, улучшение деятельности ЦНС, повышение функциональных возможностей сердечко-сосудистой и дыхательной систем, закаливание организма и др.) определяются в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности, функционального состояния и приспособительных возможностей организма, уровня физической подготовленности, индивидуальных склонностей и условий быта.
15.2. Содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями
Средства физического воспитания. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.
К числу основных средств сохранения и восстановления функций опорно-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнастических упражнений (без предметов, с предметами, специальными устройствами, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей этого возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункцио-нальные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, поддерживать нормальную осанку.
В общеоздоровителъных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упражнения циклического характера. Эффективными являются такие циклические упражнения, которые выполняются не менее 10 мин с интенсивностью, приводящей к легкому утомлению.
Применяются также такие игры, как городки, бадминтон, теннис и др. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения.
1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.
2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на
высоком уровне его работоспособность.
3. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым
по^тоянное массирующее воздействие на внутренние органы
(пищеварительный тракт, печень и др.).
В пожилом возрасте нередко продолжают заниматься избранный видом спорта (например, спортсмены-ветераны) и участво-вагь в соревнованиях различного уровня (первенство города, страны, мира) среди ветеранов в своей возрастной группе.
Формы организации занятий. Физическое воспитание людей и старшего возраста проводится на самодеятельных на- и осуществляется при различных формах организации занятий" коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.); туристские походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.
Занятия в группах здоровья и секциях обшей физической подготовки проводятся 2—3 раза в неделю под руководством инструкторов-метод истов лреимущественно на открытом воздухе по определенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 Ш(Н, с течением времени продолжительность занятий увеличивается до 60—75 мин. Такая продолжительность обусловлена замед-декной врабатываем остью и приспосабливаем остью стареющего организма к физическим нагрузкам.
В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физическими упражнениями входят: утренняя гигиеническая гимнастика; аэробные упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздорови-тельный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах и т.д.); различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражнения, но с ограничением тренировочных натрузок и соревнований
И ДР-
Человек, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями с целью укрепления и сохранет^я здоровья, должен знать правила организации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен у>1еть подобрать с помощью методической литературы или опираясь на опыт прошлых занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной тренировки и их правильную дозировку.
Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и понижать сущность физической тренировки, основные механизмы получения тренировочного эффекта.
Методические основы занятий. Для большинства занятий в группах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно
I
140 § 130 f 120 5 по -а £ 100 I 90 | I | |||||||||||
ji2Q- | ||||||||||||
3 | ,4 | |||||||||||
38-126 | 96- | f | ||||||||||
У | 96- | \ | ||||||||||
/ | \ | |||||||||||
1 | 84-96 | б | ||||||||||
ъ 80 | / | 76-аа | ||||||||||
10 |
40 50 60 70 Время, мин |
0 10 20 30 |
80 90 100 |
Рис. 25. Физиологическая кривая пульса на физическую нагрузку на уроке (по А.Т.Рубцову, 1984): / — перед началом занятий; 2 — в конце подготовительной части; 3 — в середине урока; 4 — в конце общеразвивающих упражнений, бега; 5 — во время спортивных игр; 6 — в конце урока |
комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эффект в улучшении физической подготовленности и для занимающихся менее утомительны, чем предметные занятия. Занятия проводятся круглогодично. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенденцию к возрастанию.
Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части занятия,
как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы вра-батывания и восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусматривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении.
Общая динамика в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия (рис. 25).
Продолжительность одного занятия колеблется от 35—40 до 90— 120 мин. Для плавного повышения физиологической кривой урока необходимо начинать с легких упражнений, в которых участвуют мелкие и средние мышечные группы, и постепенно переходить к упражнениям для средних и крупных мышечных групп. Наиболее трудные упражнения (глубокие приседания, бег, бег с ускорением, прыжки с места и др.) даются в середине и во второй половине основной части занятия (причем в чередовании с ходьбой, с успокаивающими упражнениями), когда организм оптимально подготовлен.
В занятие рекомендуется включать от 30 до 50 общеразвивающих упражнений, чередуемых с ходьбой и бегом (А. Т. Рубцов, 1984). Количество повторений каждого упражнения зависит от подготовленности занимающихся, возраста, трудности упражнений, задач урока. В первые месяцы занятий каждое упражнение повторяется 4—6 раз, со временем число повторений увеличивается и к концу года достигает 8—20 раз.
Определяя дозировку нагрузок, надо ориентироваться прежде всего на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
С увеличением возраста занимающихся общий объем работы поддерживается по возможности на достигнутом уровне, а интенсивность постепенно снижается.
При проведении занятий с лицами пожилого и старшего возраста необходимо придерживаться следующих методических правил.
1. Применяемые физические упражнения должны быть строго
дозированными по количеству повторений, темпу выполнения,
амплитуде движений.
2. Упражнения с силовыми напряжениями (например, упраж
нения с гантелями, эластичным резиновым бинтом и т.д.) следу
ет чередовать с упражнениями на расслабление.
3. После каждой группы из 3—4 упражнений общеразвиваю-
шего характера необходимо выполнять дыхательные упражнения.
4. Во избежание перегрузки необходимо чередовать упражне
ния для верхних конечностей с упражнениями для нижних конеч
ностей или для туловища, упражнения для мышц-сгибателей — с
упражнениями для мышц-разгибзтелей.
5. У нетренированных людей в начале занятий физическими
упражнениями пульс не должен учащаться более чем на 30 уд./мин
по сравнению с частотой пульса в состоянии покоя.
6. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не
должна превышать 100—120 уд./мин.
7. Во время занятий физическими упражнениями сердце дол
жно работать с определенной, но не максимальной нагрузкой,
обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерыв
ных упражнений. Максимальную частоту сердечных сокращений
для людей пожилого и старшего возраста во время занятий следу
ет определять по формуле
ЧСС = 190- возраст (лет).
Возрастные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья занимающихся обусловливают необходимость строгого соблюдения методических принципов (систематичности, доступности, индивидуализации и др.).
Физические нагрузки разнообразного характера оказывают значительное влияние на организм занимающихся, существенно изменяя состояние практически всех его систем. Причем ответные реакции организма на нагрузки весьма индивидуальны, несмотря на выполнение одних и тех же физических упражнений в процессе занятия. В этой связи важное значение имеет самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические нагрузки.
Применяются субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъективным методам самоконтроля относят: самонаблюдение и оценку общего самочувствия, сна, физической и ум-
ственной работоспособности, настроения, а также общую оценку состояния опорно-двигательного аппарата и мышечной системы.
В качестве объективных методов самоконтроля используют наиболее доступные: наблюдение за частотой сердечных сокращений и артериальным давлением (с помощью электронного тонометра), измерение массы тела, показателей уровня развития физических качеств.
Проверка сдвигов в физической подготовленности осуществляется с помощью контрольных упражнений, разрабатываемых с учетом закономерностей возрастной инволюции физических качеств и двигательных навыков. Контрольные упражнения выбираются относительно простые и по преимуществу не связанные с большими функциональными нагрузками общего воздействия. В состав тестов целесообразно включать ряд постоянных упражнений (не меняющихся из года в год), чтобы иметь возможность судить о многолетней динамике показателей.
Для оценки эффективности физической подготовки можно рекомендовать контрольные показатели в следующих упражнениях (В. К. Бальсевич, В.А.Запорожанов, 1987):
— бег 2000 м без учета времени или та же дистанция с учетом
времени: мужчины — 17 мин, женщины — 20 мин;
— бег на лыжах: мужчины — 5 км за 42 мин, женщины — 2 км
за 23 мин;
— плавание без учета времени: 50 м (мужчины и женщины);
— пеший поход по пересеченной местности — 12 км.
Оценить физическую подготоаченность лиц старше 60 лет можно
с помощью 12-минутных тестов в плавании и в беге (см. табл. 26, 27). Самоконтроль за состоянием организма надо вести систематически. По времени он осуществляется перед занятием, непосредственно после него и в последующий период восстановления. Данные рекомендуется фиксировать в специальном дневнике.
Глава 16. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
16.1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФЛ) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную про-филированность части физической культуры применительно к
основной в жизни индивида и общества деятельности — к профессиональному труду.
Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.
Многочисленные научные данные показывают, что ППФП существенно влияет на повьпление качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности, что тем самым увеличивает надежность человеческого звена в системе «человек — машина». ППФП также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников.
Все сказанное свидетельствует о том, что в ППФП наиболее конкретно воплощается в один из важнейших принципов педагогической системы — принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.
Каждая профессия предъявляет к человеку специфическ требования и часто очень высокие к его физическим и психиче ким качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возник» необходимость профилирования процесса физического воспи ния при подготовке молодежи к труду, сочетания обшей физ ческой подготовки со специализированной — профессионально-прикладной физической подготовкой.
Следует подчеркнуть, что общая физическая подготовка создает основные предпосылка для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой ППФП.
Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физтгческой подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Вот почему научно-теоретическое обоснование ППФП прежде всего связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).
■
К таким ^фшашакотносят следующие (Б. И. Загорский, 1984):
— особенности информационного обеспечения деятельности;
— характер основных рабочих движений;
— особые внешние условия деятельности.
Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Прием этой информации связан с преобладающей загрузкой определенных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) и сопряжен с такими психическими процессами, как внимание, память, оперативное мышление, нервно-эмоциональное напряжение и пр. Причем особенности психических процессов во многом зависят от характера, объема поступающей информации и условий ее восприятия человеком при трудовых действиях. Имеется в виду модальность, виды, интенсивность сигналов и изменение их интенсивности, количество поступающей информации в единицу времени; условия восприятия (лимит времени, восприятие при движении объекта или субъекта труда, при помехах и пр.).
Изучая указанные признаки, степень их выраженности (критические значения) в конкретной профессиональной деятельности (например, операторов, водителей автотранспорта), возможно установить ее специфические требования к психическим и двигательным качествам человека.
Другим определяющим объективным фактором ППФП является характер рабочих движений. Его выделение основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов — рабочих движений происходит преобразование предмета труда через орудия труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вследствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.
Своеобразие рабочих движений в конкретной профессиональной деятельности и обусловливает ее специфические психофизиологические воздействия на организм. Правомерно поэтому выделить понятие «характер основных рабочих движений». Пол ним подразумевается совокупность наиболее выраженных (преобладающих) особенностей основных рабочих движений в трудовых действиях, составляющих содержание данной профессиональной деятельности. Указанную совокупность моторных особенностей трудовых действий возможно описать, указав тип движений (нажимные, ударные, вращательные и пр.), особенности согласованности и последовательности движений рук, ног, туловища и прочие характеристики, а также представить в количественных показателях (пространственных, временных и динамических параметрах).
Специфические требования профессии к физической подготовленности человека вызываются также особыми внешними ус-
ловиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса и при некоторых видах работ, требующих владения прикладными двигательными умениями и навыками.
Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микроклимат, укачивание и пр.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений. В таблице 28 представлены некоторые данные об изменениях в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием различных отрицательно действующих факторов.
Воздействие некоторых факторов среды на человека носит экстремальный характер. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, а также требует мобилизации функциональных резервов организма.
В процессе многолетней трудовой деятельности формируется профессиональный тип личности, характеризующийся определенными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.
Изучение специфических прикладных требований профессии к человеку позволяет выявить эти значимые и определенные для каждого вида труда качества, прикладные навыки, умения и знания.
В структуре профессиональных способностей выделяют основ
ные и дополнительные. Основные способности те, без которых
данная деятельность не может эффективно выполняться и кото- _
рые не могут компенсироваться другими способностями данной ■
структуры. |
Дополнительные способности — существенные, но не обяза- .
тельные, и они могут заменяться другими компонентами. г
Учет этих научных положений имеет принципиальное значе- j ние для теории и практики ППФП как в плане индивидуализации учебного процесса, так и в плане сосредоточения внимания на воспитании ведущих для данной профессии способностей. От ■ уровня их развития в большей степени зависит профессиональная работоспособность.
Задачи ППФП. ППФП призвана адаптировать, готовить чело- . века не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельно- м сти. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направ- Щ ленность их определяется требованиями конкретной профессии.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффек- 1 том в известной степени и генерализованный эффект. Параллель- ™ но происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.
Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыко!
Таблица 28