Стиль сотрудничества (контактный).
Этот стиль одежды менее жесток в своих требованиях по сравнению с формальным и предназначен в первую очередь для различных коммуникативных целей и налаживания доверительных деловых отношений. Чаще всего он используется сотрудниками отделов сбыта, а также специалистами, которым необходимо поддерживать хорошие отношения с клиентами и партнерами своих компаний. Хотя в целом этот стиль близок по статусу к консервативному, однако здесь, в свою очередь, допустимо уменьшение цветового контраста между костюмом и сорочкой, а в некоторых случаях - даже отсутствие пиджака.
Для женщин позволительны блуза из элегантного материала или необычный аксессуар (он не должен сразу привлекать внимание), а также брючный костюм. Требования к аксессуарам по сочетаемости те же, что и в консервативном стиле, зато можно выбирать модели часов чуть более авангардного или необычного дизайна. Необычные аксессуары и подарки с логотипом фирмы будут преимуществомl! подчеркнут подход индивидуальный и ориентированный исключительно на клиента. Выигрышным аксессуаром может стать и мобильный телефон (только не имиджевая модель, как в консервативном стиле, а бизнес-вариант). А деловым леди помогут поставить эффектную точку в создании образа и сменные панели в корпусе телефона.
В отличие от статусного и далеко не индивидуального консервативного стиля, креативный собрат призван подчеркнуть творческий потенциал и личностные особенности рекламиста, дизайнера, представителя мира моды или шоу-бизнеса. Хорошо подходит для личностей неординарных, артистичных и где-то даже эксцентричных. Такие специалисты обычно сами следят за новинками моды и, согласно креативному стилю, могут позволить себе не только вещи авангардных фасонов, но и необычные цветовые и стилевые сочетания. А порой даже шокирующие. Хороший пример тому - известный стилист и шоумен Сергей Зверев, который каждый раз находит не просто авангардные, а, можно сказать, несовместимые сочетания. А как, спрашивается, на «формальном» мужчине может нешокирующе смотреться сочетание меховых сапог, порванных джинсов, строгого фрака с бабочкой на голое тело и каких-то непонятных платков одновременно?! Нестандартно? Еще как! Только давайте не будем забывать про тот самый принцип соответствия, где необходимо разграничивать цели и задачи, а также область деятельности, для завоевания которых и предназначен определенный стиль и имидж в целом.
А еще в классификацию креативного включают и свободный деловой, стиль Casual. Так, во многих российских компаниях введена западная традиция, так называемая Business Саsual (или свободная пятница). Часто такой шаг является знаком демократичности управления в компании. Специалисты по стилю выделяют для этого дня специальный дресс-код:
Business Саsual (свободная пятница). Разрешен трикотаж, брюки прямого покроя без пиджака, более демократичная ткань (твид), блузы свободного кроя (рубашечный тип), туфли без каблука. Обязательна смена аксессуаров (они должны подходить к стилю). Только не стоит забывать о том, что одежда в «свободную пятницу» должна соответствовать общим требованиям корпоративной политики и не выходить за рамки стиля, чувства меры и, желательно, вкусов начальства - и, соответственно, не мешать вашему карьерному росту.
Сам по себе стиль Саsuаl - очень объемное понятие и имеет еще несколько вариаций своего дресс-кода. Так, разделяют:
1. Smart Саsuаl (повседневный щеголеватый) - для закрытых дней рождений и вечеринок
2. Dressy Casual (нарядное, простое и повседневное обличие). Иногда его обозначают как А5с (After 5 casual) - для корпоративных мероприятий, которые начинаются после 17 часов: презентаций, выставок и некоторых полуофициальных светских мероприятий.
3. Sporty Casual (спортивный повседневный) - подходит для выездных тренингов и дружеских соревнований между партнерами, а также для пробежки «до магазина» в отпуске.
4. Nautic Casual (морской повседневный, яхт-стиль) - для яхт-клубов и морских вечеринок на пляже.
Smart Casual и Dressy Casual применимы для корпоративных вечеринок и праздников, но только если они не проводятся в элитарных ресторанах. Стиль Smart Сasuаl вообще не имеет ни запретов, ни четких рекомендаций. Желательно ориентироваться на необычные аксессуары и крой, но основываясь на принципах делового стиля. Понятно, что стиль одежды на корпоративном празднике отличается от стиля дружеской вечеринки. Зато стиль А5с (After 5 Casual) предусматривает модную одежду от дизайнеров или известных брендов. Это должна быть нарядная и элегантная, но все же не вечерняя одежда. Как вариант - акцент на декорировании вещей, необычной отделке (например, кружево). Мужчинам стоит обратить свое внимание к платкам, орнаменту галстука или другим аксессуарам. А вот в Sporty Casual и Nautic Casual запрещены только любые варианты каблуков. Во всем остальном это полностью свободная одежда, причем в выборе цветовой палитры стоит сделать акцент именно на «морских» цветах.
Кстати, было бы неправильным не упомянуть историю и подробности развития тенденции под названием «свободная пятница». Во всем цивилизованном мире уик-энд формально начинается в пятницу вечером. А потому и сама пятница не просто будний день, по крайней мере с точки зрения того, что надеть в офис, чтобы еще работать, но уже отдыхать, а выглядеть, как всегда, безупречно. И за последние пять лет в мировой офисной моде произошли существенные перемены. Все началось с появления так называемой свободной пятницы. Когда строгие и элегантные деловые костюмы (как мужские, так и женские) сменились своеобразным сочетанием делового и повседневного стиля - так называемого smart casual. С одной стороны, это комфорт и некоторая небрежность стиля casual, а с другой - традиционная строгость office-style. Вообще, идея свободного офисного стиля появилась в Америке еще 30 лет назад. Первыми, как и следовало ожидать, ее воплотили в жизнь в Силиконовой Долине высокотехнологичные молодые компании, например HP и Мiсrоsоft. Следом за прогрессивными умами в игру вступили благотворительные организации, предложившие предпринимателям позволить своим служащим покупать привилегию носить менее формальную одежду. Так, возможность сменить пиджак на свитер стоила для желающих всего $1. А все собранные таким образом средства поступали на благотворительные нужды. Поначалу «свободная пятница» допускалась лишь в редкие летние дни и то не во всех организациях, но в последние несколько лет ситуация коренным образом изменилась. И доля продаж smart casual выросла в десятки раз, а в некоторых компаниях «свободная пятница» вообще растянулась на всю неделю. И сторонники «свободной пятницы» с легкостью перечислят ее основные преимущества. Якобы люди чувствуют себя намного комфортней в одежде, которая не сковывает движении, подобрана в соответствии с их эмоциональным настроем и позволяет проявить индивидуальность. Одновременно сглаживаются различия в социальном статусе и профессиональном ранге: люди чувствуют себя уверенней и комфортнее, общаясь как с руководством, так и с подчиненными. И после того как стиль smart casual начал распространяться на все рабочие дни, его переименовали в business-casual. Но, оценив преимущества, компании начали просчитывать и недостатки. Ведь редко в какой компании четко прописана корпоративная культура, и потому для многих сотрудников понятие свободного стиля в одежде весьма расплывчато. Так, донести до сотрудников идею «свободной пятницы» часто поручают помощнику руководителя, в противном случае сотрудникам самим приходится определять свой гардероб. С этим сопряжены определенные трудности: у большинства служащих в пятницу уходит в три раза больше времени, чтобы подобрать себе костюм. Не говоря уж о поиске фантазии. В этом случае самый простой способ не запутаться в стилях и выглядеть соответственно - изменить только несколько деталей в классическом костюме.
Например, снять галстук и сменить рубашку на более яркую по цвету. Некоторые западные компании вообще считают образцом свободного стиля одежду для игры в гольф: это рубашка и тонкий джемпер в сочетании с брюками свободного покроя. Для женщин это также тонкий трикотаж пастельных оттенков в сочетании с юбками и костюмами классического покроя.
Другое направление business-casual - спортивное, о котором уже говорил ось выше. В первую очередь это опять же костюмы, но более четкого покроя. Такой стиль призван подчеркнуть достоинства спортивной фигуры: приталенные пиджаки и брюки джинсового фасона. Причем политикой той или иной компании часто определяется, насколько буквально сотрудники должны понимать значение термина «спортивный»: где-то запрещены джинсы, где-то разрешены полуспортивные ботинки. Однако не только женщины, но и мужчины могут позволить себе надеть в пятницу более заметные украшения. Так, уверенные в себе мужчины предпочитают необычные браслеты или тонкую нитку бус, выглядывающую из-под ворота рубашки.
Но если раньше вся индивидуальность легко прятал ась за привычный серый костюм, то теперь приходится разбираться в тонкостях цветовой теории Люшера или той же приклад ной психологии. Например, стилистически правильно подобранный женский костюм - пиджак и юбка - оптимально подходит не только для стиля «свободной пятницы», но и для всей рабочей недели. Однако в соответствии с последними модными тенденциями под пиджак может быть надета трикотажная водолазка с рукавами до середины кисти. А ведь на подсознательном уровне чрезмерно длинные рукава ассоциируются у окружающих с высказыванием «работать спустя рукава». И все потому, что раз вы позволили себе такую длину, то, вероятно, не боитесь испачкать рукава и не будете слишком напрягать себя работой. Как ни крути, а это психология восприятия, пусть и обобщенная. Или же «драматические» цветовые сочетания. Так, любое контрастное сочетание насыщенных тонов (белый-черный, красный-черный, синий-белый) как в мужском, так и в женском костюме напоминает о торжественном выходе в ресторан или в театр.
Ваши коллеги сразу же предположат, что на вечер у вас назначено свидание и все ваши мысли заняты именно им, а не напряженной работой. Такое же впечатление легкомысленности и несерьезности производят на окружающих кружева и летящие ткани. А яркие неоновые тона способны утомить и вызвать головную боль не только у вас, но и у ваших коллег, даже если они молодые и продвинутые программисты. Мягкие фактуры, такие как мохер и ангора, создают ощущение домашнего уюта и в принципе свидетельствуют о том, что обладатель такого наряда старается избежать излишнего общения. Но на самом деле он может добиться ровно противоположного эффекта - коллеги потянутся к нему в поисках комфорта и совета.
Последние исследования показывают, что отдельно взятая «свободная пятница» оправдала не все возложенные на нее надежды. Сотрудники воспринимают этот день как подготовку к выходным, не слишком напрягая себя работой. Однако ситуация нормализуется, если стиль business casual вводится как обязательный на протяжении всей недели. Рабочий ритм не нарушается, а отношения между коллегами действительно становятся более доверительными и неформальными. Может быть, со временем строгий офисный костюм и вовсе выйдет из моды? Впрочем, очень многие, несмотря ни на что, продолжают считать этот стиль лишь временным помешательством. Вероятно, им просто не хватает фантазии.
Так, несколько лет назад рухнул последний оплот классического бизнес-стиля, шокировав галантерейные магазины Нью-Йорка. Это десятилетиями одевавшиеся там брокеры с Уолл-стрит. А на торговых площадках компании Marill Linch «свободные пятницы» и вовсе превратились в целые недели, где в рабочий гардероб большинства трейдеров вошли футболки и полотняные штаны. Их примеру немедленно последовали и другие финансовые компании, опасаясь стремления своих сотрудников к свободе и их побега в Marill Linch.
Мало того, стремясь поднять боевой дух и моральный настрой британских войск, Министерство обороны Великобритании, например, объявило о введении в своей армии той же «свободной пятницы». Теперь в обязательном порядке в конце рабочей недели военная форма для всех родов войск будет сменяться футболками и свитерами-поло. Такая инициатива военного ведомства Туманного Альбиона основана на стремлении внести немного разнообразия в атмосферу военных будней. И в первую очередь такое нововведение коснулось британского военного контингента в Ираке.
И все же, несмотря на видимую свободу для делового человека, стили Casual по своей натуре очень каверзные и «опасные», и именно потому, что часто не имеют четких ограничений. Поэтому, выбирая одежду, карьеристы должны помнить в первую очередь о перспективах своего карьерного роста, который не должны сопровождать ненужные сплетни и угроза увольнения! В этом случае поведение и одежда на корпоративном мероприятии могут перечеркнуть все профессиональные достижения! Поэтому не стоит особенно расслабляться в использовании стиля Casual в рамках той официальной компании, где вы пытаетесь сделать карьеру.
Стиль business casual вообще заслуживает особого внимания. Этот вольный стиль в бизнес-моде, конечно же, вполне хорош для «встреч без галстука», загородных конференций и тренингов. Но в нем тоже есть определенные каноны. Пример классического американского business сasuаl - так называемые слаксы, хлопчатобумажные брюки любого неяркого цвета, от светло-бежевого до темно-синего, часто с защипками спереди и манжетами. Кстати, стоит помнить, что это не должна быть «одежда для отдыха» и что одежда, как и аксессуары, не должна «забивать» своего владельца. Такой подход говорит, прежде всего, о незнании бизнес-этикета. Поэтому стоит подробнее озвучить тонкости подбора одежды для свободной пятницы согласно официальному протоколу. Как для мужчин, так и для женщин.
Итак, дамы - вперед.
ЖЕНСКИЙ CASUAL.
Основное отличие «свободной пятницы~ в женском костюме это цвет. В этом случае можно позволить себе более яркие оттенки, например бордовый, вишневый, кирпичный или антрацит. Выбор тканей также намного более разнообразен: мягкая буклированная шерсть или трикотаж, к тому же не столь строгий покрой: например, укороченные рукава или удлиненные юбки (максимальная длина должна быть выше щиколотки на 7-10 см). А выбор между юбкой и брюками зависит в первую очередь от особенностей корпоративной культуры. В принципе юбка предпочтительнее.
Джинсы и спортивные брюки допускаются редко. Предпочитаются классические блузки рубашечного типа, но более нежных оттенков. Однако стоит избегать контрастных сочетаний с цветом костюма, а также обилия кружев и рюшечек. Зато возможно сочетание различного трикотажа. Как и для мужчин - он любимец «свободной пятницы». Вместо блузки, например, возможны тонкие однотонные водолазки или джемперы благородных оттенков как в качестве самостоятельной пары к юбке или брюкам, так и в сочетании с жакетом. Цветовая гамма не ограничена, только не стоит увлекаться яркими, кричащими оттенками.
Помимо классического, гладкого варианта, возможны также и мягкие фактуры: ангора и пух. Допущены некоторые послабления и в выборе аксессуаров. И в первую очередь они касаются бижутерии: серьги чуть больше, подвески чуть ярче, браслеты чуть звонче. Главный критерий подбора украшений: они не должны мешать работе ни физически - цепляясь за бумаги, ни психологически - притягивая взгляды. Главное уловить грань между возможностью надеть что-нибудь яркое, с одной стороны, и опасностью выглядеть излишне шикарно с другой. А блеск бриллиантов, понятное дело, стоит оставить только для торжественного вечера. Еще одна яркая женская деталь - шейный платок или шарфик, близкий по цвету к костюму или джемперу, но несколько более насыщенный.
МУЖСКОЙ CASUAL.
Это пиджак спортивного или свободного покроя, с более узкими отворотами, на 3-4 пуговицах. Оптимальный выбор ткани представляет собой шерсть, твид, букле, хлопок либо кашемир в тонкую клетку или полоску. Помимо этого определенную небрежность рубашке придают мягкие воротнички без пуговиц для галстука и тонкий рисунок - неяркая клетка или полоска. Можно также позволить себе немного расслабиться и закатать рукава ровно до середины руки между запястьем и локтем. Вполне элегантно на мужской руке могут смотреться браслеты, и не только часовые. Необходимое условие только одно: рукава придется отвернуть перед встречей с клиентом. А преобладающие цвета - это легкий синий, индиго, оранжевый, бежевый, сиреневый или даже фиолетовый. В редких случаях возможны и вязаные рубашки-поло. Но безусловный лидер «свободной пятницы» - это трикотаж. И фактура его всегда одинакова: он должен быть гладкий и без яркого рисунка. Разнообразие проявляется прежде всего в форме выреза: это могут быть водолазки с отворотом или без, маленький вырез «под горлышко», V-образный или отложной воротничок-поло. Все эти джемперы могут быть надеты как под костюм или спортивный жакет, так и сами по себе.
Если же на вас твидовый жакет или сшитый из шерсти букле, тогда оттенок джемпера должен соответствовать одному из оттенков жакета. Брюки предпочтительнее всего из шерсти, габардина, плащевки, хлопка или льна (летний вариант). Допускаются также джинсы, но только классические, т. е. никаких потертостей, аппликаций, рваных краев или бахромы. Допустимые цвета: бежевый и хаки - летом; синий, черный, коричневый или болотный - зимой. Кроме этого, к свободному костюму идеально подходят мокасины, причем не только черные. Например, летом и весной возможны и бежевые оттенки, если конечно, таковые присутствуют в самой одежде. Если же стиль спортивный, то вполне хороши туфли, по форме напоминающие кеды. И лучше, если вы подберете темные их варианты.
ЛЕТНИЕ ЗАБОТЫ.
Если со стилями «свободной пятницы» все более или менее понятно, то вот с различными ситуациями, связанными с неудобством ношения формальной одежды, есть свои тонкости. Так, главное в летнем имидже - это выглядеть свежо, ухоженно, уверенно и привлекательно, несмотря на жару и насыщенный ритм жизни. Именно свежесть образа в летнее время отличает успешную персону от других. Да и на работе всегда важно чувствовать себя уверенно и комфортно независимо от времени года. Однако летом выглядеть по-деловому становится намного сложнее: жара донимает, да и в отпуск хочется, на пляж куда-нибудь.
Как же облегчить себе страдания, не нарушая при этом правил делового этикета, который в некоторых организациях неукоснительно соблюдается даже при резких переменах климатических условий?
По словам стилистов и имиджмейкеров, самое главное это правильно подобрать ткани для всего одеяния. Именно от этого зависит, будет ли тело «дышать», обеспечивая комфорт и возможность сосредоточиться на работе. Основное правило здесь таково: ткань должна быть натуральной. Причем желательно не использовать ткани с примесями лайкры, лавсана и наличием разных пропиток поэтому в жару лучше всего использовать лен, хлопок, шелк, крепдешин, тонкую шерсть, бязь, чесучу, тонкий жаккард, легкий гобелен или трикотаж. А также любые другие качественные аналоги из натуральной нити.
Хотя строгий протокольный вариант костюма и должен быть выполнен из классической «деловой» ткани - шерсти, зато повседневные варианты в стиле casual вполне допускают качественную джинсу, вельвет в тонкий рубчик или хлопчатобумажную «плащевку».
Помимо тканей в летний период важную роль играют и цвета нарядов. Летний деловой стиль логично предполагает более светлые оттенки, чем в холодное время года. Учитывая, что классические деловые цвета - это синий и серый, в теплое время и мужчинам и женщинам можно использовать серо-бежевую, серо-синюю, серо-кофейную гаммы. Вполне подойдут и серо-розовый, серо-сиреневый, цвет слоновой кости, карамельный или фисташковый. А еще цвет лосося, персиковый, бледно-желтый (цвет пшена), все оттенки светлой хлебной корки и серо-шоколадный. Уместна и почти вся пастельная гамма. Зато яркие, «пляжные» оттенки желтого, оранжевого, салатового, ярко-сиреневого, малинового и бирюзового лучше оставить лишь для курортных зон или выходного дня. Следует избегать и применения в гардеробе черного цвета, дабы не притягивать к себе в жару дополнительную солнечную энергию. Если же нужен более официальный вид, лучше выбрать одежду темно-серого цвета. Этого будет вполне достаточно, чтобы подчеркнуть строгость и лаконичность образа на официальном деловом приеме.
Женщинам также стоит помнить, что с одеждой светлых тонов надевают чулки телесного цвета. Как вариант - дамы могут носить легкие, но непрозрачные брюки.
Важно также внимательно выбирать нижнее белье, которое не должно быть чересчур кружевным или ярким цветным. И, понятное дело, не должно просвечивать сквозь ткань делового костюма.
С большой осторожностью стоит подбирать и модные льняные костюмы, которые быстро мнутся и выглядят неопрятно.
К тому же мужчинам под пиджак можно надеть рубашку с коротким рукавом. Ее все равно никто не увидит. Кстати, всегда следует возить в машине (или держать на рабочем месте) еще одну рубашку для форс-мажорных обстоятельств. Рекомендуется также иметь и сменную пару обуви в своем кабинете.
К слову говоря, считается, что жара официально является причиной сокращения рабочего дня. Каждый лишний градус тепла сверх установленной нормы, которая составляет 28 °C, должен сокращать рабочий день на целый час.
Учеными-гигиенистами было разработано некое понятие «зоны комфорта». Ее характеристики зависят от многих факторов физического, химического, климатического и другого значения. Специалисты считают, что только при нахождении в условной зоне комфорта при соответствии всех необходимых характеристик можно работать максимально продуктивно.
К примеру, когда на улице 30 °C, а в офисе нет кондиционера, на рабочем месте вполне может установиться такая же тридцатиградусная жара, как и на улице. Но если температура воздуха в помещении равна или ниже температуры за окном, тогда рабочий день для офисных сотрудников остается обычным, восьмичасовым, и меняется только при переходе температурной планки свыше 28 °C. Соответственно, с ростом температуры рабочее время сокращается на час и более. Так, при 29 °C рабочий день составит 6 часов, при 30 °C - 5 часов, а при 31 °C - всего 3 часа. Это прописано и в официальном документе о гигиенических требованиях к микроклимату производственных помещений. А точнее, в СанПиН 2.2. 4.548-96, утвержденных соответствующим законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Интересен пример, когда власти Гонконга решили повысить температурные нормы внутри зданий до 25,5 °C с нынешних 22-24 °C с целью сэкономить более $100 млн на работе кондиционеров. В связи с этим госчиновникам разрешили ходить на работу без пиджаков и галстуков. А всем 160 тысячам чиновников, занятых на государственной службе, официально предложили ходить на работу в «менее формальной, но приличной» одежде. По данным гонконгских властей, более трети потребляемого электричества приходится на кондиционеры. За счет снижения мощности кондиционеров, работающих на охлаждение, власти и решили повысить температурные нормы воздуха внутри зданий. По расчетам экономистов Гонконга, это позволит ежегодно экономить более $100 млн бюджетных средств, а также сократит вредные выбросы в окружающую среду на тысячи тонн в год. В итоге более 300 гонконгских компаний, узнав об инициативе властей, поспешили заявить о том, что спешат присоединиться к акции и разрешат своим сотрудникам приходить на работу без галстуков и пиджаков. Все горожане ожидали реакции главы администрации Гонконга Дональда Цанга, который обычно появляется на всех официальных мероприятиях в строгом костюме и галстуке-бабочке. И вот Цанг впервые за многие годы появился на публике без бабочки, решив показать пример и другим чиновникам. Впрочем, глава Гонконга оговорился, что на всех официальных мероприятиях он по-прежнему будет присутствовать «при полном параде», дабы избежать упреков в «неуважении к присутствующим».
Так что, как видите, существует масса различных тонкостей и особенностей в отношении использования той или иной одежды даже в одних и тех же ситуациях. Кто-то отменяет дресс-код в угоду экономии, а кто-то пытается с его помощью накручивать себе цену. Кто-то слепо следует всем без исключения формальностям, а где-то относятся более спокойно и естественно к выбору деловой одежды.
Как бы там ни было, а сам по себе вопрос «что надеть?» актуален не только в рамках соблюдения дресс-кода, но и для всех, кто неравнодушен к своему внешнему виду. В каких-то компаниях дресс-код ограничивается представлениями начальника об облике идеального клерка, а для кого-то уже стал и отдельным пунктом в трудовом контракте.
Зато уж точно актуальным для всех остается соответствие одежды внутреннему миру собственного восприятия с точки зрения подходит - не подходит, нравится - не нравится. По крайней мере, хочется приспособить тот самый пресловутый «белый воротничок» так, чтобы был к лицу и нормально вписывался в сложившийся образ. Да еще нужно разбираться в сочетании цветов, которые вечно путаются в воображении и не дают сосредоточиться на деле. Думается, такие мысли рано или поздно посещают любого из нас. Вот именно об этом мы и поговорим с вами в следующем разделе.
Психология восприятия.
В человеке все должно быть прекрасно. И ум, и тело, и душа, и мысли ... А. П. Чехов
Взгляд со стороны.
Правильно ориентироваться в ситуациях с применением дресс-кода вам поможет и элементарное понимание психологического восприятия внешности с точки зрения формы, цвета, пропорций, их соотношений и необходимого сочетания габитарного имиджа и внутреннего психологического комфорта в целом. Это сослужит хорошую службу не только при формировании того же делового стиля, но и в обычной жизни.
Немецкий вариант нашей знаменитой пословицы «по одежке встречают ... » звучит так: Kleider machen Leute - «одежда делает человека». Солидарны с народной мудростью и психологи: результаты проведенных ими исследований свидетельствуют о том, что первое впечатление о человеке в значительной степени зависит от его внешнего вида, и от одежды в частности. Для правильного впечатления о вас важен и общий силуэт одежды, и прическа, и макияж, и различные формы рельефных и декоративных линий.
Например, акцент на острых углах или треугольном силуэте проявит вас как человека целеустремленного, волевого, обладающего сильными лидерскими качествами. Прямоугольный, а особенно квадратный, силуэт расскажет о вашей стабильности, ответственности и внимательности. Округлые формы, напротив, выбирают мягкие и чувствительные натуры. Они исполнительны, но обладают малой инициативой. Зато если вы хотите произвести впечатление яркой, творческой личности, тогда выбирайте в формах своей одежды летящие, рваные силуэты, ломаные линии и различные драпировки.
Если же вы работаете с людьми и в вашей работе необходимы доверительные отношения, тогда очень важно избегать в своей одежде использования холодных тонов. К НИМ относятся любые оттенки с добавлением синего цвета.
Лучше исключить из своего гардероба палитру цветовых оттенков от изумрудно-зеленого, включая ультрамарин, до фиолетового и пурпурного. Теплые тона, напротив, помогут вам установить близкий контакт и вызвать доверие со стороны окружающих. К теплым оттенкам относятся все цвета с добавлением оранжевого. От травяной зелени, через фисташковый, оливковый, лимонный, желтый золотистый, оранжевый и красный, напрямую к бордовому и вишневому. Однако если в работе вам приходится дистанцироваться, т. е. держаться от людей на расстоянии, тогда лучше выбирать цвета холодной гаммы (вспомните, какого цвета кители у работников таможенной службы или милиции).
Но, следуя советам, учитывайте не только положительное влияние элементов вашего имиджа, но и отрицательное. Например, бухгалтер скорее вызовет доверие, выбрав для фасона своего костюма прямоугольный силуэт. Напротив, известна масса случаев, когда при собеседовании на руководящую должность соискателям говорят: «Мы не сомневаемся в ваших профессиональных навыках, однако отказываем вам. Очень трудно представить вас в кресле руководителя, и мы боимся, что вы не справитесь».
В этом случае специалисты не советуют претенденткам на позиции топ-менеджеров чересчур увлекаться локонами и носить приталенные вещи с мягкими рельефными линиями или воланами. Лучше надеть костюм прямоугольного силуэта, блузку строгого кроя с острыми углами воротничка, распрямить волосы и подчеркнуть угловатые линии лица. В этом случае вы в большей степени будете соответствовать позиции начальницы отдела.
И, наверное, никто не будет спорить, что в общении и внешнем облике огромное значение имеют жесты, манеры и походка - т. е. кинестетический имидж.
В целом имидж как представление о человеке со стороны окружающих не менее важен и в личной жизни. Однако если в офисе вы руководствуетесь фирменными целями и профессиональными задачами, то на отдыхе вы можете в полной мере проявить вашу индивидуальность. Если вы любите привлекать к себе внимание - тогда оденьтесь в яркие, чистые цвета, добавьте контрастов, узоров, выберите облегающие или открывающие фигуру силуэты. Хотите побыть в одиночестве - наденьте мягкую, скрывающую фигуру одежду приглушенных прохладных тонов, без ярких контрастов и без привлекающих внимание аксессуаров. А если вы очень устали и вам необходимы уют и спокойствие - тогда выбирайте натуральные ткани теплых, природных оттенков и мягкие по фактуре вещи свободного силуэта. Захотелось романтики - добавьте легких, воздушных, полупрозрачных, кружевных тканей и выберите летящий силуэт. В этом случае женщинам не стоит отказываться от шляпок, изящных вещиц и изысканных украшений.
Однако если вы сами не можете определить, чего именно хотите, тогда попробуйте добавить во внешний облик элементы имиджа, скажем, вашего кумира - кинозвезды или персонажа из книг, певицы или ведущей популярной телепередачи. Ведь обычно для любого из нас наиболее привлекательно то, чего нам не хватает. Так, взяв нюансы имиджа у понравившейся звезды, вы логично восполните пробелы своего образа. Главное - не пытаться подражать понравившемуся персонажу во всем. В этом случае важно перенять лишь некие символы. То, что делает стиль этого человека неповторимым.
Но что делать, если при этом ваша индивидуальность идет вразрез с вашим имиджем на работе? Ответ только один искать компромисс. Необходимо выстраивать свой имидж так, чтобы, с одной стороны, он соответствовал вашим профессиональным или личным целям, а с другой - обеспечивал необходимый комфорт для души.
Например, вы - романтическая натура и вам сложно все время ходить в строгих деловых костюмах. Но вы дорожите своей работой и не готовы поменять ее в ближайшее время. В таком случае самым простым решением будет красивое и чувственное белье, надетое под офисный наряд. Ведь психологически эмоциональное осознание того, что на пас есть то, что доставляет удовольствие только вам, но невидимо окружающим, все равно добавляет уверенности. Это как с наличием денег. Главное - иметь возможность что-либо сделать, пусть даже у вас нет сейчас такой необходимости, а покупать вы вообще ничего не собираетесь. Зато внутренний комфорт от осознания только своих возможностей налицо. Поэтому, оставаясь внешне строгой и пунктуальной, вы все равно будете чувствовать себя более комфортно и раскованно.
В любом случае секрет имиджа конкретного человека, и в первую очередь женщины, поскольку внешность для нее слишком важна, заключен в ее главном достоинстве. Поэтому определите для себя, что именно в вас является самым привлекательным. Волосы, глаза, ноги, улыбка? И найдите в себе смелость подчеркнуть собственную изюминку, пусть даже привычно оставив в тени все остальное.
Ведь как ни крути, а наши недостатки скрываются лишь нашими достоинствами. Определите свои профессиональные, личные цели и амбиции. Подчеркните свои достоинства. Добавьте изюминку. И не забывайте о душевном комфорте. В таком случае ваш имидж станет залогом вашего успеха.
Зато для мужчин актуальным фактором неизменно остается внутренняя уверенность в себе и своих возможностях. А деловой имидж победителя должен быть направлен на достижение цели. Причем внешняя оболочка также должна гармонично уживаться с внутренним миром. Главное, как уже 1'0ворилось, соответствовать внешне заявленным требованиям к себе. Тогда проблем нет. К тому же не стоит забывать и о статусе, проявляющемся не только в дорогих аксессуарах, но и в походке, взгляде и осанке.
Вообще, если говорить о внешнем имидже человека, то он подчиняется тем же принципам соответствия пропорций, что и художественная композиция. Иными словами, общим правилам любой визуальной составляющей. И выбор нужного цвета играет здесь далеко не последнюю роль, поэтому стоит определить общие характеристики основной палитры.
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА.
Начнем с классики. Белый цвет считается визуально расширяющим пространство и объем. Воспринимается как близкий духовно, цвет невинности и чистоты. Его лучше использовать, когда нужно передать честность и искренность. Считается, если человеку по духу приятен белый цвет, то он стремится к совершенствованию и «поиску самого себя».
Черный - далекий, отчужденный, визуально уменьшает объем и создает тяжелую, неподвижную массу. Символ загадочности, а вместе с тем тайны, зла, печали и смерти. Чаще ассоциируется с чем-то негативным, опасным и запрещенным. Существует мнение, что он помогает отталкивать негативные эмоции посторонних. Это закрытый цвет, создающий некую эмоциональную камуфлирующую оболочку. И вместе с тем черный - это классический цвет, считающийся самым элегантным и солидным. Однако визуально он старит. Есть люди, которым вообще подходят темные цвета, и только в них они чувствуют себя комфортно. Это далеко не означает, что человек скрытен или опасен.
При этом черный цвет не так уж распространен в ситуациях делового общения. В этом случае желательны различные комбинации, например с серым цветом (черный пиджак серые брюки или наоборот), или яркий галстук
Психологи утверждают, что темный цвет символизирует тяжелую, неподвижную массу. Именно это и создает авторитетный, властный имидж. Если новая высокая должность «давит», создает чувство психологического дискомфорта, то, вероятно, в этом виноват и черный цвет статусного костюма. Поэтому выбор иного цвета часто снимает напряжение и повышает работоспособность.
Красный, так же как и белый, приближает расстояние. А на фоне других предметов выделяется быстрее и больше всего. Кроме этого, он зрительно увеличивает в ширину и считается эмоционально тяжелым для восприятия. Поэтому быстро надоедает. Хотя и создает движение - активное и динамичное. Символ жизни, радости, силы и здоровья. Люди в красном чаще всего по натуре импульсивны, динамичны и агрессивны.
Розовый. Создает объем - играющий, легкий и подвижный. В восприятии - располагающий, мечтательный и доверительный. Цвет романтиков и негласный символ любви. Люди, предпочитающие розовый цвет, считаются чувственными, нежными, понимающими партнера и окружающих.
Желтый. Расстояние приближает, а объем также слегка увеличивает. Воспринимается как легкий, эфемерный и подвижный. Психологическое воздействие оказывает веселое, подвижное и приятное. Считается, что любители желтого легко воспринимают все новое, обладают ясным мышлением и хорошими аналитическими способностями. Но его влияние имеет и недостатки, как то: внезапное проявление гнева и легкая возбудимость. Вообще это цвет радости и разлуки одновременно.
Синий. Синий цвет, как предст