Организация наблюдений. «Одуванчики на лугу»
Задачи.Продолжать знакомить детей с явлениями природы в мае. Особое внимание обратить на расцветающие на участке одуванчики. Воспитывать в детях гуманные, добрые чувства ко всему живому в окружающем мире, в частности, к растениям. Эстетиче-
ски обогащать детей яркими картинами живой природы. В наблюдении использовать поэтический фольклор и произведения детских писателей.
Предварительная работа.Педагог может провести наблюдение в любом месте участка детского сада, где имеются зеленая травка и распустившиеся одуванчики. Место наблюдения выбирается заранее.
Содержание наблюдения.Воспитатель предлагает детям пройти на лужок, где распускаются желтые одуванчики.
Взрослый обращает внимание малышей на зеленеющий ковер травки: «Смотрите, какая зеленая, молодая травка. Давайте «поговорим» с травкой». Воспитатель читает любой фольклорный текст о травке, например, «Ты трава ли моя, травушка...»1
И далее педагог продолжает: «Нет, нет, травка! Детки тебя не топтали! Наши детки не рвут травку, не топчут. Мы пришли посмотреть на зеленый лужок и желтые цветочки — одуванчики... Носит одуванчик желтый сарафанчик... Вот они! Какие веселые, какие яркие, желтые, как ласковое солнышко», — говорит воспитатель, привлекая детей к наблюдению. Дети присаживаются на корточки и рассматривают одуванчики. Воспитатель побуждает детей вглядеться в розетку желтых цветов. Привлекает внимание детей не только к цветам, но и к насекомым на них, просит детей смотреть тихонечко, чтобы не испугать маленьких жучков. Педагог старается создать у детей яркое впечатление, сравнивает одуванчики с солнышком. Объясняет детям: «Мы не будем рвать цветочки. Если их сорвать, они завянут и перестанут нам «улыбаться». Наша полянка не будет такая красивая, на ней не будет цветочков. И, когда мы придем на лужок, никто нас не встретит, не покачает нам приветливо головками, не скажет: „Здравствуйте, детки!"»
Воспитатель старается вызвать у ребят желание бережно относиться к траве и цветам. «Послушайте, какие красивые стихи я знаю про одуванчики», — говорит взрослый.
Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик, Первый, молодой. У него чудесный
' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 73.
зо* 467
Золотистый цвет. Он большого солнца Маленький портрет.
(О. Высотская «Одуванчик»)1
Педагог читает стихотворение дважды, чтобы дети его лучше поняли. В заключение воспитатель говорит малышам, что они придут и посмотрят на одуванчики завтра. Предлагает сказать цветочкам: «Растите, улыбайтесь, радуйтесь солнышку». Завершает наблюдение педагог следующими строчками.
Одуванчики-цветы Любят все — и я, и ты!
(Л. Павлова)
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Воспитатель продолжает совершенствовать навыки детей по выполнению необходимых правил гигиены и культуры поведения.
Педагог поощряет детей, умеющих достаточно опрятно и правильно есть, быть более уверенными в выполнении разнообразных гигиенических действий в разных ситуациях в режиме дня как в помещениях, так и на улице — быть опрятным, не пачкать одежду; стараться не пачкать руки, обходить лужи и участки с грязной поверхностью во время прогулки. Но если что-то произошло с кем-то из детей (залез в лужу, испачкал руки и т.п.), воспитатель прежде всего успокаивает ребенка, указывает на результат (необходимость мыть руки, переодеваться и т.д.), но не «ругает» его, ведь у детей пока еще нет произвольности.
Следует учить детей следить самостоятельно за чистотой своей одежды, своевременно и правильно мыть руки, лицо, насухо их вытирать.
Детей приучают ко все большей самостоятельности не только при выполнении гигиенических и некоторых водных процедур, но и при одевании, раздевании, переодевании (на прогулку, с прогулки, при подготовке к занятиям физической культурой). Воспитатель постепенно, начиная со второй половины года, приучает детей самостоятельно (вначале с его помощью) выполнять простейшие действия закаливания с использованием воды и воздуха. Это касается поведения детей при купании в бассейне, мытье под душем, выполнении закаливающих процедур, связанных с влажным обтиранием тела до пояса. Детям следует разъяснять в игровой
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 157.
форме, как правильно одеваться при различной погоде, чтобы не замерзнуть и не перегреться, так как от этого зависит их здоровье.
Такие действия воспитателя могут стать началом формирования у малышей основ здорового образа жизни. Воспитатель постоянно (в разных ситуациях) напоминает детям о необходимости уметь вести себя в соответствии с правилами культурного поведения.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «На экскурсию в зоосад» 2. Физкультура. № 65—66 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание новой «Ласковой песенки», муз. М. Раухвергера, ел. Т. Мираджи. Повторение песни «Пастушок» и любой известной детям по их выбору. Упражнение «Бег, марш, мишка, зайка». Игра «Птички и кот» с использованием музыки про птичек 2. Конструирование. «Наши одуванчики» |
Среда | 1. Рисование. «Одуванчики-цветы, словно солнышко желты» 2. Действия с предметами. «Ловись, рыбка» |
Четверг | 1. Речь. «Мой Мишка» 2. Физкультура. № 65-66 |
Пятница | 1. Музыка. Повторное слушание «Ласковой песенки». Повторение песен «Солнышко» и «Пастушок». Продолжение рассказа «Игрушки», иллюстрируемого музыкой (игрушки для мальчиков и девочек). Упражнение «Бег, марш, плясовая, мишка, зайка» 2. Лепка. «Улитка, улитка, покажи рожки» |
Конспекты занятий