Организация наблюдений. «Ветки тополя»

Задачи.Учить детей наблюдать явления живой природы; срав­нивать, находить различия, изменения, обращаясь к воспоминани­ям недавнего прошлого: ветки были голые, теперь на них — лис­точки. Включить в обследование различные органы чувств («какие клейкие листочки» — осязание, «как они пахнут» — обоняние,

«какого цвета листочки» — зрение, «как качаются веточки» — слух и т.п.). Дать первые практические знания о жизни растений: им необходимы тепло и вода, люди ухаживают за растениями.

Содержание наблюдения. Воспитатель ставит на стол вазу с ветками, на которых распустились листочки. Просит малышей вспомнить, какие веточки были, когда ребята поставили их пер­вый раз в воду. «Были на веточках листочки? — спрашивает взрос­лый и констатирует: — Раньше листочков не было». Взрослый раз­дает малышам веточки, предлагает потрогать клейкие листочки; педагог обращает внимание на свежий, приятный запах, издавае­мый веточками тополя.

Воспитатель говорит ребятам, что на улице, на деревьях не рас­пускаются листочки, потому что еще холодно. «А у нас в группе тепло, и листочки развернулись! — поясняет взрослый. — Скоро будут листики и на деревьях в нашем саду, потому что будет со­всем тепло». В вазу наливается свежая вода, дети ставят веточки в воду. Наблюдение педагог заканчивает чтением стихотворения.

Зеленые листики —

И нет зимы.

Идем

Раздольем чистеньким — И я,

И ты,

И мы... (В. Маяковский «Майская песенка», отрывок)'

После наблюдения педагог проводит пальчиковые игры «Весен­ние листочки». Дети выполняют движения пальчиками и ладош­ками, изображая веточки с листиками, которые «раскрываются», «качаются», «танцуют».

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков. Педагог закрепляет у детей все сформированные ранее гигиенические навыки и умения в разных видах деятельно­сти. Продолжает совершенствовать основы культуры поведения, которая тесно связана с гигиеническими правилами.

Важно повторение разнообразных гигиенических процедур на всех этапах каждодневной жизни в детском саду. Приход в груп­пу: раздеться, аккуратно убрать верхнюю одежду в свой шкафчик, привести в порядок платье, сменить обувь, переодеть носки, при

' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1975. С. 273.

необходимости воспользоваться носовым платком, причесаться, посетить туалет, обратиться за помощью к взрослым.

Подготовка к завтраку: вымыть руки с мылом до локтя, умыть­ся, не разбрызгивая воду и не намочив одежду; насухо вытереть руки, лицо, повесить полотенце на свое место.

Прием пищи: сесть на свое место, аккуратно без шума выдви­нуть из-за стола стул, быть опрятным за столом, правильно держать ложку, бесшумно пережевывать пищу, пить из чашки, не проливая жидкость; по окончании — рот и руки вытереть салфеткой (или умыться). После приема пищи — полоскать рот питьевой водой.

Игры-занятия: главная задача воспитателя следить за правиль­ностью осанки у детей, за достаточным дневным освещением для каждого ребенка; воспитатель также следит за тем, чтобы дети сидели свободно, не стесняли друг друга, не брали в рот пальцы, мелкие предметы.

Прогулка: при подготовке к прогулке педагог предлагает детям посетить туалет, помогает им одеться; поощряет детей, которые умеют самостоятельно одеваться. Во время игры на участке педа­гог следит за тем, чтобы дети не трогали лицо, не терли глаза, не пачкали одежду, не вытирали об нее руки.

Дневной сон: педагог следит за тем, чтобы каждый малыш пе­ред укладыванием посетил туалет, вымыл руки с мылом. Большин­ство детей может самостоятельно раздеться, аккуратно сложить одежду на стуле. Тем, кто еще не полностью овладел умением са­мостоятельно раздеваться, педагог помогает это сделать, стремясь одновременно развить у малыша необходимые умения. Педагог создает благоприятную, спокойную обстановку для быстрого засы­пания и полноценного сна детей.

Уровень сформированности перечисленных навыков зависит от индивидуальных особенностей детей и от того, когда ребенок начал посещать детский сад. Воспитатель должен это учитывать и кропот­ливо работать с каждым ребенком.

Сетка занятий

Дни недели Занятия
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим. «Вот и люди спят, вот и звери спят» 2. Физкультура. № 59-60
Вторник 1. Музыка. Рассказ «Игрушки», иллюстрируемый музыкой. Могут использоваться пьесы: «Марш» Э. Парлова, «Мишка» и «Барабан» Г. Фрида, «Ко-

Дни недели Занятия
  лыбельная» М. Красева. (Автор Б. Ганапольская). Как и в предыдущих рассказах, иллюстрируемых музыкой, сначала детям предлагаются две пьесы, затем, на следующих занятиях, — две-три из чис­ла названных или рассказывающие о каких-либо других игрушках. Повторение песен «Солнышко» и «Веснянка». Ра­бота над парной пляской «Калинка» 2. Конструирование. «Воробушки купаются»
Среда 1. Рисование. «Травка зеленеет» 2. Действия с предметами. «Расписные яички»
Четверг 1. Речь. «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок» 2. Физкультура. № 59—60
Пятница 1. Музыка. Работа над музыкальным материалом предыдущего занятия. Продолжение работы над парной пляской «Калинка» с включением элемен­тарного музицирования на детских музыкальных инструментах: часть детей группы сопровождает пляску ритмичной игрой на металлофонах, лож­ках, бубнах, колокольчиках 2. Лепка. «Птичка поет, гнездышко вьет»

Конспекты занятий



Наши рекомендации