Организация наблюдений. «Ветки тополя»
Задачи.Учить детей наблюдать явления живой природы; сравнивать, находить различия, изменения, обращаясь к воспоминаниям недавнего прошлого: ветки были голые, теперь на них — листочки. Включить в обследование различные органы чувств («какие клейкие листочки» — осязание, «как они пахнут» — обоняние,
«какого цвета листочки» — зрение, «как качаются веточки» — слух и т.п.). Дать первые практические знания о жизни растений: им необходимы тепло и вода, люди ухаживают за растениями.
Содержание наблюдения. Воспитатель ставит на стол вазу с ветками, на которых распустились листочки. Просит малышей вспомнить, какие веточки были, когда ребята поставили их первый раз в воду. «Были на веточках листочки? — спрашивает взрослый и констатирует: — Раньше листочков не было». Взрослый раздает малышам веточки, предлагает потрогать клейкие листочки; педагог обращает внимание на свежий, приятный запах, издаваемый веточками тополя.
Воспитатель говорит ребятам, что на улице, на деревьях не распускаются листочки, потому что еще холодно. «А у нас в группе тепло, и листочки развернулись! — поясняет взрослый. — Скоро будут листики и на деревьях в нашем саду, потому что будет совсем тепло». В вазу наливается свежая вода, дети ставят веточки в воду. Наблюдение педагог заканчивает чтением стихотворения.
Зеленые листики —
И нет зимы.
Идем
Раздольем чистеньким — И я,
И ты,
И мы... (В. Маяковский «Майская песенка», отрывок)'
После наблюдения педагог проводит пальчиковые игры «Весенние листочки». Дети выполняют движения пальчиками и ладошками, изображая веточки с листиками, которые «раскрываются», «качаются», «танцуют».
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков. Педагог закрепляет у детей все сформированные ранее гигиенические навыки и умения в разных видах деятельности. Продолжает совершенствовать основы культуры поведения, которая тесно связана с гигиеническими правилами.
Важно повторение разнообразных гигиенических процедур на всех этапах каждодневной жизни в детском саду. Приход в группу: раздеться, аккуратно убрать верхнюю одежду в свой шкафчик, привести в порядок платье, сменить обувь, переодеть носки, при
' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1975. С. 273.
необходимости воспользоваться носовым платком, причесаться, посетить туалет, обратиться за помощью к взрослым.
Подготовка к завтраку: вымыть руки с мылом до локтя, умыться, не разбрызгивая воду и не намочив одежду; насухо вытереть руки, лицо, повесить полотенце на свое место.
Прием пищи: сесть на свое место, аккуратно без шума выдвинуть из-за стола стул, быть опрятным за столом, правильно держать ложку, бесшумно пережевывать пищу, пить из чашки, не проливая жидкость; по окончании — рот и руки вытереть салфеткой (или умыться). После приема пищи — полоскать рот питьевой водой.
Игры-занятия: главная задача воспитателя следить за правильностью осанки у детей, за достаточным дневным освещением для каждого ребенка; воспитатель также следит за тем, чтобы дети сидели свободно, не стесняли друг друга, не брали в рот пальцы, мелкие предметы.
Прогулка: при подготовке к прогулке педагог предлагает детям посетить туалет, помогает им одеться; поощряет детей, которые умеют самостоятельно одеваться. Во время игры на участке педагог следит за тем, чтобы дети не трогали лицо, не терли глаза, не пачкали одежду, не вытирали об нее руки.
Дневной сон: педагог следит за тем, чтобы каждый малыш перед укладыванием посетил туалет, вымыл руки с мылом. Большинство детей может самостоятельно раздеться, аккуратно сложить одежду на стуле. Тем, кто еще не полностью овладел умением самостоятельно раздеваться, педагог помогает это сделать, стремясь одновременно развить у малыша необходимые умения. Педагог создает благоприятную, спокойную обстановку для быстрого засыпания и полноценного сна детей.
Уровень сформированности перечисленных навыков зависит от индивидуальных особенностей детей и от того, когда ребенок начал посещать детский сад. Воспитатель должен это учитывать и кропотливо работать с каждым ребенком.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Вот и люди спят, вот и звери спят» 2. Физкультура. № 59-60 |
Вторник | 1. Музыка. Рассказ «Игрушки», иллюстрируемый музыкой. Могут использоваться пьесы: «Марш» Э. Парлова, «Мишка» и «Барабан» Г. Фрида, «Ко- |
Дни недели | Занятия |
лыбельная» М. Красева. (Автор Б. Ганапольская). Как и в предыдущих рассказах, иллюстрируемых музыкой, сначала детям предлагаются две пьесы, затем, на следующих занятиях, — две-три из числа названных или рассказывающие о каких-либо других игрушках. Повторение песен «Солнышко» и «Веснянка». Работа над парной пляской «Калинка» 2. Конструирование. «Воробушки купаются» | |
Среда | 1. Рисование. «Травка зеленеет» 2. Действия с предметами. «Расписные яички» |
Четверг | 1. Речь. «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок» 2. Физкультура. № 59—60 |
Пятница | 1. Музыка. Работа над музыкальным материалом предыдущего занятия. Продолжение работы над парной пляской «Калинка» с включением элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах: часть детей группы сопровождает пляску ритмичной игрой на металлофонах, ложках, бубнах, колокольчиках 2. Лепка. «Птичка поет, гнездышко вьет» |
Конспекты занятий