Ознакомление с окружающим. «Весенние забавы»
Задачи.Закрепить впечатление детей о весне, признаках весеннего времени года: тает снег, бегут ручьи, зацветает верба, появляются первые цветочки — подснежники; люди радуются прилету скворцов и грачей; птицы начинают вить гнезда. Активизировать
и обогатить впечатления детей от недавних наблюдений на участке детского сада, предложив для рассматривания картину весенней тематики. При рассматривании картины использовать фольклор, поэзию для малышей о весне, солнышке, птицах, травке и первых цветах. Побуждать детей к высказываниям о поведении людей весной: что одевают, что делают, чему радуются (солнышку, прилету птиц, весенним голосам, первым цветам, зеленеющей травке и т.п.).
Содержание занятия. Педагог предлагает детям вспомнить, куда они недавно ходили, что видели на участке детского сада, как играли, пуская по воде лодочки. «Правильно, мы наблюдали, как у нас на участке тает снег и бегут ручьи», — подтверждает взрослый, оживляя воспоминания малышей. Спрашивает детей и помогает им с ответами: «Какое сейчас время года? Правильно, к нам пришла весна, весна — красна солнышком, цветами, зеленой травкою».
Солнышко ясное,
Нарядись,
Солнышко красное,
Покажись.
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
(А. Прокофьев «Солнышко»)'
«А сейчас я покажу вам картину, на которой нарисовано то, что мы видели с вами, когда гуляли», — с этими словами воспитатель ставит на мольберт картину. Желательно использовать картину «Весенние забавы» из наглядно-дидактического пособия Л.Н. Павловой «Раннее детство. Развитие речи и мышления»2. Рассматривание картины ведется по следующему плану.
Сначала внимание детей акцентируется прежде на человеке (детях). Отмечаются действия детей, изображенных на картине: пускают лодочки по ручейку, готовят домики (скворечники) для птиц и т.п. Педагог связывает действия детей с определенным временем года, с приходом весны.
В связи с этим далее внимание малышей переключается на весенние сюжеты: птицы купаются в лужицах, несут в клювах веточки для гнезд, заглядывают в скворечники, вьют гнезда и т.п.
Взрослый читает отрывки из стихотворения Саши Черного «Воробей», обогащая впечатления малышей, рассматривающих картину.
Воробей мой, воробьишка! Серый, юркий, словно мышка. Прыгай, прыгай, я не трону — Видишь хлебца накрошил...1
Можно также использовать стихотворение М. Клоковой «Зима прошла»2.
Педагог еще раз подчеркивает, что на картине изображена весна и забавы детей. Обращает внимание на одежду детей. Они одеты в легкие курточки и шапочки, потому что пришла весна, стало тепло.
Воспитатель может детям, изображенным на картине, дать имена. При этом следует принять во внимание, что имена не должны повторять имена присутствующих детей. В противном случае в силу конкретности своего мышления дети будут оглядываться на своих товарищей и предполагать, что это именно дети группы.
После рассматривания людей на картине, описания их действий, внешнего вида необходимо обратить внимание на их настроение. Воспитатель спрашивает, почему детки на картинке улыбаются, смеются, радуются. Раскрывает перед детьми простейшие причинно-следственные связи: они радуются, потому что пришла весна, потому что светит солнце, поют птицы и т.д. Затем внимание малышей переключается на весенний пейзаж.
Рассматривание картины можно закончить чтением стихотворения с опорой на опыт детей: «Помните, как вы делали подснежники из комочков, а как наклеивали подснежники „в лесу"?»
Тонкие зеленые былинки,
Цветики синеют.
Это ведь подснежники,
Галинка,
Нету их милее!..
(А. Прокофьев «Раннею весною», отрывок)3
Или:
Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок...
(А. Майков «Весна», отрывок)4
' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1975. С. 48. 2 Павлова Л.Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления: Нагляд-но-дидакт. пособ. — М.: Мозаика — Синтез, 2006.
1 Русская поэзия детям. — СПб: Академическ. проект, 1997. Т. 1. С. 636.
2 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1975. С. 130.
3 Там же.
4 Там же. С. 46.
Картина переносится в уголок природы или изобразительной деятельности. Во вторую половину дня педагог может еще раз привлечь к ней внимание малышей.
Физкультура. № 55-56
Задачи.Учить прыгать с места как можно дальше. Закреплять умения бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы.
Материалы.Мячи (диаметром 10-12 см), 2 шнура (длина 2,5 м). Обручи по числу детей.
Место проведения.Зал.
Содержание занятия.В зале, на гимнастической скамейке разложены обручи (деревянные, фанерные или пластмассовые — диаметром 30-40 см).
Дети под наблюдением воспитателя обходят зал по периметру, останавливаются у скамейки. Воспитатель предлагает детям взять по обручу, держать его двумя руками перед собой: «Это у нас будут рули. Сейчас мы поедем на автомобилях. Ехать можно только по сигналу. Руль держите крепко. Не наталкивайтесь друг на друга. Машины могут ехать медленно, быстро, делать остановки». Воспитатель просит детей внимательно слушать сигналы, которые она подает. Говорит: «Поехали!» Дети двигаются по периметру зала. Воспитатель меняет сигналы, а дети должны менять скорость движения, делать остановки.
Далее дети останавливаются, с помощью воспитателя размещаются в зале свободно, чтобы не мешать друг другу и выполняют общеразвивающие упражнения с обручами (вместе с воспитателем):
1. Стоя, обруч держать двумя руками
перед собой. Присесть, поднять руки, со
гнутые в локтях, посмотреть в обруч («По
смотрим в окошко»). Опустить руки. По
вторить 4-5 раз.
2. Стоя, держа обруч перед собой. Под
нять руки вверх, посмотреть в обруч над
головой. Опустить руки. Повторить 4—6 раз.
3. Стоя, держа обруч перед собой.
Присесть, поставить обруч ободом на
пол, не выпуская его из рук. Встать, выпрямиться. Повторить 4—6 раз.
4. Положить обруч на пол перед собой. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.
Ходьба с обручами друг за другом. Положить обручи на скамейку.
«А теперь будем учиться прыгать через ручеек. Вон их сколько на улице», — говорит воспитатель. При этом она раскладывает посередине зала две веревки на расстоянии 10— 12 см одна от другой: «Это ручеек». Предлагает детям стать поближе, объясняет и показывает: «Надо стать близко носками к первой веревочке, ноги слегка расставить, колени немного согнуть и хорошо оттолкнуться, чтобы прыгнуть подальше и не намочить ноги». Воспитатель прыгает сама, а затем по ее команде — все дети одновременно. Воспитатель подбадривает детей, помогает затрудняющимся. Если они хорошо справляются с заданием, можно сделать ручеек пошире (15-20 см). Повторить 3 раза.
Воспитатель: «Теперь возьмем мячи, станем на одном берегу ручейка и будем бросать мяч двумя руками из-за головы подальше на другой берег ручья». Дети становятся у веревки по сигналу воспитателя поднимают мячи над головой и бросают их через «ручей». Затем перепрыгивают через «ручей» и догоняют свои мячи. Повторить 3-4 раза.
Подвижная игра «Автомобили». У каждого ребенка обруч — руль. Детей делят на 3-4 группы, группы стоят в разных углах зала. Каждая группа выезжает из гаража отдельно по сигналу воспитателя, объезжает зал и возвращается в гараж. Гаражи нужно отметить разными флажками или кубиками разного цвета. В заключение все «машины» едут одна за другой по периметру зала. Дети кладут обручи на место, указанное воспитателем.
На прогулке, во второй половине дня.Катать кукол на колясках, играть с вертушками. Прыгать через нарисованный на земле ручей.