Аппликация. «В лесу расцвел подснежник»

Задачи.Продолжать развивать сюжетно-игровой замысел, до­полнять выполненную ранее композицию весеннего леса апплика­цией первых цветов. Наклеивать в определенных местах (на зем­ле, около березок) силуэты подснежников. Аккуратно пользовать­ся клеящими карандашами.

Материалы.Выполненная ранее детьми коллективная компози­ция весеннего леса, силуэты цветов, вырезанных воспитателем для аппликации. Клеящие карандаши, клееночки, салфетки для рук,

1 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 42.

мольберт, аппликация подснежника, сделанная воспитателем на отдельном листе бумаги.

Предварительная работа.Наблюдение за изменениями в при­роде (таяние снега, солнечные теплые лучи, пение птиц и т. д.). Рассматривание картины А. Грицая «Подснежник», иллюстраций в книгах, чтение стихов, пение песенок, слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Подснежник».

Аппликация. «В лесу расцвел подснежник» - student2.ru

Содержание занятия.Воспитатель вновь обращает внимание де­тей на ранее созданную ими композицию весеннего леса. «Что из­менилось в лесу? — спрашивает он детей (их ответы). — Все ярче, теплее светит солнышко и вырос первый весенний цветок — под­снежник. Он прятался под снегом, а потом солнышко его согрело, и он поднял свою головку. Послушайте, как музыка об этом рас­сказывает». Дети слушают в записи произведение П.И. Чайковско­го из «Детского альбома» — «Подснежник». После прослушивания педагог говорит: «Какая нежная музыка, подснежник появился из-под снега и посмотрел на всех голубым глазком (показывает апп­ликацию подснежника). Цветок подснежник такой нежный, тонкий, его надо охранять, беречь. В нашем весеннем лесу выросло много подснежников». Воспитатель берет один силуэт и наклеивает его около березки, а рядом — другой, «глянул глазок голубой».

Показывает способы намазывания клеем на клееночке силуэта цветка. Воспитатель: «А теперь, ребята, вы сами будете наклеивать подснежники на полянке под березками». Силуэты подснежников расположены на 2—3 подносах для того, чтобы детям удобно было их брать. Каждый ребенок может наклеить по желанию 2—4 цветка.

25*

В процессе занятия воспитатель оказывает помощь тому ребен­ку, который затрудняется пользоваться клеящим карандашом, пред-

лагает ему вначале положить цветок на лист, а если не понравит­ся, можно передвинуть его на другое место («около березки или кустика»). Наклеивая силуэты, дети экспериментируют, находят наиболее удачные для себя варианты расположения цветов.

Воспитатель обращает внимание на последовательность дей­ствий при наклеивании подснежников, напоминает об аккуратно­сти в процессе работы.

После того как все дети наклеят подснежники, воспитатель об­ращает их внимание на общую композицию весеннего леса и пред­лагает им рассмотреть, что получилось: «Посмотрите, ребята, как под лучами теплого солнышка-колоколнышка выросли голубые цве­ты — подснежники, послушайте, как птички стали громче петь свои веселые песни, радуясь приходу весны». В этот момент желательно включить запись птичьих голосов. После этого воспитатель радост­но восклицает: «Пришла весна красная, пришла весна ясная!».

В вечернее время дети с интересом могут рассказать, что им особенно понравилось в весеннем лесу («солнышко, птички в небе; ручейки, березки, подснежники и т. д.»). Воспитатель поощряет желание ребенка что-то еще дорисовать, так как это будет способ­ствовать обогащению его замысла, возникновению новых образов.

Организация детской игры

В процессе наблюдения за природными явлениями (наступле­ние весны) детям показывают, как тает снег, бегут ручьи, весело чирикают птички. На участке можно поиграть в то, как птички «летают» (бегают, хлопая руками-крыльями), клюют корм (посту­кивают пальчиками по ладошкам, краю песочницы, скамейке) или просто говорят «клю-клю-клю» и кивают головкой. Птички могут танцевать, прыгать, радоваться, пугаться «кошки», «взлетать» на скамейку и соскакивать с нее. Чаще всего для поддержания этой игры и создания радостного эмоционального фона необходимо активное участие воспитателя.

Если на участке есть ручьи, а дети одеты в соответствующую одежду и обувь, — можно запускать кораблики — игрушечные (са­мые легкие) или предметы-заместители (кусочки палочек, пенопла­ста, пробки, коры, бумажки). Это традиционное весеннее развле­чение всегда доставляет детям радость.

В помещении «кораблики» могут «плавать» по ковру, на них можно сажать «пассажиров» — самые мелкие игрушки. По жела­нию детей можно построить большой корабль из модулей, стуль­ев и т.д. и вспомнить игру, где пассажирами и матросами являлись

сами ребята и их куклы. Также можно построить самолет и по­езд — это уже знакомая игра, в которую дети этого возраста могут играть практически без вмешательства взрослого. Воспитатель по­могает только на этапе строительства и далее в случае конфлик­тов.

Знакомые сюжеты разнообразятся, обогащаются, могут сливать­ся друг с другом. Пассажиры корабля или поезда могут проголо­даться, и «повар» сварит им «компот»; могут заболеть — придется по телефону (кубику) вызывать «доктора и медсестру», чтобы они вылечили больного, дали лекарство, сделали укол.

Для момента перехода от одной сюжетной цепочки к другой необходимо активное включение в игру воспитателя. По мере того как этот переход становится для детей привычным, помощь пе­дагога становится менее заметной, переходит в форму наводя­щих вопросов и устных рекомендаций. Иногда, наблюдая за игрой, воспитатель видит, как кто-то из детей осуществляет дей­ствие, на первый взгляд, не относящееся к сюжету, например, начинает укладывать куклу спать в зоопарке или в самолете. Обычно такие действия малышей в игры не включены, и представ­ляют собой изолированное игровое действие, которое ребенок вспомнил, увидев, например, одеяльце. Воспитатель может вклю­чить его в игру: «Ах, у Даши дочка так замерзла, устала, ее вет­ром продуло. Даша — мама заботливая, завернула дочку, на ручки взяла и баюкает, а сама в окошечко глядит: сейчас самолет к дому подлетит, они с дочкой уже и домой пойдут. Ну как, Саша, скоро ты привезешь пассажиров домой?»



АПРЕЛЬ. 28 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На прогулке педагог будет привлекать внимание детей к весенним изменениям в приро­де, поведению птиц, читать им поэтические и фольклорные произ­ведения, созвучные весеннему настроению, организует разнообразные игры и забавы: хождение (в сапожках) по лужицам, наблюдение за ручейками и плывущими в воде предметами, бросание в лужицы ма­леньких камешков и др. Особый интерес у детей вызывают игры с корабликами, которые педагог будет содержательно развивать, при­внося в них сюжеты из литературных произведений. На музыкальных занятиях дети начнут слушать иллюстрируемый музыкой рассказ пе­дагога о птичках, на физкультурных — будут прыгать через «ручей­ки»; на рисовании — через ритм мазков и линий передадут образ весенней капели. В сотворчестве с воспитателем дети создадут живо­писную панораму весенней улицы и дополнят ее веселыми воробуш­ками (из пластилина) и другими элементами по ходу развития ини­циативных игровых действий. В процессе рассматривания картины педагог будет способствовать обобщению полученных детьми разно­образных весенних впечатлений, будет учить их при этом переклю­чать внимание с одних компонентов изображения на другие, замечать их особенности. На этой неделе дети также будут учиться строить до­мики для птичек, собирать пирамидки способом чередования дета­лей в соответствии с заданным признаком (цвет, форма, величина). Продолжится работа по развитию внеситуативного общения. Воспи­татель через речевые игры начнет подводить детей к отгадыванию загадок, к составлению коротких текстов.

Наши рекомендации