Аппликация. «В лесу расцвел подснежник»
Задачи.Продолжать развивать сюжетно-игровой замысел, дополнять выполненную ранее композицию весеннего леса аппликацией первых цветов. Наклеивать в определенных местах (на земле, около березок) силуэты подснежников. Аккуратно пользоваться клеящими карандашами.
Материалы.Выполненная ранее детьми коллективная композиция весеннего леса, силуэты цветов, вырезанных воспитателем для аппликации. Клеящие карандаши, клееночки, салфетки для рук,
1 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 42.
мольберт, аппликация подснежника, сделанная воспитателем на отдельном листе бумаги.
Предварительная работа.Наблюдение за изменениями в природе (таяние снега, солнечные теплые лучи, пение птиц и т. д.). Рассматривание картины А. Грицая «Подснежник», иллюстраций в книгах, чтение стихов, пение песенок, слушание музыкального произведения П.И. Чайковского «Подснежник».
Содержание занятия.Воспитатель вновь обращает внимание детей на ранее созданную ими композицию весеннего леса. «Что изменилось в лесу? — спрашивает он детей (их ответы). — Все ярче, теплее светит солнышко и вырос первый весенний цветок — подснежник. Он прятался под снегом, а потом солнышко его согрело, и он поднял свою головку. Послушайте, как музыка об этом рассказывает». Дети слушают в записи произведение П.И. Чайковского из «Детского альбома» — «Подснежник». После прослушивания педагог говорит: «Какая нежная музыка, подснежник появился из-под снега и посмотрел на всех голубым глазком (показывает аппликацию подснежника). Цветок подснежник такой нежный, тонкий, его надо охранять, беречь. В нашем весеннем лесу выросло много подснежников». Воспитатель берет один силуэт и наклеивает его около березки, а рядом — другой, «глянул глазок голубой».
Показывает способы намазывания клеем на клееночке силуэта цветка. Воспитатель: «А теперь, ребята, вы сами будете наклеивать подснежники на полянке под березками». Силуэты подснежников расположены на 2—3 подносах для того, чтобы детям удобно было их брать. Каждый ребенок может наклеить по желанию 2—4 цветка.
25* |
В процессе занятия воспитатель оказывает помощь тому ребенку, который затрудняется пользоваться клеящим карандашом, пред-
лагает ему вначале положить цветок на лист, а если не понравится, можно передвинуть его на другое место («около березки или кустика»). Наклеивая силуэты, дети экспериментируют, находят наиболее удачные для себя варианты расположения цветов.
Воспитатель обращает внимание на последовательность действий при наклеивании подснежников, напоминает об аккуратности в процессе работы.
После того как все дети наклеят подснежники, воспитатель обращает их внимание на общую композицию весеннего леса и предлагает им рассмотреть, что получилось: «Посмотрите, ребята, как под лучами теплого солнышка-колоколнышка выросли голубые цветы — подснежники, послушайте, как птички стали громче петь свои веселые песни, радуясь приходу весны». В этот момент желательно включить запись птичьих голосов. После этого воспитатель радостно восклицает: «Пришла весна красная, пришла весна ясная!».
В вечернее время дети с интересом могут рассказать, что им особенно понравилось в весеннем лесу («солнышко, птички в небе; ручейки, березки, подснежники и т. д.»). Воспитатель поощряет желание ребенка что-то еще дорисовать, так как это будет способствовать обогащению его замысла, возникновению новых образов.
Организация детской игры
В процессе наблюдения за природными явлениями (наступление весны) детям показывают, как тает снег, бегут ручьи, весело чирикают птички. На участке можно поиграть в то, как птички «летают» (бегают, хлопая руками-крыльями), клюют корм (постукивают пальчиками по ладошкам, краю песочницы, скамейке) или просто говорят «клю-клю-клю» и кивают головкой. Птички могут танцевать, прыгать, радоваться, пугаться «кошки», «взлетать» на скамейку и соскакивать с нее. Чаще всего для поддержания этой игры и создания радостного эмоционального фона необходимо активное участие воспитателя.
Если на участке есть ручьи, а дети одеты в соответствующую одежду и обувь, — можно запускать кораблики — игрушечные (самые легкие) или предметы-заместители (кусочки палочек, пенопласта, пробки, коры, бумажки). Это традиционное весеннее развлечение всегда доставляет детям радость.
В помещении «кораблики» могут «плавать» по ковру, на них можно сажать «пассажиров» — самые мелкие игрушки. По желанию детей можно построить большой корабль из модулей, стульев и т.д. и вспомнить игру, где пассажирами и матросами являлись
сами ребята и их куклы. Также можно построить самолет и поезд — это уже знакомая игра, в которую дети этого возраста могут играть практически без вмешательства взрослого. Воспитатель помогает только на этапе строительства и далее в случае конфликтов.
Знакомые сюжеты разнообразятся, обогащаются, могут сливаться друг с другом. Пассажиры корабля или поезда могут проголодаться, и «повар» сварит им «компот»; могут заболеть — придется по телефону (кубику) вызывать «доктора и медсестру», чтобы они вылечили больного, дали лекарство, сделали укол.
Для момента перехода от одной сюжетной цепочки к другой необходимо активное включение в игру воспитателя. По мере того как этот переход становится для детей привычным, помощь педагога становится менее заметной, переходит в форму наводящих вопросов и устных рекомендаций. Иногда, наблюдая за игрой, воспитатель видит, как кто-то из детей осуществляет действие, на первый взгляд, не относящееся к сюжету, например, начинает укладывать куклу спать в зоопарке или в самолете. Обычно такие действия малышей в игры не включены, и представляют собой изолированное игровое действие, которое ребенок вспомнил, увидев, например, одеяльце. Воспитатель может включить его в игру: «Ах, у Даши дочка так замерзла, устала, ее ветром продуло. Даша — мама заботливая, завернула дочку, на ручки взяла и баюкает, а сама в окошечко глядит: сейчас самолет к дому подлетит, они с дочкой уже и домой пойдут. Ну как, Саша, скоро ты привезешь пассажиров домой?»
АПРЕЛЬ. 28 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На прогулке педагог будет привлекать внимание детей к весенним изменениям в природе, поведению птиц, читать им поэтические и фольклорные произведения, созвучные весеннему настроению, организует разнообразные игры и забавы: хождение (в сапожках) по лужицам, наблюдение за ручейками и плывущими в воде предметами, бросание в лужицы маленьких камешков и др. Особый интерес у детей вызывают игры с корабликами, которые педагог будет содержательно развивать, привнося в них сюжеты из литературных произведений. На музыкальных занятиях дети начнут слушать иллюстрируемый музыкой рассказ педагога о птичках, на физкультурных — будут прыгать через «ручейки»; на рисовании — через ритм мазков и линий передадут образ весенней капели. В сотворчестве с воспитателем дети создадут живописную панораму весенней улицы и дополнят ее веселыми воробушками (из пластилина) и другими элементами по ходу развития инициативных игровых действий. В процессе рассматривания картины педагог будет способствовать обобщению полученных детьми разнообразных весенних впечатлений, будет учить их при этом переключать внимание с одних компонентов изображения на другие, замечать их особенности. На этой неделе дети также будут учиться строить домики для птичек, собирать пирамидки способом чередования деталей в соответствии с заданным признаком (цвет, форма, величина). Продолжится работа по развитию внеситуативного общения. Воспитатель через речевые игры начнет подводить детей к отгадыванию загадок, к составлению коротких текстов.