Конструирование. «Подснежники»
Задачи.Закреплять умение путем сминания и круговых движений ладонями создавать бумажные шарообразные формы и располагать их по всему заданному пространству. Ввести в пассивный словарь детей слова: «подснежники», «первые цветы», «нежные», «голубые». Вызывать у детей переживание весеннего настроения.
Материалы.Полуготовая композиция с изображением ранней весны, расположенная на удлиненной широкой полосе белой твердой бумаги ('/з ватманского листа); голубая мягкая бумага (салфетка) на каждого ребенка; клей.
Предварительная работа.Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание изображений подснежника на открытках, картинках, картинах, например картина «Подснежник» А. Грицая.
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание на то, как ярко светит солнышко, снег тает и становится не таким бе-
лым, как раньше, а серым, вот таким, как она сделала, и ставит на мольберт полосу бумаги, на которой наклеены небольшие серо-белые выпуклости — «остатки снега», сделанные из белых салфеток, кое-где подкрашенных серой краской. «А из-под снега вдруг выросли первые весенние голубые цветочки. Они так и называются — „под-снежники". Вот эти подснежники мы сейчас и сделаем», — говорит воспитатель и берет свою салфетку, рвет ее на четыре части, а каждую четвертинку сминает и слегка скатывает в комочек. И далее предлагает детям разорвать свои голубые бумажные салфетки и помогает им в этом. И если части окажутся неравными, то это даже хорошо, потому что комочки получатся разных размеров. Воспитатель при этом объясняет, что одни цветочки уже распустились, а другие — только начинают, они вот только что вылезли из-под снега.
Затем дети подходят со своими «подснежниками» к композиции и воспитатель намазывает каждый из них клеем и помогает найти ему место, а дети сами их приклеивают: сразу несколько вместе, рядом; один — выглядывает из-под снежного бугорка, а за ним, подальше — другой и т.д., что придает композиции живописность.
Дети вместе с воспитателем любуются своей работой, а воспитатель несколько раз в процессе этого добавляет: «Первые цветы. Подснежники. Какие нежные», — и предлагает всем детям сказать: «Подснежники». Оставляет эту картину до вечера на таком месте, чтобы дети могли показать ее родителям.
Рисование. «Весна пришла»
Задачи.Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание наблюдать за происходящими в природе изменениями. Вызвать у них интерес к сотворчеству с воспитателем при создании коллективной композиции на листе большого формата, располагать детали рисунка вверху, внизу. Аккуратно пользоваться красками и фломастерами.
Материалы. Тонированная в голубой цвет полоса бумаги 40х 60 см с нарисованными воспитателем стволами берез или выполненными аппликативным способом, краски гуашь разных цветов, фломастеры, кисточки, банки с водой, салфетки. Картины с изображением весенней природы.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за происходящими в природе изменениями (тает снег, ярче светит солнце). Рассматривание картин «Март» И.Левитана, «Грачи прилетели» АН. Саврасова, пение песен, чтение стихов о весне.
коричневого цвета. Каждый день солнышко светит все ярче и ярче, скоро весь снег в лесу растает».
Дети начинают рисовать, выбирают синюю, голубую краску, чтобы изобразить ручейки, лужицы. Фломастерами воспитатель советует нарисовать кустики, тонкие веточки у березы. По своему желанию дети могут изобразить птичек на земле или летящими в небе: «Птички с юга прилетели, громко песенки запели».
«Какая красивая получилась картина о весне! Ребята, вы сами ее нарисовали!» — эмоционально восклицает воспитатель. Спрашивает, понравилась ли она детям. Предлагает полюбоваться картиной весеннего леса. Поощряет желание ребенка сказать, что он нарисовал, найти «свой ручеек, кустик, свою птичку» и т. д.
В вечернее время дети вновь могут возвращаться к рассматриванию коллективной композиции весеннего леса. Воспитатель предлагает им вспомнить потешки о солнышке, спеть песенки, вместе с ними читает стихи о весне.
Содержание занятия.Воспитатель ведет с детьми разговор о том, что изменилось вокруг: снега стало меньше, на дорогах появились лужицы, громко чирикают воробушки: «Чив-чив-чив пришла весна!» Все радуются и взрослые, и дети, потому что кончилась холодная зима, солнце все больше стало согревать землю.
Весна-красна Нам добра принесла... Хлебушка краюшечку И водицы кружечку1.
«Люди радуются приходу весны. Детки тоже рады теплому сол-нышку-колоколнышку. А сейчас, ребята, вы сами будете рисовать большую картину о весне», — говорит воспитатель и предлагает детям подойти к сдвоенным столам, на которых лежит широкая полоса бумаги. «Посмотрите, я нарисовала березки, но у них еще нет листочков на ветках. Вы дорисуете синей краской на земле лужицы, ручейки. Посмотрите, на картине нарисовано яркое солнышко, оно согревает землю. Протяните руки к солнышку», — предлагает воспитатель ивместе с детьми тоже протягивает руки к нарисованным на бумаге солнечным лучам. «Как нам стало тепло», — говорит она.
«А теперь, ребята, вы дорисуйте картину о весне. Посмотрите, кое-где еще лежит белый снег, но он быстро тает, и земля стала
' Гуленьки: Русские народные прибаутки, заклички... С. 31.