Организация наблюдений. «Кто нас лечит?»

Задачи.Познакомить детей с профессией врача. Создать усло­вия для введения в активный и пассивный словарь существитель­ных: «больной», «здоровый», «врач», «доктор», «лекарство», «бинт»; а также глаголов и словосочетаний с ними: «заболел» «вылечился», «выпил лекарство», «забинтовать лапку (ушко, головку) зайке», «лежать в постели», «сделать компресс», «поставить градусник под мышку» и т.п.

23*



Образ профессиональной деятельности врача связать с конк­ретными медицинскими манипуляциями, практически знакомы­ми каждому ребенку: доктор прикладывает трубочку (фонендо­скоп) — слушает больного; смотрит горло; ставит градусник (из­меряет температуру); спрашивает: «Что болит?»; дает лекарство; может сделать компресс на ушко или забинтовать ножку, лапку и т.д.

Знакомя с профессией врача, учить детей устанавливать про­стейшие причинно-следственные связи, связи действия и резуль­тата: кукла болела — врач вылечил — кукла здорова.

Сочетать знакомство с доктором детского сада с проигрывани­ем ситуаций с куклами. Показать детям, как врач пользуется ме­дицинскими инструментами и оборудованием (фонендоскоп, тер­мометр, шпатель, бинт, лекарство и т.п.). Создавать условия для развернутого наблюдения, необходимого для обобщения опыта малышей, переноса его в игру.

Содержание наблюдения. Посещение кабинета врача проходит по договоренности, в удобное для этого время.

Воспитатель подзывает к себе детей, говорит: «Посмотрите, кук­ла легла в постель. Зайка плачет. Мишка держит лапки на живо­тике. Что случилось? Да они заболели! Что же нам делать?»

Педагог делает паузу. Выслушивает предложения ребят: напри­мер, «лечить куклу», «позвать врача», «пожалеть», «дать лекарство» и т.п.

Предлагает детям отвести больных к доктору детского сада: «У нас в детском саду, есть доктор (имя, отчество врача), у кото­рого вы были с мамой. Помните, как доктор слушал вас трубоч­кой, смотрел горлышко? Вот нам и поможет доктор вылечить кук­лу, зайку и мишку». Воспитатель заворачивает больных в пеленки, и дети отправляются в кабинет врача.

«Больных» кукол несет второй воспитатель (помощник воспи­тателя, медицинская сестра, старший педагог или родительница). Воспитатель наблюдает за детьми.

Доктор ласково встречает малышей. Спрашивает, что у них слу­чилось, не заболели ли детки. Воспитатель называет врача по име­ни и отчеству, дает возможность детям рассказать о «заболевших» игрушках.

«Вы хотите, что бы я полечила куклу, зайку и мишку?» — спра­шивает врач, стараясь вступить в диалог с ребятами. Далее доктор показывает ребятам свой кабинет и необходимые принадлежности (градусник, трубочка, компресс, бинт и т.п.).




Доктор просит положить больную куклу на кушетку, а зайку и мишку посадить на стульчики.

Дети наблюдают, как врач лечит куклу. В начале он спрашива­ет: «Что болит?» Затем ставит термометр. Смотрит на термометр. «Аи! Аи! Температура высокая! Нужно куклу послушать трубоч­кой!» — поясняет врач. Далее разворачивается ситуация осмотра куклы, выслушивания фонендоскопом и др. Доктор подтверждает, что кукла простудилась и ее следует напоить лекарством и уложить в постель.

Лечение зайки и мишки проходит аналогично. Доктор ставит им разные «диагнозы». Выясняется, что зайка ел на улице сосуль­ку, поэтому у него заболело горло, а мишка не помыл лапы перед едой — у него разболелся живот.

Воспитатель использует игровую ситуацию, чтобы еще раз ска­зать малышам: «Видите, что бывает, когда сосут на улице сосуль­ки и не моют перед едой руки? Но наши детки так никогда не делают!»

Доктор прикладывает пузырек к губам зайки: «Я вылечу гор­лышко, зайка! Пей лекарство и все пройдет!» Мишке доктор пе­ревязывает животик, предварительно положив компресс.

Педагог, обращаясь к зайке, читает стихотворение Е. Благини­ной: «Поиграй-ка, зайка...»1 Воспитатель: «Ребята, пожалейте зай­ку. Скажите ему: «Выздоравливай, зайка!»

Воспитатель просит доктора дать зайке лекарство еще раз. Док­тор повторяет процедуру и завязывает зайке горлышко теплым шарфиком.

Воспитатель благодарит доктора за то, что он вылечил боль­ных, говорит, что дети будут ухаживать за куклой. А зайке при­дется носить теплый шарф, мишке быть аккуратным и мыть лапы. Доктор дарит ребятам картинку (из серии «Профессии»: «На приеме у доктора»2): «Вот вам картинка. Будете на картин­ку смотреть и рассказывать про меня, как доктор лечит боль­ных».

Ребята возвращаются в группу. Куклу укладывают в постель. Подарок доктора (картинку) укрепляют в кукольном уголке. Пе­дагог собирает малышей около больной куклы и читает стихотво­рение:

1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 49.

2 Павлова Л.Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления: Нагляд-

но-дидакт. пособ. — М.: Мозаика — Синтез, 2006.





Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна. Кукла бедная больна. Просит музыки она. Спойте, что ей нравится, И она поправится.

(В. Берестов «Больная кукла»)1

Воспитатель читает стихотворение ласковым голосом и просит ребят спеть кукле песенку (по выбору детей). Кукла «выздоравливает» и танцует для ребят.

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков. Педагог продолжает совершенствовать у детей навыки самостоятельности при выполнении правил личной ги­гиены. Широко использует для этих целей сюжетные и сюжет-но-ролевые игры гигиенического содержания в группе и на про­гулке.

Например, при игре в доктора, напоминает детям, что у врача всегда должны быть чисто вымытые руки, он должен быть акку­ратно одет, причесан, у него халат и шапочка белого цвета.

Игры детей, содержащие элементы гигиены, можно связать с каким-либо событием (праздник, день рождения и др.). Дети ждут гостей, учатся расставлять на столе посуду. Воспитатель напоминает им, что перед тем, как накрывать на стол, также необходимо вымыть руки с мылом, проверить, чистая ли по­суда.

Время от времени педагог повторяет с детьми, что недостаточ­но чисто вымытые руки, грязная посуда или одежда — источники и причины многих болезней.

Педагог учит детей всему тому, от чего зависит здоровье (в пре­делах, доступных их пониманию). Он поддерживает у детей бод­рое настроение, радуется их хорошему самочувствию — когда «ни­чего не болит».

Детям желательно читать стихи, сказки, рассказы, содержащие эпизоды, связанные с проявлениями гигиенического поведения персонажа, культуры поведения (Э. Мошковская «Нос, умойся!», В. Степанов «Мишка-неряха» и др.).

1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 49.

Сетка занятий

Дни недели Занятия
Понедельник !. Ознакомление с окружающим. «Козлятки и волк» 2. Физкультура. № 51-52
Вторник 1. Музыка. Слушание мелодии знакомой детям песни (по выбору музыкального руководителя) в исполнении на каком-либо детском музыкальном инструменте (металлофоне, детской арфе, губной гармошке, флейте и др.). Повторение песен «Вес­нянка» и «Солнышко». Повторение упражнения на музыку «Польки» И. Штрауса 2. Конструирование. «Машенька в парке»
Среда 1. Рисование. «Рисунки для друзей» 2. Действия с предметами. «Большой — помень­ше — маленький»
Четверг 1. Речь. «Что за зверушка — веселая квакушка?» 2. Физкультура. № 51—52
Пятница 1. Музыка. Слушание мелодии знакомой песни, исполняемой (последовательно) на каких-либо двух детских музыкальных инструментах. Пение песен по выбору детей. Игра «Жмурки», муз. Ф. Флотова 2. Лепка. «Кошкин дворик»

Конспекты занятий

Ознакомление с окружающим. ■«Козлятки иволк»

Задачи. Учить ребенка внимательно слушать сказку, эмоцио­нально откликаться на ее содержание. Побуждать вместе со взрос­лым петь песенку козы. Закреплять у детей представление о жи­вотных: взрослых и их детенышах.

Материалы.Книга с иллюстрациями или фигурки настольно­го театра.

Содержание занятия.Воспитатель предлагает малышам послу­шать сказку про Козу и ее деток-козляток. «Я вам расскажу, что однажды случилось с Козой и козлятками!» — говорит взрослый

и начинает читать сказку (желательно, чтобы взрослый рассказы­вал сказку на память близко к тексту):

Жила-была коза. Сделала себе коза избушку в лесу [и поселилась в ней со своими козлятками]. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и ни­кому дверей не отпирать. Воротится коза домой, постучит рожка­ми в двери и запоет:

— Козлятушки, детятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша [мама] пришла,

Молочка принесла...

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она накормит их и опять уйдет пастись. Подслушал козу волк и, когда она ушла, по­дошел к двери избушки и запел толстым-претолстым голосом:

Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

Козлятки выслушали волка и говорят:

— Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь: матушка
поет тоньше и не так причитывает.

И не отворили дверей. Волк так и ушел... Пришла [мама-коза] и похвалила деток, что ее послушались:

— Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то он бы вас
съел.

(Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского1.)

В процессе чтения педагог показывает ^иллюстрации. Если ис­пользуется настольный театр, то воспитатель манипулирует фигур­ками, стараясь наглядно передать ситуацию в сказке. Взрослый артистично изображает интонацией и тембром голоса волка, козу и козлят.

При рассказывании сказки допускается замена некоторых слов, например, вместо «мать» — «мама», вместо «отперли» — «откры­ли» и др.

Воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку, которую коза пела детушкам. В разговоре с детьми воспитатель подчеркивает, что «коза-мама», а «козлятки — ее детки (детеныши)». Таким образом педагог закрепляет тему «О больших и маленьких».

' Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. — М.: Просвеще­ние, 1975. С. 41.

В конце занятия воспитатель в присутствии детей делает экс­позицию, используя настольный театр, и оставляет ее в уголке книги. Если у малышей есть желание повторить сказку в ролях, воспитатель приветствует инициативу детей.

Физкультура. № 51-52

Задачи.Учить бегать между линиями (расстояние между кото­рыми 25 см), не наступая на них. Закрепить умение детей стро­иться в колонну, ходить и бегать в колонне друг за другом.

Материалы.Две длинные веревки, гимнастическая стенка. Место проведения.Зал.

Содержание занятия.Дети выстраиваются за воспитателем в колонну и идут за ним в обход по залу. Затем воспитатель меня­ет направления ходьбы, поворачивая то в одну, то в другую сто­рону (ведет колонну «змейкой»). Со словами «Будьте вниматель­ны, а теперь побежали» воспитатель начинает бег в медленном темпе по кругу. После бега дети переходят на ходьбу и восстанав­ливают дыхание, поднимая руки вверх-вниз.

Взявшись за руки, дети вместе с воспитателем становятся в круг и выполняют по его показу и объяснению упражнения.

1. Стоя, поднять руки вверх похлопать в ладоши над головой
(«Хлоп-хлоп-хлоп»). Поставить руки на пояс, потопать ногами
(«Топ-топ-топ»). Повторить 3 раза.

2. Сесть, упор руками сзади. Подтянуть ноги, согнув их в ко­
ленях, вытянуть. Повторить 4 раза.

3. Сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. Потопать
стопами по полу («Ножки побежали по дорожке»). Повторить
3 раза.

4. Лежа на спине, руки вверх. Потянуться. Повторить 3 раза.

5. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять прямые ноги,
опустить. Повторить 4 раза.

6. Стоя. Присесть и выпрыгнуть вверх. Повторить 4 раза.
Дети строятся в колонну по одному перед «дорожкой» из двух

веревок (расстояние между ними 25 см). По сигналу воспитателя каждый ребенок пробегает между веревками, стараясь не наступить на них. Повторить 5-6 раз.


Организация наблюдений. «Кто нас лечит?» - student2.ru

ПАРК

Подвижная игра «Обезьянки». Воспитатель предлагает детям — обезьянкам — по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и взобраться на 3—4-ю рейку (начиная с первой) за фруктами (можно прикрепить на 5-6-ю рейки соот­ветствующие игрушки). Остальные дети смотрят. Затем взбирают­ся другие. От малышей нельзя требовать четкого разграничения способа лазания, так как они еще с трудом различают приставной и переменный шаг. Но надо следить, чтобы во время лазанья дети не пропускали реек, становились на каждую. Во время спуска де­тям не следует разрешать виснуть на одних руках, без опоры на ноги. Чтобы приучить малышей лазать переменным шагом, воспи­татель обращает внимание и ставит в пример тех детей, которые хорошо и правильно выносят вперед по очереди руки и ноги. Дви­жение каждого ребенка контролирует воспитатель.

Игра малой подвижности «Жмурки». Воспитатель предлагает де­тям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: он осторож­но передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель спрашивает: «Где же наши дети?» Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот они наши дети!» В этой игре активную роль выполняет воспита­тель. Он действует осторожно, чтобы не напугать детей, а лишь позабавить их.

На прогулке и во второй половине дня. Впомещении: с от­дельными детьми повторить броски и ловлю мяча. На прогулке: подвижная игра «Самолеты».

Конструирование.«Машенька в парке»

Задачи.Учить детей строить высокие и низкие ворота, корот­кие и длинные лавочки; целенаправленно рвать тонкую бумагу на узкие полоски; инициировать взаимодействие детей с взрослым. Дать детям представление о фонтане. Подводить детей к обобще­нию представлений о воротах, лавочках, заборчиках.

Материалы.Два набора настольного строительного материала, маленькие матрешки; закругленный лист белой плотной бумаги; тонкая (типа папиросной) бумажная белая (прозрачная) полоска (шириной 12-14 см) на каждого ребенка.

Предварительная работа.Разговор с детьми о том, как они ходили с родителями в парк, сквер, что там видели. Рассматрива­ние картинок на тему: «Как люди отдыхают в парке, в сквере». Особое внимание акцентируется на скамейках и фонтане.

Содержание занятия.Воспитатель, обращаясь к опыту детей, говорит о том, что они сегодня будут делать парк для Машеньки и ее подружек. Предлагает всем (5—6 детей) сесть полукругом за двумя сдвинутыми вместе столами. Один набор материала распо­лагает рядом с собой (на стульчике), а другой — между детьми. Далее обращается к детям: «Для того чтобы войти в парк, нужно пройти через ворота, мы уже такие строили. Вот и сейчас постро­им низкие ворота — для людей и высокие — для поливальных машин, которые поливают водой цветочки и деревья, чтобы они лучше росли, а также дорожки, чтобы смыть с них пыль, чтобы в парке было чисто и приятно отдыхать. Вначале построим вход для людей. Какого цвета он будет? (Дети выбирают цвет, например, красный.) Хорошо, подавайте мне красные кубики».

Дети поочередно подают красные кубики, а воспитатель строит, приговаривая: «Вначале поставим один кубик, твой Саша, а на него поставим ровненько еще один, твой Леночка, и еще один, получил­ся ровненький столбик — опора. А теперь рядом будем строить вто­рой столбик (повторяет процесс с обращением к детям) и сделаем перекрытие из красной пластины, вот так». Таким же образом стро­ит высокие ворота на противоположной стороне из зеленых плас­тин или, используя по пять кубиков на каждую опору.

Далее воспитатель замыкает достаточно широкое простран­ство — ставит зеленые кирпичики на равном расстоянии друг от друга (забор) и предлагает детям продолжать (вместе в ней) рабо-

ту стоя, не толкая друг друга, чтобы не разрушить уже выполнен­ные постройки, спрашивает детей: «На чем Машенька с подруж­ками будет отдыхать? Правильно на скамейках. Сделаем две ска­меечки, синие: поставим по одному кирпичику (дети подают де­тали) с двух сторон подальше друг от друга и накроем их вот такой длинной пластиной. Вот какая длинная скамеечка получи­лась. А другую можно сделать покороче». Накрывает кубики более короткой пластиной.

Затем загадочно говорит: «А сейчас, ребятки, мы сделаем фон­тан. Он будет у нас здесь — в середине парка». Кладет бумажный круг (сделанный из альбомного листа) в середину и обстраивает его желтыми кирпичиками, кладя их на узкую длинную грань. «А где же водичка? — обращается воспитатель к детям. — А водич­ку сделаем сами». Отодвигает слегка от стола стульчики, дети са­дятся. Обращает их внимание на бумажную полоску и предлагает разорвать ее на тонкие полоски — водяные струйки. Дети рвут бу­мажку (каждый свою) и воспитатель делает то же самое со своей полоской. И далее педагог собирает у детей бумажки (очень ши­рокие заменяет своими), скрепляет их с одного конца куском пла­стилина так, чтобы они спадали вниз со всех сторон, и готовые «струи» ставит на середину фонтана, примазыванием пластилина ко «дну фонтана» укрепляет его.

Дети аккуратно встают, ходят вокруг, любуются парком и при­глашают туда Машеньку с подружками (их можно поставить у фонтана, посадить на скамеечку).

Рисование.

«Рисункидля друзей»

Задачи.Воспитывать доброжелательное отношение к окружа­ющим людям, проявлять о них заботу. Вызвать у детей желание по­могать своим друзьям. Развивать замысел, умение самостоятельно изображать в рисунке предметы, использовать разные цвета кра­сок.

Материалы.Бумага альбомного формата, игрушки — кукла и мишка, краски гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки для рук.

Предварительная работа.Чтение произведения К. И. Чуковско­го «Добрый доктор Айболит», рассказов о работе врача, его по-

мощи больным. Рассматривание иллюстраций в книгах, игры с куклами. Слушание музыкального произведения «Болезнь кук­лы» П. И. Чайковского из «Детского альбома».

Организация наблюдений. «Кто нас лечит?» - student2.ru

Содержание занятия.После посещения детьми с Куклой и Мишкой кабинета врача, который «вылечил» игрушки, воспита­тель проводит беседу о том, как важно быть внимательным, забот­ливым к больным людям, друзьям.

«Наши игрушки Кукла и Мишка заболели. Кто им сможет по­мочь?» — спрашивает воспитатель. «Врач», — отвечают дети. Воспитатель продолжает: «Врач добрый, он помогает всем боль­ным, лечит их». Затем берет в руки Куклу, слегка ее покачивает: «Послушайте, ребята, музыку, она называется «Болезнь куклы» (звучит грамзапись произведения П.И. Чайковского из «Детского альбома»). После прослушивания нежной, спокойной мелодии вос­питатель спрашивает: «Вам понравилась эта музыка? Кукла забо­лела, но она скоро поправится, и дети снова будут с ней играть. А еще, ребята, есть врач, который лечит животных. Вы знаете, как его зовут? Добрый доктор Айболит. Врач лечит людей и животных. Нашу Куклу и Мишку врач тоже вылечил. А чтобы им стало ве­селее, нарисуйте для них картинки и подарите. Кукла и Мишка будут рассматривать ваши рисунки. Каждый сам придумает, что он нарисует. А Кукла и Мишка сядут на эти стульчики и будут смот­реть, как вы рисуете красками картинки для них», — говорит вос­питатель и предлагает детям взять листы бумаги, сесть за столы и начинать рисовать.

В процессе занятия поощряет детей за самостоятельность за­мысла, выбор разных цветов краски, умение аккуратно промывать кисточку, осушать ее о салфетку. Эпизодически обращается к Кукле и Мишке со словами: «Как хорошо дети рисуют, какие красивые



получаются рисунки! Кукла и Мишка посмотрите!» Берет Куклу и Мишку и показывает им, что у детей получается: «Вот большие мячи, а это красивые цветы, а здесь тележка едет. Кукла и Миш­ка, вам нравятся рисунки?»

Воспитатель хвалит ребят за старание, желание порадовать, сде­лать подарок Кукле и Мишке.

После окончания занятия дети приносят свои рисунки, кладут их на отдельный стол, чтобы Кукла и Мишка увидели, как много они нарисовали картинок-подарков. Воспитатель просит каждого ребенка сказать, что он нарисовал и кому хочет подарить свой рисунок. Кукла и Мишка благодарят детей, им очень понравились рисунки.

В вечернее время дети по своей инициативе могут продолжить рисование фломастерами, цветными карандашами, дарить свои рисунки другим игрушкам. Воспитатель может организовать не­большую выставку рисунков, чтобы дети рассказывали о них, по­любовались красивым сочетанием цветов, показывали свои рисун­ки родителям.

Содержание занятия.Воспитатель говорит, что у каждого ма­лыша есть «коробочка», внутри нее что-то стучит, предлагает по­слушать. Дети с помощью взрослого извлекают и последователь­но раскладывают кубы в порядке уменьшения: большой, помень­ше, маленький. Затем предметы последовательно вкладывают друг в друга. Упражнение повторяется.

В заключение взрослый показывает, как можно сделать башен­ку из трех предметов путем наложения меньших на большие, дети делают башенки.

Варианты.Повторные занятия проводятся с кубами других цве­тов, а затем и с разноцветными — дети ориентируются на два свойства одновременно. Варьируется также форма предметов, на­пример, используются цилиндры, конусы.

РЕЧЬ.

«Что за зверушка — зеленая квакушка?»



Наши рекомендации