Организация наблюдений. «Кто нас лечит?»
Задачи.Познакомить детей с профессией врача. Создать условия для введения в активный и пассивный словарь существительных: «больной», «здоровый», «врач», «доктор», «лекарство», «бинт»; а также глаголов и словосочетаний с ними: «заболел» «вылечился», «выпил лекарство», «забинтовать лапку (ушко, головку) зайке», «лежать в постели», «сделать компресс», «поставить градусник под мышку» и т.п.
23*
Образ профессиональной деятельности врача связать с конкретными медицинскими манипуляциями, практически знакомыми каждому ребенку: доктор прикладывает трубочку (фонендоскоп) — слушает больного; смотрит горло; ставит градусник (измеряет температуру); спрашивает: «Что болит?»; дает лекарство; может сделать компресс на ушко или забинтовать ножку, лапку и т.д.
Знакомя с профессией врача, учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, связи действия и результата: кукла болела — врач вылечил — кукла здорова.
Сочетать знакомство с доктором детского сада с проигрыванием ситуаций с куклами. Показать детям, как врач пользуется медицинскими инструментами и оборудованием (фонендоскоп, термометр, шпатель, бинт, лекарство и т.п.). Создавать условия для развернутого наблюдения, необходимого для обобщения опыта малышей, переноса его в игру.
Содержание наблюдения. Посещение кабинета врача проходит по договоренности, в удобное для этого время.
Воспитатель подзывает к себе детей, говорит: «Посмотрите, кукла легла в постель. Зайка плачет. Мишка держит лапки на животике. Что случилось? Да они заболели! Что же нам делать?»
Педагог делает паузу. Выслушивает предложения ребят: например, «лечить куклу», «позвать врача», «пожалеть», «дать лекарство» и т.п.
Предлагает детям отвести больных к доктору детского сада: «У нас в детском саду, есть доктор (имя, отчество врача), у которого вы были с мамой. Помните, как доктор слушал вас трубочкой, смотрел горлышко? Вот нам и поможет доктор вылечить куклу, зайку и мишку». Воспитатель заворачивает больных в пеленки, и дети отправляются в кабинет врача.
«Больных» кукол несет второй воспитатель (помощник воспитателя, медицинская сестра, старший педагог или родительница). Воспитатель наблюдает за детьми.
Доктор ласково встречает малышей. Спрашивает, что у них случилось, не заболели ли детки. Воспитатель называет врача по имени и отчеству, дает возможность детям рассказать о «заболевших» игрушках.
«Вы хотите, что бы я полечила куклу, зайку и мишку?» — спрашивает врач, стараясь вступить в диалог с ребятами. Далее доктор показывает ребятам свой кабинет и необходимые принадлежности (градусник, трубочка, компресс, бинт и т.п.).
Доктор просит положить больную куклу на кушетку, а зайку и мишку посадить на стульчики.
Дети наблюдают, как врач лечит куклу. В начале он спрашивает: «Что болит?» Затем ставит термометр. Смотрит на термометр. «Аи! Аи! Температура высокая! Нужно куклу послушать трубочкой!» — поясняет врач. Далее разворачивается ситуация осмотра куклы, выслушивания фонендоскопом и др. Доктор подтверждает, что кукла простудилась и ее следует напоить лекарством и уложить в постель.
Лечение зайки и мишки проходит аналогично. Доктор ставит им разные «диагнозы». Выясняется, что зайка ел на улице сосульку, поэтому у него заболело горло, а мишка не помыл лапы перед едой — у него разболелся живот.
Воспитатель использует игровую ситуацию, чтобы еще раз сказать малышам: «Видите, что бывает, когда сосут на улице сосульки и не моют перед едой руки? Но наши детки так никогда не делают!»
Доктор прикладывает пузырек к губам зайки: «Я вылечу горлышко, зайка! Пей лекарство и все пройдет!» Мишке доктор перевязывает животик, предварительно положив компресс.
Педагог, обращаясь к зайке, читает стихотворение Е. Благининой: «Поиграй-ка, зайка...»1 Воспитатель: «Ребята, пожалейте зайку. Скажите ему: «Выздоравливай, зайка!»
Воспитатель просит доктора дать зайке лекарство еще раз. Доктор повторяет процедуру и завязывает зайке горлышко теплым шарфиком.
Воспитатель благодарит доктора за то, что он вылечил больных, говорит, что дети будут ухаживать за куклой. А зайке придется носить теплый шарф, мишке быть аккуратным и мыть лапы. Доктор дарит ребятам картинку (из серии «Профессии»: «На приеме у доктора»2): «Вот вам картинка. Будете на картинку смотреть и рассказывать про меня, как доктор лечит больных».
Ребята возвращаются в группу. Куклу укладывают в постель. Подарок доктора (картинку) укрепляют в кукольном уголке. Педагог собирает малышей около больной куклы и читает стихотворение:
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 49.
2 Павлова Л.Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления: Нагляд-
но-дидакт. пособ. — М.: Мозаика — Синтез, 2006.
Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна. Кукла бедная больна. Просит музыки она. Спойте, что ей нравится, И она поправится.
(В. Берестов «Больная кукла»)1
Воспитатель читает стихотворение ласковым голосом и просит ребят спеть кукле песенку (по выбору детей). Кукла «выздоравливает» и танцует для ребят.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков. Педагог продолжает совершенствовать у детей навыки самостоятельности при выполнении правил личной гигиены. Широко использует для этих целей сюжетные и сюжет-но-ролевые игры гигиенического содержания в группе и на прогулке.
Например, при игре в доктора, напоминает детям, что у врача всегда должны быть чисто вымытые руки, он должен быть аккуратно одет, причесан, у него халат и шапочка белого цвета.
Игры детей, содержащие элементы гигиены, можно связать с каким-либо событием (праздник, день рождения и др.). Дети ждут гостей, учатся расставлять на столе посуду. Воспитатель напоминает им, что перед тем, как накрывать на стол, также необходимо вымыть руки с мылом, проверить, чистая ли посуда.
Время от времени педагог повторяет с детьми, что недостаточно чисто вымытые руки, грязная посуда или одежда — источники и причины многих болезней.
Педагог учит детей всему тому, от чего зависит здоровье (в пределах, доступных их пониманию). Он поддерживает у детей бодрое настроение, радуется их хорошему самочувствию — когда «ничего не болит».
Детям желательно читать стихи, сказки, рассказы, содержащие эпизоды, связанные с проявлениями гигиенического поведения персонажа, культуры поведения (Э. Мошковская «Нос, умойся!», В. Степанов «Мишка-неряха» и др.).
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 49.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | !. Ознакомление с окружающим. «Козлятки и волк» 2. Физкультура. № 51-52 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание мелодии знакомой детям песни (по выбору музыкального руководителя) в исполнении на каком-либо детском музыкальном инструменте (металлофоне, детской арфе, губной гармошке, флейте и др.). Повторение песен «Веснянка» и «Солнышко». Повторение упражнения на музыку «Польки» И. Штрауса 2. Конструирование. «Машенька в парке» |
Среда | 1. Рисование. «Рисунки для друзей» 2. Действия с предметами. «Большой — поменьше — маленький» |
Четверг | 1. Речь. «Что за зверушка — веселая квакушка?» 2. Физкультура. № 51—52 |
Пятница | 1. Музыка. Слушание мелодии знакомой песни, исполняемой (последовательно) на каких-либо двух детских музыкальных инструментах. Пение песен по выбору детей. Игра «Жмурки», муз. Ф. Флотова 2. Лепка. «Кошкин дворик» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. ■«Козлятки иволк»
Задачи. Учить ребенка внимательно слушать сказку, эмоционально откликаться на ее содержание. Побуждать вместе со взрослым петь песенку козы. Закреплять у детей представление о животных: взрослых и их детенышах.
Материалы.Книга с иллюстрациями или фигурки настольного театра.
Содержание занятия.Воспитатель предлагает малышам послушать сказку про Козу и ее деток-козляток. «Я вам расскажу, что однажды случилось с Козой и козлятками!» — говорит взрослый
и начинает читать сказку (желательно, чтобы взрослый рассказывал сказку на память близко к тексту):
Жила-была коза. Сделала себе коза избушку в лесу [и поселилась в ней со своими козлятками]. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Воротится коза домой, постучит рожками в двери и запоет:
— Козлятушки, детятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша [мама] пришла,
Молочка принесла...
Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она накормит их и опять уйдет пастись. Подслушал козу волк и, когда она ушла, подошел к двери избушки и запел толстым-претолстым голосом:
Вы, детушки, вы, батюшки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла...
Козлятки выслушали волка и говорят:
— Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь: матушка
поет тоньше и не так причитывает.
И не отворили дверей. Волк так и ушел... Пришла [мама-коза] и похвалила деток, что ее послушались:
— Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то он бы вас
съел.
(Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского1.)
В процессе чтения педагог показывает ^иллюстрации. Если используется настольный театр, то воспитатель манипулирует фигурками, стараясь наглядно передать ситуацию в сказке. Взрослый артистично изображает интонацией и тембром голоса волка, козу и козлят.
При рассказывании сказки допускается замена некоторых слов, например, вместо «мать» — «мама», вместо «отперли» — «открыли» и др.
Воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку, которую коза пела детушкам. В разговоре с детьми воспитатель подчеркивает, что «коза-мама», а «козлятки — ее детки (детеныши)». Таким образом педагог закрепляет тему «О больших и маленьких».
' Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. — М.: Просвещение, 1975. С. 41.
В конце занятия воспитатель в присутствии детей делает экспозицию, используя настольный театр, и оставляет ее в уголке книги. Если у малышей есть желание повторить сказку в ролях, воспитатель приветствует инициативу детей.
Физкультура. № 51-52
Задачи.Учить бегать между линиями (расстояние между которыми 25 см), не наступая на них. Закрепить умение детей строиться в колонну, ходить и бегать в колонне друг за другом.
Материалы.Две длинные веревки, гимнастическая стенка. Место проведения.Зал.
Содержание занятия.Дети выстраиваются за воспитателем в колонну и идут за ним в обход по залу. Затем воспитатель меняет направления ходьбы, поворачивая то в одну, то в другую сторону (ведет колонну «змейкой»). Со словами «Будьте внимательны, а теперь побежали» воспитатель начинает бег в медленном темпе по кругу. После бега дети переходят на ходьбу и восстанавливают дыхание, поднимая руки вверх-вниз.
Взявшись за руки, дети вместе с воспитателем становятся в круг и выполняют по его показу и объяснению упражнения.
1. Стоя, поднять руки вверх похлопать в ладоши над головой
(«Хлоп-хлоп-хлоп»). Поставить руки на пояс, потопать ногами
(«Топ-топ-топ»). Повторить 3 раза.
2. Сесть, упор руками сзади. Подтянуть ноги, согнув их в ко
ленях, вытянуть. Повторить 4 раза.
3. Сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. Потопать
стопами по полу («Ножки побежали по дорожке»). Повторить
3 раза.
4. Лежа на спине, руки вверх. Потянуться. Повторить 3 раза.
5. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять прямые ноги,
опустить. Повторить 4 раза.
6. Стоя. Присесть и выпрыгнуть вверх. Повторить 4 раза.
Дети строятся в колонну по одному перед «дорожкой» из двух
веревок (расстояние между ними 25 см). По сигналу воспитателя каждый ребенок пробегает между веревками, стараясь не наступить на них. Повторить 5-6 раз.
ПАРК |
Подвижная игра «Обезьянки». Воспитатель предлагает детям — обезьянкам — по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и взобраться на 3—4-ю рейку (начиная с первой) за фруктами (можно прикрепить на 5-6-ю рейки соответствующие игрушки). Остальные дети смотрят. Затем взбираются другие. От малышей нельзя требовать четкого разграничения способа лазания, так как они еще с трудом различают приставной и переменный шаг. Но надо следить, чтобы во время лазанья дети не пропускали реек, становились на каждую. Во время спуска детям не следует разрешать виснуть на одних руках, без опоры на ноги. Чтобы приучить малышей лазать переменным шагом, воспитатель обращает внимание и ставит в пример тех детей, которые хорошо и правильно выносят вперед по очереди руки и ноги. Движение каждого ребенка контролирует воспитатель.
Игра малой подвижности «Жмурки». Воспитатель предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: он осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель спрашивает: «Где же наши дети?» Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот они наши дети!» В этой игре активную роль выполняет воспитатель. Он действует осторожно, чтобы не напугать детей, а лишь позабавить их.
На прогулке и во второй половине дня. Впомещении: с отдельными детьми повторить броски и ловлю мяча. На прогулке: подвижная игра «Самолеты».
Конструирование.«Машенька в парке»
Задачи.Учить детей строить высокие и низкие ворота, короткие и длинные лавочки; целенаправленно рвать тонкую бумагу на узкие полоски; инициировать взаимодействие детей с взрослым. Дать детям представление о фонтане. Подводить детей к обобщению представлений о воротах, лавочках, заборчиках.
Материалы.Два набора настольного строительного материала, маленькие матрешки; закругленный лист белой плотной бумаги; тонкая (типа папиросной) бумажная белая (прозрачная) полоска (шириной 12-14 см) на каждого ребенка.
Предварительная работа.Разговор с детьми о том, как они ходили с родителями в парк, сквер, что там видели. Рассматривание картинок на тему: «Как люди отдыхают в парке, в сквере». Особое внимание акцентируется на скамейках и фонтане.
Содержание занятия.Воспитатель, обращаясь к опыту детей, говорит о том, что они сегодня будут делать парк для Машеньки и ее подружек. Предлагает всем (5—6 детей) сесть полукругом за двумя сдвинутыми вместе столами. Один набор материала располагает рядом с собой (на стульчике), а другой — между детьми. Далее обращается к детям: «Для того чтобы войти в парк, нужно пройти через ворота, мы уже такие строили. Вот и сейчас построим низкие ворота — для людей и высокие — для поливальных машин, которые поливают водой цветочки и деревья, чтобы они лучше росли, а также дорожки, чтобы смыть с них пыль, чтобы в парке было чисто и приятно отдыхать. Вначале построим вход для людей. Какого цвета он будет? (Дети выбирают цвет, например, красный.) Хорошо, подавайте мне красные кубики».
Дети поочередно подают красные кубики, а воспитатель строит, приговаривая: «Вначале поставим один кубик, твой Саша, а на него поставим ровненько еще один, твой Леночка, и еще один, получился ровненький столбик — опора. А теперь рядом будем строить второй столбик (повторяет процесс с обращением к детям) и сделаем перекрытие из красной пластины, вот так». Таким же образом строит высокие ворота на противоположной стороне из зеленых пластин или, используя по пять кубиков на каждую опору.
Далее воспитатель замыкает достаточно широкое пространство — ставит зеленые кирпичики на равном расстоянии друг от друга (забор) и предлагает детям продолжать (вместе в ней) рабо-
ту стоя, не толкая друг друга, чтобы не разрушить уже выполненные постройки, спрашивает детей: «На чем Машенька с подружками будет отдыхать? Правильно на скамейках. Сделаем две скамеечки, синие: поставим по одному кирпичику (дети подают детали) с двух сторон подальше друг от друга и накроем их вот такой длинной пластиной. Вот какая длинная скамеечка получилась. А другую можно сделать покороче». Накрывает кубики более короткой пластиной.
Затем загадочно говорит: «А сейчас, ребятки, мы сделаем фонтан. Он будет у нас здесь — в середине парка». Кладет бумажный круг (сделанный из альбомного листа) в середину и обстраивает его желтыми кирпичиками, кладя их на узкую длинную грань. «А где же водичка? — обращается воспитатель к детям. — А водичку сделаем сами». Отодвигает слегка от стола стульчики, дети садятся. Обращает их внимание на бумажную полоску и предлагает разорвать ее на тонкие полоски — водяные струйки. Дети рвут бумажку (каждый свою) и воспитатель делает то же самое со своей полоской. И далее педагог собирает у детей бумажки (очень широкие заменяет своими), скрепляет их с одного конца куском пластилина так, чтобы они спадали вниз со всех сторон, и готовые «струи» ставит на середину фонтана, примазыванием пластилина ко «дну фонтана» укрепляет его.
Дети аккуратно встают, ходят вокруг, любуются парком и приглашают туда Машеньку с подружками (их можно поставить у фонтана, посадить на скамеечку).
Рисование.
«Рисункидля друзей»
Задачи.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, проявлять о них заботу. Вызвать у детей желание помогать своим друзьям. Развивать замысел, умение самостоятельно изображать в рисунке предметы, использовать разные цвета красок.
Материалы.Бумага альбомного формата, игрушки — кукла и мишка, краски гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки для рук.
Предварительная работа.Чтение произведения К. И. Чуковского «Добрый доктор Айболит», рассказов о работе врача, его по-
мощи больным. Рассматривание иллюстраций в книгах, игры с куклами. Слушание музыкального произведения «Болезнь куклы» П. И. Чайковского из «Детского альбома».
Содержание занятия.После посещения детьми с Куклой и Мишкой кабинета врача, который «вылечил» игрушки, воспитатель проводит беседу о том, как важно быть внимательным, заботливым к больным людям, друзьям.
«Наши игрушки Кукла и Мишка заболели. Кто им сможет помочь?» — спрашивает воспитатель. «Врач», — отвечают дети. Воспитатель продолжает: «Врач добрый, он помогает всем больным, лечит их». Затем берет в руки Куклу, слегка ее покачивает: «Послушайте, ребята, музыку, она называется «Болезнь куклы» (звучит грамзапись произведения П.И. Чайковского из «Детского альбома»). После прослушивания нежной, спокойной мелодии воспитатель спрашивает: «Вам понравилась эта музыка? Кукла заболела, но она скоро поправится, и дети снова будут с ней играть. А еще, ребята, есть врач, который лечит животных. Вы знаете, как его зовут? Добрый доктор Айболит. Врач лечит людей и животных. Нашу Куклу и Мишку врач тоже вылечил. А чтобы им стало веселее, нарисуйте для них картинки и подарите. Кукла и Мишка будут рассматривать ваши рисунки. Каждый сам придумает, что он нарисует. А Кукла и Мишка сядут на эти стульчики и будут смотреть, как вы рисуете красками картинки для них», — говорит воспитатель и предлагает детям взять листы бумаги, сесть за столы и начинать рисовать.
В процессе занятия поощряет детей за самостоятельность замысла, выбор разных цветов краски, умение аккуратно промывать кисточку, осушать ее о салфетку. Эпизодически обращается к Кукле и Мишке со словами: «Как хорошо дети рисуют, какие красивые
получаются рисунки! Кукла и Мишка посмотрите!» Берет Куклу и Мишку и показывает им, что у детей получается: «Вот большие мячи, а это красивые цветы, а здесь тележка едет. Кукла и Мишка, вам нравятся рисунки?»
Воспитатель хвалит ребят за старание, желание порадовать, сделать подарок Кукле и Мишке.
После окончания занятия дети приносят свои рисунки, кладут их на отдельный стол, чтобы Кукла и Мишка увидели, как много они нарисовали картинок-подарков. Воспитатель просит каждого ребенка сказать, что он нарисовал и кому хочет подарить свой рисунок. Кукла и Мишка благодарят детей, им очень понравились рисунки.
В вечернее время дети по своей инициативе могут продолжить рисование фломастерами, цветными карандашами, дарить свои рисунки другим игрушкам. Воспитатель может организовать небольшую выставку рисунков, чтобы дети рассказывали о них, полюбовались красивым сочетанием цветов, показывали свои рисунки родителям.
Содержание занятия.Воспитатель говорит, что у каждого малыша есть «коробочка», внутри нее что-то стучит, предлагает послушать. Дети с помощью взрослого извлекают и последовательно раскладывают кубы в порядке уменьшения: большой, поменьше, маленький. Затем предметы последовательно вкладывают друг в друга. Упражнение повторяется.
В заключение взрослый показывает, как можно сделать башенку из трех предметов путем наложения меньших на большие, дети делают башенки.
Варианты.Повторные занятия проводятся с кубами других цветов, а затем и с разноцветными — дети ориентируются на два свойства одновременно. Варьируется также форма предметов, например, используются цилиндры, конусы.
РЕЧЬ.
«Что за зверушка — зеленая квакушка?»