Организация наблюдений. «Кошка с котенком»
Задачи.Провести наблюдение за кошкой. Желательно показать кошку с котенком. Сравнить взрослую особь и котенка: котенок маленький, но имеет все внешние признаки взрослой кошки. В доступной для малышей форме рассказать, что «большая кошка — мама, а котенок — ее сынок». Вызвать у детей добрые чувства к животным, желание оберегать их, проявлять заботу.
22 Заказ 544
Широко использовать фольклор для маленьких: народные мотивы о коте-баюне и кисоньке-мурысеньке. В общении с детьми, в играх и показах с игрушками повторять знакомые потешки, песенки, присказки. Использовать детскую художественную литературу, раскрывающую реалистический облик кошки и ее повадки, например, рассказ Е. Чарушина «Кошка» и анималистический рисунок к нему. Так как обращение к произведению Е. Чарушина проходит вторично, следует оживить в памяти детей первую встречу с творчеством писателя. (Смотри занятие по ознакомлению с окружающим по произведениям Е. Чарушина — Февраль, 21 неделя.)
Содержание наблюдения.Кошку с котенком, по договоренности, заранее приносят родители детей или кто-то из сотрудников детского сада.
Воспитатель говорит детям, что сегодня на прогулку ребятам принесут кошечку и котенка. «Котенок маленький, поэтому вы не должны шуметь, толкаться: малыш может испугаться, и вы не увидите, какой он красивый и резвый», — говорит взрослый, подготавливая детей к предстоящему наблюдению.
На веранде заранее готовится удобное для обозрения место, которое необходимо огородить невысоким (40—50 см) «заборчиком» (можно использовать картон), внутри ограждения положить подстилку. Педагог дает возможность 1—2 минуты постоять, наблюдая за животными, не задает вопросов (учитывая возможность возникновения доминантного торможения).
Воспитатель обращает внимание на внешние особенности животных: покрыты шерстью, имеют ушки, глаза, усы, хвост. «Кошка-мама — большая, а котенок, ее сынок — маленький. Но у него тоже есть и усики и хвостик, как у кошки-мамы», — поясняет воспитатель. «Как кошка-мама подзывает своего котенка?» — спрашивает воспитатель, побуждая малышей звукоподражанием ответить на вопрос. Педагог спрашивает разрешения у хозяйки кошек покормить кошку и котенка, напоить молочком. Взрослый предлагает малышам послушать песенку: «Серенькая кошечка, села у окошечка...»
«А помните, ребятки, я вам читала рассказ про кошку Маруську и ее котеночка? У вас в группе есть картинка про них?» — обращается взрослый к малышам с вопросом. (Рассказ Е. Чарушина и иллюстрация к нему.) Педагог предлагает спросить у хозяйки животных, как зовут кошку и котенка, а также рассказать о них, как они ведут себя дома, как кошка ухаживает за котенком: вы-
лизывает ему ушки, лапки, шерстку, хвостик; учит играть с шариком и др.
Хозяйка животных в присутствии детей играет с кошкой и котенком, используя тонкую ленточку. В конце занятия хозяйка обещает ребятам, что кошка и котенок придуг к ним в гости еще раз. Ребята по предложению педагога, говорят кошке и котенку: «Мяу-мяу, мяу-мяу! До свидания!»
В процессе наблюдения можно использовать различные русские народные песенки и потешки, посвященные кошке. Например, «как у нашего кота...»1, «котик серенький присел на печурочке...»2, «пошел котик на Торжок»3 и др.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Педагог постепенно усложняет выполнение детьми всех гигиенических навыков, закрепляет усвоенные ими ранее.
Дети умываются и моют руки в нужное время без напоминания воспитателя, однако выборочный контроль с его стороны еще должен присутствовать. Педагог говорит, детям о том, что если их руки сильно загрязнены, например, после игры с песком, игры в мяч на прогулке, то мыть их нужно не менее двух раз (намылить руки два и более раз до тех пор, пока мыльная пена не станет белой, чистой).
Необходимо закреплять у малышей умение насухо вытирать лицо и руки после мытья и умывания, напоминая им о том, что кожа рук, если они недостаточно хорошо вытерты, может стать жесткой, обветренной, на ней могут появиться болезненные трещинки.
Педагог продолжает закреплять у детей навыки правильного полоскания рта кипяченой водой после приема пищи. Эта процедура требует повышенного внимания педагога и тщательного контроля с его стороны.
Правильному выполнению действий по уходу за зубами детей учат родители дома. Поэтому при встрече с родителями педагог в беседе с ними говорит, как учить ребенка правильно чистить зубы, какую при этом нужно использовать зубную щетку и зубную пасту. Все это воспитатель должен узнать сам, консультируясь с врачом или медицинской сестрой. Необходимо обратить внимание родителей, что при чистке зубов для полоскания рта можно использовать только питьевую воду.
- М.: Знание, 1996. С. 10. |
1 Хрестоматия для маленьких и постарше.
2 Там же.
3 Там же. С. 11.
22*
Сетка занятий
Днинедели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Животные и их детеныши» 2. Физкультура. № 49-50 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение упражнения с шарами. Слушание новой песни «Веснянка», укр. нар. песня в обр. С. Полонского, пер. с укр. Л. Пеньев-ской. Повторение песни «Солнышко». Повторение упражнения «Наши ручки» (см. занятие 49) 2. Конструирование. «Машенька в театре Петрушки» |
Среда | 1. Рисование. «Кошкин дом» 2. Действия с предметами. «Что потеряли котятки?» |
Четверг | 1. Речь. «Нос, умойся» 2. Физкультура. № 49—50 |
Пятница | 1. Музыка. «Угадайка» на тему «Кто в лесу живет?» Повторение песен «Веснянка» и любой другой по выбору детей. Повторение «Пляски с платочками» 2. Лепка. «Котятки играют в прятки» |
Конспекты занятий