Организация наблюдений. «Кошка с котенком»

Задачи.Провести наблюдение за кошкой. Желательно показать кошку с котенком. Сравнить взрослую особь и котенка: котенок маленький, но имеет все внешние признаки взрослой кошки. В до­ступной для малышей форме рассказать, что «большая кошка — мама, а котенок — ее сынок». Вызвать у детей добрые чувства к животным, желание оберегать их, проявлять заботу.

22 Заказ 544



Широко использовать фольклор для маленьких: народные мо­тивы о коте-баюне и кисоньке-мурысеньке. В общении с детьми, в играх и показах с игрушками повторять знакомые потешки, пе­сенки, присказки. Использовать детскую художественную литера­туру, раскрывающую реалистический облик кошки и ее повадки, например, рассказ Е. Чарушина «Кошка» и анималистический ри­сунок к нему. Так как обращение к произведению Е. Чарушина проходит вторично, следует оживить в памяти детей первую встречу с творчеством писателя. (Смотри занятие по ознакомле­нию с окружающим по произведениям Е. Чарушина — Февраль, 21 неделя.)

Содержание наблюдения.Кошку с котенком, по договоренно­сти, заранее приносят родители детей или кто-то из сотрудников детского сада.

Воспитатель говорит детям, что сегодня на прогулку ребятам принесут кошечку и котенка. «Котенок маленький, поэтому вы не должны шуметь, толкаться: малыш может испугаться, и вы не уви­дите, какой он красивый и резвый», — говорит взрослый, подго­тавливая детей к предстоящему наблюдению.

На веранде заранее готовится удобное для обозрения место, которое необходимо огородить невысоким (40—50 см) «заборчи­ком» (можно использовать картон), внутри ограждения положить подстилку. Педагог дает возможность 1—2 минуты постоять, наблю­дая за животными, не задает вопросов (учитывая возможность воз­никновения доминантного торможения).

Воспитатель обращает внимание на внешние особенности жи­вотных: покрыты шерстью, имеют ушки, глаза, усы, хвост. «Кош­ка-мама — большая, а котенок, ее сынок — маленький. Но у него тоже есть и усики и хвостик, как у кошки-мамы», — поясняет воспитатель. «Как кошка-мама подзывает своего котенка?» — спра­шивает воспитатель, побуждая малышей звукоподражанием отве­тить на вопрос. Педагог спрашивает разрешения у хозяйки кошек покормить кошку и котенка, напоить молочком. Взрослый пред­лагает малышам послушать песенку: «Серенькая кошечка, села у окошечка...»

«А помните, ребятки, я вам читала рассказ про кошку Марусь­ку и ее котеночка? У вас в группе есть картинка про них?» — об­ращается взрослый к малышам с вопросом. (Рассказ Е. Чарушина и иллюстрация к нему.) Педагог предлагает спросить у хозяйки животных, как зовут кошку и котенка, а также рассказать о них, как они ведут себя дома, как кошка ухаживает за котенком: вы-




лизывает ему ушки, лапки, шерстку, хвостик; учит играть с шари­ком и др.

Хозяйка животных в присутствии детей играет с кошкой и ко­тенком, используя тонкую ленточку. В конце занятия хозяйка обе­щает ребятам, что кошка и котенок придуг к ним в гости еще раз. Ребята по предложению педагога, говорят кошке и котенку: «Мяу-мяу, мяу-мяу! До свидания!»

В процессе наблюдения можно использовать различные русские народные песенки и потешки, посвященные кошке. Например, «как у нашего кота...»1, «котик серенький присел на печурочке...»2, «пошел котик на Торжок»3 и др.

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков.Педагог постепенно усложняет выполнение деть­ми всех гигиенических навыков, закрепляет усвоенные ими ра­нее.

Дети умываются и моют руки в нужное время без напомина­ния воспитателя, однако выборочный контроль с его стороны еще должен присутствовать. Педагог говорит, детям о том, что если их руки сильно загрязнены, например, после игры с песком, игры в мяч на прогулке, то мыть их нужно не менее двух раз (намылить руки два и более раз до тех пор, пока мыльная пена не станет бе­лой, чистой).

Необходимо закреплять у малышей умение насухо вытирать лицо и руки после мытья и умывания, напоминая им о том, что кожа рук, если они недостаточно хорошо вытерты, может стать жесткой, обветренной, на ней могут появиться болезненные тре­щинки.

Педагог продолжает закреплять у детей навыки правильного по­лоскания рта кипяченой водой после приема пищи. Эта процедура требует повышенного внимания педагога и тщательного контроля с его стороны.

Правильному выполнению действий по уходу за зубами детей учат родители дома. Поэтому при встрече с родителями педагог в беседе с ними говорит, как учить ребенка правильно чистить зубы, какую при этом нужно использовать зубную щетку и зубную пасту. Все это воспитатель должен узнать сам, консультируясь с врачом или медицинской сестрой. Необходимо обратить внима­ние родителей, что при чистке зубов для полоскания рта можно использовать только питьевую воду.



- М.: Знание, 1996. С. 10.

1 Хрестоматия для маленьких и постарше.

2 Там же.

3 Там же. С. 11.




22*



Сетка занятий

Днинедели Занятия
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим. «Животные и их детеныши» 2. Физкультура. № 49-50
Вторник 1. Музыка. Повторение упражнения с шарами. Слушание новой песни «Веснянка», укр. нар. пес­ня в обр. С. Полонского, пер. с укр. Л. Пеньев-ской. Повторение песни «Солнышко». Повторение упражнения «Наши ручки» (см. занятие 49) 2. Конструирование. «Машенька в театре Петрушки»
Среда 1. Рисование. «Кошкин дом» 2. Действия с предметами. «Что потеряли котятки?»
Четверг 1. Речь. «Нос, умойся» 2. Физкультура. № 49—50
Пятница 1. Музыка. «Угадайка» на тему «Кто в лесу жи­вет?» Повторение песен «Веснянка» и любой дру­гой по выбору детей. Повторение «Пляски с пла­точками» 2. Лепка. «Котятки играют в прятки»

Конспекты занятий

Наши рекомендации