Организация наблюдений. «Папин праздник»

Задачи.На эмоционально-чувственной основе формировать первые впечатления о «Папином празднике». Воспитывать жела­ние быть «как папа».

Предварительная работа.Попросить родителей в «День защит­ника Отечества» (23 февраля) обратить внимание детей на улицы, украшенные флагами. Это наблюдение взрослые могут провести утром, по дороге в детский сад.

Содержание наблюдения.На прогулке воспитатель, собрав ма­лышей, спрашивает: «Что вы видели на улице, когда шли в дет­ский сад? Правильно, вы видели на улице флаги. Потому что се-

годня «Папин праздник». Пап сегодня все поздравляют, и мы их тоже будем поздравлять, дарить подарки».

В честь «Папиного праздника» участок оформляется флажками и цветными шариками. Педагог проводит подвижную игру «Самолеты».

В процессе наблюдений педагог использует стихи А. Барто:

Горит на солнышке Флажок, Как будто я Огонь зажег.

(А. Барто «Флажок»)1

Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

(А. Барто «Самолет»)2

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков. Педагог продолжает совершенствовать навыки са­мостоятельности у детей при выполнении всех гигиенических про­цедур и самообслуживания.

Помогает детям, слабо усвоившим гигиенические навыки, по­степенно приучая их к все большей самостоятельности; поощряет детей, хорошо усвоивших навыки личной гигиены и умеющих пра­вильно и самостоятельно их выполнять.

Напоминает малышам, когда нужно мыть руки, умываться, по­лоскать рот питьевой водой.

Педагог продолжает закреплять у детей умение пользоваться туалетом, туалетной бумагой, следить за чистотой своего белья; создает обстановку комфорта и доверия, при которой малыши не стеснялись бы при возникших затруднениях обратиться за помо­щью или разъяснением к взрослому.

Для лучшего закрепления гигиенических навыков у детей педа­гог дает им несложные поручения, связанные с разными гигиени­ческими действиями, например, обратить внимание на то, чистые ли ногти у самого ребенка или у кого-либо из сверстников, акку­ратно ли они острижены, правильно ли сложены вещи в индиви­дуальном шкафчике.

Как правило, все навыки у детей могут достаточно быстро стать прочными, если они закрепляются в разных ситуациях, в том чис-

' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 48. 2 Там же. С. 49.

ле и в играх гигиенического содержания. Можно использовать та­кие игры, как «Аптека», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Гигиенические навыки и умения могут усваиваться у детей и на занятиях физической культуры (при переодевании, во время про­ведения общеразвивающих упражнений).

Воспитатель объясняет детям пользу для их развития и здоро­вья простейших физических упражнений; продолжает приучать их к аккуратности при подготовке к дневному сну, прогулке, учит детей соблюдать элементарные правила культуры поведения.

Сетка занятий

Днинедели Занятия
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим. «Моряки и лет­чики» 2. Физкультура. № 43—44
Вторник 1. Музыка. «Угадай-ка» на ту же тему, с другим порядком предъявления пьес. Работа над песней «Маме к дню 8 Марта». Повторение песни «Я на лошади скачу». Новая «Пляска с платочками», русская народная мелодия; материал под ред. Т. Бабаджан 2. Конструирование. «Подарок для папы — „Са­лют"»
Среда 1. Рисование. «Праздничный салют» 2. Действия с предметами. «Цветные машинки»
Четверг 1. Речь. «Вечерняя песенка» 2. Физкультура. № 43—44
Пятница 1. Музыка. Повторение материала предыдущего занятия 2. Аппликация. «Папин праздник»

Конспекты занятий

Ознакомление с окружающим. «Моряки и летчики»

Задачи. Воспитывать в детях чувства сопричастности с общи­ми праздничными настроениями. Первое знакомство с явлениями общественной жизни — праздник, салют, и военными професси­ями — моряки, летчики.

Материалы. Картинки из журналов и книг, на которых изоб­ражены летчики, моряки.

Содержание занятия. Педагог собирает малышей вокруг стола, на котором на подставках располагаются картинки из жизни моряков, летчиков, отражающие простые сюжеты из их военной службы.

Воспитатель очень просто объясняет, что нарисовано на каж­дой картинке, например, «Это — моряки. Видите — они на кораб­ле, который плывет по морю. А это — летчики! Они летают в са­молете по небу. У моряков — бескозырки с ленточками. А у лет­чиков — шлемы».

Педагог вводит новые слова: «самолет», «корабль», «летчик», «моряк».

Затем читает детям стихотворение:

Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам, И просят меня: — «Прокати, капитан!»

(А. Барто «Кораблик»)1

И предлагает детям разыграть это стихотворение.

— Мальчики будут у нас матросами на корабле (корабль строит­
ся из стульев с элементами соответствующей атрибутики), они носят
такие шапочки-бескозырки (используются бумажные обручи с лен­
точками), — говорит воспитатель и одевает мальчикам шапочки.

— А девочки будут лягушками, — продолжает воспитатель, на­
девая на детей бумажные зеленые обручи с «выпученными глазами».

— Лягушки будут прыгать и просить наших моряков прокатить
их на корабле. Вот так: «ква-ква — прокатите нас...».

Далее читается стихотворение А. Барто «Самолет»

Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

И дети обыгрывают его: становятся летчиками, «летают» (рас­ставив руки) по всей комнате.

Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 58.

Физкультура.№ 43-44

Задачи. Учить детей бегать между линиями. Повторить проле-зание через вертикально стоящий обруч.

Материалы.Две длинные веревки, шапочки петушков по ко­личеству детей, обруч среднего диаметра.

Содержание занятия.Дети взявшись за руки, вместе с воспи­тателем строят круг. Ходят по кругу вправо и влево, взявшись за руки. Во время ходьбы меняют положение рук: поднять руки, опу­стить. Затем по сигналу воспитателя выполняют медленный бег по кругу вправо и влево, чередуя его с ходьбой. Бег по залу врассып­ную. Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения («Петя-петушок»).

1. Поднять руки в стороны, опустить вниз («петушок машет
крыльями»).

2. Стоя, руки опущены вниз. Движения головой вверх-вниз
(«петушок клюет зернышки»).

3. Стоя, руки на поясе. Поочередно высоко поднимать согну­
тую в колене правую, левую ногу («петушок ходит»).

4. Стоя, руки вниз. Отвести голову назад, пропеть «ку-ка-ре-ку»
(«петушок смотрит на солнышко»).

5. Бег врассыпную по залу («петушки летают»).

Дети строятся в колонну перед лежащими на полу веревками (расстояние между ними 30 см) и по сигналу воспитателя по оче­реди пробегают между ними, стараясь их не задеть. Назад в колон­ну дети возвращаются шагом, пролезая в вертикально стоящий обруч.

Подвижная игра «Курочка-хохлатка». Дети изображают цыплят, а воспитатель — курочку. На одной стороне зала огорожено место (веревка или шнур натягивается между стойками на высоте 50 см от уровня пола) — это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цып­лят: «Ко-ко-ко». Цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспита­тель говорит: «Кошка! Быстрее в домик!» Цыплята бегут домой. Игра повторяется 3 раза.

Игра малой подвижности «Найди петушка». Воспитатель зара­нее прячет игрушку-петушка, так чтобы дети не видели. Все хо­дят по залу и стараются найти игрушку.

На прогулке и во второй половине дня.Ходьба «змейкой» по снегу. Катание игрушек на санках. Подвижная игра «Курочка-хох­латка».

Конструирование. «Подарок для папы — „Салют"»

Задачи.Развивать интерес к занятиям по конструированию с бумагой; закреплять умение мять и катать комочки из цветной мягкой мятой бумаги разной величины; активизировать словарь: «мягкий», «разноцветный салют».

Материалы.Цветная мягкая бумага размером '/4 листа по 7—8 ли­сточков для каждого ребенка; клей, кисточка, белая плотная бумага ('/2 альбомного листа), сложенная пополам с нарисованными рас­ходящимися лучами (по 1 штуке на каждого ребенка).

Содержание занятия.Воспитатель: «Дети, скоро будет празд­ник наших пап, давайте приготовим подарки для них — красивые открытки, украсим их цветными огоньками — салютом. А огонь­ки скатаем из мягких кусочков бумаги. Возьмем в ручки мягкую бумагу, сомнем ее и скатаем маленькие комочки-салютики».

Дети по указанию воспитателя берут в руки бумагу разного цвета, мнут и скатывают комочки. Воспитатель помогает, поощря­ет, сравнивает вместе с детьми комочки разного цвета, спрашива­ет: «Леночка, какого у тебя цвета салютик? А у тебя, Илюша?»

Далее воспитатель в присутствии детей приклеивает комочки-салютики на заранее приготовленные «открытки» с нарисованными линиями, сопровождая действия словами: «Я возьму клей, кисточ­ку и приклею комочки вот на эти линии, вот какой салют получил­ся!». Дети с помощью воспитателя приклеивают «салютики» на ли­ниях. Воспитатель намазывает бумажные комочки клеем, некоторые уменьшает.

Воспитатель: «Молодцы, дети! Наши открыточки подарим папам».

...На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

Кричат «Урра!»

Любуются

На праздничный

Салют!

(О. Высотская «Салют» отрывок)1

1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 147.





Рисование. «Праздничный салют»

Задачи. Вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к об­щественным событиям — салюту в честь праздника Дня защитника Отечества. Учить самостоятельно дорисовывать композицию, рит­мично располагать в определенных местах яркие огни салюта; ис­пользовать разные цвета красок. Уметь промывать кисточку при смене цвета краски.

Материалы. Квадратные листы бумаги ЗОх 30 см, тонированные в темно-синий цвет, краски гуашь (белая, желтая, красная, голу­бая), кисти, банки с водой, бумажные салфетки, мольберт.

Предварительная работа. Наблюдения во время прогулок до­мов, украшенных к празднику. Посоветовать родителям посмотреть с ребенком праздничный салют. Чтение стихов, рассказов о празд­нике. Рассматривание картинок, иллюстраций.

Организация наблюдений. «Папин праздник» - student2.ru

Содержание занятия. После праздничных событий воспита­тель проводит беседу с целью «оживления» полученных детьми впечатлений. Спрашивает, кто видел салют и что особенно по­нравилось («как в темном небе распускались цветы, небывалой красоты», «разноцветные огни салюта зажигались и становилось светло, как днем», «как раздавались залпы пушек и в небе рас­цветали цветы», «как взрослые и дети радовались этому празд­ничному салюту»). Предлагает им движением рук показать, как взлетали огни ракет. Дети 2—3 раза поднимают руки вверх и опускают.

«Салют вы делали на открытках (показывает открытки с накле­енными бумажными комочками), а можно нарисовать его краска­ми на темно-синей бумаге («как небо вечером»). Посмотрите, у ме­ня нарисованы белые полоски, а огней салюта нет (показывает на мольберте свой рисунок). Вот зажглись огни ракет. — Воспитатель ритмично наносит 3—4 мазка ярко-красного, желтого цвета. — Ста­ло светлее, в небе вспыхнули „огоньки". Теперь вы сами нарису­ете свой праздничный салют».

Предлагает каждому ребенку взять темно-синий лист бумаги, на котором даны ориентиры (полоски). Дети самостоятельно выбирают цвет краски и ритмично наносят яркие мазки в виде точек, пятен, полосок. Воспитатель поощряет желание ребенка по-своему нарисовать праздничный салют. В процессе смены краски напоминает, что надо осторожно осушать кисточку, прикладывая ее к бумажной салфетке.

Во время рисования повторяет слова, которые помогают ребен­ку передать образ праздничного салюта: «в темном небе расцвел сад», «огоньки ракет летят», «от огней светло, как днем».

После занятия все рисунки дети раскладывают на полу так, что­бы увидеть целостную картину — панораму вечернего неба, освещен­ного огнями праздничного салюта. «Вот какая красивая получилась картина!» — восклицает воспитатель и вместе с детьми любуется ею. Предлагает найти свои «огоньки», сказать какого они цвета.

В вечернее время рисунки можно наклеить на общую основу, для того чтобы дети рассматривали красочную панораму празднич­ного салюта. По своему желанию они могут самостоятельно повто­рить этот «сюжет» красками, фломастерами.

Действия с предметами. «Цветные машинки»

Задачи. Учить выполнять действия с предметами, учитывая их меняющиеся признаки: подбирать однородные предметы, ориен­тируясь на один признак (величину или цвет).

Материалы. Машины одного цвета и разной величины (8-10 см и 16—20 см) — по 3-4 шт. Два гаража — картонки с разными по величине отверстиями (9—10 см и 17—18 см).

Содержание занятия. Взрослый подзывает детей к столам, состав­ленным торцевыми сторонами. На краях укреплены гаражи с разны­ми отверстиями. Игровая задача: прокатить машинки в соответству-

ющие отверстия, предварительно соотнеся их по величине. Взрослый вначале предлагает провести маленькие машинки в гараж с малень­ким отверстием, а затем большие — в гараж с большим отверстием.

Варианты.Повторные занятия проводятся с машинками одной величины и разного цвета. Вместо гаражей на стол кладут цветные полосы, соответствующие цвету машинок. Более старшие дети вы­полняют задания с ориентацией на два свойства одновременно, на­пример: найти большую красную машинку и маленькую синюю машинку и т.п.

Речь. «Вечерняя песенка»

Задачи.Вовлекать детей в диалог. Побуждать отвечать на во­просы, высказывать пожелания. Обогащать речь детей образными словами и выражениями. Учить соотносить слова и выразительные движения. В процессе звукоподражаний уточнять правильное про­изнесение гласных и простых согласных звуков.

Материалы.Серебряная мишура. Игрушки: кукла мальчик, кро­вать с одеялом, еж, белка, медведь, волк, вырезанный из бумаги лист дерева величиной с ежика.

Содержание занятия.Воспитатель собирает детей около себя стайкой на ковре. Играет серебряной мишурой и читает стихотво­рение. Вовлекает детей в игру — «покружиться, как снежок».

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.

(А. Барто «Снег»)

Далее воспитатель обращается к детям: «Скажем: дили-ли, сне­жок, лети». Играет мишурой. С этим предложением воспитатель обращается к отдельным детям, поднося к ним мишуру. Звукопо­дражание индивидуально и хором произносится 5-6 раз. Затем дети дуют на мишуру. Перемещаются в игровой уголок.

Воспитатель: «Снег летит, переливается, блестит, как серебро. Укрыл всю землю. (Раскладывает мишуру на столе.) Ночь спусти­лась. Все дети спят. И зверюшки спят. (Укладывает в кроватку куклу мальчика, укрывает его одеялом.) Ежик спрятался в норку,

укрылся листьями (укрывает). Мишка укрылся в берлоге лапой. Белочка укрылась в дупле пушистым хвостом. Только волк не спит. Ищет тех, кто не укрыт, кто еще не спит». Сопровождает рассказ действиями с игрушками.

Затем воспитатель задает детям вопросы: «Кто укрылся в постели одеяльцем? Кто спрятался в норку, укрылся осенним листом? Кто в дупле укрылся пушистым хвостом? Кто спит в берлоге, укрылся ла­пой?» Детям, ответившим на вопрос, дают возможность выполнить действия с игрушками: укрыть одеялом, листом, положить на бок и т.п.

Организуется игра «Да-да-да, нет-нет-нет». Воспитатель: «Я буду задавать вопросы. Если так бывает — скажите: да-да-да. А если так не бывает — скажите: нет-нет-нет».

И задает вопросы: «Малыш спит в кроватке? (Вместе с детьми: да-да-да.) Снег кружится? Ночью светит солнышко? Ежонок спит в норе? Дети спят в берлоге? Белочка спит в дупле?»

На каждое «да» дети хлопают в ладоши; на «нет» — грозят паль­цем.

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает им покру­житься, как снежок. Движения сопровождаются чтением стихотво­рения А. Барто «Снег». Дети дуют на мишуру.

Затем все перемещаются в игровой уголок. Им читают стихот­ворение В. Орлова «Вечерняя песенка1.

«Понравилось стихотворение? Про кого хотите послушать еще раз?» — спрашивает воспитатель и зачитывает отрывки из стихо­творения.

Спрашивает детей: «Кто хочет показать, как спит белочка? Медведь? Ежик? А как спят дети?»

В конце занятия игрушки оставляют в свободное пользование детей.

Наши рекомендации