Организация наблюдений. «Папин праздник»
Задачи.На эмоционально-чувственной основе формировать первые впечатления о «Папином празднике». Воспитывать желание быть «как папа».
Предварительная работа.Попросить родителей в «День защитника Отечества» (23 февраля) обратить внимание детей на улицы, украшенные флагами. Это наблюдение взрослые могут провести утром, по дороге в детский сад.
Содержание наблюдения.На прогулке воспитатель, собрав малышей, спрашивает: «Что вы видели на улице, когда шли в детский сад? Правильно, вы видели на улице флаги. Потому что се-
годня «Папин праздник». Пап сегодня все поздравляют, и мы их тоже будем поздравлять, дарить подарки».
В честь «Папиного праздника» участок оформляется флажками и цветными шариками. Педагог проводит подвижную игру «Самолеты».
В процессе наблюдений педагог использует стихи А. Барто:
Горит на солнышке Флажок, Как будто я Огонь зажег.
(А. Барто «Флажок»)1
Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
(А. Барто «Самолет»)2
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков. Педагог продолжает совершенствовать навыки самостоятельности у детей при выполнении всех гигиенических процедур и самообслуживания.
Помогает детям, слабо усвоившим гигиенические навыки, постепенно приучая их к все большей самостоятельности; поощряет детей, хорошо усвоивших навыки личной гигиены и умеющих правильно и самостоятельно их выполнять.
Напоминает малышам, когда нужно мыть руки, умываться, полоскать рот питьевой водой.
Педагог продолжает закреплять у детей умение пользоваться туалетом, туалетной бумагой, следить за чистотой своего белья; создает обстановку комфорта и доверия, при которой малыши не стеснялись бы при возникших затруднениях обратиться за помощью или разъяснением к взрослому.
Для лучшего закрепления гигиенических навыков у детей педагог дает им несложные поручения, связанные с разными гигиеническими действиями, например, обратить внимание на то, чистые ли ногти у самого ребенка или у кого-либо из сверстников, аккуратно ли они острижены, правильно ли сложены вещи в индивидуальном шкафчике.
Как правило, все навыки у детей могут достаточно быстро стать прочными, если они закрепляются в разных ситуациях, в том чис-
' Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 48. 2 Там же. С. 49.
ле и в играх гигиенического содержания. Можно использовать такие игры, как «Аптека», «Что такое хорошо и что такое плохо».
Гигиенические навыки и умения могут усваиваться у детей и на занятиях физической культуры (при переодевании, во время проведения общеразвивающих упражнений).
Воспитатель объясняет детям пользу для их развития и здоровья простейших физических упражнений; продолжает приучать их к аккуратности при подготовке к дневному сну, прогулке, учит детей соблюдать элементарные правила культуры поведения.
Сетка занятий
Днинедели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Моряки и летчики» 2. Физкультура. № 43—44 |
Вторник | 1. Музыка. «Угадай-ка» на ту же тему, с другим порядком предъявления пьес. Работа над песней «Маме к дню 8 Марта». Повторение песни «Я на лошади скачу». Новая «Пляска с платочками», русская народная мелодия; материал под ред. Т. Бабаджан 2. Конструирование. «Подарок для папы — „Салют"» |
Среда | 1. Рисование. «Праздничный салют» 2. Действия с предметами. «Цветные машинки» |
Четверг | 1. Речь. «Вечерняя песенка» 2. Физкультура. № 43—44 |
Пятница | 1. Музыка. Повторение материала предыдущего занятия 2. Аппликация. «Папин праздник» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Моряки и летчики»
Задачи. Воспитывать в детях чувства сопричастности с общими праздничными настроениями. Первое знакомство с явлениями общественной жизни — праздник, салют, и военными профессиями — моряки, летчики.
Материалы. Картинки из журналов и книг, на которых изображены летчики, моряки.
Содержание занятия. Педагог собирает малышей вокруг стола, на котором на подставках располагаются картинки из жизни моряков, летчиков, отражающие простые сюжеты из их военной службы.
Воспитатель очень просто объясняет, что нарисовано на каждой картинке, например, «Это — моряки. Видите — они на корабле, который плывет по морю. А это — летчики! Они летают в самолете по небу. У моряков — бескозырки с ленточками. А у летчиков — шлемы».
Педагог вводит новые слова: «самолет», «корабль», «летчик», «моряк».
Затем читает детям стихотворение:
Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам, И просят меня: — «Прокати, капитан!»
(А. Барто «Кораблик»)1
И предлагает детям разыграть это стихотворение.
— Мальчики будут у нас матросами на корабле (корабль строит
ся из стульев с элементами соответствующей атрибутики), они носят
такие шапочки-бескозырки (используются бумажные обручи с лен
точками), — говорит воспитатель и одевает мальчикам шапочки.
— А девочки будут лягушками, — продолжает воспитатель, на
девая на детей бумажные зеленые обручи с «выпученными глазами».
— Лягушки будут прыгать и просить наших моряков прокатить
их на корабле. Вот так: «ква-ква — прокатите нас...».
Далее читается стихотворение А. Барто «Самолет»
Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
И дети обыгрывают его: становятся летчиками, «летают» (расставив руки) по всей комнате.
Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 58.
Физкультура.№ 43-44
Задачи. Учить детей бегать между линиями. Повторить проле-зание через вертикально стоящий обруч.
Материалы.Две длинные веревки, шапочки петушков по количеству детей, обруч среднего диаметра.
Содержание занятия.Дети взявшись за руки, вместе с воспитателем строят круг. Ходят по кругу вправо и влево, взявшись за руки. Во время ходьбы меняют положение рук: поднять руки, опустить. Затем по сигналу воспитателя выполняют медленный бег по кругу вправо и влево, чередуя его с ходьбой. Бег по залу врассыпную. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения («Петя-петушок»).
1. Поднять руки в стороны, опустить вниз («петушок машет
крыльями»).
2. Стоя, руки опущены вниз. Движения головой вверх-вниз
(«петушок клюет зернышки»).
3. Стоя, руки на поясе. Поочередно высоко поднимать согну
тую в колене правую, левую ногу («петушок ходит»).
4. Стоя, руки вниз. Отвести голову назад, пропеть «ку-ка-ре-ку»
(«петушок смотрит на солнышко»).
5. Бег врассыпную по залу («петушки летают»).
Дети строятся в колонну перед лежащими на полу веревками (расстояние между ними 30 см) и по сигналу воспитателя по очереди пробегают между ними, стараясь их не задеть. Назад в колонну дети возвращаются шагом, пролезая в вертикально стоящий обруч.
Подвижная игра «Курочка-хохлатка». Дети изображают цыплят, а воспитатель — курочку. На одной стороне зала огорожено место (веревка или шнур натягивается между стойками на высоте 50 см от уровня пола) — это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «Ко-ко-ко». Цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит: «Кошка! Быстрее в домик!» Цыплята бегут домой. Игра повторяется 3 раза.
Игра малой подвижности «Найди петушка». Воспитатель заранее прячет игрушку-петушка, так чтобы дети не видели. Все ходят по залу и стараются найти игрушку.
На прогулке и во второй половине дня.Ходьба «змейкой» по снегу. Катание игрушек на санках. Подвижная игра «Курочка-хохлатка».
Конструирование. «Подарок для папы — „Салют"»
Задачи.Развивать интерес к занятиям по конструированию с бумагой; закреплять умение мять и катать комочки из цветной мягкой мятой бумаги разной величины; активизировать словарь: «мягкий», «разноцветный салют».
Материалы.Цветная мягкая бумага размером '/4 листа по 7—8 листочков для каждого ребенка; клей, кисточка, белая плотная бумага ('/2 альбомного листа), сложенная пополам с нарисованными расходящимися лучами (по 1 штуке на каждого ребенка).
Содержание занятия.Воспитатель: «Дети, скоро будет праздник наших пап, давайте приготовим подарки для них — красивые открытки, украсим их цветными огоньками — салютом. А огоньки скатаем из мягких кусочков бумаги. Возьмем в ручки мягкую бумагу, сомнем ее и скатаем маленькие комочки-салютики».
Дети по указанию воспитателя берут в руки бумагу разного цвета, мнут и скатывают комочки. Воспитатель помогает, поощряет, сравнивает вместе с детьми комочки разного цвета, спрашивает: «Леночка, какого у тебя цвета салютик? А у тебя, Илюша?»
Далее воспитатель в присутствии детей приклеивает комочки-салютики на заранее приготовленные «открытки» с нарисованными линиями, сопровождая действия словами: «Я возьму клей, кисточку и приклею комочки вот на эти линии, вот какой салют получился!». Дети с помощью воспитателя приклеивают «салютики» на линиях. Воспитатель намазывает бумажные комочки клеем, некоторые уменьшает.
Воспитатель: «Молодцы, дети! Наши открыточки подарим папам».
...На улицу, на улицу
Все радостно бегут,
Кричат «Урра!»
Любуются
На праздничный
Салют!
(О. Высотская «Салют» отрывок)1
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 147.
Рисование. «Праздничный салют»
Задачи. Вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к общественным событиям — салюту в честь праздника Дня защитника Отечества. Учить самостоятельно дорисовывать композицию, ритмично располагать в определенных местах яркие огни салюта; использовать разные цвета красок. Уметь промывать кисточку при смене цвета краски.
Материалы. Квадратные листы бумаги ЗОх 30 см, тонированные в темно-синий цвет, краски гуашь (белая, желтая, красная, голубая), кисти, банки с водой, бумажные салфетки, мольберт.
Предварительная работа. Наблюдения во время прогулок домов, украшенных к празднику. Посоветовать родителям посмотреть с ребенком праздничный салют. Чтение стихов, рассказов о празднике. Рассматривание картинок, иллюстраций.
Содержание занятия. После праздничных событий воспитатель проводит беседу с целью «оживления» полученных детьми впечатлений. Спрашивает, кто видел салют и что особенно понравилось («как в темном небе распускались цветы, небывалой красоты», «разноцветные огни салюта зажигались и становилось светло, как днем», «как раздавались залпы пушек и в небе расцветали цветы», «как взрослые и дети радовались этому праздничному салюту»). Предлагает им движением рук показать, как взлетали огни ракет. Дети 2—3 раза поднимают руки вверх и опускают.
«Салют вы делали на открытках (показывает открытки с наклеенными бумажными комочками), а можно нарисовать его красками на темно-синей бумаге («как небо вечером»). Посмотрите, у меня нарисованы белые полоски, а огней салюта нет (показывает на мольберте свой рисунок). Вот зажглись огни ракет. — Воспитатель ритмично наносит 3—4 мазка ярко-красного, желтого цвета. — Стало светлее, в небе вспыхнули „огоньки". Теперь вы сами нарисуете свой праздничный салют».
Предлагает каждому ребенку взять темно-синий лист бумаги, на котором даны ориентиры (полоски). Дети самостоятельно выбирают цвет краски и ритмично наносят яркие мазки в виде точек, пятен, полосок. Воспитатель поощряет желание ребенка по-своему нарисовать праздничный салют. В процессе смены краски напоминает, что надо осторожно осушать кисточку, прикладывая ее к бумажной салфетке.
Во время рисования повторяет слова, которые помогают ребенку передать образ праздничного салюта: «в темном небе расцвел сад», «огоньки ракет летят», «от огней светло, как днем».
После занятия все рисунки дети раскладывают на полу так, чтобы увидеть целостную картину — панораму вечернего неба, освещенного огнями праздничного салюта. «Вот какая красивая получилась картина!» — восклицает воспитатель и вместе с детьми любуется ею. Предлагает найти свои «огоньки», сказать какого они цвета.
В вечернее время рисунки можно наклеить на общую основу, для того чтобы дети рассматривали красочную панораму праздничного салюта. По своему желанию они могут самостоятельно повторить этот «сюжет» красками, фломастерами.
Действия с предметами. «Цветные машинки»
Задачи. Учить выполнять действия с предметами, учитывая их меняющиеся признаки: подбирать однородные предметы, ориентируясь на один признак (величину или цвет).
Материалы. Машины одного цвета и разной величины (8-10 см и 16—20 см) — по 3-4 шт. Два гаража — картонки с разными по величине отверстиями (9—10 см и 17—18 см).
Содержание занятия. Взрослый подзывает детей к столам, составленным торцевыми сторонами. На краях укреплены гаражи с разными отверстиями. Игровая задача: прокатить машинки в соответству-
ющие отверстия, предварительно соотнеся их по величине. Взрослый вначале предлагает провести маленькие машинки в гараж с маленьким отверстием, а затем большие — в гараж с большим отверстием.
Варианты.Повторные занятия проводятся с машинками одной величины и разного цвета. Вместо гаражей на стол кладут цветные полосы, соответствующие цвету машинок. Более старшие дети выполняют задания с ориентацией на два свойства одновременно, например: найти большую красную машинку и маленькую синюю машинку и т.п.
Речь. «Вечерняя песенка»
Задачи.Вовлекать детей в диалог. Побуждать отвечать на вопросы, высказывать пожелания. Обогащать речь детей образными словами и выражениями. Учить соотносить слова и выразительные движения. В процессе звукоподражаний уточнять правильное произнесение гласных и простых согласных звуков.
Материалы.Серебряная мишура. Игрушки: кукла мальчик, кровать с одеялом, еж, белка, медведь, волк, вырезанный из бумаги лист дерева величиной с ежика.
Содержание занятия.Воспитатель собирает детей около себя стайкой на ковре. Играет серебряной мишурой и читает стихотворение. Вовлекает детей в игру — «покружиться, как снежок».
Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.
(А. Барто «Снег»)
Далее воспитатель обращается к детям: «Скажем: дили-ли, снежок, лети». Играет мишурой. С этим предложением воспитатель обращается к отдельным детям, поднося к ним мишуру. Звукоподражание индивидуально и хором произносится 5-6 раз. Затем дети дуют на мишуру. Перемещаются в игровой уголок.
Воспитатель: «Снег летит, переливается, блестит, как серебро. Укрыл всю землю. (Раскладывает мишуру на столе.) Ночь спустилась. Все дети спят. И зверюшки спят. (Укладывает в кроватку куклу мальчика, укрывает его одеялом.) Ежик спрятался в норку,
укрылся листьями (укрывает). Мишка укрылся в берлоге лапой. Белочка укрылась в дупле пушистым хвостом. Только волк не спит. Ищет тех, кто не укрыт, кто еще не спит». Сопровождает рассказ действиями с игрушками.
Затем воспитатель задает детям вопросы: «Кто укрылся в постели одеяльцем? Кто спрятался в норку, укрылся осенним листом? Кто в дупле укрылся пушистым хвостом? Кто спит в берлоге, укрылся лапой?» Детям, ответившим на вопрос, дают возможность выполнить действия с игрушками: укрыть одеялом, листом, положить на бок и т.п.
Организуется игра «Да-да-да, нет-нет-нет». Воспитатель: «Я буду задавать вопросы. Если так бывает — скажите: да-да-да. А если так не бывает — скажите: нет-нет-нет».
И задает вопросы: «Малыш спит в кроватке? (Вместе с детьми: да-да-да.) Снег кружится? Ночью светит солнышко? Ежонок спит в норе? Дети спят в берлоге? Белочка спит в дупле?»
На каждое «да» дети хлопают в ладоши; на «нет» — грозят пальцем.
Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает им покружиться, как снежок. Движения сопровождаются чтением стихотворения А. Барто «Снег». Дети дуют на мишуру.
Затем все перемещаются в игровой уголок. Им читают стихотворение В. Орлова «Вечерняя песенка1.
«Понравилось стихотворение? Про кого хотите послушать еще раз?» — спрашивает воспитатель и зачитывает отрывки из стихотворения.
Спрашивает детей: «Кто хочет показать, как спит белочка? Медведь? Ежик? А как спят дети?»
В конце занятия игрушки оставляют в свободное пользование детей.