Организация наблюдений. «Кто готовит нам обед и печет пирожки?»
Задачи.Провести экскурсию на кухню детского сада (по предварительной договоренности) и познакомить с поваром тетей Надей (Олей, Машей).
Содержание экскурсии.Воспитатель говорит детям, что хочет познакомить малышей с тетей Надей — поваром. Тетя Надя готовит для детей суп, котлетки, кашу, печет вкусные пирожки, булочки. Педагог предлагает малышам пройти на кухню (мероприятие проводится с разрешения руководства детского сада, по договоренности с поваром, в часы удобные для посещения, когда выключены все приборы и приход детей не нарушает график работы кухни).
Воспитатель знакомит детей с поваром. Повар показывает детям плиту, кастрюли, чайник, большой половник. Все предметы называются. Детям показывают также уже знакомые им овощи (картошка, капуста, морковка, свекла и др.). Повар преподносит детям блюдо с пирожками (на полдник).
«На здоровье, вам, дорогие дети, приходите ко мне в гости», — говорит повар тетя Надя, дарит ребятам картинку, на которой изображена ее работа — повар готовит для детей обед. «Посмотрите на картинку (картинка «Повар» из серии «Профессии»') и вспомните тетю Надю. До свидания, дорогие детки, буду для вас готовить еще вкуснее!» — говорит повар, прощаясь с ребятами.
Картинка укрепляется на панели. Остается там в течение 2—3 дней. Педагог иногда привлекает внимание к картинке, находя повод для разговора то с одним, то с другим ребенком об экскурсии на кухню.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Закрепляются и совершенствуются усвоенные детьми навыки самостоятельности, личной гигиены и культуры поведения.
Обращается внимание на то, насколько правильно и аккуратно ребенок самостоятельно может пользоваться водой в умывальнике, намыливать руки мылом, пользоваться полотенцем, убирать его на место. Уделяется все большее внимание развитию самостоятельности малышей при выполнении ими разнообразных гигиенических процедур.
Взрослые содействуют формированию у детей культуры поведения и в других делах. Так, малышей приобщают к некоторым правилам поведения в общественных местах. Например, систематически напоминают им о том, что нельзя бросать мусор ни в помещении, ни на участке, ни на улице, и показывают, куда (во что) нужно бросать мусор.
Поощряется умение детей самостоятельно пользоваться во время приема пищи салфеткой, ложкой, чашкой, а также пользоваться носовым платком.
Все предметы индивидуального пользования должны храниться в определенном месте — полотенце, стакан для полоскания рта, расческа. Все они должны быть доступны для детей с тем, чтобы они могли самостоятельно доставать и убирать их.
В том случае, если малыши уже занимаются физкультурой в гимнастическом зале, их учат переодеваться в физкультурную Форму, а после окончания занятия надевать обычную одежду. Все это дети проделывают с помощью взрослых.
Павлова Л.Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления: Нагляд-но-дидакт. пособие. — М.: Мозаика - Синтез, 2006.
Сетка занятий |
Конспекты занятий Ознакомление с окружающим. «Еду, едук бабе,к деду» Задачи. Используя игровую ситуацию, знакомить детей с народными традициями зимних новогодних и рождественских торжеств, преподнесения подарков, катания на лошадях, гуляний, скоморошничества и т.п. Привнести настроение веселья, раскрепощенности, балагурства, новогодней сказочности. Широко использовать русский поэтический фольклор для маленьких. Материалы. Лошадки-качалки (1—3 штуки), яркая лента (длина 3-4 м, ширина 3-4 см), аксессуары кукольного театра: домик, внутреннее убранство домика — стол, лавка (или стулья), игрушечная посуда. Все предметы средних размеров. Два персонажа кукольного театра — дед и баба. Две подставки (высота 30—40 см), |
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Еду, еду к бабе, к деду!» 2. Физкультура. № 35-36 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание новой песни «Я на лошади скачу» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной). Упражнение «Как мы умеем хлопать» — на воспроизведение тихих и громких хлопков (Ф. Шуберт, «Экоссез». Автор В. Петрова). Повторение игры «Погремушки» 2. Конструирование. «Башенка с заборчиком» |
Среда | 1. Рисование. «Шарики-лошарики» 2. Действия с предметами. «Я пеку всем друзьям по пирожку» |
Четверг | 1. Речь. «Баранки, калачи с пылу, с жару из печи» 2. Физкультура. № 35—36 |
Пятница | 1. Музыка. Слушание и подпевание песни «Я на лошади скачу». Повторение упражнения «Как мы умеем хлопать». Повторение игры «Погремушки». Упражнение: воспроизведение в свободных движениях марша, бега, плясовой, следующих друг за другом без перерыва 2. Лепка. «Зимние забавы» |
сделанные из картона, которые скатываются в рулончик (диаметр отверстия 5-6 см). Подарки для бабушки и дедушки (платок, поясок, мешочек с орешками). Деревянные ложки.
Предварительная работа. Водной части комнаты сделать композицию: посадить за детский столик персонажей кукольного театра — бабушку и дедушку, ждущих гостей.
В другой части комнаты — игрушки лошадки-каталки, запряженные в сани (лента наброшена на лошадей, желательно украсить ее часть колокольчиками, бубенчиками, цветными ленточками) — это «тройка», слева и справа от лошадок — стульчики, поставленные двумя рядами сиденьями друг к другу, — это «сани».
Содержание занятия.Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке и к дедушке. «Отвезем им подарки — платок и поясок», — говорит она и показывает подарки.
Воспитатель предлагает детям нарядиться. Малыши наряжаются в платочки, ленты, шапочки и т.п. Со словами: «Какие красивые детки! На чем же они поедут к бабе, к деду?» — воспитатель приглашает их подойти к лошадям. Дети рассаживаются друг против друга, как бы в саночки. Воспитатель садится на табурет (детский стульчик) между детьми, берет в руки вожжи — ленты, которые тянуться от лошадей по середине ряда, между стульями.
Далее начинается игра с элементами драматизации: дети садятся в сани и едут на лошадях. «Но! Поехали! Цок-цок-цок! Едем-едем! К бабе, к деду! Не с пустыми руками, а с подарками!» — весело восклицает педагог.
Подражая воспитателю, дети ритмично постукивают то одной, то другой ногой (сидя на стульях). Воспитатель имитирует голосом цоконье лошадей, то быструю, то медленную езду. Побуждает детей к веселью, радостному общению.
Когда дети войдут в игровую ситуацию, педагог начинает читать речитативом потешку:
Поехали с орехами... По гладенькой дорожке, По кочкам, по кочкам, Рысью, шагом — Бух в яму!1
См.: Меткое слово: Песни. Сказки. Дореволюционный фольклор Прикамья. — Пермь, 1964.
'6 Заказ 544
После этих слов малыши по примеру воспитателя присаживаются на корточки около своих стульчиков («бух в яму»). (Повторяется 2-3 раза.)
Эта сценка требует особого внимания педагога, так как вызывает у ребят шаловливое веселье, желание усиленно позабавиться.
Дети «приезжают» в гости к бабе, к деду. Они подходят к месту, где живут бабушка и дедушка. Разыгрывается сценка встречи с хозяевами. Дети подносят подарки: мешочек с орешками, бабушке — платочек, дедушке — поясок. Дед и баба благодарят малышей, наряжаются в обновы и в свою очередь дарят детям деревянные ложки и просят поиграть на них. Дети вместе с воспитателем стучат ложками. Дед и бабушка прощаются с ребятами и приглашают приезжать к ним в гости. Дети садятся в саночки (на стульчики) и уезжают на лошадках.
Физкультура. № 35-36
Задачи.Упражнять в подлезании под препятствиями высотой 40 см. Повторить бросание мячей вдаль правой и левой рукой (поочередно).
Материалы.Дуги или рейки, положенные на стулья, мячи малые или мешочки с песком.
Место проведения. Зал.
Содержание занятия.Воспитатель помогает детям построиться друг за другом, назначая направляющим, более ловкого и внимательного ребенка. По словесному сигналу воспитателя («Идем шагом, молодцы! А теперь побежали. Бегом, бегом. Хорошо! А теперь опять переходим на шаг. Тише, тише, спокойно, молодцы и т.д.») дети двигаются по кругу, чередуя ходьбу с бегом.
В одном конце зала заранее установлена полоса препятствий: две рейки (расстояние 30 см), три дуги (высота 40 см). Воспитатель подводит детей к полосе препятствий и просит одного из детей выполнить задание: пройти между рейками, сохраняя равновесие; проползти на четвереньках (на коленях и ладонях) под дугами. Хвалит его: «Посмотрите, какой Миша молодец. Как все хорошо и правильно сделал, не спешил, аккуратно выполнил». После этого каждый ребенок выполняет данное задание и возвращается в конец колонны. (Повторить 3 раза.)
После этого упражнения воспитатель раздает всем детям мячи и располагает их полукругом перед собой. Общеразвивающие упражнения с мячами.
1. Стоя, руки вниз, мяч в правой руке. Поднять руки через сто
роны вверх. Переложить мяч над головой в другую руку, опустить
руку вниз (повторить 4—6 раз).
2. Стоя. Наклониться, коснуться мячом пола, держа его двумя
руками, выпрямиться (повторить 4-6 раз).
3. Лежа на спине, мяч вверху, ноги вытянуты. Поднять прямые ноги
и руки, мячом коснуться ног. Опустить, отдохнуть (повторить 3-4 раза).
4. Попрыгать на месте как «мячики» (4—5 подпрыгиваний и за
тем ходьба на месте, повторить 3—4 раза).
Дети строятся и идут за воспитателем. Все останавливаются на одной стороне зала, где каждый ребенок берет мяч. Перед детьми на расстоянии 2—3 м положен шнур или рейка. Воспитатель показывает, как надо бросать мяч одной рукой подальше за рейку. Чтобы мяч полетел далеко, надо хорошо замахнуться. Лучше, чтобы дети выполняли упражнение небольшими группами (3-4 человека). После броска дети бегут за своим мячом и снова подходят к положенному шнуру. После выполнения 4-5 бросков каждым ребенком дети кладут мячи в корзину.
Подвижная игра «Догони мяч». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им побегать за своим мячом, поиграть с ним. Показывает, как можно покатать мяч рядом с собой, покатить его сильнее и постараться догнать его. Важно распределить детей по всему залу, чтобы дети не мешали друг другу.
В конце занятия ходьба друг за другом с остановками на сигнал.
На прогулке и во второйполовине дня. Катание на санках кукол и других игрушек. Скатывание на санках с невысокой горки.
В помещении: ходьба по ребристой доске, между двумя рейками не задевая их. С отдельными детьми поиграть в мяч, приучать их ловить мяч двумя руками.