Организация наблюдений. «Погода зимой. Работа дворника»
Задачи.Обратить внимание на зимние явления в природе: идет снег, лужи покрылись льдом, на деревьях совсем не осталось листьев — холодно. Ввести новые слова: «зима», «снег», «лед», «холод», «мороз».
Одежда людей соответствует времени года: теплые шапки, шУбы, сапоги, шарфы, варежки и др. Все это необходимо, чтобы не замерзнуть в мороз.
Понаблюдать за работой дворника. Познакомить детей с дворником детского сада. Уточнить его действия и функциональное назначение орудий труда: лопатой сгребают снег, скребком скалывают лед, метлой метут дорожки. Рассказать о пользе труда дворника: не только убирает и украшает двор, но и сохраняет здоровье людей, чтобы они не падали, не ушиблись, идя по скользким дорожкам (он посыпает их песком) и т.п.
Предложить детям деревянные (или полиэтиленовые) лопаты для помощи нашему дворнику — дяде Сереже (Пете).
Использовать художественную литературу зимней тематики.
Содержание наблюдения.Воспитатель собирает малышей около знакомого им чуда-деревца (см. наблюдения за сентябрь и октябрь). «Смотрите, совсем нет на нашем деревце листиков, дует ветер, идет снег. Так всегда бывает, когда приходит к нам зима, а вместе с нею — мороз. Наступила зима, поэтому мы тепло оделись в шапки и шубки, надели шарфы и варежки. Нам тепло».
Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
(И. Суриков «Зима», отрывок)1
— читает педагог, обращая внимание детей на падающие снежинки или белые дорожки, покрытые снегом.
«Это — снег», — поясняет взрослый, обращая внимание на снежинки (по ситуации), кружащиеся в воздухе:
Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто «Снег»)2
Читая стихотворение, воспитатель побуждает малышей подвигаться, попрыгать, покружиться, «как снежинки».
Затем педагог предлагает им посмотреть, кто чистит, подметает в саду дорожки. Дети знакомятся с дворником детского сада (до-
1 Книга для семейного чтения. — М.: Просвещение, 1990. С. 91.
2 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 53.
говоренность о встрече дворника с детьми предусмотрена заранее). Дворник называет свое имя, затем показывает орудия своего труда: лопату, скребок, метлу. Ребята наблюдают, как дядя Вася (Коля, Миша) работает. Воспитатель благодарит дворника от имени детей и предлагает ему помочь: «Мы лопаточки возьмем, снег с дорожек уберем!»
Детям раздаются деревянные лопатки. Далее действие разворачивается по ситуации.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Педагог содействует закреплению приобретенных детьми элементарных гигиенических навыков. Продолжает учить малышей правильно мыть руки с мылом, объясняя при этом им, что только использование мыла для мытья рук делает их чистыми. Побуждает их к самостоятельному и своевременному выполнению процедуры мытья рук и умывания. Продолжает учить правильно (насухо) вытирать руки и лицо индивидуальным полотенцем, а также быстро находить его и вешать на место. Проверяет, знают ли дети свои метки через игру «Чей значок». Напоминает детям о необходимости посетить туалет, особенно перед прогулкой и после нее, перед дневным сном и после подъема. Побуждает детей обращаться к воспитателю или его помощнику при любых затруднениях при пользовании туалетом, мытье рук и умывании.
В отдельных видах деятельности — в организованных играх, самостоятельной деятельности, других ситуациях следует повторять и закреплять у детей гигиенические навыки и умения.
При каждом приеме пищи напоминать малышам правила поведения за столом, пользования ложкой, чашкой, продолжать учить их, не проливая жидкость, правильно держать чашку в руке (за ручку), вытирать рот и руки салфеткой после еды.
После окончания приема пищи учить детей аккуратно вставать из-за стола и так же аккуратно задвигать стул.
Можно начинать обучение детей полосканию рта питьевой во-Дой после каждого приема пищи. Воспитатель показывает эту процедуру, имитируя полоскание рта не набирая воды. Для полоскания рта дети должны пользоваться только индивидуальным стаканом. Необходимо определить для каждого из них место хранения стакана.
Овладение этой процедурой требует достаточно длительного времени.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Кукла Катя собирается на прогулку» 2. Физкультура. № 25—26 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение и закрепление материала предыдущего занятия 2. Конструирование. «Горка во дворе» |
Среда | 1. Рисование. «Снег, снег кружится» 2. Действия с предметами. «Найди предмет по картинке» |
Четверг | 1. Речь. «Уж ты, котя-коток» 2. Физкультура. № 25-26 |
Пятница | 1. Музыка. Слушание песни А.Филиппенко «Дед Мороз». Повторение песни «Пришла зима». Свободная пляска под народную музыку с включением 1—2-х новых движений. Повторение игры «Погремушки» 2. Лепка. «Наша Маша маленькая» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Кукла Катя собирается на прогулку»
Задачи. Закрепить знания о предметах верхней одежды (шапка, шуба, варежки, сапожки, рейтузы и пр.). Ввести в лексикон обобщающее слово «одежда». Учить находить предметы по названию (шапка и шарф, шапка и шубка и пр.), употреблять в речи названия предметов верхней одежды. Знать их функциональное назначение.
Материалы. Кукла (40—50 см) с набором предметов нижней и верхней одежды. Кукольные сапожки, соразмерные величине куклы.
Содержание занятия. Педагог разыгрывает перед детьми сценку с куклой: кукла «просит», чтобы ее взяли на прогулку, гулять и кататься на саночках. Воспитатель говорит, что на улице холодно, кукла может замерзнуть, подводит детей к тому, чтобы они сами догадались о необходимости теплой одежды.
Какие же предметы верхней одежды необходимы кукле? Дети называют каждую вещь, взрослый ведет диалог то с одним, то с другим малышом, побуждая повторить, как называется кукольная одежда, как используется каждый предмет. Например, шапка — на голову, сапожки — на ножки, шарфик — на шею, а варежки — на ручки куколке Кате.
Одевая куколку, воспитатель просит то одного, то другого ребенка подавать предметы одежды. При этом педагог читает стихи, отражающие конкретную ситуацию:
В рукавичках маленьких Спрятаны ладошки...
(3. Александрова «Катя в яслях», отрывок)1
Педагог старается «развернуть диалог» с куклой, которая просит показать то одну, то другую вещь, например, заметить какая у нее красивая шубка, или просит, например, завязать шарфик. Взрослый включает стихотворные строчки, обогащающие эмоционально разыгрываемую ситуацию:
Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький.
(3. Александрова «Катя в яслях», отрывок)2
Педагог предлагает малышам по очереди покатать куколку на саночках, поводить куклу Катю за руку, покачать на качелях и т.п.
Разыгрывается сценка скатывания куколки с горки (в санках или в колясочке). Педагог включает в разыгрывание строки из стихотворения О. Высотской «На санках»:
Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты, сиди, не упади, — Там канавка впереди!3
Далее игры с куклой разворачиваются ситуативно. Кукла может вместе с детьми «водить» хоровод, ее можно уложить спать в колясочке, катать по дорожкам и т.п.
М.: Просвещение, 1987. С. 54. |
1 Хрестоматия для маленьких. —
2 Там же.
3 Там же. С. 53.
Желательно прогулку с куклой повторить неоднократно в течение недели. Предупредить родителей, что у ребенка может возникнуть желание в выходной день пойти гулять с куклой или мишкой. В этом случае родители должны подготовить аксессуары верхней одежды для куклы или, в крайнем случае, завернуть ее в одеяло (как маленькую), но не брать в легкой летней одежде.
Физкультура. № 25-26
Задачи.Учить детей ходить парами в разных направлениях. Обучать прыжкам вверх с касанием руками предмета.
Материалы.Мяч в сетке, игрушки разные (мишка, зайка, кошка и др.), два шнура (или две рейки).
Место проведения.Зал.
Содержание занятия.Воспитатель заводит детей в зал, становясь в центре него и наблюдая, как дети выполняют ходьбу и бег по периметру зала друг за другом. Затем воспитатель кладет 2 шнура на расстоянии 30 см друг от друга и говорит детям: «Сейчас вы будете пробегать вот по этой «дорожке» (показывает как). Бежать надо осторожно, постарайтесь не наступать на шнуры». Во время выполнения задания он подбадривает и хвалит детей.
Далее воспитатель останавливает детей, убирает шнуры и помогает им стать свободно, чтобы они не мешали друг другу делать упражнения.
Вместе с воспитателем дети выполняют общеразвивающие упражнения.
1. Стоя, руки опущены вниз. Поднять руки через стороны
вверх, хлопнуть в ладоши над головой; опустить руки (повторить
4-6 раз).
2. Лежа на ковре, ноги вытянуты («длинные ножки»). Руки вдоль
туловища. Поднять ноги, согнуть их и обхватить колени руками
(«короткие ножки»), выпрямить ноги и опустить на пол (повторить 4-6 раз).
3. Повернуться со спины на живот, руки согнуть, ладони под подбородком. Лежа на животе вытянуть руки вперед («длинные
руки») голову приподнять, хорошо прогнуться. Согнуть руки, ладони под подбородок («короткие руки»), отдохнуть (повторить 3-4 раза).
4. Встать, поднять руки вверх, сделать хлопок, опустить (повторить 3-4 раза).
Пройти за воспитателем по залу 2 круга. Остановиться. Воспитатель объясняет детям, что сейчас они будут учиться подпрыгивать вверх.
Затем она берет в руки мяч в сетке и поднимает его на высоту — несколько
выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям стать друг за другом и, проходя мимо нее, подпрыгнуть, стараясь коснуться мяча двумя руками («Достань до мяча»). Воспитатель регулирует высоту подъема мяча в зависимости от роста ребенка и его возможностей (повторить 3-4 раза).
Подвижная игра «Зайка серый умывается». Воспитатель назначает одного из детей зайкой (желательно, самого активного ребенка). Воспитатель с остальными детьми строит круг, а зайка занимает место в середине круга. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова и выполняют соответствующе действия: зайка серый умывается (имитируется умывание); вымыл носик (имитируется мытье носика), вымыл хвостик (имитируется мытье хвостика), вымыл ухо (имитируется мытье ушей), вытерся насухо (имитируется вытирание).
Зайка в кругу тоже проделывает все движения: моет носик, хвостик, ухо и все вытирает. Воспитатель: «Чистый зайка пошел в гости». Зайка подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идет в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки, и игра повторяется.
Игра оканчивается, когда сменится 4—5 зайчиков.
Далее воспитатель помогает детям стать парами. Кому не хватит пары, с ним становится воспитатель. Дети парами идут в гости к игрушкам, которые расставлены в разных концах зала. Сначала к мишке, потом к зайчику и т.д. Дети парами обходят зал и уходят в групповую комнату.
На прогулке и во второй половине дня.Поиграть в игру «На прогулку». Дети сами выбирают себе пару, ходят по комнате парами, берут себе куклу или другую игрушку и гуляют с ней. С отдельными детьми поиграть в мяч (прокатывать, бросать о пол и пытаться поймать).