Ознакомление с окружающим. «Кукла Маша обедает»
Задачи.Дать первоначальные знания о предметах, необходимых для приготовления и принятия пищи (что надо знать, чтобы накормить куклу Машу обедом).
Ввести в понимаемую речь обобщающее слово «посуда». Активный словарь пополнить словами, обозначающими отдельные предметы посуды: «ложка», «тарелка», «чашка», «кастрюля», «чайник».
Закреплять представления о предметах мебели: «стол», «стул», «буфет». Ввести в понимаемую речь обобщающее слово «мебель».
а* 35
Материалы.Кукла среднего размера (45-50 см). Игровые аксессуары: игрушечная кухонная, столовая и чайная посуда. Игровая детская кукольная мебель: стол, стул, буфет (соразмерные величине куклы).
Содержание занятия.Педагог показывает иллюстрации к потешке «Водичка-водичка», напоминает ребенку ее содержание, читает. Предлагает детям поиграть с куклой Машей: умыть ее и покормить.
В умывальной комнате педагог намыливает кукле ручки, просит кого-то из малышей полить на них водичку. Воспитатель умывает куколке личико и читает потешку, стараясь своими действиями отразить ее содержание. Далее игра — занятие разворачивается по логике игровых действий: с чистыми руками кукла садится за стол обедать. Педагог использует игровой сюжет для закрепления культурно-гигиенических навыков, в частности, обязательное мытье рук перед едой.
Воспитатель выставляет предметы игровой мебели: стол, стул, буфет с посудой. Все это происходит в процессе живого общения с малышами. В процессе разговора с детьми закрепляются названия всех предметов мебели. При этом акцентируется внимание на обобщающем слове — «мебель».
Педагог привлекает то одного, то другого малыша к действию: предлагает посадить куклу настульчик, постелить скатерть настол; достать избуфета тарелочки, чашечки, ложечки, поставить их накукольный столик; повязать кукле нагрудник, посадить Машу застол. При этом акцентируется обобщающее слово — «посуда».
Разворачивается ситуация кормления куклы. В качестве «пищи» для куклы используются игровые муляжи — фрукты, овощи, хлеб и пр.
Далее педагог разыгрывает ситуацию кормления куклы. Желательно провести эту часть занятия с предельным реализмом, отражая, по сути, моменты кормления малышей: куклу просят кушать аккуратно, не проливать суп на скатерть, есть первое блюдо с хлебом, пользоваться салфеткой и т.д.
В процессе происходящего взрослый задает детям вопросы, вступает в диалог, побуждая называть предметы посуды, эмоционально обыгрывает «поведение» куклы за столом: Маша «съедает» первое блюдо — супчик из глубокой тарелочки, второе — котлетку с морковкой из мелкой, затем из чашки пьет компот.
В этой части занятия малыши, помогая воспитателю и вступая в диалог с ним по разным поводам, все же наблюдают за действия-
ми взрослого, который разыгрывает перед ними игровую ситуацию кормления куклы.
В дальнейшем создаются условия, побуждающие малышей перенести игровой показ воспитателя в самостоятельную игровую деятельность.
Физкультура. № 5-6
Задачи.Учить ходить и бегать в разных направлениях, ориентироваться в пространстве. Упражнять в ползании на четвереньках.
Материалы.Игрушки: зайка, мишка, собачка, погремушка.
Место занятия.Групповая комната (по возможности — спортивный зал).
Содержание занятия.Воспитатель вместе с детьми убирает стулья, игрушки, сдвигает столы, расставляет в разных местах комнаты игрушки: собачку, зайку, мишку.
Затем воспитатель собирает детей около себя, у одной стены комнаты, объясняет детям: «Сейчас, дети, мы пойдем к собачке и посмотрим, где она сидит, что делает». Дети вместе с воспитателем идут «стайкой» к собачке, здороваются с ней, разговаривают. «А теперь, дети, навестим мишку, он, наверное, еще спит», — предлагает воспитатель. Дети вместе с воспитателем идут в другой угол комнаты к мишке. «А мишка не спит и на нас рычит», — говорит воспитатель. Дети вместе с воспитателем убегают от рычащего медведя в противоположный угол (в свой дом). «А теперь сходим в гости к зайчику». После посещения зайчика можно предложить детям показать, как прыгает зайчик, и вернуться в свой дом прыжками. Воспитатель может повторить переходы и перебежки по своему усмотрению. Если дети уже достаточно самостоятельны, тогда можно предложить им пойти к собачке одним, без воспитателя. В это время воспитатель может со стороны наблюдать, как дети идут, бегут, подсказывать, чтобы они не мешали друг другу, не обгоняли, не толкались, подсказывать куда, когда и как надо пойти, бежать.
После этого воспитатель останавливает детей, помогает им встать свободно и говорит: «Сейчас, дети, будем делать разные упражнения, чтобы хорошо расти, быть сильными. Смотрите на
меня внимательно и делайте вместе со мной». Воспитатель показывает и приговаривает:
1. Стоя, руки опущены вниз. Поднять руки вверх, хорошо по
тянуться («Вот какие выросли большие наши дети»), присесть,
обхватить колени руками, голову наклонить к коленям («А теперь
вот какие стали маленькие»). Повторить упражнение 3—4 раза.
2. Стоя, руки опущены вниз. Наклониться вперед, похлопать
ладонями по коленям («Вот наши ножки хлоп, хлоп, хлоп»), вы
прямиться, руки спрятать за спину. Повторить упражнение 3-4 раза.
3. Подпрыгивание на месте попеременно с ходьбой («Зайки
прыгают раз, два, три, ножки топают топ, топ, топ».
Воспитатель эмоционально объясняет и показывает упражнения, помогает затрудняющимся детям, подбадривает их. (Например, «И Машенька, и Саша хорошо подпрыгивают» и т.п.)
После выполнения упражнений воспитатель отводит детей к одной стороне комнаты, предлагает им встать за линию (веревку, положенную на пол) или у края ковра. Напротив детей на расстоянии 3 м от линии ставит скамейку (или стул), кладет на нее погремушку (флажок) и говорит: «Сейчас, дети, мы будем ползать на четвереньках до погремушки. А как это делать, нам покажет Максим».
Воспитатель вызывает к себе названного ребенка (более активного или более подготовленного), просит его проползти от линии до погремушки, взять ее в руки, поднять и потрясти над головой, потом положить на место и вернуться бегом за линию. Необходимо похвалить Максима, за то, что так хорошо показал упражнение. После этого дети по очереди выполняют упражнение. Воспитатель подает сигнал (словом, ударом в бубен, хлопком и т.п.), когда можно ползти, следит, чтобы дети не спешили, доползали до скамейки, не поднимались раньше, хвалит малышей, которые хорошо справились с заданием, помогает менее успешным, по возможности может двигаться и сама вместе с детьми.
Далее воспитатель собирает детей около себя и говорит: «А теперь дети мы поиграем, я буду убегать от вас, а вы будете меня догонять. Только догонять меня можно после того, как я скажу: «Догоните меня!» Затем воспитатель убегает на противоположную сторону комнаты, а дети догоняют.
Во время игры воспитатель перемещается в разных направлениях, ласково встречает прибежавших к ней детей. «Вот как хорошо вы бегаете, так быстро меня догнали!» Количество перебежек и расстояние для бега воспитатель регулирует в ходе игры. По ее усмотрению можно предложить детям убегать от воспитателя, а она их будет догонять.
После игры дети проходят за воспитателем по периметру комнаты (зала), делают несколько дыхательных упражнений (поднимают руки в стороны и опускают вниз). Занятие заканчивается.
На прогулке и во второй половине дня.С отдельными детьми и группой детей можно поиграть в игру «Принеси игрушку» (мишку, куклу, собачку); в часы прогулки повторить игру «Догоните меня».