Практические занятия № 12, 13
Стилистические нормы русского языка (4 часа)
План
Теоретическая часть.
1.1. Функциональные стили современного русского литературного языка: разговорная речь, язык литературных произведений, научный, официально-деловой, публицистический. Лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности каждого стиля речи.
1.2. Стилистические ошибки в языке.
2. Практические задания.
2.1. Определите, к какому стилю речи относятся следующие тексты. Докажите через лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности принадлежность текстов к тому или иному стилю речи.
ТЕКСТ № 1
Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! Поверишь ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счёту нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе ястребы парят. Да штук десять крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют, так и шныряют.
ТЕКСТ № 2
Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… Многие степные растения имеют густое опушение, предохраняющее их от чрезмерного испарения.
ТЕКСТ № 3
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву… Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха…
2.2. Схема стилистического разбора текста ( по С.Н. Молодцову):
1. Основная функция, задачи речи. Есть ли дополнительные функции?
2. Сфера применения, жанр. (Может быть указана речевая ситуация.)
3. Монологическая или диалогическая речь.
4. Из художественного произведения взят пример данного стиля или нет (особенно о разговорном)? Если пример взят из художественного произведения, то объяснить своё решение.
5. Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринужденность – официальность; точность , ясность – расплывчатость, неопределённость; образность – отсутствие образности; эмоциональность – бесстрастность; объективность – субъективность.
6. Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика (привести примеры из отрывка).
7. Вывод: какой стиль?
2.3. Доказать, что следующий текст относится к стилю художественного произведения ( для анализа берётся текст Ф. Кривина «Иностранное слово»).
2.4. Материалы для наблюдений. Отрывок из повести Додолева Ю. В мае сорок пятого. Тексты на стр. 157-158 о музыке в книге «Виды разбора на уроках русского языка» / Под ред. В.В. Бабайцевой, В.М. Шаталовой, Г.К. Лидман-Орловой и др. Отрывок из выступления М. Горького (в книге Русский язык. Справочные материалы).
2.6 Анализ текстов, подобранных самостоятельно студентом.
Практическое занятие № 14
Особенности научного стиля. Особенности официально-делового стиля (2 часа)
План
Теоретическая часть.
1.1. Лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи.
1.2. Особенности официально-делового стиля.
2. Практические задания.
2.1. Выполнение упражнений:
1. Проанализируйте статью (или фрагмент книги) по вашей специальности с точки зрения представленности средств метатекста. Составьте список наиболее часто употребляемых глаголов, при помощи которых фиксируются действия автора в тексте.
2. Какой стратегии в выборе стиля вы будете придерживаться, если а) делаете доклад на конференции;
б) сообщение на семинаре; в) проводите урок; г) участвуете в передаче школьного или студенческого радио;
д) рассказываете о своей работе дома младшей сестре; е) пишете по проблемам своего исследования тезисы на конференцию, курсовую работу, статью в журнал «Огонек», реферат, даете интервью в газету?
3.Какой жанр вы используете для изложения результатов вашего исследования, если захотите ознакомить с ними специалиста: а) во всех подробностях; б) только с основными положениями; в) только с темой и проблемой?
4.Составьте аннотации статьи, учебника, монографии по вашей специальности, используя клише, представленные в предыдущем задании.
5. Ознакомьтесь с информацией, посвященной реферату. В чем особенность этого жанра?
Реферат, в отличие от аннотации, отвечает на вопрос «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?». Он сообщает наиболее существенные положения и выводы реферируемого первоисточника. <...> Основные требования, предъявляемые к реферату, были сформулированы еще М. В. Ломоносовым, писавшим, цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях».
<...> Информативные рефераты (рефераты-конспекты. — Сост.) включают в себя изложение (в обобщенном виде) всех основных проблем первоисточника, их аргументацию, методику исследования, основные результаты и выводы, имеющие научную и практическую ценность, необходимые сведения об использовании оборудования и сфере применения. Обычно указывается предмет и цель исследования. <...>
Информационный реферат содержит большую фактографическую информацию (М. И. Сенкевич).
6.Сделайте реферативный обзор одного из последних выпусков журнала по вашей специальности по
плану: 1) общая характеристика текста: выходные данные, формулировка темы, проблемы; 2) описание содержания; 3) заключение: оценка и выводы. Используйте материал для справок.
Тема и проблема:
Данная [рассматриваемая] статья [работа] посвящена (чему?) работа представляет собой анализ [обзор, описание] (чего?) в статье описывается [анализируется, излагается, обобщается] (что?)
ставится [вопрос] проблема (чего?)