Что включает в себя деонтология деловой морали?

В чем заключается специфика моральных норм?

3. Как соотносятся моральные нормы с моральными ценностями? Каковы основные характеристики морального требования?

Чем моральные нормы отличаются от моральных принципов?

Каково соотношение понятий нравственности и этикета?

В чем состоит нравственный смысл принципов делового этикета?

Какова роль делового этике в становлении профессионала?

8. Почему моральные требования выступают в форме запретов?

Какие существуют формы этичного делового общения?

10. Каким требованиям этикета и нравственности должно подчиняться проведение деловой беседы?

11. Каков нравственный смысл заключен в содержательной и организационной подготовке к переговорам?

ЛЕКЦИЯ 6. АРЕТОЛОГИЯ. ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ.

Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя.

Этика разрешения конфликтных ситуаций.

Этические аспекты принятия деловых решений.

Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя.

Успех деловой деятельности во многом определяется теми нравственными нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. В отношении руководителя к подчиненному можно сформулировать «золотое правило» нравственности следующим образом: «Относись к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Этические нормы и принципы определяют, какое поведение является нравственно приемлемым. Без соблюдения этих норм между руководителем и подчиненным большинство людей в коллективе чувствуют себя нравственными незащищенными. Эти нормы имеют отношение к распоряжениям в процессе управления, служебной дисциплине, деловому общению, что в конечном счете формирует нравственно-психологический климат в коллективе.

Выделим нравственные эталоны и образцы поведения руководителя:

§ Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченную группу с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Всегда надо помнить о том, что человек только тогда будет чувствовать себя нравственно защищенным и психологически комфортно, если произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем, каждый человек неповторим и уникален как индивидуальность, поэтому его надо уважать и принимать таким, каков он есть.

§ При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью подчиненных, важно выяснить причины этого. Подумайте, как вы можете помочь подчиненному преодолеть недостатки. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

§ Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, то необходимо дать оценку этому явлению. Если же вы этого не сделаете, то подчиненный будет считать, что сумел вас ввести в заблуждение. Поэтому если руководитель не делает подчиненному соответствующего замечания, то он поступает безнравственно и не выполняет добросовестно свои должностные обязанности.

§ Замечание сотруднику должно соответствовать нормам деловой морали. Чтобы этого не произошло: 1) соберите всю информацию по данному случаю; 2) выберите правильную форму общения; 3) вначале попросите самого сотрудника объяснить причину невыполнения задания: возможно он приведет не известные вам факты; 4) делайте замечание один на один. Этим вы проявите уважение достоинства человека.

§ Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

§ Если это уместно, используйте прием «бутерброда»: спрячьте критику между двумя комплиментами.

§ Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию; 2) личность подчиненного. Так, приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных работников. Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношения между руководителем и подчиненным основаны на доверии и доброжелательности.

Этические обязанности руководителя: 1) руководитель должен быть образцом нравственного поведения; 2) Лидер должен постоянно информировать подчиненных о своих намерениях, а также предоставлять информацию для эффективной работы; 3) лидер ответственен за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия; 4) руководитель отвечает за создание обстановки, поощряющей развитие личности стремления и творчество.

Этические принципы подчиненного: 1) в отношении с начальством создают атмосферу взаимного к выполнению поставленной задачи; 2) достаточно уверены в себе, чтобы спорить с начальников и быть корректными оппонентами; 3) исполняют приказы начальника, не становясь при этом раболепными; 4) вносят свой опыт, умения и знания в работу коллектива, не стремясь занять место других его членов.

Наши рекомендации