Категории деловой этики как отражение высших моральных ценностей.

Категория — это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории — это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Длительная история развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина теоретических разработок — все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата. Особенностью категорий этики является то, что многие из них есть слова обыденного языка, например, «свобода», «добро», «счастье» и др. Происходит это потому, что предмет этики непосредственно связан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.

Иерархия моральных ценностей:

· По степени их социальной значимости: а) общечеловеческие (для человечества в целом); б) групповые (для различных групп людей); г) индивидуальные (для отдельного человека).

· По способу взаимосвязи их друг с другом: а) комплиментарные (взаимодополняющие друг друга): честь и достоинство, долг и совесть, свобода и ответственность; б) альтернативные (обладают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы).

· По месту в иерархии ценностей. Здесь особо выделяются высшие моральные ценности, связанные с идеалами добра.

Классификация этических категорий:

· Категории, определяющие универсальные значения нравственности, конечные цели личностного развития, наиболее общие принципы морали: добро, благо, добродетель, справедливость, счастье , правда, любовь.

· Категории, выражающие всеобщие нравственные основания личности: долг, совесть, честь, достоинство, свобода, ответственность.

· Категории, отражающие конечные формы отрицательных значений и принципов морали, сконцентрированных в понятии «зло»: ложь, предательство, ненависть, зависть, подлость.

Следует отметить, что каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат этой науки – реальное нравственное бытие человека, его сложность и иерархичность. Поэтому каждая категория деловой этики не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

Добро и зло. Наиболее общими понятиями морального сознания, разграничивающими нравственное и безнравственное, выступают добро и зло. Они являются этической характеристикой человеческой деятельности и отношений. Традиционно Добро связывают с понятием БЛАГА, к которому относят то, что полезно людям. Однако благо относительно: благо в одном отношении может оказаться злом в другом. Не все, что полезно одному человеку, полезно и другому. Этику интересуют не любые, а духовные блага, к кторым относятся высшие моральные ценности. Поскольку высшее благо – это совершенствование личности и отношений в обществе, то все, что в действиях индивида способствует этому, есть добро. Все, что препятствует,-зло.

На основании этого можно определить критерии добра. Добро имеет свои особенности: во=первых, оно есть единство побуждения(мотива) и результата действия. Благие намерения, но не проявившиеся в действиях, не есть еще реальное добро. Не является добром в полной мере и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая добрая цель не может оправдать безнравственные средства. Как качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения – в виде доброты и злобы.

Добро. Понятия, связанные с категорией добра:

Благо - то, что ценно и значимо для людей

2) Доброта – то, что:

· Несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение

· Качество, выражающее себя в практической (профессиональной) жизни, в поведении людей

· Характеризует целостность личности (добрый человек добр и в мыслях, и в поступках

· Принципиально неэгоистична (связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради Блага другого человека

Добродетель

· Нравственно одобряемые человеческие качества

3) Польза – это:

· Положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объектам, постижение которых дает возможность сохранять и повышать свой социальный, политический, экономический, профессиональный и культурный статус.

Соотношение добра и пользы.

· Добро направлено на достижение высших моральных ценностей: ради них люди жертвуют многим другим. Польза направлена на постижение интересов: отношения человека к различным объектам дает возможность сохранять и повышать свой социальный, в том числе и профессиональный статус.

· Добро само себе бескорыстно. Польза направлена на получение выгоды: делаю кому-либо какое-либо благо с расчетом на адекватные действия.

Наши рекомендации