Основные формы (стратегии) аккультурации
В процессе аккультурации каждый человек одновременно ре. шает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою куль. турную идентичность и включается в чужую культуру. Комбищ. ция возможных вариантов решения этих проблем дает четыре ос-новные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, мар. гинализацию и интеграцию.
Ассимиляция — это вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.
Сепарация есть отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией.
Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой, — отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).
Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой.
Согласно данным большого числа исследователей, эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства (в отличие от временно пребывающих), ориентируются на ассимиляцию. При этом у людей, приехавших для получения образования или в силу экономических причин, она идет довольно легко. В то же время беженцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинув свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней» и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.
г
а а /.Аккультурация как освоение чужой культуры_____ 255
£ще недавно исследователи считали, что наилучшей стратеги-
, а)С1Сультурации является полная ассимиляция с доминирующей
е льтУР°й- Сегодня же целью аккультурации считается достиже-
^е интеграции культур, дающее в результате бикультуральную
Идя мультикультуральную личность.
Это возможно, если взаимодействующие группы большинства й меньшинства добровольно выбирают данную стратегию. Интег-йрующаяся группа готова принять установки и ценности новой ддя себя культуры, а доминантная группа готова принять этих лЮдей, уважая их права, их ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.
Сохранение этнической идентичности интегрирующейся группы, которое раньше оценивалось как затрудняющее процесс аккультурации, сегодня оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса. Особенно это важно для беженцев (недобровольных мигрантов).
Обычно считается, что недоминантная группа и ее члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но так бывает далеко не всегда. Доминантная группа может ограничить выбор или вынудить этих людей к определенным формам аккультурации. Так, мы уже говорили, что выбором недоминантной группы может стать сепарация. Но если сепарация носит вынужденный характер, то есть возникает в результате дискриминационных действий доминирующего большинства, то тогда она становится сегрегацией. Если люди выбирают ассимиляцию, то они готовы к принятию идеи «плавильного котла» культур. Но если их к этому вынуждают, то «котел» превращается в «давящий пресс». Довольно редко группа меньшинства выбирает маргинализацию. Чаще всего люди становятся маргиналами в результате попыток сочетать насильственную ассимиляцию с насильственной сегрегацией.
Интеграция может быть только добровольной, как со стороны меньшинства, так и со стороны большинства. Ведь она представляет собой взаимное приспособление этих групп, признание обеими группами права каждой из них жить как культурно самобыт-ньщ народом.
Считается, что успешность аккультурации в психологическом асПекте определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграции соответствуют позитивен этническая идентичность и этническая толерантность, асси-
256_______ Раздк\ V Практика МКК и освоения чужой ку
милиции — негативная этническая идентичность и этничес^ толерантность, сепарации — позитивная этническая идентичнее и интолерантность, маргинализации — негативная этническ идентичность и интолерантность.
1.3. Результаты аккультурации
Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации ^ ляется долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. 0ц3 характеризуется относительно стабильными изменениями в щ, дивидуальном или групповом сознании в ответ на требования ок. ружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в двух ас. пектах: психологическом и социокультурном.
Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Щ выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно сформированном чувстве личной или куль турной идентичности.
Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. Поскольку одним из важнейших показателей успешной адаптации является наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих профессиональных достижений и как следствие своим благосостоянием в новой культуре, исследователи в последнее время в качестве самостоятельного аспекта адаптации выделяют экономича-кую адаптацию.
Безусловно, аспекты адаптации тесно связаны между собоя Но поскольку факторы, влияющие на них, достаточно сильно раз-личаются, к тому же психологическую адаптацию изучают в кон-тексте стресса и психопатологии, а социокультурную — в рамка) концепции социальных навыков, то и ее аспекты все же рассмаЛ риваются раздельно.
Адаптация может привести или не привести к взаимному сооЧ ветствию личности и среды и может выражаться не только в при способлении, но и в сопротивлении, в попытке изменить срОД своего обитания или измениться взаимно. И спектр результат^ адаптации весьма велик — от очень успешного приспособления! новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться. I
^ 4й/471Аккультурация как освоение чужой культуры_____ 257
Очевидно, что результаты адаптации будут зависеть как от психологических, так и от социокультурных факторов, достаточно тесяо связанных друг с другом. Хорошая психологическая адаптация зависит от типа личности человека, событий в его жизни, а также от социальной поддержки. В свою очередь эффективная социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени Бключенности в контакты и от межгрупповых установок. И оба этих аспекта адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.
1.4. Аккультурация как коммуникация
Очень важно отметить, что в основе аккультурации лежит коммуникативный процесс. Точно так же, как местные жители приобретают свои культурные особенности, то есть проходят инкуль-турацию через взаимодействие друг с другом, так и прибывшие знакомятся с новыми культурными условиями и овладевают новыми навыками через общение. Поэтому процесс аккультурации можно рассматривать как приобретение коммуникативных способностей к новой культуре. Через продолжительный опыт общения люди осваивают то, что необходимо в новых условиях.
Общение представляет собой взаимодействие с окружающими человека условиями, причем каждого индивида можно рассматривать как своеобразную открытую систему, стремящуюся к активному участию в этом процессе. Это взаимодействие состоит из двух тесно связанных процессов: личностного и социального общения.
Любое общение, в том числе и личностное, имеет три взаимосвязанных аспекта: познавательный, аффективный и поведенческий. Это обусловлено тем, что в общении идут процессы восприятия, переработки информации, а также совершаются действия, направленные на объекты и людей, окружающих человека. В ходе этого процесса личность, используя полученную информацию, каптируется к окружающей среде.
Наиболее фундаментальные изменения происходят прежде всего в структуре познания, то есть в той картине мира, через к°торую люди получают информацию из окружающей среды. Ведь иМенно различие в этой картине, в способах категоризации и ин-*ерпретации опыта служит основой отличий между культурами. *°лько расширив сферу принятия и переработки информации, Л1°Ди могут постичь систему организации чужой культуры и подковы межкультурной коммуникации
258________Раздкх V Практика МКК и освоения чужой культа 1
строить свои процессы познания под те, которыми пользуюТс носители чужой культуры. Ведь люди находят менталитет «ч^ ков» трудным и непонятным именно из-за того, что они не знак0 мы с системой познания другой культуры. Но люди имеют потеь циал для расширения своих знаний о познавательной системе % жой культуры. Причем, чем больше человек узнает о чужой кудь туре, тем больше увеличивается его способность к познанию bJ обще. Верно и обратное. Чем больше развита система познания человека, тем большую способность к пониманию чужой культу. ры он демонстрирует.
Чтобы развивать плодотворные отношения с представителями чужой культуры, человек должен не только понимать ее на ращ. ональном уровне, но и уметь делить с другими людьми свои чувства, то есть воспринимать чужую культуру на аффективном уров. не. Надо знать, какие можно позволить себе эмоциональные вые-казывания и реакции, ведь в каждом обществе есть определенный критерий сентиментальности и эмоциональности. Когда люди достигают необходимого уровня адаптации к другой аффективной ориентации, они способны разделить юмор, веселье и восторг, так же, как и злобу, боль и разочарование с местными жителями, Но решающим в адаптации человека к чужой культуре становится приобретение соответствующих навыков поведения в конкретных житейских ситуациях. Они подразделяются на технические и социальные. Технические навыки включают умения, важные для каждого члена общества. Это — владение языком, умение делать покупки, платить налоги и т. п. Социальные умения обычно менее специфичны, чем технические, и овладеть ими сложнее, чем техническими навыками. Тем более что даже носители культуры, естественно исполняющие свои социальные роли, очей редко могут объяснить, что, как и зачем они делают. Тем не ме нее, методом проб и ошибок поведение людей постоянно совер шенствуется и организуется в алгоритмы и стереотипы, который уже можно пользоваться автоматически, не задумываясь.
Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что во три аспекта коммуникации протекают одновременно, хорошо ско ординированы и сбалансированы. В процессе адаптации к уело виям новой культуры люди обычно ощущают недостаток одног или двух из этих аспектов, результатом чего являются плохая сба лансированность и координация. Например, можно многое зна* о новой культуре, но не иметь с ней контакта на аффективно1
А /^ккудыурация как освоение чужой культуры_______ 259
рНе. Если такой разрыв велик, может возникнуть неспособ-сть адаптироваться к новой культуре.
Личностное общение тесно связано с социальным общением, оТорое проявляется во многих формах — от простого наблюдения за людьми на улицах и чтения о людях и событиях в СМИ до Онтактов с близкими друзьями. Социальное общение обычно делят " межличностное (происходит между разными людьми) и массо-ое (более общая форма социального поведения человека, взаимодействующего со своим социокультурным окружением без прямого контакта с отдельными людьми). Чем больше опыт социально общения у человека, тем лучше он адаптируется к чужой культуре. Для этого желательно иметь больше друзей — представителей чужой культуры, активно пользоваться местными СМИ.
][ИТЕРАТУРА__________
1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело
века. - П., 1988.
2. Зимбардо Ф., Пяйпе М. Социальное влияние. — Спб., 2000.
3. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь,
1981.
4. Москаленко В. В. Социализация личности (философский аспект). —
Киев, 1986.
5. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоут
верждения. — Спб., 2000. ,
Глава 2 i
г
Культурный шок I
В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ I
ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие культурного шока и его признаки. Механизм развития куль- В турного шока. Детерминирующие факторы культурного шока
Проблемам аккультурации и адаптации посвящено доводы!
большое количество научных исследований как в нашей страЛ
так и за рубежом. Важнейшее место среди них занимают исслем
вания проблем психологической аккультурации мигрантов, п!
контакте с чужой культурой происходит знакомство с новыми щ
дожественными ценностями, социальными и материальными тв|
рениями, поступками людей, которые зависят от картины мн
догматов, ценностных представлений, норм и условностей, фо!
мышления, свойственных иной культуре. Конечно, такие ветре!
обогащают людей. Но нередко контакт с иной культурой вея
также к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным
непониманием этой культуры. ч
Т(
л;
2.1. Понятие культурного шока р,
И его симптомы
Стрессогенное воздействие новой культуры на человека cneul листы называют культурным шоком. Иногда используются сходи понятия — шок перехода, культурная утомляемость. В той или иш степени его переживают практически все иммигранты, оказыв! щиеся в чужой культуре. Он вызывает нарушение психического я ровья, более или менее выраженное психическое потрясение. I
Термин «культурный шок» был введен в научный обиход а| риканским исследователем К. Обергом в 1960 году, когда он от! тил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым! дом неприятных ощущений. Сегодня считается, что опыт но! культуры является неприятным, или шоковым, с одной сторо!
" №А Z Культурный шок в процессе освоения чужой культуры____ 261
Отому что он неожидан, а с другой стороны, потому что он мо-ет привести к негативной оценке собственной культуры.
Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:
ш напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения пси-одогической адаптации;
в чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, [рОфессии, собственности;
я чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, ко-Орое может превратиться в отрицание этой культуры;
■ нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;
■ тревога, переходящая в негодование и отвращение после осоз-
[ания культурных различий;
■ чувство неполноценности из-за неспособности справиться с
итуацией.
Главной причиной культурного шока является различие куль-ур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а так-:е стереотипов поведения, с помощью которых мы можем авто-[атически действовать в разных ситуациях. Когда мы находимся в словиях новой культуры, привычная система ориентации оказы-ается неадекватной, поскольку она основывается совсем на дру-лх представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереоти-ах поведения и восприятия. Обычно, находясь в условиях своей ультуры, человек не отдает себе отчет, что в ней есть эта скрытая асть «культурного айсберга». Мы осознаем наличие этой скры-зй системы контролирующих наше поведение норм и ценностей ишь тогда, когда попадаем в ситуацию контакта с иной культу-эй. Результатом этого и становится психологический, а нередко физический дискомфорт — культурный шок.
Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от реувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и ищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, -ссонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкого-*зм или наркоманию и даже привести к самоубийству.
Разумеется, культурный шок имеет не только негативные по-]едствия. Современные исследователи рассматривают его как эРмальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к эвьщ условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не эосто приобретает знания о новой культуре и о нормах поведе-^я в ней, но и становится более развитой культурно, хотя иис-51тывает при этом стресс. Поэтому с начала 1990-х годов специ-
262_______ Pa3JK\ V Практика МКК и освоения чужой культущ
алисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стресСе аккультурации.
2.2. Механизм развития культурного шока
Впервые он был подробно описан К. Обергом, который утвер. ждал, что люди проходят через определенные ступени пережива-ния культурного шока и постепенно достигают удовлетворится^ ного уровня адаптации. Сегодня для их описания предложена модель так называемой кривой адаптации (U-образная кривая), в которой выделяется пять ступеней адаптации.
Первый период называют «медовым месяцем», потому что большинство мигрантов стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и на первых порах они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии.
Но этот период быстро проходит, и на втором этапе непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование, фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы культурного шока. Поэтому в этот период мигранты пытаются убежать от реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.
Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку.
На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, чело-векстановится более уверенным в себе и удовлетворенным своим j положением в новом обществе и культуре. Приспособление и интегрирование в жизнь нового общества продвигается весьма успешно.
Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом этапе. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу. В зависимости от факторов, влияющих на
Главл2- Культурный шок в процессе освоения чужой культуры____ 263
процесс адаптации, он может продолжаться от нескольких месяцев до 4—5 лет.
Пять ступеней адаптации составляют U-образную кривую раз-вития культурного шока, которая характеризуется следующими ступенями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.
Интересно, что когда успешно адаптировавшийся в чужой культе человек возвращается к себе на родину, он сталкивается с необходимостью пройти реадаптацию к своей собственной культуре. Считается, что при этом он испытывает шок возвращения. Для него предложена модель W-образной кривой реадаптации. Она своеобразно повторяет U-образную кривую: первое время человек радуется возвращению, встречам с друзьями, но потом начинает замечать, что какие-то особенности родной культуры кажутся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь приспосабливается к жизни дома.
Безусловно, названные модели не являются универсальными. Например, туристы, в силу кратковременности своего пребывания в чужой стране, не испытывают культурного шока и не проходят адаптации. Из-за особенно сильной мотивации постоянные переселенцы также адаптируются несколько иначе, ведь им нужно полностью включиться в жизнь нового общества и изменить свою идентичность.
2.3. Факторы, влияющие на культурный шок
Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от очень многих факторов. Их можно объединить в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).
В первой группе факторов важнейшими являются индивидуальные характеристики человека: пол, возраст, черты характера.
Считается, что возраст является критическим элементом адаптации к другому сообществу. Чем старше люди, тем труднее они каптируются к новой культурной системе, тяжелее и дольше пе-Реживают культурный шок, медленнее воспринимают модели но-вой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успеш-Но> но уже школьники испытывают большие затруднения в этом Процессе. Практически не способны к адаптации и аккультурации Пожилые люди.
264 ___ Раздел V. Практика МКК и освоения чужой культур I
Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительное* I культурного шока. Считается, что женщины труднее приспосаблцч1 ваются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится А женщинам из традиционных обществ, удел которых и на hoboJ месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с' новыми людьми. Что же касается женщин из развитых стран, щ\ не обнаруживают различий в своих способностях к аккультурации' по сравнению с мужчинами. Даже есть данные о женщинах-амерц. канках, согласно которым они лучше, чем мужчины, приспосабливаются к новым обстоятельствам. Поэтому в последнее время исследователи считают, что более важным для адаптации оказывается фактор образования. Чем оно выше, тем успешнее проходит адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания, рас-ширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина! мира у человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации.
В связи с этими исследованиями учеными были предприняты попытки выделить некий универсальный набор личностных характеристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой. Обычно называют следующие черты личности: профессиональная компетентность, высока* самооценка, общительность, экстравертность, открытость для раз ных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотруд ничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самокот роль, смелость и настойчивость, эмпатия. Правда, реальная жт ненная практика показывает, что наличие этих качеств це всей] гарантирует успех. Если ценности чужой культуры слишком сил] но отличаются от названных свойств личности, то есть культурш дистанция слишком велика, адаптация не будет протекать легче. К внутренним факторам адаптации и преодоления культурн го шока относятся также обстоятельства жизненного опыта чел века. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Самая сильн мотивация обычно у эмигрантов, которые стремятся переехать постоянное место жительства в другую страну и хотят поско{ стать полноправными членами новой культуры. Велика мотш ция и у студентов, которые получают образование за границе! тоже стремятся адаптироваться быстрее и полнее, чтобы доен своей цели. Намного хуже обстоит дело с вынужденными пере ленцами и беженцами, которые не хотели покидать своей роди и не желают привыкать к новым условиям жизни. От мотива! мигрантов зависит, насколько хорошо они знакомы с язык
\aha2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры____ 265
сторией и культурой той страны, куда они едут. Наличие этих ^аний, безусловно, облегчает адаптацию.
Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной реде, то этот опыт способствует более быстрой адаптации. Помоет адаптации и наличие друзей среди местных жителей, с поморю которых можно быстрее овладеть необходимой для жизни [нформацией. Контакты с бывшими соотечественниками, также (ивущими в этой стране, с одной стороны, обеспечивают поддер-0су (социальную, эмоциональную, иногда — даже финансовую), ю, с другой стороны, есть опасность замкнуться в узком круге >бщения, что только усилит чувство отчуждения. Поэтому многие ;лужбы, связанные с эмигрантами, пытаются ограничить их про-кивание в гомогенных национальных группах, так как они убеждены, что это мешает быстрой адаптации и может даже послужить тричиной этнических предубеждений.
Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и культурный шок прежде всего нужно назвать культурную дистанцию, то >сть степень различий между родной культурой и той, к которой идет адаптация. В этом случае важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление человека о ней, его ощущение культурной дистанции, которое зависит от множества факторов: наличия или отсутствия войн или конфликтов, как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.д. Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более длинная, так и более короткая, чем она есть на самом деле. И в том и в другом случае культурный шок продлится, а адаптация будет затруднена.
На процесс адаптации также влияют особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Так, хуже адаптируются представители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять. Для них очень важно вести себя правильно, поэтому они очень болезненно воспринимают неизбежные в этом процессе ошибки и незнание. Плохо адаптируются также представители так называемых великих держав, которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие.
Очень важны для нормальной адаптации условия страны пребывания: насколько доброжелательны местные жители к приез-^м, готовы ли помочь им, общаться с ними. Легче адаптироваться в плюралистическом обществе, чем в тоталитарном или ортодоксальном. Лучше всего, если политика культурного плюрализма
266_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой культур I
провозглашена на государственном уровне, как, например, в Ка*| наде или Швеции. Немаловажную роль играет экономическая J политическая стабильность в принимающей стране. Еще один факч| тор — уровень преступности, от которого зависит безопасность! мигрантов. Также нужно упомянуть возможность общаться с пред.! ставителями другой культуры, что возможно, если есть общая paj бота, увлечения или иные совместные занятия. И, конечно, важна позиция СМИ, которые создают общий эмоциональный настрой и общественное мнение по отношению к другим этническим ц культурным группам.
Разумеется, культурный шок — это сложный и болезненный для человека процесс. Ведь в ходе него идет личностный рост, ломка существующих стереотипов, для чего требуется огромная затрата физических и психологических ресурсов человека. Но результаты стоят того: новая картина мира, основанная на принятии и понимании культурного многообразия, снятие дихотомии «мы — они», устойчивость перед новыми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Главный итог — способность жить в постоянно меняющемся мире, в котором все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредственные контакты между людьми.
Литература
1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело
века. — П., 1988.
2. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. — М.,
1993.
3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М-,
1998.
4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М., 1999.
Глава 3
Модель освоения чужой культуры М. Беннета
Модель освоения чужой культуры М. Беннета. Этноцентристские этапы (отрицание, защита, умаление). Этнорелятивистские этапы (признание, адаптация, интеграция)
Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации поставил перед исследователями закономерный вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Для этого, как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность). Поэтому в его модели освоения чужой культуры акцент делается на чувственном восприятии и толковании культурных различий. Это и есть межкультурная чуткость. Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы.
Осознание культурных различий, по его мнению, проходит несколько этапов. На начальной стадии развития само существование этих различий обычно не осознается человеком. Затем другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир. В это время межкультурная чуткость начинает возрастать, человек начинает ощущать себя членом более чем одной культуры. На последних стадиях развития межкультурная чуткость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее происходит формирование нового типа личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур.
Модель Беннета динамична, так как говорит не просто о начальной, средней и конечной стадиях развития, но и подчеркива-ет изменения, происходящие внутри каждой стадии. Эта модель Может быть представлена в виде схемы.
268_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой культур
Модель Беннета
Этноцентристские Этнорелятивистские '
этапы этапы
1. Отрицание 4. Признание
----- ■ изоляция ■ уважение к разли-
■ сепарация чиям в поведении
------------------------------------- ' ■ уважение к разли-
___________________ чиям в системе
2. Защита ценностей
■ диффамация —'
■ превосходство ____________________ __^
■ обратное развитие 5. Адаптация
* ------ ■ эмпатия
1___^________ ■ плюрализм
3. Удаление
■ физический | . ,.--------------------------------- 1
I___ универсализм 6' "грация
. трансцендентный ' контекстуальная
универсализм оценка
______ _________ I ■ конструктивная
маргинальность
Этноцентристские этапы
Напомним, что под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.
Отрицание
Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами. Этноцентристская личность просто не воспринимает существования культурных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.
I иАВлЗ. Модель освоения чужой культуры М. Беннета_____ 269
Изоляция понимается прежде всего как физическая изоляция на-
I ^дов и культур друг от друга. Она очень способствует этноцентриз-
IJJ1 ведь если люди не сталкиваются с чужаками, то нет необходимо-
I сти задумываться о культурных различиях. В наши дни полной фи-
I зической изоляции быть практически не может (разве что найдет-
I сЯ какое-нибудь неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне
I возможна относительная изоляция, например, изоляция маленького
I дородка с гомогенным населением в большой многонациональной
I стране. В таких местах культурные различия совсем не ощутимы, их
I выпускают из поля зрения в процессе восприятия окружающего мира.
Примером изоляции может быть поведение многих туристов
I за границей, где они ищут сходство со своей культурой и замеча-
I ют поэтому только знакомые предметы. Так, многие американцы
в Японии видят только небоскребы, рестораны «Макдоналдс» и
машины. Иными словами, у этих людей не хватает категорий для
культурных различий.
Частичная изоляция может проявляться также в использовании очень широких категорий для культурного различия. Например, люди согласны, что есть разница между европейцами и азиатами, но не видят различий между японцами и корейцами и т. п. Сепарация представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры. Она становится средством сохранения отрицания. В реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, политическим и другим основаниям, разделяющим людей на многочисленные и разнообразные группы. Так, в Америке жители трущоб часто принадлежат к иной расе, и их материальные условия жизни способствуют расовой дискриминации.
На первый взгляд, отрицание может показаться удачной фор-I №ой межкультурных контактов. Ведь люди, придерживающиеся I этой позиции, не ищут ссор до тех пор, пока другие держатся на I Расстоянии и ведут себя мирно. На этом этапе люди более вежли-I вы, чем на следующем этапе защиты. Но опасной стороной отри-I Дания является скрытый перевод других, не похожих на тебя лю-I Дей, в другую, более низкую, категорию.
I Отрицание — это привилегия доминантных групп населения. I Малым группам, чье отличие отрицается, трудно доказать другим, I ^о оно есть.
На стадии отрицания лучшим методом формирования меж-I Культурной чувствительности является организация межкультур-
270_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой культуп
сг^------------------------------------------------------------ '----------- -ЩЬ;
ных мероприятий: международных вечеров, недель межкультуп ного обмена, на которых можно познакомиться с чужой музыкой танцами, костюмами, кухней и т.п. После этого можно сформ^ ровать более конкретное понимание наиболее общих культурна категорий. Важно просто признать существование межкультурных отличий. При этом нужно избегать обсуждения действительно важ* ных различий, так как слушатели либо проигнорируют такую дис. куссию, либо отвергнут все объяснения. Когда же эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженности, что ведет к следующему этапу — защите.
3.1.2. Защита
На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять. Поскольку существование различий признается как реальный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием.
Первой формой защиты является диффамация (клевета) — негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы. Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Она может проявляться в неявной форме, например, в просьбе на семинаре подтвердить, что какая-то группа действительно является источником неприятностей. Но е