Основные формы (стратегии) аккультурации

В процессе аккультурации каждый человек одновременно ре. шает две важнейшие проблемы: стремится сохранить свою куль. турную идентичность и включается в чужую культуру. Комбищ. ция возможных вариантов решения этих проблем дает четыре ос-новные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, мар. гинализацию и интеграцию.

Ассимиляция — это вариант аккультурации, при котором чело­век полностью принимает ценности и нормы иной культуры, от­казываясь при этом от своих норм и ценностей.

Сепарация есть отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую сте­пень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоля­ции настаивают представители господствующей культуры, это на­зывается сегрегацией.

Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентич­ности с собственной культурой, с другой, — отсутствие иденти­фикации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обыч­но в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к по­лучению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).

Интеграция представляет собой идентификацию как со ста­рой, так и с новой культурой.

Согласно данным большого числа исследователей, эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства (в отличие от вре­менно пребывающих), ориентируются на ассимиляцию. При этом у людей, приехавших для получения образования или в силу эко­номических причин, она идет довольно легко. В то же время бе­женцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинув свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней» и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.

г

а а /.Аккультурация как освоение чужой культуры_____ 255

£ще недавно исследователи считали, что наилучшей стратеги-

, а)С1Сультурации является полная ассимиляция с доминирующей

е льтУР°й- Сегодня же целью аккультурации считается достиже-

^е интеграции культур, дающее в результате бикультуральную

Идя мультикультуральную личность.

Это возможно, если взаимодействующие группы большинства й меньшинства добровольно выбирают данную стратегию. Интег-йрующаяся группа готова принять установки и ценности новой ддя себя культуры, а доминантная группа готова принять этих лЮдей, уважая их права, их ценности, адаптируя социальные ин­ституты к потребностям этих групп.

Сохранение этнической идентичности интегрирующейся груп­пы, которое раньше оценивалось как затрудняющее процесс ак­культурации, сегодня оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса. Особенно это важно для бе­женцев (недобровольных мигрантов).

Обычно считается, что недоминантная группа и ее члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но так бывает да­леко не всегда. Доминантная группа может ограничить выбор или вынудить этих людей к определенным формам аккультура­ции. Так, мы уже говорили, что выбором недоминантной груп­пы может стать сепарация. Но если сепарация носит вынужден­ный характер, то есть возникает в результате дискриминацион­ных действий доминирующего большинства, то тогда она ста­новится сегрегацией. Если люди выбирают ассимиляцию, то они готовы к принятию идеи «плавильного котла» культур. Но если их к этому вынуждают, то «котел» превращается в «давящий пресс». Довольно редко группа меньшинства выбирает марги­нализацию. Чаще всего люди становятся маргиналами в резуль­тате попыток сочетать насильственную ассимиляцию с насиль­ственной сегрегацией.

Интеграция может быть только добровольной, как со стороны меньшинства, так и со стороны большинства. Ведь она представ­ляет собой взаимное приспособление этих групп, признание обе­ими группами права каждой из них жить как культурно самобыт-ньщ народом.

Считается, что успешность аккультурации в психологическом асПекте определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграции соответствуют позитив­ен этническая идентичность и этническая толерантность, асси-

Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru 256_______ Раздк\ V Практика МКК и освоения чужой ку

милиции — негативная этническая идентичность и этничес^ толерантность, сепарации — позитивная этническая идентичнее и интолерантность, маргинализации — негативная этническ идентичность и интолерантность.

1.3. Результаты аккультурации

Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации ^ ляется долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. 0ц3 характеризуется относительно стабильными изменениями в щ, дивидуальном или групповом сознании в ответ на требования ок. ружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в двух ас. пектах: психологическом и социокультурном.

Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Щ выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно сформированном чувстве личной или куль турной идентичности.

Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повсед­невные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. Посколь­ку одним из важнейших показателей успешной адаптации явля­ется наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих про­фессиональных достижений и как следствие своим благосостоя­нием в новой культуре, исследователи в последнее время в каче­стве самостоятельного аспекта адаптации выделяют экономича-кую адаптацию.

Безусловно, аспекты адаптации тесно связаны между собоя Но поскольку факторы, влияющие на них, достаточно сильно раз-личаются, к тому же психологическую адаптацию изучают в кон-тексте стресса и психопатологии, а социокультурную — в рамка) концепции социальных навыков, то и ее аспекты все же рассмаЛ риваются раздельно.

Адаптация может привести или не привести к взаимному сооЧ ветствию личности и среды и может выражаться не только в при способлении, но и в сопротивлении, в попытке изменить срОД своего обитания или измениться взаимно. И спектр результат^ адаптации весьма велик — от очень успешного приспособления! новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться. I

^ 4й/471Аккультурация как освоение чужой культуры_____ 257

Очевидно, что результаты адаптации будут зависеть как от пси­хологических, так и от социокультурных факторов, достаточно тесяо связанных друг с другом. Хорошая психологическая адапта­ция зависит от типа личности человека, событий в его жизни, а также от социальной поддержки. В свою очередь эффективная социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени Бключенности в контакты и от межгрупповых установок. И оба этих аспекта адаптации зависят от убежденности человека в пре­имуществах и успешности стратегии интеграции.

1.4. Аккультурация как коммуникация

Очень важно отметить, что в основе аккультурации лежит ком­муникативный процесс. Точно так же, как местные жители при­обретают свои культурные особенности, то есть проходят инкуль-турацию через взаимодействие друг с другом, так и прибывшие знакомятся с новыми культурными условиями и овладевают но­выми навыками через общение. Поэтому процесс аккультурации можно рассматривать как приобретение коммуникативных спо­собностей к новой культуре. Через продолжительный опыт обще­ния люди осваивают то, что необходимо в новых условиях.

Общение представляет собой взаимодействие с окружающими человека условиями, причем каждого индивида можно рассматри­вать как своеобразную открытую систему, стремящуюся к активно­му участию в этом процессе. Это взаимодействие состоит из двух тесно связанных процессов: личностного и социального общения.

Любое общение, в том числе и личностное, имеет три взаимо­связанных аспекта: познавательный, аффективный и поведенчес­кий. Это обусловлено тем, что в общении идут процессы воспри­ятия, переработки информации, а также совершаются действия, направленные на объекты и людей, окружающих человека. В ходе этого процесса личность, используя полученную информацию, каптируется к окружающей среде.

Наиболее фундаментальные изменения происходят прежде всего в структуре познания, то есть в той картине мира, через к°торую люди получают информацию из окружающей среды. Ведь иМенно различие в этой картине, в способах категоризации и ин-*ерпретации опыта служит основой отличий между культурами. *°лько расширив сферу принятия и переработки информации, Л1°Ди могут постичь систему организации чужой культуры и под­ковы межкультурной коммуникации

Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru 258________Раздкх V Практика МКК и освоения чужой культа 1

строить свои процессы познания под те, которыми пользуюТс носители чужой культуры. Ведь люди находят менталитет «ч^ ков» трудным и непонятным именно из-за того, что они не знак0 мы с системой познания другой культуры. Но люди имеют потеь циал для расширения своих знаний о познавательной системе % жой культуры. Причем, чем больше человек узнает о чужой кудь туре, тем больше увеличивается его способность к познанию bJ обще. Верно и обратное. Чем больше развита система познания человека, тем большую способность к пониманию чужой культу. ры он демонстрирует.

Чтобы развивать плодотворные отношения с представителями чужой культуры, человек должен не только понимать ее на ращ. ональном уровне, но и уметь делить с другими людьми свои чув­ства, то есть воспринимать чужую культуру на аффективном уров. не. Надо знать, какие можно позволить себе эмоциональные вые-казывания и реакции, ведь в каждом обществе есть определенный критерий сентиментальности и эмоциональности. Когда люди достигают необходимого уровня адаптации к другой аффективной ориентации, они способны разделить юмор, веселье и восторг, так же, как и злобу, боль и разочарование с местными жителями, Но решающим в адаптации человека к чужой культуре стано­вится приобретение соответствующих навыков поведения в конк­ретных житейских ситуациях. Они подразделяются на техничес­кие и социальные. Технические навыки включают умения, важ­ные для каждого члена общества. Это — владение языком, умение делать покупки, платить налоги и т. п. Социальные умения обыч­но менее специфичны, чем технические, и овладеть ими сложнее, чем техническими навыками. Тем более что даже носители куль­туры, естественно исполняющие свои социальные роли, очей редко могут объяснить, что, как и зачем они делают. Тем не ме нее, методом проб и ошибок поведение людей постоянно совер шенствуется и организуется в алгоритмы и стереотипы, который уже можно пользоваться автоматически, не задумываясь.

Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что во три аспекта коммуникации протекают одновременно, хорошо ско ординированы и сбалансированы. В процессе адаптации к уело виям новой культуры люди обычно ощущают недостаток одног или двух из этих аспектов, результатом чего являются плохая сба лансированность и координация. Например, можно многое зна* о новой культуре, но не иметь с ней контакта на аффективно1

А /^ккудыурация как освоение чужой культуры_______ 259

рНе. Если такой разрыв велик, может возникнуть неспособ-сть адаптироваться к новой культуре.

Личностное общение тесно связано с социальным общением, оТорое проявляется во многих формах — от простого наблюде­ния за людьми на улицах и чтения о людях и событиях в СМИ до Онтактов с близкими друзьями. Социальное общение обычно делят " межличностное (происходит между разными людьми) и массо-ое (более общая форма социального поведения человека, взаи­модействующего со своим социокультурным окружением без пря­мого контакта с отдельными людьми). Чем больше опыт социаль­но общения у человека, тем лучше он адаптируется к чужой культуре. Для этого желательно иметь больше друзей — предста­вителей чужой культуры, активно пользоваться местными СМИ.

][ИТЕРАТУРА__________

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело­
века. - П., 1988.

2. Зимбардо Ф., Пяйпе М. Социальное влияние. — Спб., 2000.

3. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь,
1981.

4. Москаленко В. В. Социализация личности (философский аспект). —
Киев, 1986.

5. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоут­
верждения. — Спб., 2000. ,

Глава 2 i

г

Культурный шок I

В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ I

ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ

Понятие культурного шока и его признаки. Механизм развития куль- В турного шока. Детерминирующие факторы культурного шока

Проблемам аккультурации и адаптации посвящено доводы!
большое количество научных исследований как в нашей страЛ
так и за рубежом. Важнейшее место среди них занимают исслем
вания проблем психологической аккультурации мигрантов, п!
контакте с чужой культурой происходит знакомство с новыми щ
дожественными ценностями, социальными и материальными тв|
рениями, поступками людей, которые зависят от картины мн
догматов, ценностных представлений, норм и условностей, фо!
мышления, свойственных иной культуре. Конечно, такие ветре!
обогащают людей. Но нередко контакт с иной культурой вея
также к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным
непониманием этой культуры. ч

Т(

л;

2.1. Понятие культурного шока р,

И его симптомы

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека cneul листы называют культурным шоком. Иногда используются сходи понятия — шок перехода, культурная утомляемость. В той или иш степени его переживают практически все иммигранты, оказыв! щиеся в чужой культуре. Он вызывает нарушение психического я ровья, более или менее выраженное психическое потрясение. I

Термин «культурный шок» был введен в научный обиход а| риканским исследователем К. Обергом в 1960 году, когда он от! тил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым! дом неприятных ощущений. Сегодня считается, что опыт но! культуры является неприятным, или шоковым, с одной сторо!

" №А Z Культурный шок в процессе освоения чужой культуры____ 261

Отому что он неожидан, а с другой стороны, потому что он мо-ет привести к негативной оценке собственной культуры.

Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:

ш напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения пси-одогической адаптации;

в чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, [рОфессии, собственности;

я чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, ко-Орое может превратиться в отрицание этой культуры;

■ нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

■ тревога, переходящая в негодование и отвращение после осоз-
[ания культурных различий;

■ чувство неполноценности из-за неспособности справиться с
итуацией.

Главной причиной культурного шока является различие куль-ур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а так-:е стереотипов поведения, с помощью которых мы можем авто-[атически действовать в разных ситуациях. Когда мы находимся в словиях новой культуры, привычная система ориентации оказы-ается неадекватной, поскольку она основывается совсем на дру-лх представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереоти-ах поведения и восприятия. Обычно, находясь в условиях своей ультуры, человек не отдает себе отчет, что в ней есть эта скрытая асть «культурного айсберга». Мы осознаем наличие этой скры-зй системы контролирующих наше поведение норм и ценностей ишь тогда, когда попадаем в ситуацию контакта с иной культу-эй. Результатом этого и становится психологический, а нередко физический дискомфорт — культурный шок.

Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от реувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и ищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, -ссонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкого-*зм или наркоманию и даже привести к самоубийству.

Разумеется, культурный шок имеет не только негативные по-]едствия. Современные исследователи рассматривают его как эРмальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к эвьщ условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не эосто приобретает знания о новой культуре и о нормах поведе-^я в ней, но и становится более развитой культурно, хотя иис-51тывает при этом стресс. Поэтому с начала 1990-х годов специ-

Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru 262_______ Pa3JK\ V Практика МКК и освоения чужой культущ

алисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стресСе аккультурации.

2.2. Механизм развития культурного шока

Впервые он был подробно описан К. Обергом, который утвер. ждал, что люди проходят через определенные ступени пережива-ния культурного шока и постепенно достигают удовлетворится^ ного уровня адаптации. Сегодня для их описания предложена модель так называемой кривой адаптации (U-образная кривая), в которой выделяется пять ступеней адаптации.

Первый период называют «медовым месяцем», потому что боль­шинство мигрантов стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и на первых порах они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии.

Но этот период быстро проходит, и на втором этапе непри­вычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование, фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы куль­турного шока. Поэтому в этот период мигранты пытаются убежать от реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.

Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит в себе силы преодо­леть культурные различия, учит язык, знакомится с местной куль­турой, обзаводится местными друзьями, от которых получает не­обходимую поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, чело-векстановится более уверенным в себе и удовлетворенным своим j положением в новом обществе и культуре. Приспособление и интег­рирование в жизнь нового общества продвигается весьма успешно.

Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом эта­пе. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соот­ветствуют друг другу. В зависимости от факторов, влияющих на

Главл2- Культурный шок в процессе освоения чужой культуры____ 263

процесс адаптации, он может продолжаться от нескольких меся­цев до 4—5 лет.

Пять ступеней адаптации составляют U-образную кривую раз-вития культурного шока, которая характеризуется следующими ступенями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.

Интересно, что когда успешно адаптировавшийся в чужой куль­те человек возвращается к себе на родину, он сталкивается с необходимостью пройти реадаптацию к своей собственной куль­туре. Считается, что при этом он испытывает шок возвращения. Для него предложена модель W-образной кривой реадаптации. Она своеобразно повторяет U-образную кривую: первое время человек радуется возвращению, встречам с друзьями, но потом начинает замечать, что какие-то особенности родной культуры кажутся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь при­спосабливается к жизни дома.

Безусловно, названные модели не являются универсальными. Например, туристы, в силу кратковременности своего пребыва­ния в чужой стране, не испытывают культурного шока и не про­ходят адаптации. Из-за особенно сильной мотивации постоянные переселенцы также адаптируются несколько иначе, ведь им нуж­но полностью включиться в жизнь нового общества и изменить свою идентичность.

2.3. Факторы, влияющие на культурный шок

Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от очень многих факторов. Их можно объединить в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).

В первой группе факторов важнейшими являются индивиду­альные характеристики человека: пол, возраст, черты характера.

Считается, что возраст является критическим элементом адап­тации к другому сообществу. Чем старше люди, тем труднее они каптируются к новой культурной системе, тяжелее и дольше пе-Реживают культурный шок, медленнее воспринимают модели но-вой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успеш-Но> но уже школьники испытывают большие затруднения в этом Процессе. Практически не способны к адаптации и аккультурации Пожилые люди.

264 ___ Раздел V. Практика МКК и освоения чужой культур I

Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительное* I культурного шока. Считается, что женщины труднее приспосаблцч1 ваются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится А женщинам из традиционных обществ, удел которых и на hoboJ месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с' новыми людьми. Что же касается женщин из развитых стран, щ\ не обнаруживают различий в своих способностях к аккультурации' по сравнению с мужчинами. Даже есть данные о женщинах-амерц. канках, согласно которым они лучше, чем мужчины, приспосабли­ваются к новым обстоятельствам. Поэтому в последнее время ис­следователи считают, что более важным для адаптации оказывается фактор образования. Чем оно выше, тем успешнее проходит адап­тация. Образование, даже без учета культурного содержания, рас-ширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина! мира у человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации.

В связи с этими исследованиями учеными были предприняты попытки выделить некий универсальный набор личностных харак­теристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жиз­ни в чужой стране с чужой культурой. Обычно называют следую­щие черты личности: профессиональная компетентность, высока* самооценка, общительность, экстравертность, открытость для раз ных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотруд ничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самокот роль, смелость и настойчивость, эмпатия. Правда, реальная жт ненная практика показывает, что наличие этих качеств це всей] гарантирует успех. Если ценности чужой культуры слишком сил] но отличаются от названных свойств личности, то есть культурш дистанция слишком велика, адаптация не будет протекать легче. К внутренним факторам адаптации и преодоления культурн го шока относятся также обстоятельства жизненного опыта чел века. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Самая сильн мотивация обычно у эмигрантов, которые стремятся переехать постоянное место жительства в другую страну и хотят поско{ стать полноправными членами новой культуры. Велика мотш ция и у студентов, которые получают образование за границе! тоже стремятся адаптироваться быстрее и полнее, чтобы доен своей цели. Намного хуже обстоит дело с вынужденными пере ленцами и беженцами, которые не хотели покидать своей роди и не желают привыкать к новым условиям жизни. От мотива! мигрантов зависит, насколько хорошо они знакомы с язык

\aha2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры____ 265

сторией и культурой той страны, куда они едут. Наличие этих ^аний, безусловно, облегчает адаптацию.

Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной реде, то этот опыт способствует более быстрой адаптации. Помо­ет адаптации и наличие друзей среди местных жителей, с помо­рю которых можно быстрее овладеть необходимой для жизни [нформацией. Контакты с бывшими соотечественниками, также (ивущими в этой стране, с одной стороны, обеспечивают поддер-0су (социальную, эмоциональную, иногда — даже финансовую), ю, с другой стороны, есть опасность замкнуться в узком круге >бщения, что только усилит чувство отчуждения. Поэтому многие ;лужбы, связанные с эмигрантами, пытаются ограничить их про-кивание в гомогенных национальных группах, так как они убеж­дены, что это мешает быстрой адаптации и может даже послужить тричиной этнических предубеждений.

Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и культур­ный шок прежде всего нужно назвать культурную дистанцию, то >сть степень различий между родной культурой и той, к которой идет адаптация. В этом случае важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление чело­века о ней, его ощущение культурной дистанции, которое зависит от множества факторов: наличия или отсутствия войн или конф­ликтов, как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.д. Субъективно культурная дистанция может воспри­ниматься как более длинная, так и более короткая, чем она есть на самом деле. И в том и в другом случае культурный шок про­длится, а адаптация будет затруднена.

На процесс адаптации также влияют особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Так, хуже адаптируются предста­вители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где бо­ятся его потерять. Для них очень важно вести себя правильно, поэтому они очень болезненно воспринимают неизбежные в этом процессе ошибки и незнание. Плохо адаптируются также пред­ставители так называемых великих держав, которые обычно счи­тают, что приспосабливаться должны не они, а другие.

Очень важны для нормальной адаптации условия страны пре­бывания: насколько доброжелательны местные жители к приез-^м, готовы ли помочь им, общаться с ними. Легче адаптировать­ся в плюралистическом обществе, чем в тоталитарном или орто­доксальном. Лучше всего, если политика культурного плюрализма

266_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой культур I

провозглашена на государственном уровне, как, например, в Ка*| наде или Швеции. Немаловажную роль играет экономическая J политическая стабильность в принимающей стране. Еще один факч| тор — уровень преступности, от которого зависит безопасность! мигрантов. Также нужно упомянуть возможность общаться с пред.! ставителями другой культуры, что возможно, если есть общая paj бота, увлечения или иные совместные занятия. И, конечно, важна позиция СМИ, которые создают общий эмоциональный настрой и общественное мнение по отношению к другим этническим ц культурным группам.

Разумеется, культурный шок — это сложный и болезненный для человека процесс. Ведь в ходе него идет личностный рост, лом­ка существующих стереотипов, для чего требуется огромная затрата физических и психологических ресурсов человека. Но результаты стоят того: новая картина мира, основанная на принятии и пони­мании культурного многообразия, снятие дихотомии «мы — они», устойчивость перед новыми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Главный итог — способность жить в постоянно ме­няющемся мире, в котором все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредствен­ные контакты между людьми.

Литература

1. Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело­
века. — П., 1988.

2. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. — М.,
1993.

3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М-,
1998.

4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М., 1999.

Глава 3

Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru Модель освоения чужой культуры М. Беннета

Модель освоения чужой культуры М. Беннета. Этноцентристские этапы (отрицание, защита, умаление). Этнорелятивистские этапы (признание, адаптация, интеграция)

Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации поставил перед исследователями закономерный вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Для этого, как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, нужно развить у че­ловека межкультурную чуткость (чувствительность). Поэтому в его модели освоения чужой культуры акцент делается на чув­ственном восприятии и толковании культурных различий. Это и есть межкультурная чуткость. Людям важно осознать не сход­ство между собой, а различия, потому что все трудности меж­культурной коммуникации проистекают именно из-за неприя­тия межкультурной разницы.

Осознание культурных различий, по его мнению, проходит несколько этапов. На начальной стадии развития само существо­вание этих различий обычно не осознается человеком. Затем дру­гая культура начинает осознаваться как один из возможных взгля­дов на мир. В это время межкультурная чуткость начинает возра­стать, человек начинает ощущать себя членом более чем одной культуры. На последних стадиях развития межкультурная чут­кость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее происходит формирование нового типа личности, сознательно отбирающей и интегрирующей эле­менты разных культур.

Модель Беннета динамична, так как говорит не просто о на­чальной, средней и конечной стадиях развития, но и подчеркива-ет изменения, происходящие внутри каждой стадии. Эта модель Может быть представлена в виде схемы.

268_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой культур

Модель Беннета

Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru Этноцентристские Этнорелятивистские '

Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru этапы этапы

Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru 1. Отрицание 4. Признание

----- ■ изоляция ■ уважение к разли-

■ сепарация чиям в поведении

------------------------------------- ' ■ уважение к разли-

___________________ чиям в системе

2. Защита ценностей

■ диффамация —'

■ превосходство ____________________ __^

■ обратное развитие 5. Адаптация

* ------ ■ эмпатия

1___^________ ■ плюрализм

Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru 3. Удаление

■ физический | . ,.--------------------------------- 1

I___ универсализм 6' "грация

. трансцендентный ' контекстуальная

универсализм оценка

______ _________ I ■ конструктивная

маргинальность

Этноцентристские этапы

Напомним, что под этноцентризмом в культурной антрополо­гии понимается совокупность представлений о собственной этни­ческой общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собствен­ная, родная культура.

Отрицание

Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами. Этноцентристская личность просто не воспринимает существования культурных раз­личий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.

I иАВлЗ. Модель освоения чужой культуры М. Беннета_____ 269

Изоляция понимается прежде всего как физическая изоляция на-

I ^дов и культур друг от друга. Она очень способствует этноцентриз-

IJJ1 ведь если люди не сталкиваются с чужаками, то нет необходимо-

I сти задумываться о культурных различиях. В наши дни полной фи-

I зической изоляции быть практически не может (разве что найдет-

I сЯ какое-нибудь неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне

I возможна относительная изоляция, например, изоляция маленького

I дородка с гомогенным населением в большой многонациональной

I стране. В таких местах культурные различия совсем не ощутимы, их

I выпускают из поля зрения в процессе восприятия окружающего мира.

Примером изоляции может быть поведение многих туристов

I за границей, где они ищут сходство со своей культурой и замеча-

I ют поэтому только знакомые предметы. Так, многие американцы

в Японии видят только небоскребы, рестораны «Макдоналдс» и

машины. Иными словами, у этих людей не хватает категорий для

культурных различий.

Частичная изоляция может проявляться также в использова­нии очень широких категорий для культурного различия. Напри­мер, люди согласны, что есть разница между европейцами и азиа­тами, но не видят различий между японцами и корейцами и т. п. Сепарация представляет собой возведение физических или со­циальных барьеров для создания дистанции от всего, что отлича­ется от собственной культуры. Она становится средством сохране­ния отрицания. В реальной практике взаимодействия культур се­парация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные ба­рьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, полити­ческим и другим основаниям, разделяющим людей на многочис­ленные и разнообразные группы. Так, в Америке жители трущоб часто принадлежат к иной расе, и их материальные условия жиз­ни способствуют расовой дискриминации.

На первый взгляд, отрицание может показаться удачной фор-I №ой межкультурных контактов. Ведь люди, придерживающиеся I этой позиции, не ищут ссор до тех пор, пока другие держатся на I Расстоянии и ведут себя мирно. На этом этапе люди более вежли-I вы, чем на следующем этапе защиты. Но опасной стороной отри-I Дания является скрытый перевод других, не похожих на тебя лю-I Дей, в другую, более низкую, категорию.

I Отрицание — это привилегия доминантных групп населения. I Малым группам, чье отличие отрицается, трудно доказать другим, I ^о оно есть.

На стадии отрицания лучшим методом формирования меж-I Культурной чувствительности является организация межкультур-

Основные формы (стратегии) аккультурации - student2.ru 270_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой культуп

сг^------------------------------------------------------------ '----------- -ЩЬ;

ных мероприятий: международных вечеров, недель межкультуп ного обмена, на которых можно познакомиться с чужой музыкой танцами, костюмами, кухней и т.п. После этого можно сформ^ ровать более конкретное понимание наиболее общих культурна категорий. Важно просто признать существование межкультурных отличий. При этом нужно избегать обсуждения действительно важ* ных различий, так как слушатели либо проигнорируют такую дис. куссию, либо отвергнут все объяснения. Когда же эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженности, что ведет к следующему этапу — защите.

3.1.2. Защита

На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противосто­ять. Поскольку существование различий признается как реальный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии меж­культурной чуткости по сравнению с отрицанием.

Первой формой защиты является диффамация (клевета) — нега­тивная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписыва­ются каждому члену соответствующей социокультурной группы. Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Она может проявляться в неявной форме, например, в просьбе на семинаре подтвердить, что какая-то группа действительно является источником неприятностей. Но е

Наши рекомендации