Ситуационные факторы коммуникации
Вполне очевидно, что общение и взаимодействие людей происходят не в изолированном пространстве, а в каждом случае в специфической окружающей обстановке, в конкретной социокультурной среде. Соответственно, окружающая среда и обстановка оказывают свое влияние на наши слова и действия. Они определяют, какое поведение является обязательным в данных обстоятельствах ^и ситуациях, а какое недопустимо. Мы по-разному ведем себя на Работе, в учебной группе, в магазине и т.д. Наши действия неоди-наковы в разной обстановке. Место коммуникации (аудитория, Ресторан, церковь, офис) предписывают нам свои правила поведе-Ния- Такого рода установленные и неустановленные правила есть Во всех культурах, и их соблюдение является обязательным.
Число людей, с которыми происходит общение, также опреде-
^ет характер коммуникации. Каждому человеку известно из сво-
Го личного опыта, что вы чувствуете себя и поступаете по-разно-
^' общаясь с одним человеком, в группе или выступая перед боль-
ш°й аудиторией.
132 Раздел П. Основные положения теории коммуникации. ЫК\г
Это означает, что природа коммуникации определяется не толь, ко местом взаимодействия. Не меньшее значение имеют и другие факторы, такие, как положение, обстоятельства, время и число участников. Они встречаются практически в любой коммуника* тивной ситуации и оказывают на нее свое влияние. Поэтому в межличностной коммуникации важное значение имеет знание контекста происходящего, а также четкое осознание своей позиции в коммуникации (членство в той или иной социальной груп. пе, ее отношение к другим социальным группам, представители которых также участвуют в коммуникации).
Социальная группа — это двое или более индивидов, имеющих общие интересы, культурные нормы и ценности, картину мира и воспринимающих себя членами одной группы. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Такими группами являются семья, социальный класс или группа, раса, этнос, нация, пол, профессиональная группа и др. Членство в них дает людям дружбу и привязанность, возможность избежать социальной изоляции (она возможна, если человек не является членом группы). Быть представителем одних групп — престижно, поэтому человек добивается включения в состав таких групп для повышения своего общественного статуса. Также бывают ситуации, когда человек вынужден оставаться членом какой-то группы вопреки своему желанию. Например, человек не волен выбирать расовую или этническую принадлежность. В зависимости от желательности или нежелательности контакта с этими группами их можно разделить на внешние группы, связь с которыми нежелательна, и внутренние группы, с которыми следует общаться.
С осознания человеком себя в качестве члена этих групп начинается формирование личностной идентичности. Мы познаем я оцениваем себя согласно участию в определенной группе и характеристикам этой группы (статус, цвет кожи, способность достичь своей цели и др.). Мы сравниваем свою внутреннюю группу с внешними группами. При этом речь идет уже о формирования социальной идентичности. Как личностная, так и социальная идей' тичность, бесспорно, оказывают определяющее влияние на про' цессы коммуникации. Ведь наше поведение, а также поведение которое мы ожидаем от других людей, во многом связано с чле#' ством в социальных группах, с тем, принадлежность к какой # них актуализируется в ситуации коммуникации.
Чтобы выявить набор поведенческих ожиданий, связанных положением человека в той или иной социальной группе, в боЛЬ'
пава2. Межличностная коммуникация_________________ 133
тинстве гуманитарных наук стал использоваться термин роль. Призерами таких ролей могут быть: профессор, студент, мать, отец, ребенок, врач, продавец и т.д. В коммуникационных контактах люди взаимодействуют как носители соответствующих ролей. Эти роли оПределяют коммуникативный стиль общения — доминирующий лли подчиненный, дружелюбный или настороженный, открытый или замкнутый и т.д. В коммуникационных актах каждый из партнеров подвергается влиянию тех ситуаций и положений, в которые нас ставят собеседники, выполняя свои коммуникационные роли.
В соответствии с коммуникационной ролью от каждого человека ожидается определенный тип или модель поведения. Но в разных культурах одни и те же роли проигрываются по-разному. Это зависит от степени значимости отношений для самой личности, степени ожидаемой формальности поведения, степени иерархичности отношений, степени разрешаемого отклонения от «идеальной» роли. Так, сложно представить себе, что в русской культуре подчиненный будет обращаться к своему начальнику по имени и дружески хлопать его по плечу, хотя это вполне возможно в американской культуре.
Огромное значение в любой культуре играют роли, связанные с половой принадлежностью человека. Считается, что в индивидуалистских культурах более значимыми являются ролевые отношения между мужем и женой, то есть горизонтальные связи. Все другие социальные роли коррелируются с ними: начальник — подчиненный, учитель — ученик и т.д. В коллективистских культурах важнее вертикальные связи, возникающие между родителями и детьми. Все прочие социальные роли также выстраиваются по этому образцу.
Интересный случай был рассказан американской компанией Би-би-си. Сын американского солдата и вьетнамки получил разрешение американского правительства на эмиграцию в США, ему разрешили взять с собой либо свою мать, либо жену с ребенком. В соответствии с большей значимостью отношений между родителями и детьми, Чем между мужем и женой, он решил взять с собой свою мать и лишь п°зднее обратился за разрешением на переезд жены и ребенка.
Знание контекста коммуникации также необходимо для нормального общения между людьми. Рассмотреть поведение челове-Ка в определенном контексте означает поместить его в такие рам-Ки' в которых оно приобретает более или менее однозначный сМысл. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не дает ек1У сориентироваться в ситуации.
134 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. Щц
Обращение к контексту решает две основные задачи в ме^ личностной коммуникации:
■ для наблюдателя объясняет, что происходит между людьми
кто какую роль играет;
■ для участника коммуникации дает возможность сформиро
вать собственное отношение к происходящему, выбрать способы
поведения, наилучшие в данной ситуации.
В связи с этим человек должен прежде всего научиться ориентироваться в происходящем: выделять стандартные, или типичные, социальные ситуации, знать, как себя вести при этом. К числу таких стандартных ситуаций относятся деловые переговоры, семейные торжества, любовные свидания, разговоры в очередях, посещение врача и многое другое. Такое знание — часть информационного багажа любого нормального человека, полученного им в процессах инкультурации и социализации. Оно используется в качестве контекстуальных рамок всеми участниками коммуникации и становится предпосылкой взаимопонимания между ними.
Существует несколько классификаций стандартных социальных ситуаций. В зависимости от степени личностной вовлеченности человека в коммуникацию можно выделить три основных уровня общения: социально-ролевой (кратковременное общение), деловой и интимно-личностный.
На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью — на улице, в общественном транспорте, в магазине и т.п. Тематика общения определяется конкретной ситуацией. Чтобы коммуникация прошла успешно, нужно соблюдать нормы и требования социальной среды всеми участниками коммуникации. Так, если вы пришли в магазин, никто не ждет от вас разговора о погоде или о здоровье. Вы должны вежливо обратиться к продавцу за требующимся товаром, а он должен так же вежливо подать его вам.
Деловой уровень коммуникации связывает людей, объединенных интересами дела, совместной деятельностью ради достижения общих целей. Это уже не кратковременный контакт, поэтоМУ люди должны ориентироваться на совместный поиск средств повышения эффективности сотрудничества, стремиться к рационализации их отношений. От человека в первую очередь требует^ четкое выполнение им своих служебных обязанностей, что необя зательно должно сопровождаться личной симпатией.
Глава 2. Межличностная коммуникация____________________ 135
Интимно-личностный уровень коммуникации связывает близких людей и характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием. В основе коммуникации на этом уровне лежат симпатия и эмпатия. На этом уровне человек получает психологическую поддержку, для него процесс коммуникации важен так же, как и его результат.
Интересная классификация стандартных ситуаций предложена известным американским психологом Э. Берном. В ее основу Берн положил присущую человеку потребность в структурировании времени, которая, по сути, представляет собой способ организации межличностного взаимодействия. Он предложил шесть форм социального поведения.
■ Замкнутость — это пограничная ситуация, когда явная ком
муникация между людьми отсутствует. Человек при этом нахо
дится среди людей, но не общается с ними. Такое бывает доста
точно часто — в поезде, в ожидании приема у врача, даже во
время вечеринки.
■ Ритуалы — привычные, повторяющиеся действия, не несу
щие смысловой нагрузки. Они могут носить как формальный ха
рактер (дипломатический прием), так и быть частью неформаль
ного общения (приветствия, прощания, благодарность). Ритуалы
дают людям возможность проводить время вместе, не сближаясь
при этом.
■ Времяпровождение — полуритуальные разговоры о пробле
мах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как
ритуалы, хотя и обладают некоторой повторяемостью. Времяпро
вождение всегда социально запрограммировано, так как разреша
ет говорить лишь в определенном стиле и на допустимые темы.
Примерами могут служить разговоры на вечеринке, где люди не
достаточно хорошо знакомы друг с другом, или во время ожида
ния официального собрания. Времяпровождение позволяет легко
Поддерживать приятельские отношения, а также заводить новые
Полезные знакомства и связи.
■ Совместная деятельность — взаимодействие между людьми
на работе ради эффективного достижения поставленных целей.
■ Игры — наиболее сложный тип общения, в которых каждая
Сторона неосознанно старается достичь превосходства и получить
в°знаграждение. По мнению Берна, западная культура не способ
ствует близости и не поощряет искренности (могут использовать
в° вред), а времяпровождение — надоедает. Поэтому люди, избав-
136 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. М]СК
ляя себя от скуки времяпровождения, но избегая при этом нега* тивных последствий близости, обращаются к играм.
■ Близость — еще одна пограничная ситуация, свободное or
игр общение, связанное с теплыми, заинтересованными отноше
ниями между людьми. Это — самая совершенная форма челове
ческих отношений.
В каждой из названных нами стандартных ситуаций есть свои социальные роли, сценарий действий, а также правила и нормы регулирующие коммуникацию.
Большинство социальных действий, в которые мы вовлечены, хорошо известны, они отлажены и предсказуемы, представляют собой стандартную последовательность действий. Поэтому их и называют сценариями. Вне зависимости от того, кто именно вовлечен в данную ситуацию, последовательность действий, которые всем следует совершать, и то, в какой момент это следует делать, хорошо известна. Например, сценарий «приема у врача» предполагает жалобы больного, расспросы со стороны врача, осмотр и медицинские процедуры, выписывание врачом рецептов, а также его устные рекомендации по лечению.
Сценарий — это своеобразная модель поведения человека в разнообразных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария позволяет автоматически совершать все необходимые действия. Если же человек сталкивается с незнакомой ситуацией, это затрудняет его адекватное поведение. В ситуации межкультурной коммуникации самая стандартная ситуация может превратиться в незнакомую и привести к конфликту или непониманию между коммуникантами.
Нормы общения — это принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры. Нормы включают в себя:
■ коллективную оценку того, каким должно быть поведение
представителя данной культуры;
■ коллективную интерпретацию того, что значит то или иное
поведение;
■ частные реакции на поведение, в том числе и запреты на
нежелательное поведение.
Культурными антропологами давно замечено, что одним И3 существенных различий между культурами является степень жесткости общепринятых норм и правил. Считается, что на ком^' никативное поведение людей наиболее сильно влияют два основ-ных вида норм — правосудия и взаимности.
Галвл2. Межличностная коммуникация________________ 137
Норма правосудия складывается из двух различных значений: справедливость и равенство. Норма справедливости говорит, что если ты что-то получаешь от человека, то должен что-то отдать ему взамен. Это приводит к своеобразному балансу во взаимоотношениях между людьми. Справедливость тесно связана с понятием заслуженное™, получения каких-то благ по праву. Норма равенства подразумевает, что все блага должны распределяться поровну между людьми независимо от их личного вклада и индивидуальных потребностей.
Проведенные исследования показывают, что в индивидуалистских культурах в основном ориентируются на норму справедливости, а в коллективистских — на равенство. Это связано с тем, что норма справедливости служит индивидуальным интересам человека, а норма равенства — общим интересам членов группы.
Культуры, ценящие норму справедливости, поощряют индивидуальные вклады, идеи, права и обязанности отдельной личности. Культуры, ценящие равенство, отдают приоритет групповой гармонии, согласию, обязанностям личности по отношению к их группе.
Норма взаимности служит развитию межличностных отношений. Она утверждает, что необходимо помогать тем, кто помог вам, нельзя причинить вред тому, кто оказал вам помощь. Иными словами, это внутреннее моральное соглашение, на котором основываются отношения между людьми. Но если в коллективистских культурах нормы взаимности обязательны, в индивидуалистских они считаются добровольными. Нормы добровольной взаимности основаны на свободном выборе человека и его желании взаимного общения, а нормы обязательной взаимности ориентируются на группу, ее потребности и интересы.
Правила — это предписания, говорящие, как должно вести себя в данной ситуации. В отличие от норм, которые практически полностью определяются культурой и усваиваются в процессе инкультурации и социализации, правила общения более инди-видуализированы и зависят от ситуации и личностных характеристик участников коммуникации. Если нарушение норм осуждается обществом, нарушение правил — нет. Правила складывается на основе целесообразности и служат людям для согласовали их деятельности и упорядочения социальной жизни. Прави-л^м нужно следовать, но их можно и нарушать; правила не является высшей истиной; они условны; их нельзя определить, но о **их можно договориться.
138 Разд&\ II. Основные положения теории коммуникации. MKj
В 1980-х годах М. Аргайл провел исследование, установившее что в человеческом обществе существуют универсальные правщ| общения, действующие в любой ситуации и в любой культуре. I
■ Следует уважать частные права другого человека.
■ Нужно смотреть в глаза собеседнику во время разговора. |
■ Не следует обсуждать с другими конфиденциальную инфор,
мацию.
■ Не следует проявлять сексуальную активность в отношение
другого человека.
■ Не следует публично критиковать другого человека.
■ Следует возвращать долги, услуги и т.п., как бы ни был$
они малы.
Следует также помнить, что в любой культуре есть коммуниМ кационные табу — темы, запрещенные для обсуждения. Нарушат! их категорически запрещается.
И, наконец, при изучении факторов, влияющих на эффектов^ ность коммуникации, выделяют еще один — лицо. Это публичный образ, которым каждый член общества заявляет о себе. В разньщ культурах разная степень представления проецируется на «лицо», т.е. допускается разная степень самораскрытия в общении.
В коллективистских культурах лицо определяется конкретно! ситуацией и контекстом общения, в индивидуалистских культур pax лицо обычно отражает внутреннее Я человека и не зависит от контекста ситуации. В таких культурах Я человека всегда свободно, «сохранение лица» связано с защитой своей автономии при одновременном уважении прав других людей. В коллективистских же культурах Я человека никогда не свободно, оно ограничено взаимными ролевыми обязательствами, долгом. «Сохранение лица» при этом понимается как поддержка другого «лица», иногда даже за счет урона собственному.
Так, в индивидуалистских культурах Германии, США и других стран прямота в обращении не воспринимается как угроза «лицу» другого. В коллективистских же культурах восточных стран, например Японии, Китая, прямой стиль коммуникации воспринимается как угрожающий и ущемляющий «лицо» другого.
Разумеется, в общении собеседник может уважать, отстаивать, третировать или отвергать заботу другого о собственном и чужом лице. Американская исследовательница С. Тинг-Туми предложила интересную теорию о «поддержании лица» в процессе общения. Ее основные положения:
Гшдва 2. Межличностная коммуникация______________________ 139
■ Во всех культурах есть понятие «лицо».
■ Угроза «потери лица» возникает в ситуации неопределенно
сти (требование, жалоба, одобрение, конфликт), когда идентич
ности коммуникантов подвергаются оценке или сомнению.
■ В проблемных ситуациях обе стороны заботятся либо о за
щите своего лица, либо о поддержке лица другого (либо и то, и
другое вместе).
■ На защиту своего или чужого лица влияют особенности от
ношений (степень близости) и факторы ситуации общения (фор
мальная или неформальная, публичная или частная), а также сте
пень ясности источника проблемы или конфликта.
■ Эти измерения могут быть подвержены влиянию культур
ных норм, ожиданий и должны быть интерпретированы в куль
турном контексте.
Установлено, что в индивидуалистских культурах люди больше заботятся о поддержании собственного «лица», а в коллективистских — о поддержании собственного «лица» и «лица» другого человека.
Литература
1. Доценко Е.П. Межличностное общение: семантика и механизмы. —
Тюмень, 1998.
2. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — Самара, 1998.
3. Казаринова Н.В. Межличностное общение. — Спб., 2000.
4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное об
щение: Учебник для вузов. — СПб., 2001.
5. Мантанов В.В. Образ, знак, условность. — М., 1980.
6. Петров М.К. Язык, знак, культура. — М., 1991.
7. Розенберг М. Эффективное общение без принуждения. — М., 1996.
8. Соловьев О.В. Обратная связь в межличностном общении. — М., 1992.
9. Цуканова Е.В. Психологические трудности в межличностном обще
нии. — Киев, 1985.
Глава 3
Шшшшшшшшшшшшшшшшшшшшиш
Межкультурная коммуникация
Понятие и сущность МКК. Типы МКК. Культурная дистанция. Теория редукции неуверенности. Основные теории МКК. Аксиомы МКК
3.1. Особенности межличностной
коммуникации при межкультурном общении. Понятие межкультурной коммуникации
Стремление понять чужие культуры или их представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их как недостойные, оценивая при этом носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных качеств и вообще каких бы то ни было человеческих достоинств. Такого рода полярное отношение к другим культурам существовало на всем протяжении человеческой истории. В трансформированном виде эта дилемма сохраняется и сегодня и выражается в том, что само понятие межкультурной коммуникации вызывает множество споров и дискуссий в научной литературе и среди специалистов-практиков. Это понятие появилось на свет в результате компромисса. Синонимами его являются кросс-культурная, межэтническая коммуникация, а также понятие межкультурной интеракции.
Большинство специалистов считают, что говорить о межкультурной коммуникации (интеракции) можно лишь в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как чужое. Отношения являются меЖ-культурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного обше-ния. При этом постоянно выявляются как характерные, так и не-
г^рА 3. Межкультурная коммуникация_________________ 141
prv------ . *£S-^>
знакомые свойства, как тождество, так и инакомыслие, как при-рьяное, так и новое в отношениях, представлениях и чувствах, возникающих у людей.
Как мы уже отмечали, понятие «межкультурная коммуника-I цця» впервые было сформулировано в 1954 году в работе Г. Трей-гера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». В этой работе под межкультурной коммуникацией понималась идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем жела-j нии как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру. С тех пор исследователи продвинулись достаточно далеко в теоретической разработке этого феномена. В результате многочисленных исследований были определены наиболее характерные черты межкультурной коммуникации. Так, было отмечено, что для межкультурной коммуникации необходима принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культу-i рам. Для нее также необходимо осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга. По своей сущности межкультурная коммуникация — это всегда межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого.
Действительно, не вызывает сомнений, что коммуникация будет межкультурной, если она происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами приводят к ка-! ким-либо трудностям в общении. Эти трудности связаны с разницей в ожиданиях и предубеждениях, свойственных каждому человеку, и, естественно, отличающихся в разных культурах. У представителей разных культур по-разному идет дешифровка полученных сообщений. Все это становится значимым только в акте коммуникации и приводит к непониманию и напряженности, трудности и невозможности общения.
И, наконец, межкультурная коммуникация основывается на
[ пРоцессе символического взаимодействия между индивидуумами
I и группами, культурные различия которых можно распознать.
; восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, форму
[ й Результат контакта. Каждый участник культурного контакта рас-
j Слагает своей собственной системой правил, функционирующих
I Та*<им образом, чтобы отосланные и полученные послания могли
бь*ть закодированы и раскодированы. Признаки межкультурных
Различий могут быть интерпретированы как различия вербальных
и невербальных кодов в специфическом контексте коммуника-
142 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. Мк^
ции. На процесс интерпретации, помимо культурных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуникан-та. Поэтому степень межкультурности каждого конкретного акта коммуникации зависит от толерантности, предприимчивости, личного опыта его участников.
На основании сказанного межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.
Как и в культурной антропологии, в межкультурной коммуникации выделяют сферы макрокультуры и микрокультуры.
В современной исторической ситуации очевидным является факт, что на нашей планете существуют огромные территории, структурно и органически объединенные в одну социальную систему со своими культурными традициями. Например, можно говорить об американской культуре, латиноамериканской культуре, африканской культуре, европейской культуре, азиатской культуре и т.д. Чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку и из-за своей масштабности получили название макрокультур. Вполне естественно, что внутри этих макрокультур обнаруживается значительное число субкультурных различий, но обнаруживаются также и черты сходства, которые и позволяют говорить о наличии такого рода макрокультур, а население соответствующих регионов считать представителями одной культуры. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом. В этом случае межкультурная коммуникация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в горизонтальной плоскости.
В то же время, добровольно или нет, но многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения — это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковость восприятия мира. Материнская культура отличается от микрокультуры разной этнической, религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, половозрастными характеристиками, семейным положение^ и социальным статусом их членов. Иными словами, субкультура ми называются культуры разных социальных групп и слоев внут'
f.MBA 3. Межкультурная коммуникация____________________ 143
ри одного общества. Поэтому связь между субкультурами проте-! кает внутри этого общества и является вертикальной.
Внутри каждой сферы межкультурная коммуникация происходит на разных уровнях. Можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации на микроуровне.
■ Межэтническая коммуникация — это общение между лица-
I ми, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще
всего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое культурное наследство этнические группы передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Совместное существование в рамках одного общества естественно приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями.
■ Контркультурная коммуникация — происходит между пред
ставителями материнской культуры и дочерней субкультуры и
выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и
идеалами материнской. Характерной особенностью этого уровня
коммуникации является отказ субкультурных групп от ценностей
доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм
и правил, противопоставляющих их ценностям большинства.
■ Коммуникация среди социальных классов и групп — основыва
ется на различиях между социальными группами и классами того
или иного общества. В мире нет ни одного социально однородно
го общества. Все различия между людьми возникают в результате
их происхождения, образования, профессии, социального статуса
и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большин
ством населения, между богатыми и бедными довольно велико.
Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традици
ях и др. Несмотря на то что все эти люди принадлежат к одной
культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отража
ется на коммуникации между ними.
■ Коммуникация между представителями различных демографи
ческих групп: религиозных (например, между католиками и проте
стантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчи
нами и женщинами, между представителями разных поколений).
Общение между людьми в данном случае определяется их при-
НаДлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенно
стями культуры этой группы.
■ Коммуникация между городскими и сельскими жителями — ос-
**°вывается на различиях между городом и деревней в стиле и тем-
144 Раздка П. Основные положения теории коммуникации. МКк
пе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые прямы^ образом сказываются на процессе коммуникации между этими груп-. пами населения.
■ Региональная коммуникация — возникает между жителями
различных областей (местностей), поведение которых в одинако
вой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жи
тели одного американского штата испытывают значительные зщЛ
руднения при общении с представителями другого штата. Жители
Новой Англии отталкивает приторно-сладкий стиль общения жи
телей южных штатов, который они считают неискренним. А жи
тель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего
северного друга как грубость.
■ Коммуникация в деловой культуре — возникает из-за того,
что каждая организация (фирма) располагает рядом специфичес
ких обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и
при контакте представителей разных предприятий может возник
нуть непонимание.
Общей характерной чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Дело в том, что большинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.
Когда в коммуникацию вступают представители разных культур, тогда сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир. При этом каждый из партнеров не осознает эти различия, считает свой образ мира нормальным и в итоге нечто само собой разумеющееся одной стороны встречает нечто само собой разумеющееся другой стороны. Сначала обе стороны замечают, что здесь что-то не так. Пытаясь объяснить эту ситуацию, каждая сторона не ставит под сомнение свое «нечто само собой разумеющееся», охотнее думает о глупости, невежественности или злом умысле своего партнера. Здесь возникает представление о «чужом», которое и становится ключевым понятием к пониманию межкультурной коммуникации. «Чужое» понимается как нездеШ'
гу^аЗ. Межкультурная коммуникация_________________ 145
нее? иностранное, еще незнакомое и необычное. И действительно, сталкиваясь с чужой культурой, мы видим в ней много необычного и странного. Только поняв это, мы постепенно сможем прийти к пониманию причин нашей неадекватности в ситуации коммуникации.
3.2. Аффективная нагрузка участников МКК и ее зависимость от культурной дистанции
Одним из специфических аспектов межкультурной коммуникации являются аффективные реакции на те или иные элементы других культур. Взаимодействие с незнакомыми людьми, особенно с представителями аутгрупп (внешних групп), сопровождается большим психологическим напряжением, переживаниями и страхом, чем со знакомыми людьми — членами ингрупп. Но в разных культурах члены ингрупп по-разному относятся к чужим. Поэтому эффективность межкультурной коммуникации будет зависеть также и от этой установки.
Специальные исследования показали, что представители чужих культур легче устанавливают связи с ингруппами в индивидуалистских культурах, чем в коллективистских. Это связано с тем, что коллективистские культуры требуют от своих членов такого слияния с группой, чтобы та могла в случае необходимости выступать единым фронтом. В индивидуалистских культурах от людей требуется поступать так, как они сами находят нужным, даже если их позиция не совпадает с позицией группы.
Исследования в Японии, США и Корее установили, что наименьшие трудности в общении с незнакомыми и иностранцами испытывали американцы, наибольшие — японцы и корейцы. Для коллективистских культур характерно стремление присоединить-Ся к ингруппе, а в индивидуалистских культурах все зависит от ЛИхШой окраски отношений. Разумеется, когда отношения между Л1°Дьми становятся ближе, значение групповой принадлежности аРтнера начинает уменьшаться.
Чтобы определить, насколько трудно будет происходить кон-акт одной культуры с другой, в культурной антропологии было ВеДено понятие культурной дистанции — степени близости или Совместимости культур друг с другом. Сравнительные наблюде-
146 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. МКк
ния привели ученых к выводу, что представителям близких кул^ тур, культурная дистанция между которыми меньше, легче адац. тироваться к новой культуре. Понятие «культурная дистанция» фиксирует различия между одними и теми же элементами в раз. ных культурах: климат, одежда, пища, язык, религия, уровень образования, материальный комфорт, структура семьи, обычаи уха. живания и т.д. Например, евреи — выходцы из бывшего СССР чувствуют себя комфортнее в Германии, чем в Израиле, в том числе и потому, что в Германии есть больше климатических и природных соответствий привычным условиям.
В действительности мало установить культурную дистанцию и объективно измерить ее. На субъективное восприятие культурной дистанции влияет множество других факторов. Среди них — наличие или отсутствие войн или конфликтов, как в настоящее время, так и в историческом прошлом; степень компетентности человека в чужом языке и культуре; равенство (неравенство) статусов партнеров и наличие у них общих целей в межкультурном общении. Поэтому субъективно культурная дистанция может восприниматься как более далекая, чем она есть на самом деле. Но не лучше бывает и тогда, когда культура воспринимается ближе, чем она есть на самом деле (в эту ловушку часто попадают американцы в Великобритании).