Аффективно-оценочная коммуникация

Аффективно-оценочная коммуникация основывается на вы­ражении либо положительных, либо отрицательных чувств в от­ношении другого человека. В этом виде коммуникации нет объек­тивного изложения фактов, а есть пристрастность, которая также необходима во многих сферах человеческой жизни. Этнические предубеждения, стереотипы, предрассудки, обывательское мнение, всевозможные слухи — все это формы аффективно-оценочной коммуникации. Наиболее распространенным примером этого вида коммуникации является признание в любви, в котором присут­ствует не только эмоциональная сторона, но и оценочная: жен­щина ожидает признания, что она самая лучшая на свете, хотя, разумеется, это не соответствует действительности.

Отличительной особенностью аффективно-оценочного вида коммуникации является возможность усилить или ослабить оцен­ку и выражение чувств, что невозможно сделать при информа­тивной коммуникации. В то же время важной составляющей аф' фективной коммуникации является эмпатия — способность ви­деть мир с точки зрения другого человека, разделять его чувства и переживания. Здесь эмпатия присутствует в двух формах: во первых, это чувствительность к эмоциональным потребностям близкого человека, умение понять вербальные и невербальны^ проявления его чувств и готовность разделить эти чувства; во вторых, эмпатия означает также умение ответить на эмоционаЛ*' ную потребность таким способом, который будет уместен и пр#' годен для собеседника.

[у4В4 2. Межличностная коммуникация_____________________ 123

> 3.3. Рекреативная коммуникация

Рекреативная коммуникация включает в себя различные фор-ihi развлекательного общения, которые позволяют собеседникам эасслабиться и отдохнуть. В этом виде коммуникации люди со­здают воображаемые ситуации и передают друг другу информа­цию о них: рассказывают истории, анекдоты и т.п. К наиболее распространенным формам рекреативной коммуникации относятся различного рода дискуссии, конкурсы, состязания, тематические олимпиады и т.д.

2.3.4. Убеждающая коммуникация

Убеждающая коммуникация представляет собой такой вид ком­муникации, который направлен на стимулирование какого-либо действия. Она выражается в приказе, совете, просьбе.-В такой фор­ме участники коммуникации воздействуют друг на друга, стремясь достигнуть определенного типа поведения у своего партнера. В процессе убеждающей коммуникации люди пытаются повлиять на ' убеждения или действия других людей. Она подразумевает обще­ние как знакомых (начальник и подчиненный), так и незнакомых людей (обращение человека в органы власти с жалобой). Наиболее известной формой этого вида коммуникации является реклама.

Убеждающая коммуникация содержит в себе элемент манипу­ляции поведением других людей. В какой-то степени лексика куль­турного диалога подчиняется этой цели. Например, когда при об­щении мы улыбаемся и говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно надеемся вызвать расположение собеседника. Внешний вид также может выполнять функцию убеждающей коммуникации: неопрятным видом мы намеренно отталкиваем других, а опрят­ным стараемся расположить к себе тех, от кого зависят наши шан­сы на успех. Букет цветов может выполнять как аффективно-оце-ночную, так и убеждающую роль, так как помогает расположить к Себе, повлиять на будущее поведение партнера.

^•3.5. Ритуальная коммуникация

Ритуальная коммуникация заключается в соблюдении и вы-п°лнении социально установленных форм поведения. Ее приме-Р°№ может служить общение учителя и учеников: когда учитель Вх°Дит в класс, школьники дружно встают. Каждый из них от-

Аффективно-оценочная коммуникация - student2.ru 124 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. 1Ууц

дельно участвует в коллективном ритуальном действии. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием. У нарушающих нор. мы ритуальной коммуникации возникает много проблем при об-щении с окружающими людьми, например непонимание или нео­добрение их поведения.

Наряду с отмеченными видами целый ряд исследователей в области коммуникации выделяют массовую (в обществе в целом), ограниченную (внутри различных социальных групп), межличнос­тную (между двумя индивидами) и внутриличностную (между че­ловеком и электронными средствами передачи информации) ком­муникации. В контексте учебного пособия выделение именно этих видов коммуникации представляет наибольший интерес, именно эта типология представляется наиболее важной. Фактически эти виды коммуникации можно свести только к межличностной и массовой коммуникациям, представляющим два полюса взаимо­действия. На одном полюсе — способы коммуникации, завися­щие только от индивидуальных характеристик людей, участвую­щих в ней. На другом — способы коммуникации, зависящие от характеристик социальных групп, к которым принадлежат взаи­модействующие люди. Но при этом следует помнить, что во всех случаях речь идет о коммуникации между индивидами, так как только через них возможны межгрупповые контакты и массовая коммуникация в целом. Межкультурная коммуникация также явля­ется, прежде всего, межличностной коммуникацией.

В ситуации межличностной коммуникации огромную роль играет культурная принадлежность коммуникантов. Мы уже неод­нократно говорили, что культура не может существовать вне про­цесса общения. Но и коммуникация всегда имеет в своей основе правила поведения, базирующиеся на культурных нормах и цен­ностях. Носителем любой культуры, непосредственным участни­ком коммуникации всегда выступает человек. Каждого индивида можно сравнить с «культурным айсбергом», ведь его поведение определяется заложенными в него в процессе инкультурации цен-ностями и нормами культуры. Они же определяют вербальные, невербальные и паравербальные средства коммуникации, исполь­зующиеся человеком в той или иной ситуации.

Поскольку существуют разные, отличающиеся друг от дрУ1^ культуры, то вполне естественно, что участники коммуникации могут принадлежать как к одной, так и к разным культурам. РазУ' меется, принадлежность к одной культуре облегчает коммуника­цию, принадлежность к разным культурам усложняет ее.

г ива 2. Межличностная коммуникация________________ 125

Общаясь с другим человеком, мы используем все вербальные л невербальные средства, находящиеся в нашем распоряжении. И если участники коммуникации понимают и замечают любые вер­бальные и невербальные нюансы, то интерпретация и дешифров-I jca полученных сигналов-символов идет автоматически, незамет-до, как само собой разумеющееся. Так происходит при обычной межличностной коммуникации. Но если один из участников ком­муникации не реагирует на какой-то вербальный или невербаль­ный знак, не понимает значения какого-то слова или реплики, возникает непонимание, напряженность, начинаются трудности в интерпретации. Это может свидетельствовать о переходе обычной межличностной коммуникации в межкультурную.

2.4. Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее

2.4.1. Понятие успешной коммуникации

Как уже было отмечено, общение между людьми, в отличие от общения животных, облечено в различные формы, подчинено со­ответствующим условностям и законам. На этом основании ком­муникация в каждом конкретном случае происходит с различной степенью успеха и эффективности. Как показывают наблюдения, для достижения высокой эффективности коммуникации очень важно межличностное восприятие, то есть целостное отражение внешнего облика и поведения другого человека, его понимание и оценка. Оно может быть адекватным (то есть соответствующим . Действительности) или искаженным. Зачастую отражение другого бывает неадекватным из-за индивидуальных особенностей парт­нера и отсутствия навыков общения, а также умений «читать» ха­рактер и намерения других по элементам вербальных и невер­бальных сигналов. Как правило, на формирование мнения о дру­гом человеке влияет первое впечатление о нем.

Однако, в конечном счете, успех коммуникации определяется ЦЭДьщ радом показателей, среди которых важнейшими являются Прагматический и социально-психологический аспекты. В первом СлУчае эффективность коммуникации определяется достижением ^ставленной цели и успешностью преодоления препятствий, воз-^Икщих в ходе ее достижения. С социально-психологической точ-

Аффективно-оценочная коммуникация - student2.ru 126 Разд&\ II. Основные положения теории коммуникации. МК^

ки зрения важнейшим является удовлетворенность от самого про. цесса общения (когда в ходе общения не возникает чувства доса­ды, длительных пауз, устанавливаются психологический контакт и доверительные отношения с партнером). Этому сопутствует от­сутствие трудностей: напряженности, скованности, внутренних преград и зажатости. Иными словами, это субъективное ощуще. ние, связанное с чувством полноценности и стабильности меж­личностных отношений при отсутствии страхов, подозрительнос­ти и чувства одиночества.

Успех коммуникации проявляется также в достижении и со­хранении контакта с партнером в целях стабилизации межлично­стных отношений, их согласия и взаимной приспособленности. В данном случае успешный итог понимается не столько как конк­ретный конечный результат, а скорее как процесс, в который оба партнера должны сделать равный вклад.

Таким образом, успех коммуникации является интегральной характеристикой коммуникативного поведения человека. В этом контексте межличностная коммуникация представляет собой про­цесс, который регулируется как определенными социокультурны­ми закономерностями, так и культурно установленными правила­ми. И этот процесс определяется одновременно и внешними воз­действиями (стимулами), и внутренним состоянием человека.

Наши рекомендации