Определение коммуникации, общения. Соотношение этих понятий
В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др. Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесЯ котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.
В i960—1970-е годы различные аспекты процесса общения заинтересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сделали на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения. Общение теперь определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. Свое внимание исследователи при этом сосредоточили на психологических характеристиках участников оби# ния, особенностях речевой деятельности, правилах речевого поведи ния, но почти не обращались к анализу механизма общения.
В 1980-е годы различные способы общения стали изучаться с°' циологами, занимавшимися анализом социальной сущности обШе ния, которое понималось как следствие закономерностей функИ*1'
/ \\ba_L Понятие коммуникации и еероль вконцепции культуры 99
онирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций, общественных институтов. Тогда %q появился логико-семиотический и культурологический интерес к общению, который удовлетворялся в рамках социо- и психолингвистики. В рамках этих научных направлений стало возможным связать коммуникативный акт с личностью участника общения, понять общение как феномен того или иного типа культуры.
При изучении процессов общения зарубежные исследователи давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят и отечественными учеными. В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия.
В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь, слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями; информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае действительно нет разницы между общением и коммуникацией. Именно так рассуждают лингвисты, для которых общение — это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевых ситуациях.
В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинр-нимические понятия. Здесь термин «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX века, используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (об-Мен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные провесы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аф-Фективно-оценочного характера. В числе основных функций обще-^ также выделяются контактная, призванная удовлетворить по-фебность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, {^являющаяся в постоянном стремлении человека определенным Разом воздействовать на своего партнера. Поэтому общение озна-сает в°здействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также Тасование или потенциальный либо реальный конфликт.
100 Раздел II. Основные положения теории коммуникации, Мщ
Существует точка зрения, что базовой категорией является ком. муникация, которая между людьми протекает в форме общенщ как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существу^ и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» л «коммуникация», в которой основной категорией считается обще, ние, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздев ствия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопо* нимания). При этом коммуникация выступает своего рода посред. ником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь в обоих случаях несмотря на внешние различия основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия.
Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются ш соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение — информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. В отличие от него коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вер' бальных и невербальных коммуникативных средств.
1.2. Коммуникация и культура
Многочисленные определения термина «культура», существу' ющие в науке, позволяют отметить основное. Культура — это суй' ностная характеристика человека, связанная с чисто человечески способностью целенаправленного преобразования окружаюШ^
глава! • Понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры 101
мИра, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сделало человеком или имеет к нему отношение, является частью культуры. Коммуникация и общение являются важнейшей частью че-довеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми.
Как мы уже отмечали, только в общении с взрослыми и сверстниками маленький ребенок становится человеком. Только через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры. Только через общение человек может соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм — социум. В процессах социального взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах (вербальное и невербальное), видах (формальное и неформальное), типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников. В зависимости от специфики культурных различий в межкультурной коммуникации принято Различать коллективистский и индивидуалистский виды культу-Ры. Коллективистский вид культуры распространен преимуще-Ственно среди восточных народов, в культурах которых главной Ценностью является отождествление себя с коллективом. Данный вНд культуры является господствующим у народов Японии, Ки-Тая, России и большинства африканских стран. Зачастую предстатели этих культур могут употреблять местоимение «мы», выска-
ь*вая свое личное мнение. Человек, принадлежащий к индивиду-^Истской культуре, может воспринять это высказывание как об-|{Jee мнение коллектива, но не как личное мнение говорящего.
федставители коллективистских культур часто забывают свои
102 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. МКк
с**- ' "^
личные интересы ради успешного межличностного взаимодействия, Человек в таких культурах оценивается по его способности устанавливать контакт с другими людьми, и по этой способности дру„ гие судят о его характере и компетенции. В традиционном китай* ском обществе даже нет точного слова, которое передавало бы адекватно смысл понятия «личность», которое широко распространено в западных культурах. Для японцев существует понятие индивидуум, в первую очередь, как часть целой группы. Когда члены японской семьи разговаривают друг с другом, то называют другу друга не по именам, а терминами, указывающими на положение конкретного человека в группе (например, невестка). Когда сын занимает в семье место умершего отца, то все называют его отцом, даже собственная мать так называет своего сына.
В Японии вообще господствует убеждение, что коллектив, группа — наиболее устойчивое и постоянное из всех явлений общественной жизни. Каждый отдельный индивид в группе — ее преходящая часть, и поэтому он не может существовать вне группы. При этом человек по собственной воле подчиняет себя группе. Индивидуальное развитие личности идет за счет того, что она находит свое место в группе. Любой групповой успех распространяется и на каждого члена группы. Поэтому японцы оказываются не в состоянии понять американцев, которые чрезвычайно динамичны в своих групповых отношениях: они постоянно образуют различные группы, переходят из одной в другую и меняют свои убеждения. Для японца покинуть группу означает потерять идентичность. Там, как только человек становится работником предприятия, он становится составной частью группы и остается таковым до конца жизни. Новый работник находится в подчинении у пришедших ранее и соответственно ему повинуются те люди, которые пришли в группу позже В Японии вся жизнь человека связана с предприятием, оно является для него центром культурной и социальной жизни. Свободное время все сотрудники проводят вместе, отпуск проводят в одно* доме отдыха, события личной жизни, такие, как свадьба, или ра3' вод, тоже являются предметом заботы всего коллектива.
И напротив, в индивидуалистских культурах акцент делаете на личность, и главной ценностью в них является индивидуализм Такая ориентация в большей степени распространена в западно* культуре. Там каждый человек имеет свои принципы и убеЖДе' ния. В этих культурах все поступки человека направлены на сеС Индивидуализм является наиболее характерной чертой поведей*
рМВА 1. Понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры 103
американцев. В отличие от представителей японской культуры, которые стараются всегда быть незаметными и не выделяться из общей массы, американцы считают, что их поведение должно быть напористым и отличаться уверенностью действий, которые ведут к жизненному успеху и признанию в обществе.
Закономерно, что тот или иной вид культуры порождает свой тип общения. Так, представители коллективистских культур стараются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невербальных средствах коммуникации, которые, по их мнению, позволяют им лучше выяснить и понять намерения собеседника, определить ею отношение к ним. Со своей стороны, представители индивидуалистских культур предпочитают прямые формы общения и открытые способы решения конфликтов. Поэтому в процессе коммуникации они используют преимущественно вербальные способы.
Общение происходит на трех уровнях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный уровень представляет собой общение посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом этого уровня взаимодействия является взаимопонимание между людьми. Интерактивный уровень — это общение, учитывающее личностные характеристики людей. Оно приводит к определенным взаимоотношениям между людьми. Перцептивный уровень дает возможность взаимного познания и сближения людей на этой рациональной основе. Он представляет собой процесс восприятия партнерами друг друга, определение контекста встречи. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты восприятия и учитывать их для снижения его искажения.
^ТЕРАТУРА_________
1- БодалевА.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
2. ГриммакЛ.П. Общение с собой: начало психологической активнос
ти. - М., 1991.
3. Ерастов Н.П. Психология общения. — Ярославль, 1979.
4- Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.
5- Познание и общение. — М., 1988.
Глава 2
Межличностная коммуникация
Межличностная коммуникация и ее особенности. Модели коммуникационных процессов (линейная, трансакционная, интерактивная). Кодирование и декодирование информации в процессе коммуникации. Символический характер коммуникации. Симметричность, одновременность и непрерывность коммуникации. Каналы и аспекты коммуникации. Функции коммуникации и основные ее виды. Личностные факторы коммуникации
Приступая к исследованию основ межкультурной коммуника ции, следует всегда помнить, что она имеет место не между культурами, а между индивидами, которые в той или иной степени являются носителями различных культурных ценностей. Иными словами, межкультурная коммуникация проявляется в форме межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация понимается ка* процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для нее характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от других видов коммуникации. Межличностная коммуникация может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации. Идеальным образцом межличностной коммуникации является неформальная беседа двух человек. Характерными чертами этого вида коммуникации являются частая смена тематики, доминирование одной стороны в силу ее большей активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможное^ вернуться к прежней тематике, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами. При возникновении формальных ситуаций, как правило, используются только общепринятые нормы коммуникации (нельзя, например, подойти к незнакомому человеку и хлопнуть его по плечу в знак приветствия) и определенная последовательность высказываний'
2.1. Модели коммуникационных процессов
В основе межличностной коммуникации лежат различные U0" тивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминанты этого вида коммуникации могут выступать передача или получение к**
г\ава2- Межличностная коммуникация_________________ 105
кой-либо информации, побуждение партнера к совершению действий, намерение изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку и т.д. В зависимости от этих факторов принято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.
1. Наиболее широкое распространение получила линейная мо
дель, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках ко
торого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид
сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-
либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.). Если сообщение
достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или поме
хи, то коммуникация считается успешной. Данная модель при
влекает внимание к некоторым важным моментам в процессе ком
муникации. Это — влияние канала, по которому получено сооб
щение, на реакцию получателя. Так, признание в любви при встрече
с глазу на глаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в
письме или услышанное по телефону. Также линейная модель
обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение.
К ним относятся как физические (людное, шумное помещение),
так и психологические (они связаны с физическим или эмоцио
нальным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспри
нимать сообщение) помехи. Но у этой модели есть недостаток —
она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс,
идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится
для описания письменной коммуникации, воздействия средств
массовой информации, где получатель сообщения рассматривает
ся как объект воздействия.
2. Другой моделью межличностной коммуникации является
трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как про
цесс одновременного отправления и получения сообщений ком
муникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы
способны получать и декодировать сообщение другого человека,
Реагировать на него, и в то же самое время другой человек получа
ет наше сообщение и отвечает на него. Таким образом, акт комму
никации невозможно отделить от событий, которые ему предше
ствуют и следуют за ним. Эта модель обращает наше внимание на
то обстоятельство, что коммуникация — это процесс, в котором
л*оди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с
Футом. Данная модель намного лучше описывает процессы ком-
мУникации, чем линейная.
3. Существует также интерактивная, или круговая модель, меж-
лйчностной коммуникации. Она представляет собой не просто
106 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. ЦК){
процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию Важным элементом этой модели является обратная связь. Это ^ реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответ* ном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер комму* никации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.
Круговая модель, подобно линейной, изображает коммуникацию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, причем ключевой фигурой в них является отправитель сообщения, так как от него зависит реакция получателя информации. Именно поэтому они считаются устаревшими по сравнению с трансакци-онной моделью. Но для описания процессов межкультурной коммуникации и понимания ее специфики больше подходит именно круговая модель, которой мы и будем пользоваться в дальнейшем.
Рассмотрим эту модель подробнее. Она состоит из следующих элементов: отправитель (источник) — кодирование — сообщение — канал — декодирование — получатель — обратная связь. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы», препятствующие эффективной коммуникации. Эффективность коммуникации характеризуется тем, что переданная информация должна быть понята в соответствии с ее первоначальным значением. Поэтому коммуникация — это не только передача, но и понимание информации.
■ Отправитель (источник) — создатель сообщений, им может
быть как человек, так и организация (хотя в любой организации
сообщения составляют люди).
■ Кодирование — превращение сообщения в символическую
форму.
■ Сообщение — информация, идея, ради которой осуществля
ется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть уст
ным, письменным или визуальным.
■ Канал — путь физической передачи сообщения, средство, с
помощью которого передается сообщение. Он может быть меж
личностным и массовым.
■ Декодирование — расшифровка сообщения, которая в резуль
тате различных помех может быть более или менее адекватной.
■ Получатель — объект, которому передается сообщение. ИМ
так же может быть как отдельный человек, так и организация. 1
г\авл2. Межличностная коммуникация_____________________ 107
я Обратная связь — принятое сообщение вызывает у получа-теЛя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.
Согласно этой модели процесс межличностной коммуникация начинается с того, что отправитель, которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом, устойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение, преследуя определенные цели. Его сообщение может быть как вербальным, так и невербальным. Отправитель должен стремиться к тому, чтобы его послание было как можно более понятным, четким и убедительным. Подготовленное сообщение кодируется, то есть превращается в символическую форму. После этого оно по выбранному каналу передается получателю. Могут быть использованы речь, письмо, а также доступные сегодня средства связи, среди которых все большую роль играют электронные средства передачи информации. Получатель — это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличными от качеств отправителя. Поэтому, когда получатель принимает сообщение и декодирует его, расшифровка послания происходит не полностью, а с частичными искажениями. Затем получатель реагирует на сообщение на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тоже является сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю.
На этапах кодирования, передачи и декодирования информации возможны помехи. При кодировании помехи возникают из-за ограниченного количества символов, неточности в самом послании. Во время передачи сообщения помехи носят в основном технический характер (плохая слышимость, видимость и т.п.). При Декодировании получатель сообщения в силу иного жизненного °пыта, социального положения и других причин может приписать символам, использованным в сообщении, иное значение, чем отправитель, и в силу этого понять послание не так, как хотел °тправитель. Поэтому эффективность коммуникации тесно связана с уменьшением помех. Можно свести к минимуму техничес-^е помехи при передаче сообщения, нужно стремиться к максимальному упрощению языка послания. Но унифицировать процессы восприятия информации, носящие индивидуальный харак-ТеР, полностью невозможно. Поэтому эффективность коммуникации никогда не будет абсолютной.
"I
108 Разд&\ II. Основные положения теории коммуникации. МК^
Существенную роль в процессе межличностной коммуника,. ции играют не отмеченные в схеме, но очень важные психологи, ческие и социальные характеристики акта общения.
К психологическим компонентам акта коммуникации прежде всего относятся коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационная сторона общения. Они определяют, что, за. чем и почему хочет сообщить автор получателю, а также понима* ние сообщения, то есть когнитивную составляющую.
Коммуникативное намерение — это желание вступить в общение с другим человеком. Такое намерение присутствует у вас, когда вы приглашаете кого-то на прогулку, но отсутствует, если вы идете гулять в одиночку.
Замысел сообщения — это информация в исходном виде, которую автор хочет передать получателю, проект, идея предстоящего сообщения.
Цели сообщения обычно делятся на две группы: ближайшие, непосредственно выражаемые автором, и более отдаленные, долговременные. Среди ближайших целей обычно выделяют интеллектуальные, связанные с получением информации, выяснением позиций и мнений, разъяснением и критикой. Также есть цели, ' связанные с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера, побуждение к действию
За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий сообщение. Это — более отдаленные цели коммуникации. Так, человек, поддерживающий не очень интересный для него разговор, может преследовать более отдаленную цель установления хороших отношений со своим партнером. Люди обычно скрывают или маскируют свои отдаленные цели коммуникации, но их можно выявить по общему характеру коммуникативного акта, по непроизвольным (вербальным или невербальным) проявлениям автора сообщения.
Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения. Оно связано с тем, насколько полно будет декодировано это сообщение.
К социальным компонентам коммуникативного акта относятся статусные и ситуативные роли его участников, а также используемые ими стилевые приемы.
Статусная роль указывает на поведение, предписанное чело* веку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.)
, ивл2. Межличностная коммуникация_________________ 109
положением, или статусом. В начале каждого коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание как собственной социальной роли, так и роли партнера. Без этого невозможно правильно ориентироваться в ситуации и выбрать нужную манеру поведения. Это можно сделать при представлении друг другу незнакомых людей, называя одну из его основных социальных ролей (мой друг, мой начальник и т.д.) либо определяя это самостоятельно по внешнему виду и поведению человека.
Ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации. Они существенно влияют на характер коммуникативного акта. Так, человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, следящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запреты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким человеком, готовым приспособиться к любой ситуации.
Стилевые характеристики участников коммуникативного акта проявляются в особенностях их речевого стиля, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Оценивая речевой стиль человека, можно выделить людей, говорящих только в одном неизменном стиле. Они не способны проявить языковую гибкость и в любой ситуации говорят одинаково. Человек с высоким уровнем языковой компетенции, с одной стороны, стремится сохранить свой стиль общения в разных ситуациях, но, с другой стороны, может менять его в зависимости от обстоятельств общения. Также есть разные стили слушания — от умения (желания) До полного неумения (нежелания) слышать.