Некоторые психологические механизмы инкультурации

Для специалистов, изучающих процессы инкультурации, очень важным является вопрос об их механизмах. Окончательного отве-га на этот вопрос пока нет, но ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, иденти­фикация, чувства стыда и вины.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка подра­жать определенной модели поведения. Обычно в качестве приме­ра выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей (политиков, артистов, журналистов и т.п.). Ребенок имитирует не только конкретные операции, например, поведение за столом, но и то, чему обучают его родители (например, правильно мыть голову и пр.). Потом, спустя годы, он будет так же обучать собственного ребенка. Ими­тация может быть связана и с неприятными моментами. Если ребенка наказывают, обижают, он вначале проделает это со сво­ими игрушками, а когда подрастет — то и со своими детьми. Считается, что взрослые, обижающие детей, сами подвергались оскорблениям в детстве.

Иногда родители просят детей слушаться их совета и не делать так, как делают они сами. Если при этом их не наказывают, дети склонны слушаться. Так, если дети любят и уважают своего отца, °н может удержать их от курения, даже если сам курит.

Идентификация — это способ усвоения детьми родительского

введения, установок и ценностей как своих собственных. Дети

воспринимают особенности личности родителей и других, тесно

вязанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих

Родителей, чтобы стать похожими на них.

1
84 ___________ Раздь\ 1. Культурно-антропологические основы Мщ

Если имитация и идентификация являются позитивными мщ низмами инкультурации, то стыд и вина — негативными. Первы{ способствуют формированию определенного поведения, вторые J запрещают или подавляют его. Хотя чувства стыда и вины Teed связаны друг с другом, они не во всем совпадают. Чувство стьЫ появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачи ли и опозорили. Если ребенок без спроса утащит конфеты щ будет подсматривать или подслушивать за родителями и его зас< танут за этими занятиями, он будет чувствовать себя подавлен ным и униженным.

Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для ей появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей сове сти, который говорит, что вы поступили плохо, и вы будете му чаться от сознания совершенного вами плохого поступка. То ed речь идет о наказании самого себя.

Литература

1. Некоторые психологические механизмы инкультурации - student2.ru Борисов А. Роскошь человеческого общения. — М., 2000.

2. Гидденс Э. Социология. — Челябинск, 1991.

3. Брасов B.C. Социальная культурология. — М., 1996.

4. Кравченко А.И. Культурология. — М., 2000.

5. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. — М., 1997.

6. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

Глава 5 Динамика культуры

Понятие «культурная динамика» и ее основные формы (инновация, обращение к культурному наследию, культурное заимствование). Куль­турная диффузия и ее современные формы. Культурная динамика в эпоху глобализации. Значение культурных изменений для взаимодей­ствия культур

5.1. Изменения культуры

5.1.1. Источники и механизмы изменений культуры

За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она ни­когда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополня­лась новыми материальными и духовными продуктами. Много­численные и разнообразные виды культурных изменений были определены в культурной антропологии понятием «культурная динамика», которое подразумевает все виды изменений, происхо­дящие в культуре и человеке под воздействием внешних и внут­ренних причин. Сегодня с помощью этого понятия в целом ряде гуманитарных наук описываются разнообразные модификации культуры, их причины, источники и результаты.

Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.

Внешние изменения проявляются как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо Форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое Сражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в раз-личнь1х ее видах и формах.

В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и РаспР°страняются различные элементы культурного опыта. Зна-

86_________ Раздел I. Культурно-антропологические основы Ыщ

чение, влияние и степень распространения этих элементов зав|

сит во многом от источника их возникновения. В культурной щ

тропологии принято выделять следующие источники культурно!

динамики: инновации, обращение к культурному наследию, J

имствования, культурная диффузия. 1

Инновации представляют собой изобретение новых образо!

символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности

направленных на изменение условий жизни людей, формировщ

ние нового типа мышления или восприятия мира. Причина]!

возникновения новаций являются неприятие отдельными инд|

видами или группами господствующих культурных ценностей

регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и щ

иск своих собственных путей культурного и социального само!

верждения. Это означает, что новации возникают как в традищ

онных, так и в модернизированных культурах. На массовом урор

не создателями культурных инноваций нередко выступают вых!

цы из других стран или другой социокультурной среды, оказыи

ющиеся гетерогенными для данного общества. [(

История происхождения тех или иных новаций показывав

что их носителями выступают те слои общества, которые не на!

дят себе достойного места в культурной действительности или |

ществующих типах культурной деятельности. Однако всякое Ф

вовведение в той или иной степени обречено на непринятие. Е$

оно оказывается несовместимым с традиционными основами уф

туры, если на него отсутствует спрос, если в нем нет заинтере!

ванности у какой-либо группы общества, тогда оно не нахо!

своего места в данной культуре. История культуры знает мно/'

ство примеров того, как культурные нововведения отторгал we

предавались забвению, если они не отвечали потребностям и|

тересам соответствующей социокультурной среды. И напро!

социальный заказ рождал поток культурных новаций, кото|

получали признание всего общества.

Обращение к культурному наследию как источник культурадинамики означает переоценку и использование в новых ycfl виях всей совокупности культурных достижений данного об* ства и его исторического опыта. Такое наследие обладает1" общества вневременной культурной ценностью, так как к #j относятся уникальные культурные достижения, не зависяшг времени их появления, которые переходят к новым поколеИ[ и в новые эпохи.

вЛ^Динамика культуры_______________________________ 87

Диалектика культурной динамики состоит в постоянном пере­ходе оТ ПРОШЛОГО к настоящему и будущему. Накопленному опы-прошлого противостоит повседневная практика настоящего,

ебующая постоянной расшифровки прежнего культурного опы-„а его приспособления, отбора и интерпретации.

Ценности и символы, воплощенные в памятниках прошлого, ста-ювятся важным фактором новой культуры. При этом они должны ie только сохраняться, но и воспроизводиться, раскрывая свой смысл дя новых поколений. Обращение к культурному наследию прошло-о призвано обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и енностей, сложившихся в обществе. Эти смыслы, нормы и ценно-ги превращаются в каноны или образцы, проверенные многолет­ен практикой; следование им обеспечивает привычные условия изни. Те элементы культурного наследия, которые передаются из жоления в поколение и сохраняются в течение длительного време-й, обеспечивают самобытность культуры. Содержание самобытности ютавляют не только традиционные явления культуры, но и более щвижные ее элементы: ценности, нормы, общественные институты.

Значительную роль в культурной динамике играют культурные имствования, то есть использование предметов, норм поведения, нностей, созданных и апробированных в других культурах. Дан-1й вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна льтура подвергается влиянию другой, более развитой. Однако при эм большинство людей менее развитой культуры, несмотря на шствование элементов другой культуры, сохраняют многие обы-д, нормы и ценности, присущие их родной культуре.

Культурные заимствования являются наиболее распространен­ии источниками культурных изменений по сравнению со все-другими. Этот источник культурной динамики может носить с прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и 'венный характер (через действие СМИ, потребляемые товары, >азовательные учреждения и т.д.). Однако в процессе заимство-я народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что яется близким его собственной культуре, может принести яв-3 или скрытую выгоду, даст преимущество перед другими на-ами, отвечает внутренним потребностям данного этноса. Характер, степень и эффективность культурных заимствова-[ ОгФеделяют, в основном, следующие факторы: ■ интенсивность контактов (частое взаимодействие культур ве-к быстрому усвоению инокультурных элементов);

Некоторые психологические механизмы инкультурации - student2.ru

88___________ Раздел I. Культурно-антропологические основы MKi ■ условия межкультурных контактов (насильственные контакт порождают реакцию отторжения); ■ степень дифференциации общества (наличие социокульту^ ных групп, готовых принять нововведения); ■ восприимчивость к чужой культуре (способность менять cbq поведение в зависимости от изменения культурного контекста), Наиболее распространенным примером культурных займет^ ваний может служить мода. К числу источников культурной динамики относится таюц синтез, представляющий собой взаимодействие и соединение раз нородных культурных элементов, в результате которого возникае новое культурное явление, отличающееся от обоих составляют^ его компонентов и имеющее собственное качество. Синтез имее место в том случае, если какая-либо культура осваивает достиже , ния в тех сферах, недостаточно развитых в ней самой, но при это! сохраняет присущую ей исходную основу и остается самобытно! В современных условиях синтез является важным источников , культурных преобразований во многих развивающихся странах.]! качестве наиболее яркого примера плодотворного соединения col ственных национальных и инокультурных элементов обычно при водится Япония, а также ряд стран Восточной и Юго-Восточно| Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.). 5.2. Культурная диффузия и ее современные контексты В качестве отдельного источника культурной динамики след) ет выделить культурную диффузию — взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одно) культуры в другую при их взаимодействии. Культурное взаймы действие — это культурный контакт, который может пройти бес следно, а может закончиться сильным влиянием взаимодействуй щих культур друг на друга либо односторонним влиянием. По сво# сути диффузия означает «заимствование» каких-либо достиженй' одной культуры у другой. По сравнению с другими видами культурных изменений диФ фузионные процессы являются исторически ранними. Это 00 из наиболее естественных форм существования и развития ку# туры, отражающая неравномерность природных и историчес^

А 5^инамика культуры___________________ ^^_____ 89

сдовий и возможностей отдельных народов. Благодаря этим про­весам происходит проникновение и распространение необходимых культурных новаций среди тех народов и культур, где эти новации по объективным причинам сами появиться не могут. Даже в регионе обитания одного народа, как правило, полезные новации не созда­ются параллельно и одновременно, они обычно возникают в каком-то одном месте, а затем быстро распространяются по всей близлежа­щей территории и зачастую заимствуются всеми соседями. Это и есть диффузия культуры в ее реальном проявлении. Таким образом сложилось цивилизационное единообразие Западной Европы.

Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, де­ятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонталь­ном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или от­дельными индивидами. Поэтому данное направление еще можно назвать межгрупповой диффузией. Примером диффузии подоб­ного рода может служить заимствование сотрудниками милиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира в ре­зультате их частых контактов с преступниками.

Вертикальная диффузия культур развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификацион­ной культурной диффузией. Тип стратификационной диффузии можно проследить на примере одежды, которая зачастую символизирует статусные различия людей. В современном обществе она превраща­ется в канал диффузии культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Финансовые возможности среднего класса сегодня позволяют ему покупать модную одежду, которую прежде носил толь­ко высший класс. Современные высококвалифицированные рабо­чие на Западе являются на работу в костюмах, которые раньше слу-№ли отличительным символом высшего класса.

Современная миссия культурной диффузии свидетельствует, Что она не утратила своего значения в культурной жизни народов, поскольку, как правило, имеет положительные социальные по­следствия для любого общества. Передача культурных ценностей одного народа к другому, а также из одного социокультурного Сл°я в другие ведет одновременно к демократизации общества и Росвещению населения. При этом сама культура становится бо-Лее Демократичной.

90__________ Раздел I. Культурно-антропологические основы Щ

5.3. Изменения культуры в эпоху глобализации

Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не коц тролируемого заимствования культурных ценностей имеет как ц0 зитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позв^ ляет народам больше общаться между собой и узнавать друг о щ ге. Общение и познание способствуют сближению народов. С щ гой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опаса потерей культурной самобытности. Распространение одинаковы культурных образцов по всему миру, открытость границ для кэд турного влияния и расширяющееся культурное общение заставу ют говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация культуры представляет собой процесс интегр ции отдельных этнических культур в единую мировую культуру \ основе развития транспортных средств, экономических связей средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она вь ражается в расширении культурных контактов, заимствовании кул турных ценностей и миграции людей из одной культуры в другу!

В настоящее время процесс глобализации охватил самые ра ные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильн как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и тощ ные рынки, средства информации и миграционные потоки пр вели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются стремительно возрастающем количестве прямых контактов меж государственными институтами, социальными группами и инд видами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчез ет множество традиционных форм жизни и способов мышлей Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновеш новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой дс тупности определенных товаров и идей локальные культуры и няются и вступают между собой в необычные комбинации. Г{ ницы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур j блюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все 6oJ становится характерной чертой для целых обществ. Именно поэт му Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год I дом диалога между культурами.

Новые формы культуры и идентичности непросто понят! точки зрения наших привычных представлений о том, что та* культура. Культурные различия между людьми обычно детер^

fuBA^Динамика культуры______________________________ 91

ированы их самобытными историческими корнями. Однако со-еМенный технический прогресс и глобальные политические, экономические и культурные изменения привели к тому, что наша планета оказалась пронизана густой сетью коммуникаций, озабо­чена общими глобальными проблемами выживания, а государства й народы, ее составляющие, несмотря на противоречия и корен­ные различия между ними, успешно находят способы и средства взаимопонимания, все более тяготеют к утверждению на планете единой глобальной культуры. Внутри этой формирующейся сис­темы уже устанавливаются различия, выявляется сходство, осоз­нается разнообразие мира, и поэтому становится чрезвычайно важ­ным уметь определять культурные особенности составляющих ее элементов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного призна­ния. Глобальными становятся структуры и идеи, например идеа­лы красоты, права человека или организационные принципы. Однако их практическое оформление или претворение в жизнь могут существенно различаться в каждом конкретном случае.

С культурологической точки зрения, глобализация представ­ляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциа­ция, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуля­ризация не исключают друг друга, а являются взаимно предпола­гающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распростра­няются по всему миру. В то же время культурные особенности от­дельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как тако­вые. Глобализация — не автоматический процесс, который завер­шится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи.

Прекращение противостояния между Востоком и Западом не привело к установлению стабильного мирового порядка. Процесс глобализации имеет ярко выраженную тенденцию к унификации ^льтур, что вызывает у некоторых наций потребность в культурном самоутверждении и желание сохранить собственные культурные и индивидуальные ценности. Целый ряд государств и культур демон­стрирует свое активное, нередко агрессивное и взрывное по форме самоопределение, освобождение от патерналистского влияния со т°роны традиционно доминировавших государств и культур, кате-4>ическое непринятие глобальных культурных изменений. Всеоб­щему процессу открытия различных границ они противопоставляют

Некоторые психологические механизмы инкультурации - student2.ru р

92 ___________ Раздел I. Культурно-антропологические основы Мкж

растущую непроницаемость своих собственных и гипертрофирован! ное чувство гордости своей культурной самобытностью. Все это уСу| губляется наличием нерешенных исторических проблем, главны! образом геополитических, ведущих к изменению границ политим экономических пространств, появлению «горячих точек», преврацД нию границ между культурами в военные рубежи.

Историческая практика свидетельствует, что в самом процесс! культурной глобализации изначально заложен определенный кол фликтный потенциал, поскольку зачастую приходится пересматрц| вать или отказываться от некоторых традиционных принципов! ценностей собственной культуры. Различные общества реагирую| на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления про, цессу слияния культур достаточно широк — от пассивного неприя! тия ценностей других культур до активного противодействия щ распространению и утверждению. В результате мы являемся свиде| телями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, национа! листических настроений в политике, региональных фундаментали! стских движений. Это в большой степени относится к традицион! ным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культ]! рам Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии.

Внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют раз! личные позиции и точки зрения, и это не делает всех людей одина! ковыми. Глобализация не устраняет разнообразие способов жизш людей, она лишь создает новые формы, которые частично интегри! руют предшествующие. Процесс глобализации культуры реализщ ется в настоящее время в разных формах во всех областях человек ческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте! туризме, личных контактах и т.д. Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этоЛ процесса. При этом наиболее значимые изменения происходят ■ трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности:

■ сфере новых технологий и информационных систем (систе!
ме коммуникаций);

■ области этнических отношений на планете;

■ процессе развития мировой экономической системы.
Современные технические достижения существенно расширив

межкультурные контакты благодаря созданию новых транспорт» ных средств и новых форм коммуникации. Резко возросла под вижность людей: сверхзвуковые самолеты могут доставить ceroflf ня человека в любую точку планеты за считанные часы. Результв том этого стала доступность непосредственных контактов с куль|

^5_Динамика культуры___________________________ 93

турами, которые ранее казались загадочными и странными. При прямом контакте с ними различия осознаются не только в одеж­де пишевом рационе, кухонной утвари, но и в восприятии време­ни и пространства, в отношении к женщинам и старикам, в спо­собах и средствах ведения дел и т.д.

Однако особенно важную роль в развитии культурного взаи­модействия сыграли новые средства массовой коммуникации. Космические спутники позволили людям получать информацию из всех регионов мира. О значении этой формы коммуникации убедительно свидетельствуют такие данные: в наши дни в мире насчитывается 1,2 млрд телевизоров и 180 млн персональных ком­пьютеров. Сегодня интенсивно создается мировая телевизионная система ABC с круглосуточным вещанием, передачи которой бу­дут первоначально принимать телезрители в 90 странах мира.

В свою очередь развитие спутниковой связи привело к созда­нию системы Интернет, которая в настоящее время является са­мой быстроразвивающейся системой коммуникации. Так, за пос­ледние два года масштабы распространения Интернет увеличи­лись в три раза, а пользователи этой системы находятся более чем в 100 странах мира.

Кроме того, необходимой и жизненно важной детерминантой глобальных изменений культуры стал этнический фактор, который нашел свое выражение в быстром росте численности населения планеты. Динамика этого процесса имела следующую статистику: в 1965 г. в мире насчитывалось 3,3 млрд людей, к 1995 г. население увеличилось до 5,7 млрд человек, а в октябре 1999 г. общая числен­ность народонаселения нашей планеты превысила 6 млрд чело­век. Эти цифры означают, что в последние годы прирост населе­ния составлял в среднем 100 млн человек в год. В свою очередь, в масштабе всей планеты это также означает, что ее население уве­личивается на 3 человека в секунду, на 10 600 человек в час и на !54 000 в день. Современные темпы роста народонаселения вле-кут за собой обострение целого ряда глобальных проблем суще-ствования всего человечества. Сегодня около 1 млрд человек в мире не получают полноценного питания, а недостаток пищи со­ответственно настраивает одну нацию против другой. Появляю­щиеся ежегодно 100 млн человек в соответствующей пропорции ^°стряют нехватку ресурсов и могут стать причиной борьбы за Задание ими для сохранения своей жизни. Для многих стран и НаРодов все острее становится проблема чистой питьевой воды,

Некоторые психологические механизмы инкультурации - student2.ru 94 _________ Раздел I. Культурно-антропологические основы MjCty

которая через пятьдесят лет станет самым ценным природные ресурсом. Уже сегодня начинает ощущаться нехватка рыбы в Ми* ровом океане и т.д. Все усиливающееся обострение этих проблем требует предотвратить надвигающиеся конфликты и вынуждает все народы к взаимопониманию и сотрудничеству.

5.4. Значение культурных изменений для взаимодействия культур

Процессы глобализации и культурной динамики, как показы­вает практика, не ведут к формированию единой мировой культу­ры. Современная культура остается множеством самобытных куль­тур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом. Куль­турные изменения ведут только к универсализации, но никак не к однообразию.

Но эти процессы заставляют критически взглянуть на собствен­ную культуру и присущий ей тип человека, выявить их межкультур­ные границы. Современные исследования культурной антропологии показывают, что культурная самобытность любого народа неотдели­ма от культурной самобытности других народов, что все культуры подчиняются «законам» коммуникации. Поэтому все большее зна­чение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ оснований собственного поведе­ния, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существо­вания многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Происходящие культурные измене­ния все больше подчиняются логике культурной коммуникации.

Сосуществование людей в современной цивилизации невозмож­но без стремления к согласию между культурами, которое может быть достигнуто только путем диалога между ними. В этом диалоге ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственно верного миросозерцания. Отношения меж­ду культурами должны строиться на принципах консенсуса и плюрЗ' лизма. Реальным основанием для такого типа отношений служит наличие в каждой культуре позитивных общечеловеческих ценнос­тей, которые можно использовать для межкультурного консенсуса-

Таким образом, культурная динамика развивается в направлен^ сотрудничества между культурами, основанного на культурном пл#'

г\ава_5- Динамика культуры____________________________ 95

пализме. Культурный плюрализм представляет собой адаптацию че­ловека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Он пред­полагает овладение человеком ценностями еще одной культуры без ущерба для ценностей своей собственной культуры. При культурном плюрализме ни одна культура не теряет своей самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает добровольное ов­ладение представителями одной культуры привычками и традиция­ми другой, обогащающее собственную культуру.

Литература______

1. Велик А.А. Социальная форма движения. — М., 1982.

2. Динамика культурных и социальных связей. — М., 1992.

3. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. — М., 1989.

4. Певяш И.Я. Культурология. — Минск, 2000.

5. Морфология культуры: структура и динамика. — М., 1994.

6. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные
проблемы инноватики. — М., 1989.

7. Факторы и механизмы развития культуры. — М., 1984.

8. Ширшов И.Е. Динамика культуры. — М., 1990.

Контрольные вопросы

1. Некоторые психологические механизмы инкультурации - student2.ru Дайте определение понятия культура и объясните его многозначность.

2. В чем состоит актуальность культуры сегодня?

3. Что такое традиция, обычай и норма в культуре?

4. Что такое ценность (дорогая вещь; нравственный идеал; то, без чего
культура является ущербной)?

5. Бывают ли бескультурные люди и в чем проявляется это их качество?

6. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наиболее важ­
ными и почему?

7. В чем сущность понятий свой и чужой! Чем они отличаются друг от друга?

8. Что такое этнос и этническая принадлежность?

9. Является ли этническая принадлежность формой этноцентризма?
Ю. Каковы естественные основания этноцентризма?

11. Как вы понимаете термин идентичность и какие ее формы присущи
лично вам?

12. Что такое функция и какие функции выполняет культура в жизни че­
ловека?

13. Можно ли делить культуры на хорошие и плохие, сильные и слабые,
развитые и неразвитые? Насколько оправдано такое разделение?

14. Как вы оцениваете свою культуру в сравнении с другими?

15. Что такое инкультурация и социализация? В чем их отличие друг от
друга?

Некоторые психологические механизмы инкультурации - student2.ru 96 ___________Раздел I. Культурно-антропологические основы MjCI(

16. Чем отличаются первичная и вторичная стадии инкультурации? .*| 1 7. Кто такие агенты инкультурации? Какова их роль в процессе инкуль.

турации?

18. Что вы знаете о психологическим механизме инкультурации? 1 9. Сравните понятия динамика и развитие?

20. Каково соотношение изменчивости и устойчивости в культуре? |

21. Какие формы социокультурной динамики вы знаете?

22. Что такое глобальная эволюция?

23. Возможна ли единая мировая культура без национальных различий?

Практические задания

1. Некоторые психологические механизмы инкультурации - student2.ru Охарактеризуйте общечеловеческие нормы поведения людей.

2. Как происходит смена норм в жизни общества?

3. Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип
ценностной ориентации.

4. Вспомните известные вам культурные нормы и покажите их действие.

5. Охарактеризуйте общечеловеческие нормы поведения людей.

6. Как происходит смена норм в жизни общества?

7. Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип
ценностной ориентации.

8. Вспомните известные вам культурные нормы и покажите их действие.

9. Попросите своего однокурсника другой национальности рассказать,
как он осознает свою этническую идентичность.

10. Постарайтесь вспомнить случаи и обосновать причины ваших анти­
патий или симпатий к другим народам.

11. Обоснуйте, почему вы считаете свою культуру «своей», а чужую «чу­
жой»?

12. Может ли какая-либо другая культура стать для вас «своей»?

13. Что такое функция? Какие функции выполняет культура в жизни че­
ловека?

14. Можно ли делить культуры на хорошие и плохие, сильные и слабые,
развитые и неразвитые? Насколько оправдано такое разделение?

1 5. Как вы оцениваете свою культуру в сравнении с другими?

16. Расскажите о играх, в которые вы играли в детстве.

17. Подготовьте небольшое сообщение о том, как воспитывают детей в
какой-либо культуре.

18. Попробуйте привести примеры действия психологических механиз­
мов инкультурации из вашей жизни.

19. Охарактеризуйте основные формы культурной динамики.

20. Объясните на каком-либо примере влияние процесса глобализаций
на русскую культуру.

21. Можете ли вы привести примеры культурной диффузии от русской
культуры к другим культурам?

Раздел II

Некоторые психологические механизмы инкультурации - student2.ru Некоторые психологические механизмы инкультурации - student2.ru Основные положения теории коммуникации.

Межкультурная

коммуникация

Наши рекомендации