Особенности отношения ребенка к процессу труда
№ п/п | Имя ребенка | Показатели отношения к процессу труда | |||||
Заранее намечает план | Проявляет инициативу | Выполняет задание с желанием | Эмоциональные реакции | Испытывает чувство долга по отношению к окружающим, доводит дело до конца | |||
На успех | На неудачу | ||||||
Определяют уровень ответственности ребенка при выполнении поручения:
1 уровень – наличие заранее намеченного плана действий, проявление инициативы, чувство долга по отношению к окружающим, выполнение задания с желанием, положительные реакции на успех, отрицательные - на неудачу;
2 уровень – наличие чувства долга при выполнении поручения, инициативы проявляется лишь при выполнении любимого дела, при планировании упускаются отдельные этапы работы, дети не радуются при ее окончании, безразличны к некачественному выполнению здания;
3 уровень – отказ от поручения, если оно не нравится.
В дневнике иметь заполненные таблицы №№4,5 и сделать вывод по проведенному заданию.
- Изучение игровых предпочтений.
Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы для беседы.
Вопросы к беседе:
1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, на прогулке, в группе? Почему?
2. В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?
3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?
4. Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще бываешь в играх и почему?
5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?
6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них самые любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?
7. С кем ты чаще всего играешь и почему?
В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их объяснений. Эти вопросы несколько заменяют и задают воспитателю группы. Ответы ребенка и воспитателя фиксируются в протоколах. На основании полученных данных делают вывод о предполагаемых и реально предполагаемых ролях, сюжетах, действиями с игрушками.
- Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.
Проведение исследования: проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой.
Обработка данных:
Анализ протоколов проводят по схеме.
Замысел игры, постановка игровых целей и задач:
- как возникает замысел игры (определение игровой средой, предположением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.);
- обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения;
- насколько устойчив замысел игры; видит ли ребенок перспективу игры;
- статичен ли замысел или развивается по ходу игры; насколько часто наблюдается импровизация в игре;
- умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.
Содержание игры:
-что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми);
- насколько разнообразно содержание игры; как часто повторяются игры с одинаковым содержанием; каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.
Сюжет игры:
-насколько разнообразны сюжеты игр; указать их название и количество);
- какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету;
- сколько событий ребенок объединяет в один сюжет;
- насколько развернут сюжет; представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событии, включенных в сюжет;
- как проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры;
- каковы источники сюжетов игры (к/ф, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.
- обозначает ли выполняемую роль словом и когда ( до игры или во время игры);
- какие средства использует для взаимодействия партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика);
- каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность игрушке, реальному или воображаемому партнеру);
- передает ли характерные особенности персонажа;
- как участвует в распределении ролей; какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные; как относится к необходимости выполнять второстепенные роли);
- что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение; дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений;
- есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.
Игровые действия и игровые предметы:
- использует ли ребенок в игре предметы – заместители и какие; по какому принципу ребенок выбирает предметы – заместители и преобразует их для использования в игре;
- дает ли словесное обозначение предметам- заместителям, насколько легко это делает;
- кто является инициатором выбора предмета – заместителя: сам ребенок или взрослый; предлагает ли свой вариант замещения партнеру;
- использует ли в игре образные игрушки и как часто; есть ли у ребенка любимые игрушки;
- характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре; какова роль слова в осуществлении игровых действий;
- как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.
Игровые правила:
- выполняют ли правила функцию регулятора игры; сознается ли правило ребенком;
- как соотносит ребенок выполнение правила взятой на себя ролью;
- следит ли за выполнением правил другими детьми; как реагирует на нарушение правил партнерами по игре;
- как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.
Достижение результата игры:
- как соотносится первоначальный замысел его реализации в игре;
- соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом;
- какими средствами достигается реализация замысла.
Особенности конфликтов в игре:
- по поводу чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.);
- каковы способы разрешения конфликтов.
Игровая среда:
- готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры;
- использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как;
Роль взрослого в руководстве игрой:
- обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего; как часто обращается;
- предлагает ли принять взрослому участие в игре.
Полученные данные соотносятся с таблицей №6 и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка. В дневнике иметь протокол наблюдения заходом сюжетно-ролевой игры, ее анализ и вывод.
Таблица №6