Сформированность культурно-гигиенических навыков ребенка

Содержание практики

День, 6 часов

Организационное собрание. Инструктаж студентов по технике безопасности в ДОО. Изучение правил и обязанностей во время прохождения учебной практики по профилю специальности. Знакомство с планом практики.

Задание: Студентам необходимо изучить основные методики и методы психолого-педагогического наблюдения за детьми данной возрастной группы. В соответствие с таблицей №1.

Подготовить 1- подвижную игру, 1-дидактическую игру с использованием наглядности, беседу с ребенком. При составлении беседы учитывать возраст, пол ребенка.

Таблица №1

№ п/п Название и цель методики Метод Литература
1. Изучение особенностей среды развития. Выбор ребенка для проведения исследования и установление с ним доверительных отношений Наблюдение за деятельностью детей, участие в разных видах деятельности, организованных воспитателем; беседу с ребенком Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.
2. Изучение культурно-гигиенических навыков Наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.160-163
3. Изучение типа общения ребенка со взрослым. Наблюдение Беседа Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.193-194
4. Изучение навыков культуры общения. Наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.194-195
5. Изучение отношения к трудовым поручениям   Наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.149-150
6. Изучение игровых предпочтений Беседа и наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.105-106
7. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры Наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.113-120
8. Изучение процесса обобщения   Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.283-284
9. Определение уровня развития связной речи Эксперимент Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.,2003.-с.81-85
10. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада Эксперимент Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.201-203

День, 6 часов

1. Изучение особенностей среды развития ребенка.

Для выполнения данного задания необходимо провести анализ условий, созданных в дошкольных образовательных учреждениях. Изучить режим дня своей возрастной группы, сетку занятий. Проанализировать условия, созданные в ДОО для организации образовательной деятельности с дошкольниками.

Вопросы к анализу

- какие условия созданы для укрепления здоровья и закаливания детского организма (повышения режима двигательной активности); -

оборудование для игр и самостоятельной деятельности дошкольников в группе и на участке;

- создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур.

.

Выбрать ребенка для проведения исследования и установить с ним доверительные отношения. Подготовить и провести 1- подвижную игру, 1-дидактическую игру с использованием наглядности, беседу с ребенком. При составлении беседы учитывать возраст, пол ребенка. Оформить протокол проведения беседы в дневнике (Приложение 4).

2. Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков.

Проведение исследования: проводят наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах.

Обработка данных: полученные протоколы анализируют по схеме.

Умывание.

- как пользуются водой, мылом, полотенцем, не пропускают ли отдельные действия, соблюдают ли правильную их последовательность и т.д.;

- замечают ли нарушение другими детьми правильной последовательности действий и как реагируют на это (обращаются с жалобой к взрослому, делает замечание самостоятельно и т.д.);

- осознает ли необходимость умывания, чем мотивировано выполнение этого действия (действует по собственной инициативе или по указанию взрослому)

Прием пищи.

- как пользуется столовыми приборами (в какой руке держит ложку, умеет ли пользоваться вилкой и т.д.);

- аккуратно ли ест (не крошит ли хлеб, не проливает ли пищу);

- сохраняет ли за столом правильную позу;

- как заканчивает еду (задвигает ли стул, благодарит ли взрослых и т.д.)

Одевание и раздевание.

- соблюдает ли правильную последовательность действий;

- необходима ли помощь взрослого и когда, обращается ли за ней ко взрослым и сверстникам;

- аккуратно ли одевается, замечает ли неполадки в своей одежде и одежде других детей и как устраняет;

- как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т.д.);

-сформировано ли бережное отношение к предметам одежды, в чем оно проявляется.

Полученные данные соотносятся с таблицей №2.

Таблица №2

День, 6 часов

1.Изучение типа общения ребенка со взрослым.

Подготовка исследования: подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение исследования.

Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, чтобы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым?

Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

Обработка данных: выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками – это практическое общение (1ситуация), чтение книг познавательного содержания – познавательное общение (2 ситуация), беседа на личностные темы – личностное общение (3 ситуация). Если ребенок последовательно выбирает 1 ситуацию, потом 2 и3, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из 3 ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в эксперименте.

В дневнике иметь протоколы проведения эксперимента за ребенком в разных ситуациях (в зависимости от выбора ребенка) На основе полученных данных проанализировать материал и сделать соответствующий вывод.

2. Изучение навыков культуры общения.

Проведение исследования: за ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.

Обработка данных: анализ протоколов проводят по схеме.

Общение со взрослыми.

- как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях;

- умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать;

- насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти на помощь; как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение; проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому, как и в каких ситуациях.

Общение со сверстниками.

- насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться,; называет ли сверстника по имени, умеет ли обращаться вежливо. Спокойно; употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях;

- внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение, старается ли ему помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением;

- как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает; как себя ведет в конфликтных ситуациях: кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому и т.д.;

- какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносятся с таблицей №3

Таблица №2

День, 6 часов

  1. Изучение отношения к трудовым поручениям.

Проведение исследования: экспериментатор предлагает ребенку выполнить трудовые поручения в разные временные отрезки, например:

- вымыть игрушки;

- разложить ложки;

- постирать кукольную одежду.

После постановки цели. Объяснения последовательности действий ребенок действует самостоятельно. Результат деятельности оценивают по ее окончании.

Обработка данных: сопоставляют особенности выполнения трудовых действий и содержание поручения, анализируют отношение ребенка к процессу труда и оценку его результатов, а также эффективность и качество выполнения трудовых действий в зависимости от возраста ребенка. Данные оформляют в таблицы (табл. №4,5).

Таблица №4

День 6 часов

Показательное занятие поМДК 03.01 Теория и методика развития речи у детей (занятие по развитию речи, дидактические игры)

День, 6 часов

1. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

Подготовка исследования: подготовить картинки (открытки, календарики- красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6-8 запасных.

Проведение исследования.

Исследование проводя с детьми в виде игры «Секрет». Каждого ребенка по «секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: « Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребят, которых сейчас нет в группе». При затруднении можно помочь ребенку: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку… (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят:» Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки – имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных.

Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группу «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УВЫ) в группе. Данные заносят в таблицу. Выбор означает « +», взаимный выбор «☺».

№ п/п имя Аня С. Ваня Г. Яна С. Саша К. Таня С.
1. Аня С.     +
2. Ваня Г.    
3. Яна С. +   +  
4. Саша К. +      
5. Таня С.   +    
Сумма выборов
Сумма взаимных выборов

На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

1 - «предпочитаемые»- 6-7 выборов;

2- «принятые» - 3-5 выборов;

3- «непринятые» - 1-2 выбора;

4 – «изолированные» - не получившие ни одного выбора.

Далее определяю уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2),с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4).

УБВ высокий при 1+2и 3+4;

УБВ средний при 1+2= 3+4(или незначительном расхождении);

УБВ низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.

Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-23%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (КВ).

КВ= (Р1/Р)*100%;

Р- общее число выборов, сделанных в эксперименте;

Р1 – число взаимных выборов.

На основе определенного статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогруппы в коллективе (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель) Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.

2. Составление характеристики воспитанника ДОО

3. Составление отчета о прохождении практики

Зав. заочного отделения _________ .

Приложение 2

Примерную схема характеристики воспитанника ДОУ

Общие сведения о ребенке

имя

Возраст (полных дет)

Состав семьи (социальный статус)

Особенности развития видов деятельности:

Игровая (различные виды игр)

Коммуникативная (общение с родителями, воспитателями, сверстниками)

Продуктивная

Трудовая

Двигательная (овладение основными движениями)

Познавательная (экспериментирование, исследование объектов окружающего мира)

Пример характеристики

Пример характеристики воспитанника МБДОУ (МАДОУ) №__

Миша Н., 1987 года рождения.

Мальчик посещает дошкольное учреждение с 26.10.2011г.Адаптация прошла удовлетворительно, мальчик быстро привык к окружающей обстановке. Матвей воспитывается в полной семье, является младшим по возрасту ребенком. Процесс воспитания родители контролируют, интересуются проблемами, развитием ребенка, консультируются с педагогами.

Мальчик успешно справляется с усвоением учебной программы, не испытывает трудности при обучении. На занятиях внимателен, сосредоточен, исполнителен, проявляет старание. Волевые качества сформированы в соответствии с возрастом, старается доводить начатое дело до конца. Темп деятельности быстрый, четкий.

Умеет составлять рассказ о предмете, картинке, владеет пересказом. Знает и называет геометрические фигуры, владеет количественным счетом в пределах пяти, умеет сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке. Имеет представление о частях суток и их последовательности.

На занятиях продуктивной деятельностью пользуется изобразительными навыками, с удовольствием рисует, занимается лепкой и аппликацией.

Развиты навыки самообслуживания. Обходится без помощи взрослых при одевании, раздевании. Свободно пользуется столовыми приборами и предметами личной гигиены.

Матвей проявляет интерес к игровой деятельности, принимает активное участие в сюжетно-ролевых играх, реализует игровой замысел, вносит свои предложения для изменения или преобразования сюжета игры, легко вживается в воображаемую ситуацию. Является лидером в коллективе детей. Конфликтных ситуаций старается избежать путем объяснения и переговоров.

Мальчик адекватен в плане эмоциональных реакций, на замечания и предложения реагирует спокойно. При неудачах принимает любые виды помощи (словесную, направляющую, практическую).

26.03.2015 г.

Приложение 4

Метод беседа

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением. Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее, например сказки, картинки, стихотворения. Так, для беседы с ребенком об осознании им нормы поведения «надо делиться с другими» выбирают стихотворение Е.Благининой «Подарок» и составляют вопросы: Какая игрушка была у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала лягушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?

Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл.

2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, также, как и эксперимент. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы малыш не переутомился и не потерял к ней интерес.

4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Здесь, как и в эксперименте, функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Содержание практики

День, 6 часов

Организационное собрание. Инструктаж студентов по технике безопасности в ДОО. Изучение правил и обязанностей во время прохождения учебной практики по профилю специальности. Знакомство с планом практики.

Задание: Студентам необходимо изучить основные методики и методы психолого-педагогического наблюдения за детьми данной возрастной группы. В соответствие с таблицей №1.

Подготовить 1- подвижную игру, 1-дидактическую игру с использованием наглядности, беседу с ребенком. При составлении беседы учитывать возраст, пол ребенка.

Таблица №1

№ п/п Название и цель методики Метод Литература
1. Изучение особенностей среды развития. Выбор ребенка для проведения исследования и установление с ним доверительных отношений Наблюдение за деятельностью детей, участие в разных видах деятельности, организованных воспитателем; беседу с ребенком Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.
2. Изучение культурно-гигиенических навыков Наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.160-163
3. Изучение типа общения ребенка со взрослым. Наблюдение Беседа Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.193-194
4. Изучение навыков культуры общения. Наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.194-195
5. Изучение отношения к трудовым поручениям   Наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.149-150
6. Изучение игровых предпочтений Беседа и наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.105-106
7. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры Наблюдение Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.113-120
8. Изучение процесса обобщения   Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.283-284
9. Определение уровня развития связной речи Эксперимент Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.,2003.-с.81-85
10. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада Эксперимент Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.,1995.-с.201-203

День, 6 часов

1. Изучение особенностей среды развития ребенка.

Для выполнения данного задания необходимо провести анализ условий, созданных в дошкольных образовательных учреждениях. Изучить режим дня своей возрастной группы, сетку занятий. Проанализировать условия, созданные в ДОО для организации образовательной деятельности с дошкольниками.

Вопросы к анализу

- какие условия созданы для укрепления здоровья и закаливания детского организма (повышения режима двигательной активности); -

оборудование для игр и самостоятельной деятельности дошкольников в группе и на участке;

- создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур.

.

Выбрать ребенка для проведения исследования и установить с ним доверительные отношения. Подготовить и провести 1- подвижную игру, 1-дидактическую игру с использованием наглядности, беседу с ребенком. При составлении беседы учитывать возраст, пол ребенка. Оформить протокол проведения беседы в дневнике (Приложение 4).

2. Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков.

Проведение исследования: проводят наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах.

Обработка данных: полученные протоколы анализируют по схеме.

Умывание.

- как пользуются водой, мылом, полотенцем, не пропускают ли отдельные действия, соблюдают ли правильную их последовательность и т.д.;

- замечают ли нарушение другими детьми правильной последовательности действий и как реагируют на это (обращаются с жалобой к взрослому, делает замечание самостоятельно и т.д.);

- осознает ли необходимость умывания, чем мотивировано выполнение этого действия (действует по собственной инициативе или по указанию взрослому)

Прием пищи.

- как пользуется столовыми приборами (в какой руке держит ложку, умеет ли пользоваться вилкой и т.д.);

- аккуратно ли ест (не крошит ли хлеб, не проливает ли пищу);

- сохраняет ли за столом правильную позу;

- как заканчивает еду (задвигает ли стул, благодарит ли взрослых и т.д.)

Одевание и раздевание.

- соблюдает ли правильную последовательность действий;

- необходима ли помощь взрослого и когда, обращается ли за ней ко взрослым и сверстникам;

- аккуратно ли одевается, замечает ли неполадки в своей одежде и одежде других детей и как устраняет;

- как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т.д.);

-сформировано ли бережное отношение к предметам одежды, в чем оно проявляется.

Полученные данные соотносятся с таблицей №2.

Таблица №2

Сформированность культурно-гигиенических навыков ребенка

Режимные процессы Возраст детей
    2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Умывание Самостоя­тельно или с небольшой помощью взрослого моют руки, насухо вы­тирают пол­отенцем, пользуются индивиду­альными предметами (полотенцем) Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытирают­ся после умывания, ве­шают полотенце на мес­то, моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туа­летом Сформирована привычка быстро и правильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем
Прием пищи Опрятно едят, тща­тельно пе­режевывают пищу, держат ложку в правой руке, пользуются салфеткой. Не выходят из за стола, не окончив еды. Не мешают другим детям за столом. Правильно пользуются ложкой вилкой салфеткой, не крошат хлеб, не проли-вают пищу, переже-вывают пищу с закрытым ртом. Совершен­ствуются навыки ак­куратной еды пищу брать по­немногу, хорошо пережевывать пищу, есть бесшумно. Правильно пользуются ложкой, вилкой, ножом, полоскают рот после еды. Правильно пользуются вилкой, но­жом, едят аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Выходя из за стола, тихо задвигают стул. Благодарят взрослых. Закрепляются навыки культурного пове­дения за столом, прямо сидеть, не класть локоток на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу. Правильно пользоваться ножом, вилкой салфеткой.
Одевание и раздевание Одеваются и раздеваются по порядку при небольшой помощи взрослого, снимают одежду, обувь, расстегивают пуговицы спереди, развязывают шнурки ботинок, в определенно порядке складывают одежду и обувь, застегивают большие пуговицы спереди. В процессе одевания и раздевания не мешают другим. Замечают неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводят себя в порядок. Совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно скаладывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок, чистят, просушивают. Развивается стремление всегда быть аккуратным, опрятным, следить за своим внешним видом Закрепляетсяумение самостоятельно одеваться и раздева-ться. Правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, ухаживать за обувью, мыть, протирать, чистить. Замечают и самостоятельно устраняют непорядок в своем внешнем виде Вежливо говорят товарищу о непорядках в его костюме, обуви, помогают устранить их, бережно относятся к одежде. Быстро одеваются и раздеваются, вешают одежду в определенном порядке и месте. Следят за чистотой одежды и обуви. Формируется потребность следить за своим внешним видом.
               

Делают выводы о сформированности культурно-гигиенических навыков как основы труда по самообслуживанию.

В дневнике иметь протоколы наблюдений за каждым режимным процессом (умывание, прием пищи, одевание и раздевание). На основе полученных данных проанализировать материал и сделать соответствующий вывод.

День, 6 часов

1.Изучение типа общения ребенка со взрослым.

Подготовка исследования: подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение исследования.

Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, чтобы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым?

Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

Обработка данных: выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками – это практическое общение (1ситуация), чтение книг познавательного содержания – познавательное общение (2 ситуация), беседа на личностные темы – личностное общение (3 ситуация). Если ребенок последовательно выбирает 1 ситуацию, потом 2 и3, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из 3 ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в эксперименте.

В дневнике иметь протоколы проведения эксперимента за ребенком в разных ситуациях (в зависимости от выбора ребенка) На основе полученных данных проанализировать материал и сделать соответствующий вывод.

2. Изучение навыков культуры общения.

Проведение исследования: за ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.

Обработка данных: анализ протоколов проводят по схеме.

Общение со взрослыми.

- как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях;

- умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать;

- насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти на помощь; как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение; проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому, как и в каких ситуациях.

Общение со сверстниками.

- насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться,; называет ли сверстника по имени, умеет ли обращаться вежливо. Спокойно; употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях;

- внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение, старается ли ему помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением;

- как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает; как себя ведет в конфликтных ситуациях: кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому и т.д.;

- какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносятся с таблицей №3

Таблица №2

Наши рекомендации