Общепредметные результаты освоения программы
· овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
· умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
· умение проверять написанное;
· умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
· способность контролировать свои действия, проверять написанное;
· представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
· формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
· понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
· приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
· овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
· овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающиеся научатся:
· различать гласные и согласные звуки, находить в словах ударные и безударные гласные туков, различать мягкие и твёрдые согласные звуки;
· определять парные и непарные по твёрдости-мягкости согласных туков, различать звонкие и глухие звуки, определять парные и непарные по звонкости-глухости согласных звуков;
· определять качественные характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный – непарный;
· делить слова на слоги, ставить ударение, произносить звуки и сочетание звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка; выполнять фонетический разбор слова;
· различать звуки и буквы, обозначать на письме твёрдость-мягкость согласных звуков, использовать на письме разделительные ь и ь.
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
· использовать небуквенные графические средства: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
· знать алфавит: правильное называние букв, их последовательность, использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами.
· понимать слово как единство звучания и значения, выявлять слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря;
· осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
· овладевать диалогической формой речи, выражать собственное мнение, его аргументацию;
· овладевать основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.), нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. овладевать устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
· Текстом, последовательностью предложений в тексте;
Состав слова (морфемика)
Обучающиеся научатся:
· овладевать понятием родственные (однокоренные) слова»;
· различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
Морфология
Обучающиеся научатся:
· определятьчасти речи, делить части речи на самостоятельные и служебные, имя существительное, значение и употребление в речи.,;
· уметь опознавать имена собственные;
· различать имёна существительные, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?» , имя прилагательное, значение и употребление в речи, глагол, значение и употребление в речи, наречие, значение и употребление в речи, предлог, знакомство с наиболее употребительными предлогами;
Синтаксис
Обучающиеся научатся:
· различать предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия), различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные;
· находить главные члены предложения: подлежащего и сказуемого, различать главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация
Обучающиеся научатся:
· формировать орфографическую зоркость, использовать разные способы написания в зависимости от места орфограммы в слове, использовать орфографический словарь;
Применять правила правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
К концу 1 класса учащиеся научатся:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
- выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
- проводить звуковой анализ слов;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
- употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
- писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
- самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
· виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
· слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
· соотносить количество звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
· использовать прописную букву в именах собственных;
· писать слова с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
· обозначать в словах мягкость согласных звуков на письме;
· правильно писать слов типа пень, яма;
· правописания слов с непроверяемыми орфограммам
III .Содержание учебного предмета
Наша речь (2 ч)
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление). Русский язык — родной язык русского народа.*Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.