Специфика архитектурно-градостроительных

Экскурсий

Произведения архитектуры — наиболее значительная группа объектов, на которых строятся экскурсии различных типов — исто­рические, литературные и собственно архитектурно-градострои- тельные.

Подготовка архитектурно-градостроительной экскурсии прохо­дит все обычные этапы и начинается с формулировки темы и сбора материала. Иногда опубликованных источников оказывается недо­статочно, приходится использовать архивные материалы. Сведения о жизни архитекторов может дать изучение официальной и част­ной переписки, церковных и кладбищенских книг, формулярных списков. Изучение периодической печати помогает найти сведения о заказчиках, подрядчиках. В музеях можно найти чертежи зданий, рисунки, письма. Старые и современные планы хорошо использо­вать в сравнении друг с другом. Богатый материал представляют со­бой рисунки, гравюры, живописные полотна с изображением ар­хитектурных памятников (например, гравюры Зубова, Шхонбека дают представление об архитектурном облике петровского Петер­бурга). Полезно изучение старых открыток и фотографий.

Основными объектами являются памятники архитектуры, садово-паркового и монументально-изобразительного искусства, архитектуры малых форм, а также исторические памятники, свя­занные с деятельностью градостроительных организаций, жизнью и творчеством архитекторов.

Отбор объектов осуществляется в соответствии с целью и зада­чами экскурсии: если надо показать архитектурный стиль, то вы­бираются характерные его образцы; если надо показать творчество архитектора — наиболее удачные его творения, а также памятники, показывающие эволюцию творческого пути мастера, места, свя­занные с его жизнью.

В «портфеле экскурсовода» для архитектурно-градостроитель­ной экскурсии могут быть старые фотографии зданий, поэтажные планы, вертикальные разрезы здания, чертеж-перспектива, рабо­чий проект с детальными прорисовками отдельных узлов здания, другие иллюстрации.

Архитектурно-градостроительные экскурсии бывают: архи­тектурно-обзорные; с показом архитектурных памятников опреде­ленного исторического периода; посвященные творчеству какого- либо архитектора; иллюстрирующие архитектурные стили; знако­мящие с планировкой и застройкой городов по генеральным пла­нам. Каждая из таких типовых экскурсий имеет свои особенности.

Показывая памятники архитектуры, необходимо охарактеризо­вать общеисторическую ситуацию в целом, задача экскурсовода — показать связь между историей и архитектурой, обосновать факт появления того или иного здания, его конструкции и архитектур­ных особенностей, задачами, решаемыми обществом в тот период. Так, например, в рассказе об архитектуре раннего Петербурга ча­сто звучат фамилии иностранных архитекторов. Следует объяснить экскурсантам, что их приглашение было элементом государствен­ной политики. Выявляя в городской планировке черты регулярно­сти, необходимо сказать, что регулярность — это важная черта культуры петровского времени, она проявлялась и в других обла­стях государственной деятельности.

В любых архитектурно-градостроительных экскурсиях необхо­димо говорить об особенностях архитектурных стилей: барокко, классицизма, эклектики, модерна и т.д. Характеризуя стиль, экс­курсовод оперирует специальными терминами — фронтон, пиля­стра, руст, антаблемент, фриз и др. Обязательно следует объяснять их значение, не перегружать ими экскурсионный рассказ, так как это осложняет восприятие.

На архитектурных экскурсиях необходимо говорить о реставра­ции и современном использовании памятников архитектуры, о том, что многие дома-памятники не являются музеями, а используются городом в разных целях.

Показ интерьеров желателен в экскурсиях по стилям, творче­ству архитекторов. Это делает экскурсию более разнообразной, зрелищной, а также открывает другую строну архитектурного твор­чества — композиционные и декоративные приемы организации внутреннего пространства в разных архитектурных стилях.

Зрительное восприятие архитектурных памятников имеет свои особенности: искажаются реальные размеры зданий, особенно в горизонтальной плоскости, поэтому при осмотре желательно выби­рать ближний и дальний план, используя методические приемы движения.

При показе ансамбля экскурсовод постепенно открывает экс­курсантам его части, выбирая наиболее выигрышные точки осмо­тра. Смена ракурсов в движении формирует в сознании экскурсан­та многоплановый и более точный образ объекта. Основной рас­сказ ведется с места, откуда вид на ансамбль самый красивый и все его части попадают в поле зрения. Важно продемонстрировать главный смысловой центр ансамбля, а все его части анализировать по принципу подчинения главной архитектурно-строительной идее.

Архитектурный анализ основывается на специфике архитекту­ры как своеобразного вида человеческой деятельности — сочета­ния технических, функциональных и художественно-эстетических достижений общества, т. е. пользы, прочности и красоты. Начинать анализ следует только после предварительного осмотра объекта и сложившегося первого впечатления об объекте у экскурсантов. Да­лее анализ идет по схеме: вычленение объекта из окружающей сре­ды (его локализация), установление связей объекта с содержанием экскурсии, обобщения и выводы. Экскурсовод характеризует гра­достроительную и природную среду памятника, стилевые особен­ности (объемно-пространственная композиция, масштаб, декора­тивное убранство фасадов, особенности решения интерьеров), историю сооружения, реставрационные работы, современное ис­пользование.

Архитектурный памятник может входить в качестве объекта в одну или несколько экскурсий. Например, показ Зимнего дворца вхо­дит в экскурсии «Архитектура Санкт-Петербурга XVIII — XIX вв.», «Особенности русского барокко», «Творчество Ф.Б.Растрелли», «Ар­хитектурный ансамбль Дворцовой площади» и др. В каждом случае показ дворца и рассказ о нем будет иметь свои особенности.

Иногда во время архитектурно-градостроительных экскурсий тот или иной памятник закрыт строительными лесами, на нем ведут­ся работы — реставрация, консервация, обновление, перестройка.

Показ таких работ позволяет действенно применять прием сравне­ния и использовать материалы «портфеля экскурсовода», в частно­сти фотографии и чертежи.

Полезно знать этапы работы реставратора: обмер, раскрытие, снятие штукатурки, зондаж (разборка частей поздней кладки для обнаружения первоначальных форм), составление проекта, соб­ственно реставрация.

Производственные экскурсии

Главная цель производственных экскурсий — расширение зна­ний в той или иной отрасли. Производственные экскурсии помога­ют уяснить сущность различных профессии, познакомиться с на­учными основами производственного процесса, его технологией. Особое распространение производственные экскурсии получили в советское время.

Сегодня производственные экскурсии проводятся гораздо реже. Их проведение требует большой подготовительной работы. Первоначально составляют список предприятий, учреждений, ор­ганизаций, которые интересны с экскурсионной точки зрения и го­товы принять у себя экскурсантов. Далее следует заключить с ними договор на экскурсионное обслуживание. Потом можно приступать к процессу разработки экскурсии по уже известным нам этапам и методике.

Лучше, если производственную экскурсию будет проводить со­трудник предприятия, хорошо знакомый со спецификой работы своей организации. Однако он должен в какой-то мере владеть тео­рией и методикой экскурсионного дела.

Производственные экскурсии бывают обзорными и тематиче­скими. Обзорные дают целостное представление о предприя­тии, тематические (производственно-технические, производ­ственно-экономические и др.) организуют для специалистов род­ственных предприятий.

Можно выделить особый тип производственной экскурсии — рекламную. Ее цель — привлечь клиентов, поэтому текст дол­жен содержать характеристику продукции или услуг, предоставляе­мых фирмой.

Общая логика показа объектов — от сырья до готовой продук­ции. Возможные подтемы: история предприятия, современное со­стояние, структура отделов, лучшие сотрудники, социальная сфера, досуг и отдых.

Маршрут и численность группы зависят от размеров внутрен­них помещений и коридоров. Остановки планируются в местах, где нет шума и опасности для жизни и здоровья посетителей (на опасных производствах следует большое внимание уделять ин­структажу по технике безопасности).

Начинать экскурсию рекомендуется с того места, где демон­стрируются документы, дающие право на ведение деятельности в данной области (лицензия, свидетельство о регистрации и др.), по­четные грамоты или иные свидетельства успехов. Если на пред­приятии есть музей, лучше начать экскурсию именно там. Средняя продолжительность производственной экскурсии 45 — 60 мин. Экскурсию лучше завершить встречей с кем-либо из руководите­лей или сотрудников предприятия.

В экскурсию на предприятия пищевой промышленности обяза­тельно входит дегустация продукции, что служит дополнительным стимулом к посещению. Иногда посетителям вручают рекламные сувениры.

Природоведческие экскурсии

Природоведческие экскурсии появились еще в конце XIX — на­чале XX в. и были на первом месте по популярности.

Их цель — получить знания о природе, взаимодействии с ней че­ловека, дать толчок к формированию экологического сознания.

Подготовка природоведческой экскурсии начинается с изуче­ния природы края, потом определяются тема и цель экскурсии и да­лее поэтапно в соответствии с общей схемой. Особенность — изу­чение объекта природы в его естественной обстановке, составле­ние гербариев, других коллекций. Важно определить время показа объектов природы (время суток и года).

Маршрут природоведческой экскурсии строится по тематиче­скому принципу, число объектов 10—12. Объектами могут быть лесной массив, небольшая роща, городской парк, поле, луг, ланд­шафт. К объектам относят и явления природы — приливы и отливы, восход и заход солнца, облака. Важно учитывать расстояние между объектами, стараясь, чтобы переходы не были слишком утомитель­ными для экскурсантов. Лучше выбирать объекты живописные, чтобы вызвать у экскурсантов глубокие эстетические переживания и желание оберегать красоту природы.

По мере изучения объекта природы составляется карточка (пас­порт объекта), образец которой приведен далее.

Карточка объекта природы
Фотография объекта Наименование, название, географическое положение
Характеристика объекта  
Время возникновения  
Происхождение  
Сезонные явления  
Животный мир  
Растительный мир  
Реликтовые, эндемичные (ограниченные в своем распространении) растения и животные  
Растения и животные, занесенные в «Красную книгу»  
В чем заключается ценность объекта  
Народно-хозяйственное значение  
В каком состоянии находится объект  
Что нужно сделать для его охраны  
Дополнительные сведения  
Литература  
Ф.И.О., должность составителя карточки  
Дата заполнения  

Изучение природных объектов включает знакомство со спра­вочной литературой, а также составление коллекций растений, на­секомых, бабочек, минералов.

Продолжительность показа одного объекта 10—12 мин. Нельзя ставить группу на обрыве, уступе скалы и в других опасных местах. Место показа выбирается на расстоянии в 2 — 2,5 раза большем, чем высота объекта, под углом наблюдения около 45°.

Вступление к природоведческой экскурсии может увеличивать­ся за счет более продолжительного инструктажа по технике без­опасности, если дорога и осмотр объекта представляют сложность и опасность для жизни (например, в горах или пещерах).

«Портфель экскурсовода» включает естественные наглядные пособия (гербарий, минералы и др.), а также фотографии, рисунки, макеты, аудиозаписи.

Наиболее доступны и вследствие этого больше других распро­странены ботанические экскурсии. Их проводят в городском бота­ническом саду, парке культуры и отдыха.

Зоологические экскурсии сопровождаются показом и наблюде­нием за животными, рассказом об их жизни, повадках, приспособ­лении к окружающей среде, значении для человека. Это могут быть экскурсии в дельфинарий или в зоопарк, зоологический музей. Если во время осмотра видно не всех животных, то можно показать их изображения на иллюстрациях, используя материалы «портфе­ля экскурсовода».

Гидрологические экскурсии проводятся по морю, рекам, озерам, к водопадам. Возможные подтемы: вода в жизни человека, рыбы, водные растения, водные насекомые. Возможно проведение гидро­логической экскурсии в дельфинарии и океанариуме.

Экскурсии могут быть тематическими, комплексными, обзорны­ми. В обзорных раскрываются географическое положение террито­рии (города), природные условия, полезные ископаемые, особенно­сти растительного и животного мира. Если экскурсия проводится в городе, показывают его ландшафтные зоны, парки и другие зеленые объекты. Экскурсовод рассказывает о связи ландшафта с городской застройкой, характеризует стили дворцово-паркового искусства, роль редких видов деревьев, кустарников в оформлении города.

Наши рекомендации