Специфика архитектурно-градостроительных
Экскурсий
Произведения архитектуры — наиболее значительная группа объектов, на которых строятся экскурсии различных типов — исторические, литературные и собственно архитектурно-градострои- тельные.
Подготовка архитектурно-градостроительной экскурсии проходит все обычные этапы и начинается с формулировки темы и сбора материала. Иногда опубликованных источников оказывается недостаточно, приходится использовать архивные материалы. Сведения о жизни архитекторов может дать изучение официальной и частной переписки, церковных и кладбищенских книг, формулярных списков. Изучение периодической печати помогает найти сведения о заказчиках, подрядчиках. В музеях можно найти чертежи зданий, рисунки, письма. Старые и современные планы хорошо использовать в сравнении друг с другом. Богатый материал представляют собой рисунки, гравюры, живописные полотна с изображением архитектурных памятников (например, гравюры Зубова, Шхонбека дают представление об архитектурном облике петровского Петербурга). Полезно изучение старых открыток и фотографий.
Основными объектами являются памятники архитектуры, садово-паркового и монументально-изобразительного искусства, архитектуры малых форм, а также исторические памятники, связанные с деятельностью градостроительных организаций, жизнью и творчеством архитекторов.
Отбор объектов осуществляется в соответствии с целью и задачами экскурсии: если надо показать архитектурный стиль, то выбираются характерные его образцы; если надо показать творчество архитектора — наиболее удачные его творения, а также памятники, показывающие эволюцию творческого пути мастера, места, связанные с его жизнью.
В «портфеле экскурсовода» для архитектурно-градостроительной экскурсии могут быть старые фотографии зданий, поэтажные планы, вертикальные разрезы здания, чертеж-перспектива, рабочий проект с детальными прорисовками отдельных узлов здания, другие иллюстрации.
Архитектурно-градостроительные экскурсии бывают: архитектурно-обзорные; с показом архитектурных памятников определенного исторического периода; посвященные творчеству какого- либо архитектора; иллюстрирующие архитектурные стили; знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам. Каждая из таких типовых экскурсий имеет свои особенности.
Показывая памятники архитектуры, необходимо охарактеризовать общеисторическую ситуацию в целом, задача экскурсовода — показать связь между историей и архитектурой, обосновать факт появления того или иного здания, его конструкции и архитектурных особенностей, задачами, решаемыми обществом в тот период. Так, например, в рассказе об архитектуре раннего Петербурга часто звучат фамилии иностранных архитекторов. Следует объяснить экскурсантам, что их приглашение было элементом государственной политики. Выявляя в городской планировке черты регулярности, необходимо сказать, что регулярность — это важная черта культуры петровского времени, она проявлялась и в других областях государственной деятельности.
В любых архитектурно-градостроительных экскурсиях необходимо говорить об особенностях архитектурных стилей: барокко, классицизма, эклектики, модерна и т.д. Характеризуя стиль, экскурсовод оперирует специальными терминами — фронтон, пилястра, руст, антаблемент, фриз и др. Обязательно следует объяснять их значение, не перегружать ими экскурсионный рассказ, так как это осложняет восприятие.
На архитектурных экскурсиях необходимо говорить о реставрации и современном использовании памятников архитектуры, о том, что многие дома-памятники не являются музеями, а используются городом в разных целях.
Показ интерьеров желателен в экскурсиях по стилям, творчеству архитекторов. Это делает экскурсию более разнообразной, зрелищной, а также открывает другую строну архитектурного творчества — композиционные и декоративные приемы организации внутреннего пространства в разных архитектурных стилях.
Зрительное восприятие архитектурных памятников имеет свои особенности: искажаются реальные размеры зданий, особенно в горизонтальной плоскости, поэтому при осмотре желательно выбирать ближний и дальний план, используя методические приемы движения.
При показе ансамбля экскурсовод постепенно открывает экскурсантам его части, выбирая наиболее выигрышные точки осмотра. Смена ракурсов в движении формирует в сознании экскурсанта многоплановый и более точный образ объекта. Основной рассказ ведется с места, откуда вид на ансамбль самый красивый и все его части попадают в поле зрения. Важно продемонстрировать главный смысловой центр ансамбля, а все его части анализировать по принципу подчинения главной архитектурно-строительной идее.
Архитектурный анализ основывается на специфике архитектуры как своеобразного вида человеческой деятельности — сочетания технических, функциональных и художественно-эстетических достижений общества, т. е. пользы, прочности и красоты. Начинать анализ следует только после предварительного осмотра объекта и сложившегося первого впечатления об объекте у экскурсантов. Далее анализ идет по схеме: вычленение объекта из окружающей среды (его локализация), установление связей объекта с содержанием экскурсии, обобщения и выводы. Экскурсовод характеризует градостроительную и природную среду памятника, стилевые особенности (объемно-пространственная композиция, масштаб, декоративное убранство фасадов, особенности решения интерьеров), историю сооружения, реставрационные работы, современное использование.
Архитектурный памятник может входить в качестве объекта в одну или несколько экскурсий. Например, показ Зимнего дворца входит в экскурсии «Архитектура Санкт-Петербурга XVIII — XIX вв.», «Особенности русского барокко», «Творчество Ф.Б.Растрелли», «Архитектурный ансамбль Дворцовой площади» и др. В каждом случае показ дворца и рассказ о нем будет иметь свои особенности.
Иногда во время архитектурно-градостроительных экскурсий тот или иной памятник закрыт строительными лесами, на нем ведутся работы — реставрация, консервация, обновление, перестройка.
Показ таких работ позволяет действенно применять прием сравнения и использовать материалы «портфеля экскурсовода», в частности фотографии и чертежи.
Полезно знать этапы работы реставратора: обмер, раскрытие, снятие штукатурки, зондаж (разборка частей поздней кладки для обнаружения первоначальных форм), составление проекта, собственно реставрация.
Производственные экскурсии
Главная цель производственных экскурсий — расширение знаний в той или иной отрасли. Производственные экскурсии помогают уяснить сущность различных профессии, познакомиться с научными основами производственного процесса, его технологией. Особое распространение производственные экскурсии получили в советское время.
Сегодня производственные экскурсии проводятся гораздо реже. Их проведение требует большой подготовительной работы. Первоначально составляют список предприятий, учреждений, организаций, которые интересны с экскурсионной точки зрения и готовы принять у себя экскурсантов. Далее следует заключить с ними договор на экскурсионное обслуживание. Потом можно приступать к процессу разработки экскурсии по уже известным нам этапам и методике.
Лучше, если производственную экскурсию будет проводить сотрудник предприятия, хорошо знакомый со спецификой работы своей организации. Однако он должен в какой-то мере владеть теорией и методикой экскурсионного дела.
Производственные экскурсии бывают обзорными и тематическими. Обзорные дают целостное представление о предприятии, тематические (производственно-технические, производственно-экономические и др.) организуют для специалистов родственных предприятий.
Можно выделить особый тип производственной экскурсии — рекламную. Ее цель — привлечь клиентов, поэтому текст должен содержать характеристику продукции или услуг, предоставляемых фирмой.
Общая логика показа объектов — от сырья до готовой продукции. Возможные подтемы: история предприятия, современное состояние, структура отделов, лучшие сотрудники, социальная сфера, досуг и отдых.
Маршрут и численность группы зависят от размеров внутренних помещений и коридоров. Остановки планируются в местах, где нет шума и опасности для жизни и здоровья посетителей (на опасных производствах следует большое внимание уделять инструктажу по технике безопасности).
Начинать экскурсию рекомендуется с того места, где демонстрируются документы, дающие право на ведение деятельности в данной области (лицензия, свидетельство о регистрации и др.), почетные грамоты или иные свидетельства успехов. Если на предприятии есть музей, лучше начать экскурсию именно там. Средняя продолжительность производственной экскурсии 45 — 60 мин. Экскурсию лучше завершить встречей с кем-либо из руководителей или сотрудников предприятия.
В экскурсию на предприятия пищевой промышленности обязательно входит дегустация продукции, что служит дополнительным стимулом к посещению. Иногда посетителям вручают рекламные сувениры.
Природоведческие экскурсии
Природоведческие экскурсии появились еще в конце XIX — начале XX в. и были на первом месте по популярности.
Их цель — получить знания о природе, взаимодействии с ней человека, дать толчок к формированию экологического сознания.
Подготовка природоведческой экскурсии начинается с изучения природы края, потом определяются тема и цель экскурсии и далее поэтапно в соответствии с общей схемой. Особенность — изучение объекта природы в его естественной обстановке, составление гербариев, других коллекций. Важно определить время показа объектов природы (время суток и года).
Маршрут природоведческой экскурсии строится по тематическому принципу, число объектов 10—12. Объектами могут быть лесной массив, небольшая роща, городской парк, поле, луг, ландшафт. К объектам относят и явления природы — приливы и отливы, восход и заход солнца, облака. Важно учитывать расстояние между объектами, стараясь, чтобы переходы не были слишком утомительными для экскурсантов. Лучше выбирать объекты живописные, чтобы вызвать у экскурсантов глубокие эстетические переживания и желание оберегать красоту природы.
По мере изучения объекта природы составляется карточка (паспорт объекта), образец которой приведен далее.
Карточка объекта природы
|
Изучение природных объектов включает знакомство со справочной литературой, а также составление коллекций растений, насекомых, бабочек, минералов.
Продолжительность показа одного объекта 10—12 мин. Нельзя ставить группу на обрыве, уступе скалы и в других опасных местах. Место показа выбирается на расстоянии в 2 — 2,5 раза большем, чем высота объекта, под углом наблюдения около 45°.
Вступление к природоведческой экскурсии может увеличиваться за счет более продолжительного инструктажа по технике безопасности, если дорога и осмотр объекта представляют сложность и опасность для жизни (например, в горах или пещерах).
«Портфель экскурсовода» включает естественные наглядные пособия (гербарий, минералы и др.), а также фотографии, рисунки, макеты, аудиозаписи.
Наиболее доступны и вследствие этого больше других распространены ботанические экскурсии. Их проводят в городском ботаническом саду, парке культуры и отдыха.
Зоологические экскурсии сопровождаются показом и наблюдением за животными, рассказом об их жизни, повадках, приспособлении к окружающей среде, значении для человека. Это могут быть экскурсии в дельфинарий или в зоопарк, зоологический музей. Если во время осмотра видно не всех животных, то можно показать их изображения на иллюстрациях, используя материалы «портфеля экскурсовода».
Гидрологические экскурсии проводятся по морю, рекам, озерам, к водопадам. Возможные подтемы: вода в жизни человека, рыбы, водные растения, водные насекомые. Возможно проведение гидрологической экскурсии в дельфинарии и океанариуме.
Экскурсии могут быть тематическими, комплексными, обзорными. В обзорных раскрываются географическое положение территории (города), природные условия, полезные ископаемые, особенности растительного и животного мира. Если экскурсия проводится в городе, показывают его ландшафтные зоны, парки и другие зеленые объекты. Экскурсовод рассказывает о связи ландшафта с городской застройкой, характеризует стили дворцово-паркового искусства, роль редких видов деревьев, кустарников в оформлении города.