Техника и особенности экскурсионного рассказа
Рассказ — это условное название устной части экскурсии, той суммы сообщений и пояснений, которые дает экскурсовод группе. Свой рассказ экскурсовод дополняет, отвечая на вопросы, комментируя реплики экскурсантов, демонстрируя экспонаты портфеля.
Основные требования к рассказу: связь с показом, научность, те- матичность, конкретность, связность, логичность, краткость, убедительность, доступность, законченность суждений. Рассказ на экскурсии выполняет различные задачи: а) определить объект; б) описать его; в) охарактеризовать; г) «нарисовать» картину событий, связанных с ним.
Особенности экскурсионного рассказа. К ним относится следующее.
1. Рассказ полностью подчинен ритму и маршруту движения на экскурсии.
2. Рассказ следует после показа объекта. Главное правило экскурсовода: без показа нет рассказа. Увлечение рассказом в отрыве от показа приводит к лекционности (распространенная ошибка экскурсовода), когда первичным становится рассказ, а не показ.
3. Использование зрительных доказательств, т.е. постоянный отсыл к показываемым объектам, их характеристика.
4. Четкий композиционный план, обусловленный единой темой, включающей несколько подтем. Если рассказ ведется об объекте, который хорошо сохранился, то он представляет собой описание объекта и событий, которым посвящена подтема. Если экскурсионный объект не сохранился в первоначальном виде, экскурсовод в своем рассказе реконструирует зрительный образ объекта и только потом излагает связанные с ним события.
5. Рассказ должен быть адресным: экскурсант всегда должен понимать, о каком объекте идет речь. Это особенно важно во время проездов, когда объекты быстро мелькают за окном автобуса.
6. Экскурсионный рассказ строится от общего к частному (метод дедукции) и от частного к общему (метод индукции). Каждая конкретная экскурсия строится на том или ином принципе или их сочетании.
Методические приемы экскурсионного рассказа. В числе методических приемов можно выделить экскурсионную справку, описание, объяснение, комментирование, цитирование, литературный монтаж, вопросы-ответы, персонификацию, дискуссионную ситуацию. Охарактеризуем их.
Экскурсионная справка — сжатое изложение основных сведений об объекте (дата создания, автор, материал, размеры, события, связанные с объектом). Применяется при осмотре дополнительных объектов, когда выход из автобуса не предусмотрен.
Описание — последовательное перечисление основных свойств и качеств объекта, на которое отводится 2—3 мин. Это может быть описание дома, где происходили какие-то события или жили известные исторические персонажи, с указанием даты постройки, планировки, перечисление коллекций, описание событий, связанных с объектом.
Объяснение — прием, с помощью которого выясняются причины какого-либо события, явления, факта, их внутренние связи.
Комментирование используется, когда объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения (например, во время производственных экскурсий, при показе движущегося конвейера, работающей машины), в городских и загородных, природоведческих экскурсиях (например, во время наблюдения за природными явлениями — приливом, отливом, закатом или восходом солнца и т.д.).
Цитирование предполагает введение в рассказ отрывков из литературных произведений, документов, мемуаров, других письменных источников. Хорошо подобранная цитата может удачно дополнить зрительные впечатления экскурсантов, придать авторитетность и весомость высказываниям экскурсовода. Обязательно использование приема цитирования на литературных экскурсиях.
Литературный монтаж заключается в том, что рассказ строится на определенном подборе отрывков из одного или нескольких литературных произведений или исторических документов, воспоминаний, раскрывающих подтему или один из основных вопросов экскурсии. Отрывки должны представлять собой художественное и смысловое целое, чтобы экскурсанты могли образно представить, о чем идет речь, увидеть динамику событий вместе с автором цитируемого источника. Чаще всего прием используется в экскурсиях на литературные темы (например, «Петербург в романе Ф.М.Достоевского "Преступлениеи наказание"»), но может применятьсяи в других тематических и исторических экскурсиях.
Вопросы-ответы. С помощью этого приема экскурсовод вступает в диалог с экскурсантами для активизации их внимания. Цель вопросов экскурсовода — не столько получить правильный ответ, сколько заставить экскурсантов задуматься. При этом не рекомендуется задавать экскурсантам слишком сложные вопросы, чтобы не ставить их в неловкое положение.
Прием персонификации означает создание словесного портрета (образа) человека — писателя, государственного деятеля и др., чья биография связана с темой экскурсии.
Дискуссионная ситуация создается экскурсоводом с целью активизации мыслительного процесса, поддержания внимания группы. Экскурсовод высказывает заведомо спорную мысль, которая вызывает дискуссию. Экскурсовод, выслушав мнение двух-трех экскурсантов, сам делает вывод.
Некоторые специалисты считают, что лучше, если экскурсионный рассказ строится как беседа.
Соотношение показа и рассказа на экскурсии зависит от темы, характера показываемых объектов (один объект можно с неослабевающим вниманием наблюдать 25—30 мин, другой — лишь 2—3 мин), вида экскурсии (автобусная или пешеходная), состава группы.
Во время автобусной экскурсии возможны разные сочетания рассказа и показа.
Первый уровень: преобладание рассказа в начале экскурсии, во время вступления. Экскурсовод выступает в качестве лектора, показ стихийный — экскурсанты смотрят за окно самостоятельно.
Второй уровень: рассказ продолжает преобладать, освещается первая подтема экскурсии с использованием «портфеля экскурсовода». Объекты показываются по ходу движения автобуса.
Третий уровень: рассказ равен показу. Экскурсовод начинает показывать дополнительные объекты на маршруте — скорость движения автобуса замедленная. Эффективность восприятия экскурсионного материала увеличивается, экскурсовод перестает быть только лектором.
Четвертый уровень: показ играет главную роль, а рассказ — второстепенную. Это происходит во время остановки автобуса и показа объекта через окна. Активизируется деятельность экскурсантов, они внимательно рассматривают памятники, задают вопросы экскурсоводу.
Пятый уровень: оптимальное сочетание показа и рассказа, которое достигается во время выхода экскурсантов из автобуса. Показ занимает центральное место, подчиняя себе рассказ.