Техника и особенности показа объектов

Показ — главная часть экскурсии. Экскурсоводы говорят: «На экскурсии без показа нет рассказа». Показ — это процесс извлече­ния зрительной информации из объекта.

Показ на экскурсии основан на свойстве наглядности, т.е. до­ступности объекта, явления, процесса чувственному восприятию — слуху, зрению, осязанию, обонянию. Внутренняя наглядность до­ступна только через рассказ экскурсовода, художественные образы.

Показ предполагает анализ объектов, самостоятельную мысли­тельную работу экскурсантов и осуществляется по определенной методике. Он может быть сюжетным и бессюжетным. Так, здание как произведение архитектуры, если оно не связано с каким-либо историческим событием, является основой для бессюжетного по­каза. Если же в нем происходили события, связанные с темой экс­курсии, то это здание становится предметом сюжетного показа.

Показ — не пассивное любование памятником природы или культуры. Это целенаправленное наблюдение (изучение, исследо­вание) объекта в логической последовательности. Такая же после­довательность соблюдается в осмотре объектов, каждый из кото­рых становится как бы ступенькой в раскрытии темы.

На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рас­сказу — «от показа к рассказу». Зрительное восприятие является толчком к началу рассказа. Сначала в поле зрения экскурсантов должен оказаться объект, потом экскурсовод дает комментарии и пояснения.

Для большинства экскурсий (кроме архитектурно-градострои­тельных, искусствоведческих, природоведческих) зрительные объ­екты интересны не сами по себе, а в связи с теми событиями, кото­рые в них происходили или связаны с ними (зданиями, памятника­ми или историческими местами). Объект показа это не только сте­ны и крыши домов, дворцов, монастырей, крепостей, но и то, что происходило или происходит в настоящее время за этими стенами и под этими крышами.

Существуют три уровня экскурсионного показа:

1) предварительный осмотр, ориентировка экскурсантов в про­странстве или на местности;

2) выделение объекта из совокупности других;

3) детальное наблюдение объекта.

Ступени экскурсионного показа в соответствии с его уровнями приведены далее.

Ступени экскурсионного показа объекта

Характер показа Последствия показа


 


Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода «перед вами...», взгляд мельком и вскользь

Более детальный осмотр (наблю­дение) после рассказа о событиях, зацепка для глаз

Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом

Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами

Обобщение зрительных ощуще­ний, увиденного и услышанного от экскурсовода

Заключительный этап, прощаль­ный взгляд на объект

Происходит усвоение общего вида объекта

Усваиваются особенности объекта

Усваиваются отдельные части объ­екта, его детали

Запоминается объект и место его расположения

Формулируются выводы по под­теме или одному из основных вопросов

Экскурсант еще раз убеждается в правильности своего представле­ния об объекте


 


Поэтапный показ обеспечивает нарастание впечатлений у экс­курсантов, подводит их к необходимым размышлениям, обобщени­ям и выводам.

При показе важно помочь экскурсантам понять пространствен­ные отношения между объектами: что ближе, что дальше. Кроме того, экскурсанты должны четко представить размеры и форму объекта, для этого на наблюдаемой местности выделяют объект, ис­пользуемый как масштаб (дерево, одноэтажный дом, человек). При показе необходимо выделять главное и второстепенное. Согласо­ванные действия экскурсовода и экскурсантов активизируют про­цесс показа. С помощью специально сформулированных предло­жений или вопросов экскурсовод может стимулировать мыслитель­ную активность экскурсантов.

Действия экскурсовода и экскурсанта во время показа

Экскурсант бросает общий взгляд на объект. Экскурсант смотрит, пытаясь по­нять, в чем состоит удобство. Экскурсант размышляет, почему голубой цвет подходит зданию лучше, чем, например, красный. Экскурсант находит окна и пыта­ется представить кабинет. Экскурсант, мысленно убрав стену здания, видит писателя, сидящего за столом. Экскурсант, опираясь на рассказ экскурсовода, воссоздает картину события.

Слова экскурсовода Действия экскурсанта

«Посмотрите на это девятиэтаж­ное здание...»

«Посмотрите, как это здание удобно расположено на берегу водоема...»

«Обратите внимание, как подхо­дит зданию голубая окраска...»

«Взгляните на два крайних окна на втором этаже, там располагал­ся кабинет писателя...»

«Представьте себе писателя за большим письменным столом, где начинался его рабочий день...»

«Именно здесь, за этими окнами, в этом кабинете, писатель на­писал и впервые прочитал своим друзьям свое самое значительное произведение...»

При проведении автобусной экскурсии возможны три вида по­каза.

1. Из окна автобуса по ходу движения — во время дальних за­городных экскурсий этот вид показа является основным. Чтобы успеть показать объект и проинформировать о нем, рассказ лучше начинать до появления объекта в поле зрения. Показ в движении не может быть детальным. Важно точно сориентировать экскур­сантов на объект, заранее указать, где и в каком окружении он рас­положен (какого цвета, размера) и дать другие характеристики. Например, при проезде по Невскому проспекту Петербурга экс­курсовод может сказать следующее: «Сейчас справа вы увидите здание розового цвета, богато украшенное скульптурными релье­фами. Это Строгановский дворец, построенный в стиле барокко архитектором Ф.Растрелли...»

2. Из окна во время остановки автобуса. Рассказ в этом случае более продолжительный, а экскурсанты более детально, а не мель­ком, как при движении автобуса, рассматривают объект.

3. При выходе экскурсантов из автобуса к объекту. Такой вид показа необходим, когда объект является одним из основных. Чтобы
показ был полноценным, важно грамотно выбрать точку осмотра и правильно расставить группу.

Средствами показа в экскурсии являются жесты.

Методические приемы показа. Они позволяют упростить наблюдение объекта, выделить его особенности, которые незамет­ны при обычном осмотре; дают возможность экскурсантам мыс­ленно разделить памятник на составные части, домыслить утрачен­ные детали, воспроизвести исторические события, которые проис­ходили здесь много лет назад.

Один из методических приемов показа — прием предваритель­ного осмотра. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта и длится не более 2 мин. Экскурсовод называет объект и делает паузу, чтобы экскурсанты его рассмотрели, почувствовали необычность. С предварительного осмотра начинается знакомство с памятниками архитектуры, скульптуры, объектами природы, если они обладают особой эстетической привлекательностью.

Прием зрительного (экскурсионного) анализа предполагает мыс­ленное разделение здания, памятника или архитектурного ансамбля на составные части и наблюдение каждой части в отдельности. Экс­курсовод, например, говорит: «Вы видите Александровскую колонну, которая представляет собой гранитный монолит, установленный на пьедестал без каких-либо дополнительных креплений. Обратите вни­мание на фигуру ангела, венчающую колонну, на пьедестал, а также на четыре рельефа, украшающие его. Давайте внимательно рассмот­рим каждую часть объекта...» Рассказывая о деталях памятника, экс­курсовод помогает группе лучше воспринять памятник в целом.

Прием интеграции построен на зрительном объединении от­дельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Его целесо­образно сочетать с приемом зрительного анализа. Показывая зда­ние, сооружение, памятное место, экскурсовод, рассказав о каждой части объекта в отдельности, объединяет их в единое целое.

Прием интеграции необходим при показе архитектурного ан­самбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов, и объясняет, почему отдельные здания, внешне разные, вместе со­ставляют единый ансамбль.

Прием панорамного показа позволяет экскурсантам наблюдать общий вид местности. Для панорамного показа используются баш­ни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки.

Для активизации восприятия открывающейся панорамы необ­ходимо показать экскурсантам композиционный центр и обратить на него внимание группы. В поле зрения экскурсантов находится много объектов, поэтому экскурсовод выделяет те объекты, кото­рые раскрывают тему.

Прием зрительной реконструкции используется для создания виртуального образа объекта, опираясь на зрительные впечатле­ния, рассказ экскурсовода. Это делается в тех случаях, когда памят­ник разрушился или изменил свой первоначальный вид. Если зда­ние превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени), произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсово­да». Используются фотографии, рисунки, чертежи, схемы, другой изобразительный материал, характеризующий обстановку, в кото­рой происходили события.

Прием зрительной реконструкции необходим при показе памят­ных мест, где проходили военные сражения, восстания, революци­онные мятежи. Это могут быть места, связанные с жизнью и дея­тельностью политиков, ученых, писателей, композиторов, худож­ников.

Прием локализации событий позволяет рассмотреть эти собы­тия в привязке к той местности, где они происходили. Этот прием конкретизирует показ, дает туристам четкое представление о том, как и в каких условиях происходило событие, о котором идет речь. Так, например, экскурсовод сообщает: «В этом цехе был построен первый в стране трактор» или: «Вот в этой комнате, за этим столом Пушкин писал свои произведения...»

Прием абстрагирования представляет собой мысленное выде­ление из целого какой-либо его части. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к теме экс­курсии.

Использование приема зрительного сравнения дает возмож­ность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы). Соответственно, экскурсовод может сократить количество цифр в рассказе и время, затрачиваемое на объяснение.

При зрительном сравнении размеры рассматриваемого объекта сравнивают с объектом, размеры которого хорошо известны экс­курсантам. Например, чтобы экскурсанты могли представить раз­меры какого-либо высокого здания, можно сравнить его с располо­женным рядом деревом или одноэтажным домом.

Прием зрительной аналогии также построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого, аналогич­ного; б) наблюдаемого объекта с теми, которые экскурсанты наблю­дали ранее. Экскурсовод как бы «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами. Например, можно сравнить стены Московского Кремля и Петропавловской крепости. Это два аналогичных сооружения. Обе крепости создавались с учетом достижений фортификационной техники своего времени. Показывая в ходе экскурсии Исаакиев- ский и Казанский соборы в Санкт-Петербурге, можно сравнить их с собором Св. Петра в Ватикане и т. д.

Задача экскурсовода, использующего этот прием, — привлечь экскурсантов к активному поиску аналогий, вызвать в памяти пред­ставление о внешнем виде других объектов, которые они видели раньше.

Прием зрительной аналогии тождествен приему ассоциации, когда объекты сравниваются по сходству или по противоположно­сти (черное — белое, холод — тепло, свет — темнота), времени по­явления, единству места расположения.

Прием переключения внимания используют для выявления кон­траста в объектах. Так, по предложению экскурсовода экскурсанты переносят свой взгляд на другой объект (например, с дома, постро­енного в начале XX в., на современное многоэтажное здание). Кон­трастное сравнение обогащает экскурсантов новыми впечатления­ми, позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу не следует сразу обращать внимание экскурсантов на нее. Сначала лучше рассказать о самих событиях, людях, в честь ко­торых появилась мемориальная доска. Только после этого внима­ние экскурсантов обращается на мемориальную доску, текст кото­рой, возможно, они уже прочли.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориа­ле), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т.е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Как уже отмечалось, в «портфеле экскурсовода» не следует иметь более 15 пособий. Их обилие может утомить экскурсантов, пропадет интерес к экскурсии. Размеры иллюстраций, схем, фото­графий должны быть 18 х 24 или 24 х 30 см, чтобы экскурсанты в ав­тобусе могли их рассмотреть, не вставая с мест.

Порядок использования портфеля продумывается заранее. Каж­дому экспонату присваивается порядковый номер, определяющий последовательность его показа. На оборотной стороне экспоната записываются его характеристики.

Технологическая карта экскурсии содержит четкие указания, где, когда и как показывается тот или иной экспонат портфеля, ка­кие пояснения при этом даются. В отдельных случаях, когда экспо­нат демонстрируется в автобусе, экскурсовод показывает его всем, а потом передает по рядам для более подробного ознакомления. Основную часть материалов «портфеля» рекомендуется показы­вать с места, чтобы каждый экскурсант увидел их в нужное время.

Для использования электронных наглядных пособий необходи­мы специальные технические средства, например телевизор с ви­деомагнитофоном или аудиомагнитофон. Неплохо показать фильм по теме экскурсии во время длинного переезда.

Наши рекомендации