Техника и особенности показа объектов
Показ — главная часть экскурсии. Экскурсоводы говорят: «На экскурсии без показа нет рассказа». Показ — это процесс извлечения зрительной информации из объекта.
Показ на экскурсии основан на свойстве наглядности, т.е. доступности объекта, явления, процесса чувственному восприятию — слуху, зрению, осязанию, обонянию. Внутренняя наглядность доступна только через рассказ экскурсовода, художественные образы.
Показ предполагает анализ объектов, самостоятельную мыслительную работу экскурсантов и осуществляется по определенной методике. Он может быть сюжетным и бессюжетным. Так, здание как произведение архитектуры, если оно не связано с каким-либо историческим событием, является основой для бессюжетного показа. Если же в нем происходили события, связанные с темой экскурсии, то это здание становится предметом сюжетного показа.
Показ — не пассивное любование памятником природы или культуры. Это целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объекта в логической последовательности. Такая же последовательность соблюдается в осмотре объектов, каждый из которых становится как бы ступенькой в раскрытии темы.
На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу — «от показа к рассказу». Зрительное восприятие является толчком к началу рассказа. Сначала в поле зрения экскурсантов должен оказаться объект, потом экскурсовод дает комментарии и пояснения.
Для большинства экскурсий (кроме архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, природоведческих) зрительные объекты интересны не сами по себе, а в связи с теми событиями, которые в них происходили или связаны с ними (зданиями, памятниками или историческими местами). Объект показа это не только стены и крыши домов, дворцов, монастырей, крепостей, но и то, что происходило или происходит в настоящее время за этими стенами и под этими крышами.
Существуют три уровня экскурсионного показа:
1) предварительный осмотр, ориентировка экскурсантов в пространстве или на местности;
2) выделение объекта из совокупности других;
3) детальное наблюдение объекта.
Ступени экскурсионного показа в соответствии с его уровнями приведены далее.
Ступени экскурсионного показа объекта
Характер показа Последствия показа
Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода «перед вами...», взгляд мельком и вскользь
Более детальный осмотр (наблюдение) после рассказа о событиях, зацепка для глаз
Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом
Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами
Обобщение зрительных ощущений, увиденного и услышанного от экскурсовода
Заключительный этап, прощальный взгляд на объект
Происходит усвоение общего вида объекта
Усваиваются особенности объекта
Усваиваются отдельные части объекта, его детали
Запоминается объект и место его расположения
Формулируются выводы по подтеме или одному из основных вопросов
Экскурсант еще раз убеждается в правильности своего представления об объекте
Поэтапный показ обеспечивает нарастание впечатлений у экскурсантов, подводит их к необходимым размышлениям, обобщениям и выводам.
При показе важно помочь экскурсантам понять пространственные отношения между объектами: что ближе, что дальше. Кроме того, экскурсанты должны четко представить размеры и форму объекта, для этого на наблюдаемой местности выделяют объект, используемый как масштаб (дерево, одноэтажный дом, человек). При показе необходимо выделять главное и второстепенное. Согласованные действия экскурсовода и экскурсантов активизируют процесс показа. С помощью специально сформулированных предложений или вопросов экскурсовод может стимулировать мыслительную активность экскурсантов.
Действия экскурсовода и экскурсанта во время показа
Экскурсант бросает общий взгляд на объект. Экскурсант смотрит, пытаясь понять, в чем состоит удобство. Экскурсант размышляет, почему голубой цвет подходит зданию лучше, чем, например, красный. Экскурсант находит окна и пытается представить кабинет. Экскурсант, мысленно убрав стену здания, видит писателя, сидящего за столом. Экскурсант, опираясь на рассказ экскурсовода, воссоздает картину события. |
Слова экскурсовода Действия экскурсанта
«Посмотрите на это девятиэтажное здание...»
«Посмотрите, как это здание удобно расположено на берегу водоема...»
«Обратите внимание, как подходит зданию голубая окраска...»
«Взгляните на два крайних окна на втором этаже, там располагался кабинет писателя...»
«Представьте себе писателя за большим письменным столом, где начинался его рабочий день...»
«Именно здесь, за этими окнами, в этом кабинете, писатель написал и впервые прочитал своим друзьям свое самое значительное произведение...»
При проведении автобусной экскурсии возможны три вида показа.
1. Из окна автобуса по ходу движения — во время дальних загородных экскурсий этот вид показа является основным. Чтобы успеть показать объект и проинформировать о нем, рассказ лучше начинать до появления объекта в поле зрения. Показ в движении не может быть детальным. Важно точно сориентировать экскурсантов на объект, заранее указать, где и в каком окружении он расположен (какого цвета, размера) и дать другие характеристики. Например, при проезде по Невскому проспекту Петербурга экскурсовод может сказать следующее: «Сейчас справа вы увидите здание розового цвета, богато украшенное скульптурными рельефами. Это Строгановский дворец, построенный в стиле барокко архитектором Ф.Растрелли...»
2. Из окна во время остановки автобуса. Рассказ в этом случае более продолжительный, а экскурсанты более детально, а не мельком, как при движении автобуса, рассматривают объект.
3. При выходе экскурсантов из автобуса к объекту. Такой вид показа необходим, когда объект является одним из основных. Чтобы
показ был полноценным, важно грамотно выбрать точку осмотра и правильно расставить группу.
Средствами показа в экскурсии являются жесты.
Методические приемы показа. Они позволяют упростить наблюдение объекта, выделить его особенности, которые незаметны при обычном осмотре; дают возможность экскурсантам мысленно разделить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, воспроизвести исторические события, которые происходили здесь много лет назад.
Один из методических приемов показа — прием предварительного осмотра. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта и длится не более 2 мин. Экскурсовод называет объект и делает паузу, чтобы экскурсанты его рассмотрели, почувствовали необычность. С предварительного осмотра начинается знакомство с памятниками архитектуры, скульптуры, объектами природы, если они обладают особой эстетической привлекательностью.
Прием зрительного (экскурсионного) анализа предполагает мысленное разделение здания, памятника или архитектурного ансамбля на составные части и наблюдение каждой части в отдельности. Экскурсовод, например, говорит: «Вы видите Александровскую колонну, которая представляет собой гранитный монолит, установленный на пьедестал без каких-либо дополнительных креплений. Обратите внимание на фигуру ангела, венчающую колонну, на пьедестал, а также на четыре рельефа, украшающие его. Давайте внимательно рассмотрим каждую часть объекта...» Рассказывая о деталях памятника, экскурсовод помогает группе лучше воспринять памятник в целом.
Прием интеграции построен на зрительном объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Его целесообразно сочетать с приемом зрительного анализа. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод, рассказав о каждой части объекта в отдельности, объединяет их в единое целое.
Прием интеграции необходим при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов, и объясняет, почему отдельные здания, внешне разные, вместе составляют единый ансамбль.
Прием панорамного показа позволяет экскурсантам наблюдать общий вид местности. Для панорамного показа используются башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки.
Для активизации восприятия открывающейся панорамы необходимо показать экскурсантам композиционный центр и обратить на него внимание группы. В поле зрения экскурсантов находится много объектов, поэтому экскурсовод выделяет те объекты, которые раскрывают тему.
Прием зрительной реконструкции используется для создания виртуального образа объекта, опираясь на зрительные впечатления, рассказ экскурсовода. Это делается в тех случаях, когда памятник разрушился или изменил свой первоначальный вид. Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени), произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Используются фотографии, рисунки, чертежи, схемы, другой изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.
Прием зрительной реконструкции необходим при показе памятных мест, где проходили военные сражения, восстания, революционные мятежи. Это могут быть места, связанные с жизнью и деятельностью политиков, ученых, писателей, композиторов, художников.
Прием локализации событий позволяет рассмотреть эти события в привязке к той местности, где они происходили. Этот прием конкретизирует показ, дает туристам четкое представление о том, как и в каких условиях происходило событие, о котором идет речь. Так, например, экскурсовод сообщает: «В этом цехе был построен первый в стране трактор» или: «Вот в этой комнате, за этим столом Пушкин писал свои произведения...»
Прием абстрагирования представляет собой мысленное выделение из целого какой-либо его части. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к теме экскурсии.
Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы). Соответственно, экскурсовод может сократить количество цифр в рассказе и время, затрачиваемое на объяснение.
При зрительном сравнении размеры рассматриваемого объекта сравнивают с объектом, размеры которого хорошо известны экскурсантам. Например, чтобы экскурсанты могли представить размеры какого-либо высокого здания, можно сравнить его с расположенным рядом деревом или одноэтажным домом.
Прием зрительной аналогии также построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого, аналогичного; б) наблюдаемого объекта с теми, которые экскурсанты наблюдали ранее. Экскурсовод как бы «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами. Например, можно сравнить стены Московского Кремля и Петропавловской крепости. Это два аналогичных сооружения. Обе крепости создавались с учетом достижений фортификационной техники своего времени. Показывая в ходе экскурсии Исаакиев- ский и Казанский соборы в Санкт-Петербурге, можно сравнить их с собором Св. Петра в Ватикане и т. д.
Задача экскурсовода, использующего этот прием, — привлечь экскурсантов к активному поиску аналогий, вызвать в памяти представление о внешнем виде других объектов, которые они видели раньше.
Прием зрительной аналогии тождествен приему ассоциации, когда объекты сравниваются по сходству или по противоположности (черное — белое, холод — тепло, свет — темнота), времени появления, единству места расположения.
Прием переключения внимания используют для выявления контраста в объектах. Так, по предложению экскурсовода экскурсанты переносят свой взгляд на другой объект (например, с дома, построенного в начале XX в., на современное многоэтажное здание). Контрастное сравнение обогащает экскурсантов новыми впечатлениями, позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.
При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу не следует сразу обращать внимание экскурсантов на нее. Сначала лучше рассказать о самих событиях, людях, в честь которых появилась мемориальная доска. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, текст которой, возможно, они уже прочли.
Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т.е. объект, о котором идет речь, не сохранился.
Как уже отмечалось, в «портфеле экскурсовода» не следует иметь более 15 пособий. Их обилие может утомить экскурсантов, пропадет интерес к экскурсии. Размеры иллюстраций, схем, фотографий должны быть 18 х 24 или 24 х 30 см, чтобы экскурсанты в автобусе могли их рассмотреть, не вставая с мест.
Порядок использования портфеля продумывается заранее. Каждому экспонату присваивается порядковый номер, определяющий последовательность его показа. На оборотной стороне экспоната записываются его характеристики.
Технологическая карта экскурсии содержит четкие указания, где, когда и как показывается тот или иной экспонат портфеля, какие пояснения при этом даются. В отдельных случаях, когда экспонат демонстрируется в автобусе, экскурсовод показывает его всем, а потом передает по рядам для более подробного ознакомления. Основную часть материалов «портфеля» рекомендуется показывать с места, чтобы каждый экскурсант увидел их в нужное время.
Для использования электронных наглядных пособий необходимы специальные технические средства, например телевизор с видеомагнитофоном или аудиомагнитофон. Неплохо показать фильм по теме экскурсии во время длинного переезда.