Функциональная структура деятельности экскурсовода
Предметом труда экскурсовода выступает человек. Это накладывает повышенную моральную ответственность, требует таких профессиональных свойств и умений, как широкий кругозор, хорошее настроение, потребность в общении, коммуникативность, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение находить общий язык с разными людьми и др. В приложении 3 приведена типовая должностная инструкция экскурсовода.
По своему характеру деятельность экскурсоводов может быть отнесена к управленческой деятельности, ведь в ходе экскурсии они фактически управляют познавательными действиями людей.
Структурно решение задач, связанных с организацией экскурсий, включает в себя следующие управленческие функции:
целеполагание (разработка модели экскурсии, определение ее места в турпродукте и формулирование задач, которые необходимо решить для успешного ее проведения);
информационно-аналитическая (сбор и анализ информации о сложившейся ситуации и возможностях решения стоящих задач);
поисково-прогностическая (формулирование общего замысла, формирование альтернативных программ будущих действий и определение вероятности получения необходимых результатов);
принятие решения (выбор оптимального варианта действий в каждом конкретном случае);
организационно-методическое обеспечение (планирование конкретных действий, создание каналов коммуникации и разработка способов передачи и приема информации, организация психолого- педагогических воздействий на экскурсантов, координация действий всех лиц, участвующих в экскурсии; медицинское, материально-техническое обеспечение экскурсии);
коммуникативная (осуществление коммуникации); контрольно-оценочная (контроль и оценка успешности решения экскурсионных задач);
корректировочная (внесение изменений в план действий).
Как показывает практика, качество реализации названных функций является высоким, если при этом соблюдается ряд требований. Так, любое принимаемое решение должно быть целесообразным, максимально способствующим успешной подготовке и проведению экскурсии. В ходе экскурсии необходимо сочетать централизацию управления с предоставлением экскурсантам возможности проявлять инициативу.
Деятельность экскурсовода требует комплексного подхода к решению стоящих задач, для чего необходимо их уяснить и правильно сформулировать. Принятие обоснованного решения по проведению экскурсии обеспечивается сбором достоверной информации, ее оперативной обработкой и накоплением до достаточного уровня, планированием конкретных мероприятий в ходе экскурсии. Разрабатываемый план экскурсии согласуется с другими планами на всех уровнях управления. В последующем в него вносятся необходимые коррективы.
Успешное претворение плана экскурсии предполагает целеустремленность и непрерывность в деятельности экскурсовода.
Руководство экскурсантами должно основываться на четких и предельно ясных требованиях, предъявляемых к ним.
Необходимо осуществлять постоянный контроль за ходом проведения экскурсий. Результаты контроля отражаются в объективной оценке деятельности экскурсовода по подготовке и проведению экскурсий.
Обычно применяются следующие способы координации целей: 1) выбор только одной наиболее важной за счет игнорирования других; 2) построение матрицы достоинств целей (принятие одних целей в качестве основных и подход к остальным как к ограничениям); 3) одновременное достижение всех целей путем напряжения всех имеющихся сил, комплексирования и четкого согласования действий.
Основные принципы при постановке целей экскурсий сводятся к следующему: выделение приоритетов (обращение основного внимания на те задачи, которые имеют решающее значение для достижения конечных целей); обеспечение регулярной обратной связи между целями и результатами; связь целей с системой поощрений.
Как уже отмечалось, постановка целей осуществляется на основе сбора и анализа информации. Экскурсионная практика показывает, что количество и качество информации (ее избыток или недостаток) существенно сказывается на проведении экскурсий. Итогом информационного анализа является формирование адекватной программы и плана будущих действий, а также их резуль- 48 татов. Намеченный план действий должен быть приурочен к определенному моменту времени.
В области передачи и приема информации можно выделить три группы проблем — технические, семантические и эффективности. Технические проблемы связаны с точностью передачи информации в разных каналах связи и с помощью различных средств коммуникации. Семантические проблемы связаны с точностью передачи смысла сообщения. Проблемы эффективности заключаются в обеспечении нужного отклика на то или другое сообщение.
К основным требованиям, которым должна удовлетворять информация, относят ее адекватность, полноту, релевантность (степень полезности), сруктурированность, доступность (понятность), своевременность и непрерывность.
Из-за различных ограничений поставленные цели в их идеальном варианте полностью практически никогда не достигаются. Определение возможности достижения какой-либо цели составляет содержание процесса прогнозирования. Итогом предвидения является построение прогноза как модели будущего результата в известных или ожидаемых условиях.
К основным задачам прогнозирования относятся:
• предвидение потребности в определенной информации;
• выявление экономических, психологических факторов, оказывающих влияние на потребность в экскурсии;
• выбор показателей, отражающих существенное влияние различных факторов на эффективность экскурсии;
• оптимизация показателей качества проведения экскурсии;
• обоснование экономической целесообразности разработки новой экскурсии, исходя из наличных ресурсов и приоритетов.
К числу субъективных факторов, влияющих на прогнозирование, относятся репрезентативность мыслительных операций, цент- рация, обратное мышление и полезность.
Репрезентативность связана с отнесением конкретного события ко всему классу подобных. Репрезентативность заставляет иногда видеть закономерность там, где ее нет. Причиной тому может служить, например, ошибочное убеждение в том, что случайные события не могут иметь регулярности. Центрация (центризм) проявляется в стремлении приписать разным событиям одинаковую вероятность наступления. Обратное мышление направлено, как правило, на пересмотр первоначального прогноза (в связи с полученным результатом) в лучшую сторону. Это делается в целях оправдания себя из-за первоначальной неточности. Фактор полезности говорит о том, что в большинстве случаев люди склонны переоценивать вероятность успеха и недооценивать вероятность неудач.
В оценке полезности будущих результатов важную роль играет фактор времени. Чем отдаленнее время достижения результата, тем менее он становится привлекательным.
Под решением понимается сознательный выбор того, как поступать в сложившихся обстоятельствах. Принятие решения представляет собой процесс выбора курса действий из нескольких альтернатив.
При моделировании процесса принятия решения необходимо иметь четкое представление о базисных моментах, которыми являются: время для принятия решения; ресурсы, необходимые для его реализации; системы управляемых и неуправляемых факторов, альтернативных вариантов решений и критериев для оценки результатов.
Одним из основных критериев принимаемых решений является их качество. Под качеством решения понимается степень его соответствия объективно сложившимся условиям и потребностям. К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности решения относятся: применение научных подходов; достаточная информация; комплексное применение методов обоснования; структуризация проблемы и построение дерева целей; сопоставимость (сравнимость) вариантов решений, их правовая обоснованность; разработка и функционирование системы ответственности и мотивации; наличие механизма реализации.
К основным правилам обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения относятся: их количество (не менее трех); за базовый вариант принимается наиболее новый по времени; использование современных технических средств информационного обеспечения.
Функция организационно-методического обеспечения включает в себя целый комплекс процедур. Экскурсовод обязан разработать четкий план действий (что, как и когда он должен сделать) и процедур контроля за тем, как выполняются текущие задачи экскурсии.
Контроль подразделяется на предварительный, текущий и обратный. Предварительный контроль предполагает изучение ресурсных затрат при подготовке экскурсии для получения необходимой информации о возможных проблемах. Текущий контроль осуществляется в процессе экскурсии, чтобы оперативно вносить при необходимости коррективы. Обратный контроль направлен на изучение результатов деятельности после завершения экскурсии для внесения необходимых корректив в будущие действия.
Процесс контроля включает в себя три фазы: создания стандартов, наблюдения за изменениями в соответствии с созданными стандартами, проведения корректирующих действий. Чем четче и прочнее связь между целями и стандартами, тем более вероятно, что процесс контроля будет наиболее эффективен.
Корректирующие действия (регулирование) могут быть направлены на решение одной из следующих задач: поддержание сложившегося статуса, когда результаты совместимы со стандартами и задача экскурсовода сводится к тому, чтобы убедиться в позитивной обратной связи; регулирование с целью достижения установленных стандартов или корректировки при их завышении.
При контроле основное внимание следует сосредоточивать на результатах, а не на процессе работы; находить наиболее оптимальные его формы; учитывать, что некоторое отклонение от стандартов при выполнении работы является вполне допустимыми.
Экскурсионная аудитория
Успешное проведение экскурсии во многом зависит от того, насколько быстро и точно экскурсоводу удастся разобраться в особенностях экскурсионной группы как целевой аудитории.
Под целевой аудиторией понимается конкретная экскурсионная группа людей, психология и поведение которых выступают объектом особого внимания и целенаправленного воздействия в целях формирования у них желаемого мнения, установок и позитивного отношения к проводимой экскурсии и экскурсоводу.
По степени вовлеченности в коммуникационный процесс целевые аудитории подразделяются на первичные (ключевые, «ядерные»), которые в наибольшей степени заинтересованы в получении информации, и вторичные, для которых получение информации не является приоритетной задачей. По степени важности для организации управления экскурсионной группой целевая аудитория делится на лидеров мнений (группа лиц, которые оказывают влияние на других участников экскурсии), тех, кто им доверяет и подчиняется, и тех, кто ведет себя автономно. По отношению к экскурсоводу экскурсионная группа разделяется на тех, кто настроен позитивно, негативно или нейтрально. На коммуникационный процесс большое влияние оказывают тендерные, возрастные, этнические, социально-психологические, образовательные и другие характеристики экскурсионной группы.
Гендерные (социально-биологические) особенности обусловлены закономерностями и потребностями природы. Например, ученые отмечают большую психическую устойчивость женщин, усред- ненность параметров их психики и психологическую индивидуали- зированность мужчин.
Различные функциональные и социальные роли мужчин и женщин привели к различным особенностям в строении их мозга. Например, у женщин в некоторых участках мозолистого тела больше нервных волокон, чем у мужчин, почему межполушарные связи у женщин более многочисленны и у них лучше происходит синтез информации, накапливающейся в обоих полушариях (так называемая женская интуиция). Кроме того, у женщин выявлены более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, вниманием и тонким ручным манипулированием, что объясняется относительно большей активностью левого полушария их мозга. Как правило, женщины превосходят мужчин и в вербальных способностях. Зато творческие (художественные, математические и визуально-пространственные) способности заметно лучше у мужчин. Этим мужчины обязаны более развитому правому полушарию мозга.
Гендерные различия в психике проявляются и в том, что мужчины уже с юных лет утверждают свою индивидуальность, стремясь к независимости, они более властны и агрессивны. В разговорах мужчины чаще сосредоточивают внимание на важных, глобальных, стратегических проблемах, их беседы более информативны и ана- литичны. Для женщин более характерна взаимозависимость, они обретают собственную индивидуальность в социальных связях. В их разговорах больше доверительности и интимности, они сосредоточиваются на взаимоотношениях между людьми, им важнее поделиться с подругами, получить помощь или оказать поддержку, проявить заботу. Женщины менее склонны к риску, чем мужчины. Это обусловлено природной заботой об уже рожденных и возможных будущих детях. Поэтому и безопасность они ценят гораздо выше, чем мужчины.
Особенности мужского и женского начал отчетливо наблюдаются в межполовых взаимоотношениях, протекании различных психических процессов. Мужчины стремятся к лидерству, выступают инициаторами большинства деловых свиданий, склонны к авторитарности, а женщины — к демократичности. Мужчинам свойственно навязывать свою волю, перебивать собеседника, касаться его руками, твердо смотреть в глаза, реже улыбаться и плакать. Женщины в большей степени склонны к эмпатии, пониманию чувств других и ответному проявлению своих чувств, они более восприимчивы к сигналам невербального общения, менее агрессивны.
Гендерные различия проявляются и в сексуальных взаимоотношениях. За редким исключением мужчины во всем мире чаще выступают инициаторами в ухаживаниях и половой близости, чем женщины. Мужчины стремятся предложить то, что ценится женщинами, — обеспеченность и физическую защиту, а женщины стараются выглядеть для мужчин молодыми и здоровыми (что предполагает плодовитость), т.е. привлекательными для воспроизведения потомства.
Мужчины более влюбчивы, чем женщины, медленнее выходят из состояния влюбленности. Их более занимает физическая и игровая стороны отношений. В отличие от мужчин женщины фокусируют внимание на интимной доверительности отношений, заботе о своем партнере. При вступлении в брак у абсолютного большинства женщин на первом месте стоит семья, у мужчин только у каждого третьего она является приоритетом. Женщины легче, чем мужчины, приспосабливаются к социальным изменениям.
Не менее важно учитывать возрастные особенности экскурсантов, поскольку поведение людей во многом зависит от жизненного и социального опыта, развития психики, самореализации в обществе. Например, для молодежи характерны следующие психологические особенности:
• повышенное стремление к самоутверждению, проявлению своей индивидуальности, признанию со стороны окружающих своих личностных достоинств, приобретению популярности;
• желание активно познавать окружающий мир, развивать свои способности;
• быстрый рост самосознания, связанный с использованием противоречивых, иногда опасных форм самопроверки и самооценки, переоценка своих возможностей и способностей;
• стремление быть в коллективе, ориентация на собирательный образ идеального героя, способного найти выход из любой ситуации, обладающего привлекательной внешностью, благородством и др.;
• критическое отношение к наставлениям и нравоучениям, повышенная требовательность к наставникам в отношении единства слова и дела;
• стремление к доверительным, искренним, эмоционально теплым отношениям, потребность в людях, с которыми можно поделиться любыми переживаниями;
• повышенная эмоциональность, склонность к крайности суждений и действий, максимализм в оценках;
• склонность к сильным внутренним переживаниям, сомнениям, раздумьям, опасениям, тревожности, болезненное отношение к несправедливости;
• противоречивость внутренних начал, чувств, поступков и т.д.
Общая тенденция изменения жизненной стратегии по мере возрастного развития человека может быть описана так: от свободной и часто не до конца обдуманной растраты жизненной энергии до ее максимальной экономии.
Человек достигает ранней зрелости в период между 25 — 35 годами, когда устанавливаются прочные социальные связи, стиль жизни, происходит профессиональное становление. В промежутке между 35—45 годами наступает время переоценки целей и притязаний. В этом возрасте человек более чем когда-либо способен управлять своей жизнью, и большинство людей пытается сформулировать свою точку зрения о внешнем мире и своем участии в нем. В то же время человек может испытывать «кризис середины жизни», сопровождаемый ответом на вопрос: что достигнуто и что не достигнуто, что в действительности означает жизнь? Негативными последствиями этого кризиса могут стать выработанные установки: «уже поздно что-либо менять» и «уже не успеть».
Такие установки приводят, как правило, к пассивности в возрасте 45—60 лет. Если учесть, что в это время начинают затвердевать взгляды человека, его высказывания становятся все более жесткими, а отношение к другим мнениям все более нетерпимым, то возникает значительная угроза разрыва прежних социальных связей, развития конфликтности и старческой усталости. Успешная самореализация личности на этом этапе значительно снижает страх перед смертью, часто наступает второй пик творческой активности.
Между 60 и 70 годами у человека на первый план выступает стремление взглянуть на прошлую жизнь, поиск ее смысла. В этом возрасте отчетливо проявляется желание поделиться воспоминаниями и получить от более молодых подтверждение, что жизнь прожита не зря. Главным фактором продления жизни становится психическая активность человека, а также наличие таких черт, как жизнерадостность, отсутствие завистливости, неподатливость мрачным настроениям и способность к быстрому восстановлению равновесия после перенесенных психических травм.
Установка на прекращение трудовой деятельности и выход на пенсию обусловливают падение социального престижа, повышают тревожность и ухудшают самочувствия. Опыт свидетельствует, что люди, не уменьшающие активность после выхода на пенсию, могут жить еще долгие годы. Кроме того, после 75 лет наступает еще один подъем творческой активности.
В это время человеку свойственны обостренная чувствительность, острая потребность в общении, боязнь одиночества. Часто пожилые люди мнительны, обидчивы, настороженны, у них может появиться подозрительность и недоверчивость, некоторое замедление восприятия, ухудшение произвольного запоминания, субъективность суждений, излишняя их категоричность. Они с трудом адаптируются к жизненным переменам.
Известно, что люди, принадлежащие к разным этническим группам, отличаются друг от друга нравами, обычаями, поведением. В этническом портрете человека находят свое отражение национальный характер и темперамент, национальные чувства и традиции.
Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, определяющих манеру их поведения и типичный образ действий. Принято считать, например, что жители средней полосы России по темпераменту — сангвиники, представители кавказских народов — холерики. Прибалтийские народы отличаются некоторой флегматичностью. Однако это не исключает наличия среди этих наций людей других темпераментов.
Национальные чувства выражают, прежде всего, эмоциональное отношение к своей этнической общности, гордость за свой народ, приверженность к национальным ценностям и традициям. Выделяют три основных типа этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую.
Этноцентрическая идентичность обозначает ориентацию личности только на свою этническую общность. Все свое, «наше» считается самым лучшим, превосходит все остальное. Но бывают случаи, когда люди не только не считают свою культуру, нравы, обычаи самыми лучшими, но, напротив, обнаруживают нечто вроде комплекса неполноценности, благоговея перед всем чужеземным.
Полиэтническая идентичность характеризуется равноценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. Такой тип идентичности характерен для жителей Швейцарии, США, некоторых других стран.
Трансэтническая идентичность проявляется тогда, когда личность, не причисляя себя ни к одному этносу, относит себя ко всему человечеству, выходя на надэтнический уровень представления о своем «я» как о субъекте мирового сообщества (гражданин мира).
В социально-психологических характеристиках экскурсионной группы отражаются отношения между экскурсантами, групповые потребности, интересы, цели, мнения, все они влияют на психологический климат, деление на микрогруппы.