Экскурсия как педагогический процесс
Информационно-познавательная и воспитательная функции экскурсий способствуют расширению кругозора, мировоззрения, развитию внимания, памяти, мышления, чувств и др. С этой точки зрения эффективность экскурсии оценивается по параметрам результативности (в какой степени удалось достичь запланированных изменений в названных психологических структурах) и удовлетворенности экскурсантов. Достижение высоких показателей по каждому из параметров зависит от соблюдения ряда требований.
Экскурсия как педагогический процесс представляет собой систему последовательных и целенаправленных взаимодействий между экскурсоводом и экскурсантами, которые приводят к запланированному образовательному результату.
Системообразующим компонентом выступает педагогическая цель, под которой понимается идеальное представление тех новообразований в психологической структуре экскурсанта, достичь которых стремится экскурсовод.
Педагогическая цель включает в себя: воспитательный компонент (формирование гражданственности, патриотизма, нравственности и других качеств посредством влияния прежде всего на моти- вационную сферу личности экскурсанта — его самосознание, мировоззренческие установки, убеждения, идеалы, а также чувства); обучающий компонент (расширение, структуризация кругозора); психологический (развитие памяти, внимания, мышления, чувств и др.).
Как показывает экскурсионная практика, в конечном счете на формирование личности экскурсанта оказывает влияние содержание экскурсии, которое аккумулируется в подготовленном тексте рассказа. Он должен представлять собой упорядоченное и завершенное целое, в котором отражено понимание и переживание явлений объективной реальности.
Успех экскурсии зависит от соблюдения экскурсоводом принципов организации взаимодействия с экскурсантами. К таким принципам относят гуманистическую направленность, творческий подход к отбору информации, выбор методов и средств проведения экскурсии, отвечающих целям, условиям, психологическим особенностям экскурсантов, вариативность содержания, субъект-субъектный характер отношений экскурсовода и экскурсантов, диалог как основную форму взаимодействия, рефлексивность совместной деятельности.
Рассмотрим подробнее содержание названных принципов.
Принцип гуманистической направленности экскурсии связан с понятием ответственности человека перед человечеством. Гуманист — это человек, умеющий трудиться на себя и на общество. Выделяют два основных пути гуманизации экскурсий. Первый связан с внесением в содержание рассматриваемого материала нравственного аспекта (ведение экскурсии с точки зрения общечеловеческих ценностей, уважения религиозных взглядов и убеждений, усиления внимания на взаимопонимание и дружбу между народами и др.). Второй путь — обеспечение индивидуализации, дифференциации, демократизации всей гаммы отношений между экскурсоводом и экскурсантами.
Творческий подход предлагает правильный выбор содержания, методов и средств проведения экскурсии, направленных на достижение максимально возможных педагогических результатов. Творческое начало в деятельности экскурсовода проявляется в педагогических целях экскурсии, исходя из особенностей аудитории; разработке плана ее проведения и его коррекции в случае появления непредвиденных факторов; применение эффективных методик воздействия на экскурсантов на основе сотрудничества, взаимоуважения, доброжелательности и др.
Вариативность содержанию придает включение дополняющих тем, их комбинирование, оперативный учет познавательных интересов и потребностей экскурсантов, их интеллектуальных способностей. При этом экскурсовод регулирует познавательный маршрут, чтобы довести до экскурсантов главное, что отражено в его содержании.
Принцип субъект-субъектного характера отношений экскурсовода и экскурсантов проявляется в их равноправности. Экскурсанты участвуют в формировании целей, задач, форм и методов проведения экскурсии.
Изучение экскурсионной практики позволяет выделить несколько моделей общения, отличающихся разной степенью педагогической эффективности.
Авторитарная модель — экскурсовод отстранен от экскурсантов. Последние для него — безликая масса слушателей, которая должна внимать каждому его слову и выполнять все указания. Он — главное и единственное действующее лицо. От него исходят авторитарные суждения и аргументы.
Модель дифференцированного внимания — экскурсоводу интересны не все экскурсанты, а лишь какая-то их часть. При этом нарушается целостность акта взаимодействия в системе «экскурсовод— аудитория», он подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
Гипорефлексная модель заключается в том, что экскурсовод в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Отсутствует диалог — оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Такой экскурсовод поглощен своими идеями и эмоционально глух к окружающим. В результате вокруг него образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, образовательное воздействие представлено формально. Экскурсовод озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение, экскурсовод постоянно сомневается в действенности своих аргументов, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках экскурсантов.
При модели негибкого реагирования экскурсовод строго выдерживает программу, цели и задачи экскурсии, методику ее проведения, но не чувствует аудитории, не реагирует на ее реакцию. Он не учитывает состав и психическое состояние экскурсантов, их возрастные, тендерные и этнические особенности. Идеально спланированная и методически отработанная экскурсия разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.
Модель активного коммуникативного взаимодействия — экскурсовод постоянно находится в диалоге с экскурсантами, поддерживает их мажорное настроение, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Как следствие: возникающие проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель общения наиболее продуктивна.
Оценка результатов педагогического взаимодействия в ходе экскурсии является ее заключающим компонентом. Экскурсоводу следует уточнить у группы, все ли было понятно в изложенном материале, удовлетворены ли экскурсанты, какие пожелания и рекомендации есть у них по организации экскурсии.