Экскурсия как педагогический процесс

Информационно-познавательная и воспитательная функции экскурсий способствуют расширению кругозора, мировоззрения, развитию внимания, памяти, мышления, чувств и др. С этой точки зрения эффективность экскурсии оценивается по параметрам ре­зультативности (в какой степени удалось достичь запланированных изменений в названных психологических структурах) и удовлетво­ренности экскурсантов. Достижение высоких показателей по каж­дому из параметров зависит от соблюдения ряда требований.

Экскурсия как педагогический процесс представляет собой си­стему последовательных и целенаправленных взаимодействий меж­ду экскурсоводом и экскурсантами, которые приводят к запланиро­ванному образовательному результату.

Системообразующим компонентом выступает педагогическая цель, под которой понимается идеальное представление тех ново­образований в психологической структуре экскурсанта, достичь которых стремится экскурсовод.

Педагогическая цель включает в себя: воспитательный компо­нент (формирование гражданственности, патриотизма, нравствен­ности и других качеств посредством влияния прежде всего на моти- вационную сферу личности экскурсанта — его самосознание, миро­воззренческие установки, убеждения, идеалы, а также чувства); обу­чающий компонент (расширение, структуризация кругозора); психо­логический (развитие памяти, внимания, мышления, чувств и др.).

Как показывает экскурсионная практика, в конечном счете на формирование личности экскурсанта оказывает влияние содержа­ние экскурсии, которое аккумулируется в подготовленном тексте рассказа. Он должен представлять собой упорядоченное и завер­шенное целое, в котором отражено понимание и переживание яв­лений объективной реальности.

Успех экскурсии зависит от соблюдения экскурсоводом принци­пов организации взаимодействия с экскурсантами. К таким принци­пам относят гуманистическую направленность, творческий подход к отбору информации, выбор методов и средств проведения экскурсии, отвечающих целям, условиям, психологическим особенностям экс­курсантов, вариативность содержания, субъект-субъектный характер отношений экскурсовода и экскурсантов, диалог как основную фор­му взаимодействия, рефлексивность совместной деятельности.

Рассмотрим подробнее содержание названных принципов.

Принцип гуманистической направленности экскурсии связан с понятием ответственности человека перед человечеством. Гума­нист — это человек, умеющий трудиться на себя и на общество. Вы­деляют два основных пути гуманизации экскурсий. Первый связан с внесением в содержание рассматриваемого материала нравствен­ного аспекта (ведение экскурсии с точки зрения общечеловеческих ценностей, уважения религиозных взглядов и убеждений, усиле­ния внимания на взаимопонимание и дружбу между народами и др.). Второй путь — обеспечение индивидуализации, дифферен­циации, демократизации всей гаммы отношений между экскурсо­водом и экскурсантами.

Творческий подход предлагает правильный выбор содержания, методов и средств проведения экскурсии, направленных на дости­жение максимально возможных педагогических результатов. Твор­ческое начало в деятельности экскурсовода проявляется в педагоги­ческих целях экскурсии, исходя из особенностей аудитории; разра­ботке плана ее проведения и его коррекции в случае появления не­предвиденных факторов; применение эффективных методик воз­действия на экскурсантов на основе сотрудничества, взаимоуваже­ния, доброжелательности и др.

Вариативность содержанию придает включение дополняющих тем, их комбинирование, оперативный учет познавательных инте­ресов и потребностей экскурсантов, их интеллектуальных способ­ностей. При этом экскурсовод регулирует познавательный марш­рут, чтобы довести до экскурсантов главное, что отражено в его со­держании.

Принцип субъект-субъектного характера отношений экскурсо­вода и экскурсантов проявляется в их равноправности. Экскурсан­ты участвуют в формировании целей, задач, форм и методов про­ведения экскурсии.

Изучение экскурсионной практики позволяет выделить несколь­ко моделей общения, отличающихся разной степенью педагогиче­ской эффективности.

Авторитарная модель — экскурсовод отстранен от экскурсан­тов. Последние для него — безликая масса слушателей, которая должна внимать каждому его слову и выполнять все указания. Он — главное и единственное действующее лицо. От него исходят авто­ритарные суждения и аргументы.

Модель дифференцированного внимания — экскурсоводу инте­ресны не все экскурсанты, а лишь какая-то их часть. При этом на­рушается целостность акта взаимодействия в системе «экскурсо­вод— аудитория», он подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Гипорефлексная модель заключается в том, что экскурсовод в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью моно­логична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Отсутствует диалог — оппоненту беспо­лезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Такой экскурсовод поглощен своими идеями и эмоционально глух к окружающим. В результате вокруг него образуется поле психологи­ческого вакуума. Стороны процесса общения существенно изоли­рованы друг от друга, образовательное воздействие представлено формально. Экскурсовод озабочен не столько содержательной сто­роной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окру­жающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение, экскурсовод постоянно со­мневается в действенности своих аргументов, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках экскурсантов.

При модели негибкого реагирования экскурсовод строго выдер­живает программу, цели и задачи экскурсии, методику ее проведе­ния, но не чувствует аудитории, не реагирует на ее реакцию. Он не учитывает состав и психическое состояние экскурсантов, их воз­растные, тендерные и этнические особенности. Идеально спланиро­ванная и методически отработанная экскурсия разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Модель активного коммуникативного взаимодействия — экс­курсовод постоянно находится в диалоге с экскурсантами, поддер­живает их мажорное настроение, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Как следствие: возникающие проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая мо­дель общения наиболее продуктивна.

Оценка результатов педагогического взаимодействия в ходе экс­курсии является ее заключающим компонентом. Экскурсоводу сле­дует уточнить у группы, все ли было понятно в изложенном мате­риале, удовлетворены ли экскурсанты, какие пожелания и реко­мендации есть у них по организации экскурсии.

Наши рекомендации