Экскурсия как вид туристских услуг. Ее функции
Туристская услуга — это результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих. Туристская услуга может быть материальной (размещение, питание, транспорт) и социально-культурной (экскурсии, лечение, оздоровление и др.).
Туристские услуги можно подразделить на основные и дополнительные: основные обязательно включены в любой тур, дополнительные — по желанию туриста. К основным услугам относятся размещение, питание, транспорт и экскурсии. Их оплата, как правило, входит в базовую стоимость тура. Дополнительные услуги (медицинское обслуживание, дополнительное питание, посещение развлекательных мероприятий и др.) оплачиваются сверх базовой стоимости.
Экскурсионная услуга предоставляется для удовлетворения познавательных интересов туристов (экскурсантов). Она включает разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, их организацию и проведение, услуги экскурсовода.
Экскурсии являются основой культурно-познавательного туризма. При проектировании туров обычно планируются обзорные экскурсии в городах, посещение крупных музеев или галерей, основных историко-культурных памятников и достопримечательных мест.
Для каждой экскурсии экскурсионное бюро разрабатывает следующие документы: озвучиваемый текст, технологическую карту, утвержденные правила техники безопасности, порядок контроля за качеством проведения экскурсий, систему страхования экскурсантов и экскурсовода.
Однако экскурсия — это не только методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, это прежде всего информационно емкий и интересный рассказ экскурсовода о событиях, связанных с увиденным. Неверно, что экскурсия — это работа только экскурсовода и отдых для экскурсантов, туристы вольно или невольно приобщаются к знаниям, включаются в просветительский процесс.
Можно выделить следующие основные признаки экскурсии: наличие экскурсантов, квалифицированного экскурсовода, протяженность процесса во времени (от 45 мин до 1 сут) и пространстве (движение по заранее составленному маршруту), показ объектов на месте их естественного или искусственного (в музее) расположения, тематическая целенаправленность.
При отсутствии любого из этих признаков мероприятие перестает называться экскурсией и превращается в прогулку, беглый осмотр, прослушивание замечаний гида об объектах по мере их появления, при движении автобуса и др.
Еще одним признаком экскурсии является активная деятельность всех ее участников — и экскурсовода и экскурсантов.
Разные виды экскурсии имеют свои особенности: у автобусных, например, — обязательный выход для осмотра достопримечательностей, у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах, у производственных — осмотр станков, агрегатов, механизмов.
Обязательными требованиями к экскурсии являются научность, актуальность (связь с современностью), доходчивость и убедительность. Материал, предлагаемый на экскурсии, должен быть строго научным, все факты излагаются по достоверным источникам, на которые можно сослаться, если слушатель попытается опровергнуть сказанное. Рассказ экскурсовода должен постоянно обновляться в соответствии с сегодняшними реалиями, событиями в стране и мире. Речь экскурсовода должна быть убедительной и достаточно эмоциональной, доходчивой, понятной людям с разным уровнем подготовки.
Функции экскурсии:
1) информационно-познавательная — усвоение информации по конкретной теме или разделу знаний;
2) воспитательная — создание у экскурсантов правильного отношения к увиденному (природоведческие экскурсии, например, воспитывают бережное отношение к природе, искусствоведческие — эстетическое восприятие увиденного, этнографические — уважение к традициям разных народов и т.д.);
3) развлекательно-досуговая экскурсия — это вид отдыха, способ проведения свободного времени (если это не учебная экскурсия);
4) эстетическая — воспитание у экскурсантов эстетического сознания, уменья видеть и понимать красоту;
5) коммуникативная — общение и взаимодействие экскурсантов между собой и экскурсоводом в процессе знакомства с объектами экскурсии, усвоения информации;
6) рекламная — продвижение туристических возможностей края, пропаганда его имиджа (любая производственная экскурсия способствует рекламе предприятия или его продукции).
Основными элементами экскурсии являются показ, рассказ и движение. Без показа экскурсия может превратиться в лекцию. Рассказ, как правило, вторичен по отношению к показу, соотношение показа и рассказа зависит от темы, привлекательности самого объекта, профессиональных качеств экскурсовода. Движение от объекта к объекту — обязательная часть любой экскурсии. Передвижение может быть пешим или на транспорте — автобусе, теплоходе, поезде, троллейбусе, других видах транспорта.
Виды экскурсий
Классификации экскурсий (т.е. распределению их на группы по каким-либо признакам, определяющим характер их подготовки и проведения) уделяли внимание многие специалисты экскурсионного дела. Так, в 1922 г. Б.Е.Райков в книге «Методика и техника ведения экскурсий» классифицирует их по содержанию, объему, методу проведения, логическому построению, продолжительности, составу участников. Существуют классификации И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, В. А. Герда и др.
Сегодня наиболее универсальной является классификация экскурсий по содержанию, составу участников, месту и форме проведения, способу передвижения, продолжительности.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.
Обзорные экскурсии позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Обзорная экскурсия по городу, например, строится на показе разновременных его объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных красот. Рассказ ведется со времени возникновения города до настоящего времени. Бывают обзорные экскурсии по крупным музеям (в Санкт-Петербурге по Эрмитажу, Русскому музею, Кунсткамере).
Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:
исторические — они бывают историко-краеведческими, археологическими, этнографическими, военно-историческими, истори- ко-биографическими, историко-религиозными;
архитектурно-градостроительные — подразделяются на обзорные с показом архитектурных памятников определенного исторического периода, стиля или относящихся к творчеству какого-либо архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, посвященные одному типу построек (дворцам, храмам и др.);
искусствоведческие — они бывают историко-театральные, историко-музыкальные, по местам жизни деятелей искусства; развития народных художественных промыслов, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, мастерские художников и скульпторов;
литературные — бывают литературно-биографические (по местам жизни и творчества писателей, поэтов, драматургов, литераторов); историко-литературные (по отдельному периоду развития литературы); литературно-художественные (по местам, описанным в литературных произведениях);
природоведческие — подразделяются на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, по уникальным памятникам природы;
производственные — технологические, историко-технические, профессионально-ориентационные (для учащихся), рекламные.
По составу участников экскурсии подразделяют на взрослые и детские; для местных и приезжих туристов; городского и сельского населения; организованных однородных групп (например, из одного учреждения) и сборных; профессионалов и дилетантов. Особый контингент экскурсантов — религиозные паломники, маленькие дети, инвалиды, пожилые, трудные подростки, vip- клиенты.
По месту проведения экскурсии подразделяются на городские, загородные, музейные, производственные, комплексные.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на транспортные и пешеходные. Протяженность пешеходного маршрута ограничена физическими возможностями экскурсантов и не может быть слишком большой — объекты должны находиться недалеко друг от друга. Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные. Во время автобусных экскурсий происходит показ в движении с последующим рассказом об экскурсионных объектах на остановках; осмотр с обязательным выходом из автобуса и рассказ в пути о местах, мимо которых проезжают экскурсанты. Внешние факторы (необходимость соблюдать правила дорожного движения, пробки, поломки) могут помешать проведению автобусной экскурсии. В качестве транспорта часто используются речные и морские теплоходы, вертолеты, трамваи и троллейбусы, гораздо реже — велосипеды и даже гужевой транспорт.
Минимальная продолжительность экскурсии — 45 мин, максимальная — не более 24 ч. Если экскурсионная программа длится в течение суток, то она включает перерывы на прием пищи, стоянки для отдыха, покупки сувениров, ознакомления с путевой информацией.
По форме проведения экскурсии подразделяются на следующие типы.
Экскурсии-массовки. Экскурсанты одновременно двигаются в нескольких автобусах, проведение экскурсии сочетается с организацией каких-либо культурно-массовых мероприятий. На экскурсиях-массовках экскурсоводу нельзя углубляться в специальные вопросы, перегружать рассказ излишними деталями и подробностями. Экскурсия-массовка может длиться в течение дня с перерывами-привалами, во время которых экскурсантам предлагают поесть, поучаствовать в викторинах и конкурсах и т. п.
Экскурсии-прогулки. Обычно проводятся на природоведческие темы в парк, лес на реку. На такой экскурсии осмотр сочетается с отдыхом, этим экскурсии-прогулки похожи на экскурсии- массовки.
Экскурсии-концерты. Они посвящены музыкальной теме и включают прослушивание музыкального произведения во время движения в автобусе или во время осмотра музея. Другой вариант: концерт может предварять экскурсию или завершать ее, если экскурсия проводится в музыкальном театре или консерватории.
Рекламные экскурсии. Проводятся на предприятии или фирме, их цель — привлечение клиентов или деловых партнеров.
Экскурсия-демонстрация. Часто применяется как форма учебной деятельности для коллег или обучающихся с целью демонстрации методологических приемов (в том числе для начинающих экскурсоводов).
Экскурсия-беседа. Она включает встречу с человеком, чья деятельность имеет отношение к теме экскурсии. Такой беседой можно начинать экскурсию или заканчивать. Например, если проводится экскурсия по предприятию, то логично начать ее или закончить встречей с кем-либо из руководства. Экскурсия на военную тему может включать встречу с ветераном Великой Отечественной войны, других боевых действий.
Трассовая экскурсия. Проводится по пути к месту назначения. Экскурсовод рассказывает о всех интересных объектах по ходу движения автобуса.
Как видим, существует множество критериев для классификации экскурсий. Однако следует учитывать, что любая классификация условна, типы экскурсий могут не совпадать с названными, пересекаться и взаимодополнять друг друга.