Классификация туристских услуг

Туристские услуги, оказываемые потребителям туристскими организациями,
включают:
- услуги туроператора по организации внутреннего туризма;
- услуги туроператора по организации выездного туризма;
- услуги туроператора по организации въездного туризма;
- услуги турагента;
- отдельные услуги туроператора и турагента;
- услуги при самодеятельном туризме;
- экскурсионные услуги.

Туры подразделяют на:
- оздоровительные (туры оздоровительного характера с отдыхом и/или лечением
на курорте);
- познавательные (туры с экскурсионной программой: посещение музеев, осмотр
достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях);
- профессионально-деловые (туры с участием в работе заседаний, конференций,
конгрессов, торговых ярмарок и выставок, выступлениями с лекциями, концертами,
участием в профессиональных мероприятиях, переговорах для заключения контрактов,
семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения
товаров на рынке и увеличения их сбыта);
- спортивные (туры для занятия непрофессиональным спортом: пешеходным,
конным, лыжным, горным, велосипедным, подводным плаванием и другими водными
видами спорта, рыбалкой, охотой, альпинизмом и пр., а также с целью присутствия на
спортивных соревнованиях);
- религиозные (туры с паломническими целями, участие в религиозных
мероприятиях, маршруты с посещением святых мест);
- прочие туры.

Отдельные услуги туроператора и турагента могут включать:
- услуги по организации проживания туристов;
- услуги по организации питания туристов;
- услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта;
- услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных,
оздоровительных и других мероприятий;
- услуги гидов-переводчиков;
- другие услуги.

Услуги при самодеятельном туризме могут включать:
- предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний
маршрутов, естественных препятствий, объектов;
- консалтинговые услуги, включающие вопросы организации туризма,
обеспечения безопасности на туристских маршрутах и др.;
- посреднические услуги по обеспечению безопасности на туристских маршрутах;
- обучение основам туристских и альпинистских навыков.

Экскурсионные услуги могут включать:
- организацию экскурсий;
- услуги экскурсоводов.

Туристические операторы -- это юридические лица, для которых исключительной деятельностью являются организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг, в установленном порядке получившие лицензию на туроператорскую деятельность.

Туроператор – оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть туристических агенств.

Туристические агенты -- это юридические лица, а также физические лица -- субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг, в установленном порядке получившие лицензию на турагентскую деятельность.

Турагенство – розничная туристич. Фирма, занимающаяся реализацией туров, организуемых туроператорами, непосредственно потребителям по ценам туроператора.

Другими словами, если вы выбираете статус туроператора, то вы самостоятельно организовываете турпоездки за пределы территории Украины для их реализации туристам. Под организацией следует понимать заключение договоров с иностранным партнером на предмет предоставления мест в отелях, обеспечения трансфера для перевозки туристов; заключение договоров с авиакомпаниями на предмет предоставления мест в самолетах по определенному маршруту; заключение договоров со страховыми компаниями; оформление отношений с банками или иными кредитными учреждениями на предмет осуществления финансового обеспечения гражданской ответственности туроператора (гарантия банка или иного кредитного учреждения) перед туристами (минимальный размер обеспечения туроператора составляет сумму, эквивалентную EUR20 тыс.); оформление отношений с консульскими учреждениями.
Если же вас в начале своей деятельности более привлекает статус турагента, то в этом случае вы осуществляете посредническую деятельность на основании агентского договора, заключенного между вашей компанией-турагентом и компанией-туроператором, о реализации туров для граждан Украины и лиц, постоянно проживающих на территории Украины, в иную страну. В этом случае вам не придется самостоятельно организовывать тур от «А» до «Я», нужно всего лишь найти потенциального туриста, желающего выехать, например, в Испанию, выполнить условия агентского договора по реализации тура и после оплаты туристом тура получить агентское вознаграждение, если иное не предусмотрено самим договором, в частности, относительно сроков выплаты агентского вознаграждения.
В отличие от турагента, туроператор может выполнять две функции -- реализовывать собственный туристический продукт и выступать посредником по отношению к продукту иных туроператоров.

Ценообразование с ориентацией на уровень конкурентов достаточно характерно для туристских организаций. При данном методе ценообразования цены устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше рыночных в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной или предлагаемой ответной реакции конкурентов. Отличительной особенностью турфирм, использующих данный метод ценообразования, является отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.

Ценообразование с ориентацией на спрос основано на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Данный метод применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении турпродукта клиентами. При этом выявляется потолок цен - максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.

Ценообразование на основе издержек (затратный метод) построено на калькулировании полной себестоимости туристского продукта. Используется теми предприятиями, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций. При этом выявляется нижний предел цены.

Преимущества затратного метода:

- ценообразование значительно упрощается, если туристская организация может достаточно точно определить структуру полной себестоимости турпродукта;
- применение данного метода основными конкурентами фирмы создает условия для снижения ценовой конкуренции;
- у турфирм появляется возможность уделять значительно меньше внимания колебаниям спроса на туристские продукты.

Обоснованием продажной цены туристского продукта служит нормативная калькуляция полной себестоимости турпродукта. Нормативная калькуляция - это документ, в котором определяется продажная цена туристского продукта. При калькулировании затраты, косвенные налоги, нормативная прибыль, скидки, комиссионное вознаграждение и цена туристского продукта выражаются в стоимостном (денежном) показателе.

В продажную цену туристского продукта, кроме его полной себестоимости, включают косвенные налоги, нормативную прибыль туроператора, учитываются скидки для отдельных групп туристов по отдельным видам услуг, а также надбавки или скидки (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента, реализующего турпродукт.

К косвенным налогам, входящим в цену туристского продукта, относят следующие:

- налог на пользователей автодорог;
- налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы;
- налог на добавленную стоимость.

Наши рекомендации