Перспективы развития экскурсионного дела
В последние годы наметился подъем в экскурсионном деле, рост интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого населения, но пока только в больших городах. Процесс тормозится постоянным ростом цен на экскурсионные услуги. Сегодня развиваются такие перспективные направления экскурсионной деятельности, как разработка авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания.
Сегодня наблюдается появление интереса к экскурсоведению первых трех десятилетий XX в., к теоретическим работам Н. П.Анциферова («Как изучать свой город», «О методах и типах историко- культурных экскурсий», «Теория и практика литературных экскурсий» и др.), И.М.Гревса («Дальние экскурсии и их воспитательно- образовательное значение», «Экскурсионное дело и нужды русской культуры» и др.), Б.Е. Райкова («Методика и техника ведения экскурсий»), А. Ф. Родина («Конспекты подмосковных образовательных экскурсий») и других экскурсоводов. К сожалению, эти работы пока не переизданы и, соответственно, малодоступны.
Учебные организации пока недостаточно используют познавательный и воспитательный потенциал экскурсий. Экскурсии в школах проводятся редко и не являются частью учебного процесса, они лишь выполняют досуговую функцию.
Будущее в развитии экскурсионного дела напрямую связано с туризмом. Задачу его интенсивного развития ставят перед собой правительства Москвы и Санкт-Петербурга. Отраслевым органом исполнительной власти в этой области в Москве является Комитет по туризму, обеспечивающий пополнение городского бюджета, создание новых рабочих мест, совершенствование инфраструктуры столицы.
Московские власти считают перспективным культурно- образовательный туризм, в том числе участие в нем школьников. Для его развития создаются благоприятные условия. Так, введены льготы на внутренние поездки (родители оплачивают 30 % стоимости поездки), образовательный туризм будет соответствовать школьной программе.
В последнее время ежегодно Москву посещает около 4 млн туристов, которые оставляют в столице порядка 4 млрд руб. Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Москве 3 — 4 суток, траты за один визит составляют около 900 евро.
Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005—2010 гг., предусматривает удвоение числа гостей (до 5 млн человек). Для решения этой задачи реконструируются аэропорт, морской порт, должно завершится строительство кольцевой автодороги. Планируется за 5 лет дополнительно ввести в гостиничный фонд 10—12 тыс. номеров и достичь соотношения 14 гостиничных мест на 1 ООО жителей. Для развития культурно-образовательного туризма в Санкт-Петербурге планируется привлечь около 120 млн долл. США частных инвестиций в строительство инфраструктуры конгрессного и делового туризма.
Перед Москвой, Петербургом и другими российскими городами сегодня стоят одинаковые задачи:
• развитие инфраструктуры туризма, строительство дорог, объектов размещения, питания;
• продвижение культурного наследия на туристских рынках с помощью имиджевой рекламы, участия в российских и европейских туристских выставках, проведения презентаций, распространения информационных материалов;
• улучшение имиджа России за рубежом;
• повышение безопасности туристов в России;
• обеспечение городов и объектов туризма информационными указателями на иностранных языках;
• открытие новых туристско-информационных центров в дополнение к существующими в Москве, Санкт-Петербурге, Улан-Удэ, Нижнем Новгороде, Мурманской, Владимирской, Архангельской, Тюменской областях, других местах;
• поиск способов удешевления стоимости турпакета за счет строительства дешевых гостиниц, создания единого льготного туристского абонемента и др.;
• развитие делового и конгрессного туризма;
• преодоление сезонности туризма, разработка программ привлечения туристов зимой;
• планомерная реставрация объектов культурного наследия и включение их в экскурсионно-туристские программы.
Указом Президента Российской Федерации от 18.11.2004 г. № 1453 создано Федеральное агентство по туризму при Правительстве РФ. Оно является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию и управлению государственным имуществом в сфере туризма. В составе агентства работают отделы анализа и прогнозирования туристского рынка; стандартов качества услуг в гостинично-турист- ской сфере; продвижения туристского продукта и выставочно- ярмарочной деятельности; международных организаций и мероприятий, а также управления совершенствования законодательства в сфере туризма и лицензирования туристической деятельности, международного сотрудничества, развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов и др.
В соответствии со ст. 11 закона о «Об основах туристской деятельности в РФ» туроператоры и турагенты могут создавать объединения и организации туриндустрии. Среди них можно выделить Российский союз туриндустрии, созданный 25.07.1993 г. как Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). Сегодня Российский союз туриндустрии (РСТ) — крупнейшее предпринимательское объединение, в состав которого входит более 1 ООО организаций и предприятий гостиничного хозяйства, санаторно-курортных, транспортных, страховых, консалтинговых, учебных заведений, региональных ассоциаций и органов управления туризмом, средств массовой информации и др. Своей важнейшей задачей РСТ считает создание в стране цивилизованного туристского рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях. В структуре РСТ 14 региональных отделений: Бурятское, Краснодарское, Красноярское, Крымское, Нижегородское, Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное, Ставропольское, Тверское, Удмуртское, Хабаровское и Центрально-Черноземное. Представительства РСТ есть в Великобритании, Германии, Израиле, США и Канаде. В рамках РСТ работают комитеты по внутреннему и въездному, детскому и молодежному туризму, автобусная, авиатранспортная, санаторно-курортная комиссии. Основные направления деятельности: участие в формировании нормативно-правовой базы развития туризма, участие в разрешении конфликтных ситуаций на туристском рынке: совершенствование систем подготовки кадров, статистического и бухгалтерского учета отчетности и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристской инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.
Еще одним важным общественным объединением субъектов туриндустрии является Национальная академия туризма (HAT). Ее действительными членами могут быть граждане РФ, обладающие необходимой квалификацией, профессионально занимающиеся научной, научно-технической, практической деятельностью в туристской сфере и внесшие вклад в развитие туристской науки. Академия была создана в 1994 г. в связи с необходимостью внесения организующего и направляющего начала в становление цивилизованного российского туристского рынка, превращения туризма в научно-практическое направление деятельности. HAT участвует в разработке долгосрочных программ развития туризма, подготовке к изданию трудов по теории и истории туризма в России и мире.
В 2006 г. была создана некоммерческая организация Национальная туристская ассоциация (НТА). Она объединяет более 100 различных российских и зарубежных фирм, турагентств, клубов, рекламных агентств, строительных и других компаний, работающих в сфере национального и международного туризма. Ассоциация осуществляет постоянный мониторинг рынка туристских услуг с целью выработки рекомендаций Правительству РФ и органам местного самоуправления при принятии решений в области туризма, а также оказывает адвокатские услуги консалтинговым, юридическим фирмам. Члены НТА имеют возможность рекламировать на льготных условиях свои компании и услуги на сайте НТА в Интернете, ее выставочных стендах на крупнейших российских и международных выставках, в специализированном издании «Наша Russia», направлять своих сотрудников на обучение.
Важную роль в развитии экскурсионного дела играют профессиональные организации и объединения и прежде всего Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. На 1 января 2007 г. она насчитывала около 2 000 членов. Цель Ассоциации — объединение профессиональных аккредитованных гидов-перевод- чиков, экскурсоводов и турменеджеров, защита их профессиональных и юридических прав, содействие развитию и укреплению их делового сотрудничества, в том числе с зарубежными коллегами. Ассоциация оказывает методическую помощь своим членам, имеет библиотеку специальной профессиональной литературы.
В 2006 г. создано «Объединение активных экскурсоводов Москвы», имеющее профессиональный сайт в Интернете и функционирующее на средства членов объединения. Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков существуют и активно функционируют и в других городах. Общая их цель — повышение качества экскурсий, обмен опытом, обсуждение и решение общих проблем, защита интересов экскурсоводов.
Отделения в разных городах имеет секция экскурсоводов при Российском творческом союзе работников культуры. В этом союзе объединены работники домов культуры, клубов, библиотек, парков, музеев, кинотеатров, учебных заведений культуры и искусства, промыслов и ремесел, народного художественного творчества и социокультурной деятельности независимо от их ведомственной и отраслевой принадлежности. Союз оказывает творческую и социальную поддержку своим членам.
Существенную помощь в развитии туристско-экскурсионного дела в России оказывают профессиональные периодические издания. Охарактеризуем их.
При поддержке Российского союза предприятий туриндустрии с 2001 г. издается журнал «Туризм: право и экономика». Он выходит один раз в квартал, освещает вопросы законодательства, юридических и экономических отношений в сфере туризма, обеспечения безопасности туристов и экскурсантов, охраны труда. Два раза в месяц выходит в свет журнал «Турбизнес», в котором освещаются текущие события в этой области, даются справки, рассматриваются актуальные проблемы развития туризма в России и за рубежом. Примерно такой же круг вопросов освещается в журнале «Туризм: практика, проблемы, перспективы», выходящий ежемесячно с 1997 г.
Завоевал популярность у специалистов журнал Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга «Туристские фирмы». Это научно-методический журнал, издающийся с 1991 г. Сначала это был справочник по туристским фирмам, но со временем стал публиковать актуальную нормативно-правовую и методическую информацию, адресные базы отечественных предприятий сферы туризма. В журнале публикуются научные статьи ведущих практиков и ученых, действительных членов Академии туризма. На страницах издания представлен словарь туристской терминологии, статьи по истории российского и зарубежного туризма, страноведению, методические материалы в помощь экскурсоводам, сотрудникам турфирм, информация рекламного характера.
В 2007 г. вышел в свет первый номер журнала «Мир экскурсий». В нем публикуются статьи по истории и теории экскурсионного дела. Журнал адресован экскурсоводам и гидам-переводчикам, а также учителям истории и краеведения, всем интересующимся туристско-экскурсионной деятельностью.
Контрольные вопросы
1. Какие изменения произошли в экскурсионном деле после распада СССР?
2. Какими нормативно-правовыми актами регулируется туристско- экскурсионная деятельность?
3. Назовите организации, контролирующие и координирующие турист- ско-экскурсионную деятельность.
4. Назовите специализированные туристско-экскурсионные периодические издания.
5. Какие профессиональные организации экскурсоводов имеются в России? Какова их роль и значение?
2 Скобельцына
Гл а в а 3 ТЕОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА