Структурные компоненты | Содержание |
Фазы | Стадии | Этапы |
1. проектирование | 1.1. концептуальная | 1.1.1 . выявление противоречия | Противоречия в практике. Определение главного звена проблемы |
| | 1.1.2. формулирование проблемы | Проблема как крупная практическая задача |
| | 1.1.3. определение проблематики | Проблематика как определение последствий разрешения проблемы для среды, надсистем, подсистем |
| | 1.1.4. определение целей | Определение целей проектируемой педагогической (образовательной) деятельности как антипода проблемы: без проблемы нет системы. Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно |
| | 1.1.5. выбор критериев эффективности проекта | Критерии эффективности проекта чаще всего выступают как «количественные модели качественных целей». Критерии устанавливаются самими участниками проекта, возможно, с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе |
| 1.2. моделирования | 1.2.1. построение моделей | Прагматические модели как рабочие представления будущей педагогической (образовательной) системы Условия дальнейшей реализации моделей: • интегративность (согласованность со средой); • простота модели; • адекватность (адекватность цели и критериям) Методы построения моделей: метод сценариев; графические методы; метод «дерева целей»; морфологический метод; деловые игры; метод мозгового штурма и др. |
| | 1.2.2. оптимизация моделей | Нахождение среди множества альтернативных моделей наилучших в заданных условиях. Сокращение альтернатив, проверка отобранных моделей на устойчивость |
| | 1.2.3. выбор модели (принятие решения) | Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы деятельности. Методы: экспертизы, в том числе методы комиссий и суда; методы сложных экспертиз; методы оценки качества экспертиз |
| 1.3. конструирование | 1.3.1. декомпозиция | Процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели-задачи, охватывающие с необходимостью весь комплекс возникающих задач. В иерархических системах дальнейшее дробление задач на подзадачи и т.д. ― построение «дерева целей» |
| | 1.3.2. агрегирование | Агрегирование (объединение в целое) как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы агрегирования: • определение конфигуратора; • использование классификаций |
| | 1.3.3. исследование условий (ресурсных возможностей) реализации проекта | Исследование мотивационных, кадровых, научно-методических, нормативно-правовых, материально-технических, экономических, финансовых, экспертных и др. условий реализации проекта в целом и по каждой задаче в отдельности |
| | 1.3.4. построение программы | Создание программы реализации проектируемой системы как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Методы: определение основных вех; календарное планирование; сетевое планирование; диаграмма Г. Ганнта |
| 1.4. технологической подготовки | 1.4.1. технологической подготовки | Подготовка рабочих материалов, необходимых для реализации проекта: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций и т.п. и т.д. |
2. Технологическая фаза | 2.1. реализация модели системы | | Опытная работа по реализации системы. Методы:: • методы обучения и воспитания, педагогические (образовательные) технологии; • методы оперативного управления; • контроль выполнения планов, внесение корректив; • дополнительное ресурсное обеспечение |
3. Рефлексивная фаза: ― Итоговая оценка (самооценка) результатов ― Рефлексия | ― | ― | Самооценка результатов реализации проекта: экспертиза с привлечением независимых экспертов Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «объективизация», «оборачивание» |