Основные направления искусства ХХ в.
«Какое чудо― восхищаться в живописи тем,
чем не восхищаешься в реальности»
Эжен Делакруа, французский живописец и график,
предводитель романтического направления
в европейской живописи
Символизм― (от греч. symbolon ― знак, символ) ― направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца XIX― начала ХХ веков. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя эстетики и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалисткому образу мышления и подхода к искусству. В основе символизма лежит понятие «символа» ― универсального образа, знака, количество значений и смыслов которого неисчислимо. В искусстве символизм ― это попытка человека ограниченными средствами разума выразить невыразимое, интуитивно нащупать ту бездну, которая находится за пределами зримого мира. Мировоззренческая концепция символизма базируется на идее существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Творцы, художники символизма рассматриваются как посредники между реальным и сверхчувственным,, только они способны видеть знаки мировой гармонии, пророчески угадывать признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях далекого прошлого.
Фовизм(от фр. fauve ― дикий), « дикие» ― направление во французском искусстве начала ХХ века, которое стремилось максимально использовать колористические возможности живописи; цвет становился основным средством выражения чувств и настроения художника.
Экспрессионизм(фр. expressionime, от expression ― выражение, выразительность) ― литературно-художественное направление начала ХХ века, выражающее тревожное, болезненное мироощущение, чувство тревоги и дисгармонии, болезненное предчувствие смерти и ощущение отчаяния.
Конструктивизм(в архитектуре ― функционализм)―художественное направление в советском искусстве 20-х годов ХХ века, возникшее в 1917 году в рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн. Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые идеалы утонченности и совершенства, такие как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Теория производственного искусства, основанная на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна ― художественному конструированию мебели, посуды, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графике, фотоискусству, театрально-оформительскому искусству.
Примитивизм(англ. primitivism, от лат. primitivus ― первый, самый ранний) ― направление в изобразительном искусстве конца XIX―XXвеков, в основе которого лежит программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива, наивного иcкусства.
Кубизм― художественное направление во французском искусстве начала ХХ века, основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. По существу, кубизм ― это примитивизм, который воспринимает мир через формы геометрически правильных фигур, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства.
Сюрреализм(фр. surrealime ―сверхреализм) ― художественное направление в мировом искусстве первой половины ХХ века. В основе лежат «чистый автоматизм», психоанализ З. Фрейда и философия интуитивизма А. Бергсона, позволявшие отражать в их произведениях иррациональные, фантастические связи объектов с окружающей их действительностью, способные возникнуть только в подсознании человека, в гипнотическом состоянии или трансе.
Поп-арт(анл. pop art, от popular art ― популярное искусство, вернее «ширпотребное искусство») ― направление в искусстве 1950―1960-х годов, для которого характерны использование и переработка символических и знаковых объектов рекламной продукции и массовой культуры, эстетизация мира вещей.
Футуризм(от лат. futurum ― будущее) ― литературно-художественное направление начала ХХ века, зародившееся в Италии. Отвергая прошлое, традиционную культуру во всех ее проявлениях, футуристы обращали свой взор в будущее, воспевая наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и ритмов жизни. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, стремясь к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.
Основные понятия
Искусство | Субъекты художественной культуры |
Виды искусства | Теории происхождения искусства |
Катарсис | Функции искусства |
Мимезис | Художественный образ |
Предмет искусства | Художественная культура |
Образование и его значимость в условиях информационного общества.
Социальная и личностная значимость образования
Образование ― 1) результат формирования образов, законченных представлений об изучаемых предметах, то есть обучения ―специально организованного, целенаправленного и управляемого процесса взаимодействия преподавателей и обучающихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучающихся, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;
2)процесс педагогически организованной социализации, объединяющий обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей;
3)совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях. Различают: а)дошкольное,начальное, среднее, высшее и специальное (профессиональное) образование; б) инженерное (техническое), гуманитарное, естественнонаучное образование ―один из показателей социального статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества;
4)социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщение его к культуре данной общественной системы.
Образование ― одно из фундаментальных прав человека (статья 43 Конституции РФ провозглашает право на образование одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России).
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей: социально ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют соответствующей организации образования. В процессе образования развивающаяся личность приобретает опыт, знания, навыки деятельности, которые рассматриваются в современной педагогической науке не только как цель образования, но и как важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и включение ее в социально ценную деятельность, предполагающую различные возможности самообразования.
Образование ― один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, СМИ.
Цель образования― приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного наследия (см. таблицу 17). Цели образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Преобладающие в том или ином обществе социальные отношения активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.
Таблица 17
Функции образования
Наименование функции | Ее содержание |
Профессионально-экономическая | ― воспроизводство рабочей силы различной квалификации; ― переподготовка и повышение квалификации кадров; ― участие образовательных организаций вповышениипроизводительности труда и создании новых технологий; ― формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности |
Социальная | ― социализация и воспитание личности; ― воспроизводство социальной структуры общества. Образование ― важнейший канал социальной мобильности |
Культурно-гуманистическая | ― обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; ― участие института образования в производстве новых знаний, материальных и духовных ценностей; ― использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности |
Политико-идеологическая | ― государственное регулирование деятельности института образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий; ― контроль со стороны государственных институтов,, политических и общественно-политических партий и движений за содержанием учебного процесса и учебных программ; ― формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества |
Формирование и поддержание образовательных мотивов личности ― одна из основных задач педагогов и психологов. Образование развивает в человеке способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке, что имеет большое значение для становления творческих установок личности. Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования развертывается от преимущественно эмоционального переживаемых детьми представлений к рефлективно и активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, которая расширяется в учебно-воспитательном процессе (концентрически и линейно). Педагогически обоснованный отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуально-познавательных, эмоционально-ценностных, волевых и физических качеств личности (см. таблицу 18). Содержание и методы образования призваны обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов (детства, отрочества и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения культуры и видов деятельности, а также развитие различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений.
Сказанное закрепляется в миссии, целях, задачах и содержании образовательных программ конкретной образовательной организации. Так, например, статус Лицея априори предполагает содружество тех, кто готов создавать полноценные условия для обучения и воспитания высоконравственной интеллектуальной личности, повышенной подготовки по определенным предметам различных циклов (для обеспечения непрерывности среднего и высшего образования), а также обеспечивающих максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, овладения обучающимися навыками самостоятельной и научной работы. В Гимназии миссией является ориентирование всех педагогических кадров на обучение и воспитание обучающихся, способных к активному интеллектуальному труду, на формирование личности, готовой к творческой и интеллектуальной деятельности в различных областях фундаментальных наук.
Таблица 18
Принципы образования
Принцип гуманизации: | Принцип гуманитаризации: | Принцип интернационализации: |
― большее внимание общества к личности, ее психологии, интересам; ― сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека; ― изменение отношений между учащимися и преподавателями, переход от объект-субъектных отношений к субъект-субъектным | усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека | Создание единой системы образования для разных стран, то есть обеспечение совместимости различных реформ и систем обучения, проведение более активного обмена учащимися |
Основной путь получения образования ― обучение и самообразование ― процесс приобретения знаний, умений и навыков самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности о п р е д е л я ю т характер системы образования. Современная система образования РФ и общие тенденции в развитии образования представлены в таблицах 19 и 20 соответственно.
В принятом 29 декабря 2012 г. федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» самостоятельный интерес в контексте рассматриваемой нами темы представляет «Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», извлечения из которой мы приводим ниже.
«Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование― единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемыхзнаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание― деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных ценностей, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение― целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования― завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация― уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности…
11) общее образование― вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования…
15) обучающийся― физическое лицо, осваивающее образовательную программу...
30) отношения в сфере образования― совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
31) участники образовательных отношений ― обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
32) участники отношений в сфере образования― участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения…».
Таблица 19
Система образования в России
Компоненты системы образования в России | |||
Совокупность образовательных стандартов и программ | Сеть образовательных организаций | Органы управления образованием | Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования прописан в законе «Об образовании в Российской Федерации»: |
Пункт 1 статьи 11 «Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» закона «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивает, что данный компонент обеспечивает: «1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения» | • Дошкольные образовательные организации • Общеобразовательные школы (гимназии) • Профессионально-технические учебные заведения (колледжи) • Учреждения дополнительного образования (дома творчества обучающихся и др.) •Университеты, колледжи, технические школы • Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров • Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и др.) • Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и др.) | •Федеральные органы государственной власти в сфере образования (ст. 6 Закона об образовании) •органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7, 8 Закона об образовании) •управления образования муниципальных органов власти (ст. 9 Закона об образовании) | «Статья 3 . Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность… 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека… 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями... 12) сочетание государственного и договорного регулирования в сфере образования». |
Таблица 20
Общие тенденции в развитии образования
Тенденция | Ее сущность |
Демократизация системы образования | Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Рост продолжительности образования | Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения, востребует принцип «обучение в течение всей жизни» |
Непрерывность образования | В условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые и смежные виды работ, на новые технологии |
Гуманизация образования | Внимание образовательных организаций, педагогов к личности учащегося как к равноправному субъекту образовательного процесса, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям |
Гуманитаризация образования | Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе ― таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний |
Интернационализация образования | Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем |
Компьютеризация процесса образования | Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба |
Социальная и личностная значимость образования
«Будьте самоучками, не ждите,
когда вас научит жизнь»Ежи Лец
В контексте реализации задачи по формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни нужно иметь в виду, как минимум, следующие объективные процессы, происходящие в экономике.
•Среди 4-х видов безработицы (фрикционная, структурная, естественная, циклическая) в контексте рассматриваемой проблемы особое значение представляет структурная безработица.Ее причинами являются, с одной стороны,технический прогресс, который ведет к технологическим изменениям в структуре производства, то есть к отмиранию одних профессий и возникновению спроса на другие (в западноевропейских странах на каждую тысячу безработных приходится более восьмисот свободных рабочих мест, требующих иной квалификации), а с другой стороны ― последствия долговременного изменения потребительского спроса. Другими словами, стечением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые меняют и структуру спроса на работников. В итоге образуется структурное несовпадение между квалификацией и профессией безработных, с одной стороны, и требованием свободных рабочих мест к квалификации и профессии работников, с другой.
Безработица структурная обуславливается: а) масштабной структурной перестройкой экономики; б) изменениями в структуре спроса на потребительские товары и услуги и в технологии производства; в) ликвидацией устаревших отраслей и профессий. То есть, рабочие оказываются без работы либо вследствие отсутствия спроса на их профессию со стороны предпринимателей, либо вследствие отсутствия у них достаточной квалификации, чтобы получить работу.
Существует еще одна категория причин, заставляющая человека стремится к переобучению, получению иного образования, чем то, какое уже имеется к него. Молодой человек, получая образование сразу после школы по совету родителей, друзей или в силу других внешних причин, зачастую не очень четко представляет, чего он хочет на самом деле, плохо представляет как свою будущую деятельность/работу, так и свои способности, а также прогнозируемые потребности на рынке услуг труда. Как следствие, взросление, осознание своих потребностей, сознательное построение траектории своего жизненного пути, а иногда и нерешенные жизненные проблемы приводят человека к необходимости осмысления себя и поиска себя через получения других знаний и компетенций ― образования.
Для более адекватного отношения к получению образования в течение всей жизни необходимо в картину мира каждого субъекта общественных отношений включить понятие «социальное время», не отождествляя его с понятием «время» в физическом смысле.
Напомним смысловые поля заявленных понятий.
Время(физическое) ― проявление бытия с точки зрения прошлого,настоящего и будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже»; понятие времени выражает длительность и последовательность событий. Время неразрывно связано с изменением. Без изменения, то есть без процессов, нет времени.
Но время не тождественно изменению и изменяющемуся. Оно относительно независимо от них в том смысле, что время безразлично к тому, что именно меняется.
Время представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего и будущего и характеризуется, прежде всего, длением, течением, открытостью.
Время длится ― это означает, что настоящее существует.
Смысл понятий»прошлое», «настоящее», «будущее» содержит два компонента.
Один (абстрактный), остающийся жестким неизменным «ядром» понятия является чисто временным, то есть касается существования.
Второй (конкретный) относится к событиям, напоминающим прошлое, настоящее, будущее, то есть к совершающимся процессам.
Если происходит изменение конкретного наполнения настоящего, говорят: время течет. Время течет в будущее, события уходят в прошлое.
В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего, будущее не наполнено и открыто для созидания. Это свойство времени называют открытостью.
Социальное время, являясь социальной формой движения, как объективная реальность обладает своими специфическими пространственно-временными характеристиками, не сводящимися к чисто физическим процессам.
Социальное пространство ― это опредмеченный результат человеческой деятельности. Время социальной формы движения выступает как сама предметная деятельность, живой труд, творчество (!).
Социальное время может замедляться и ускорять свои темпы. В период кризисов и застоев время замедляется и как бы приостанавливается. Эти процессы называют «безвременьем». Социальное время может и ускорять свою интенсивность и темпы развертывания. В этом случае происходит определенная акселерация социального времени.
На ускорение времени, в контексте темы нашей лекции-беседы, работают следующие социальные факторы: а)развитие коммуникаций, транспорта и связи; б)глубина научного предвидения социальных процессов; в)емкость информации; г)интенсивность общения; д)продуктивность творчества.
Социальное время отличает также последовательность временных форм, которая при разных направлениях детерминации может быть различной. В разных пластах социального времени своя последовательность форм времени. Можно выделить три таких пласта социального времени:
1)время натуры (природы) развертывается по формуле: прошлое → настоящее → будущее;
2)время цивилизации, связанной с целеполагающей предметной деятельностью, движется по схеме: прошлое → будущее → настоящее;
3)время культуры, связанное со становлением свободной творческой индивидуальности, ее культурно-историческим призванием, дает другую формулу: будущее → прошлое → настоящее.
Таким образом, наш социальный опыт, наша эволюция, наше сознание, наша культура основаны на максиме о том, что время есть средство движения к цели (!).
Выбор той или иной модели получения образования в течение всей жизни, по нашему мнению, есть производное от имеющейся у участников образовательных отношений картины мира ― карты-схемы пространства и времени, отношений между объектами, порядка, управляемого правилами.
Антропологизация картины мира у участников образовательных отношений предполагает осознание актуальности получения образования в течение всей жизни как системной, планомерной деятельности. Деятельности, в которой:
целью становится мониторинг успешности их собственной деятельности в контексте всех шести блоков общественной оценки субъекта деятельности (эмоционально-психологического, регулятивного, социального, аналитического, творческого, самосовершенствования),
смысловыми установками ― быть конкурентоспособным на рынке услуг труда (сегодня не следует чураться этого понятия, лучше не забывать, что: а) конкурентное преимущество идет из непохожести; б) все в большей степени это отличие идет не от того, чтоделают организации, а от того, каклюди думают; в) сегодня единственное, что заставит капитал «плясать под свою дудку», ― это талант),
ценностью ― образование в течение всей жизни есть основа формирования человеческого капитала― части продуктивного капитала, которая может быть увеличена благодаря следствию образованности, квалификации и поддержанию физического и психологического здоровья работника,
культурой, то естьпорядком, обусловленным планомерным, правильным расположением и взаимосвязью частей строгой последовательностью действий (от видения и целеполагания своей профессиональной деятельности на протяжении всей жизни как производных от динамики потребностей рынка услуг труда).
Сказанное объективно ставит вопрос о непрерывном переобучении и повышении квалификации сотрудников той или иной организации для того, чтобы преуспеть в ситуации конкуренции.
NB! Из истории институционализации образования •Как зрелый социальный институт, образование появилось в Древнем Египте ― в третьем тысячелетии до н.э. Именно тогда возникли первые профессиональные школы чиновников. Иначе говоря, сформировались неотъемлемые атрибуты полнокровного образования: а) статусы и роли учителя и ученика, б) появились специальные средства записи новых знаний ― аналоги нынешним тетрадям, в) средства передачи знаний ― учебники, г) специальное помещение (классная комната), д) режим занятий, е) система оценки знаний и многое другое. • Во II веке н.э. сформировалась римская система образования, послужившая прообразом для европейской. Она состояла из трех ступеней. В начальной школе учили читать, писать, считать. На второй ступени учителя-грамматики преподавали греческий язык и так называемые семь свободных искусств ― грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. На высшей ступени ― в школах риторов ― изучали риторику и философию. Владение риторикой было необходимым условием для политической карьеры. • В XI веке монастыри стали открывать школы, где детей с ранних лет готовили к духовному поприщу. Учителя стремились развить у учеников те способности, которые позволили бы им получить в будущем церковную должность. Ученики, как правило, посещали школу пять лет, приобретали, прежде всего элементарные навыки чтения и письма. Монастырские школы исполняли важную культурную роль: они выявляли и воспитывали талантливых людей из разных слоев общества. *** • На Руси первые школы появились более тысячи лет назад в Киеве. В них учились дети бояр и дружинников. Обучение начиналось с семи лет и продолжалось два года. Учитель преподавал одновременно по рукописным книгам 8―10-ти ребятам. Дети умели считать в пределах ста. В учебных программах большое место отводилось пению. Домашние задания отсутствовали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV века, поэтому оснащение школ было небогатым. • Петр I создал государственные общеобразовательные цифирные школы. В них преподавали арифметику, письмо, чтение. В классе учились дети разных возрастов. Закон разрешал бить учеников линейкой, пороть розгами, ставить в угол «на горох». Дети дворян учились в кадетских (от фр. cadet ― «младший») корпусах (шляхетский, морской, артиллерийский), частных пансионатах, институтах благородных девиц и др. Так, девочки-дворянки с 6 до 18 лет учились и воспитывались в Смольном институте, первом общеобразовательном женском заведении России. Для детей городских низов открывались народные школы и училища. • В XIX веке распространенным видом школ стала гимназия. За обучение нужно было платить. Поступали туда только дети дворян и чиновников. Уроки длились 60 минут. По окончании гимназии все ученики получали аттестаты. Наряду с гимназиями все большее распространение получали реальные училища, где основное внимание уделялось преподаванию естественных наук (биологи, физики, химии). Здесь готовились будущие кадры для промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.п. *** Alma mater всех европейских университетов ― Болонский университет ― был создан в 1088 г. Второй в Европе университет был основан в 1200 году в Париже. |
PS. На основании теории деятельности, рассмотренной нами в модуле 1, представляем для анализа на «круглом столе» логическую структуру деятельности педагога (таблица 21) и формы организации процесса педагогической деятельности как жизненного цикла проекта (урока, учебной программы и др.) как временной структуры деятельности (таблица 22)
Таблица 21