Народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура

Современный мир меняется стремительно и радикально. В такой ситуации нельзя решать возникающие проблемы, реагируя на них привычным, традиционным образом. Представители многих областей, в особенности в сфере экономики и политики, были вынуждены пересмотреть свои цели, понятия и процедуры. Вспомним хотя бы о крушении абсолютных категорий «левого» и «правого» в политике или переходе от индустриальных систем к системам, основанным на информации, в экономике.

По отношению к институтам культуры сказанное проявляется, как минимум, в следующем:

а) повышение роли рынка как арбитра в вопросах ценности и вкуса;

б) развитие индустрии развлечений;

в) становление экономики, базирующейся на знаниях;

г) стремление многих групп, относящихся к широкой публике, участвовать в определении общественных целей и ценностей;

д) проблематизацию многих канонических форм знания и размыванию интеллектуальных границ;

е) изменение представлений о месте, времени, темпе жизни, вызванное прежде всего появлением новых технических возможностей;

ж) переосмысление представлений о самобытности на местном, региональном и общенациональном уровнях и др.

Как следствие, на рубеже ХХ и ХХI веков в постоянном взаимодействии стали функционировать четыре разновидности культуры:

1) традиционно понимаемая культура как средство просвещения народных масс;

2) авангардная, или высокая культура, которая, начавшись с эстетизма конца ХIХ века и пройдя через несколько трансформаций, стала прославлять художника как бунтаря и светского святого;

3) народная или популярная культура, значительно укрепившая позиции благодаря развитию массового общества и превратившаяся в независимую силу, питаемую интересами и возможностями коммерции и основанную на новых технологиях звукозаписи, кино и радиовещания;

4) инструментальная культура, предполагающая видеть принципиальную ценность культуры в ее способности служить различным политическим целям и стратегиям, направленным на общественное развитие или решение социальных проблем.

Нельзя забывать, что данное взаимодействие происходит на фоне доминирования рыночной экономики начала ХХI века, имеющей ряд отчетливых особенностей. Ее главным принципом является стремление к материальному благополучию, а задействованные в ней люди стараются любыми способами увеличить свою безопасность, комфорт и независимость. Всякое взаимодействие в рамках этой экономики предполагает непрерывный переговорный процесс, продажу и определение требований рынка. Важнейшими понятиями рыночной экономики нашего времени являются гибкость, подвижность, портативность, проницаемость, прозрачность, интерактивность, одновременность и соучастие.

***

Когда говорят о многообразии культур, то оно понимается по-разному (см. таблицу 13).

Таблица 13

Типология культуры

Основа классификации Типы культур
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская
Регионально-этническая Русская, французская и т.д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, управленческая, художественная и др. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная культуры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры:

― культуру элитарную, основы которой были заложены в эпоху становления ранней государственности, когда создателями ее, как правило, являлись профессиональные мастера, выполнявшие заказ привилегированной части общества;

― культуру народную, корни которой уходят в глубину тысячелетий, когда человек современного вида еще только овладевал навыками членораздельной речи, родового быта и пробовал создавать первые произведения искусства;

― культуру массовую, современную и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub ― под) и контркультуру (от лат. contra ― против).

Элитарная (или высокая) культура ― это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требуют специального образования. В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества ― элита (от франц. elite ― лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическим задатками. Именно элита, как считают культурологи, способствует осознанию обществом самого себя.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 г., А. Шопенгауэр разделяет человечество на две части: «людей гения» (то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884), элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной эстетической восприимчивостью.

В ХХ веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции Х. Ортеги-и-Гассета. В 1925 г. вышло в свет известное сочинение испанского философа, получившее название «Дегуманизация искусства», посвященное проблемам различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Новое искусство разделяет публику на тех, кто понимает ее, и на тех, кто к нему равнодушен. Элита, согласно воззрениям Ортеги-и-Гассета, ― это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та ее часть, которая обладает особым «органом восприятия». И именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого Искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в некоторых течениях отечественной и западноевропейской культуры. Так, например, в России на рубеже XIX― XX вв. идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло объединение «Мир искусства».

Народная культура ― это все богатство производственной и творческой деятельности народов за очень долгое порой время их существования. Это и произведения искусства, в том числе прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания, танцы. Характерной чертой народной культуры является анонимность ее произведений. Мы не знаем, кто предложил и воплотил в жизнь сказочный сюжет, форму одежды и кухонной утвари, вышивку на рубахе и украшение нам коньке крыши. Народная культура всегда подпитывала и подпитывает иные формы культуры, вдохновляя мастеров: художников, писателей, скульпторов, музыкантов. Массовая культура ― 1)понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры); 2)явление, возникшее в ХХ в. вследствие развития СМИ, которые обладают огромной аудиторией. В результате культурные тексты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных слоев общественных слоев и социальных групп. Массовая культура может быть как национальной, так и всеобщей. В наиболее концентрированном виде она представляет собой совокупность явлений культуры ХХ в., характерных для экономики, управления, досуга, общения и, особенно, для сферы художественной культуры и рассчитанных на массовое потребление. Потребителей продуктов массовой культуры сами ее создатели нередко воспринимают как людей очень «средних», чтобы не сказать ― неразвитых.

Термин «массовая культура» был впервые предложен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает не только культуру «для всех», но может обозначать и «не вполне культуру». Им подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. В основе современной трактовки «массовой культуры», как правило, лежит положение о влиянии на нее СМИ и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую очередь экранных (кино, телевидения, видео).

Как социальный феномен массовая культура является продуктом и достоянием неолиберальной общественной системы с ее ориентаций на рыночную экономику и культурный плюрализм. Существующие социальные нормы делают граждан равноправными. Поэтому равны и права в области культуры, что проявляется, например, в возможности каждого купить (или не купить) билет, диск, книгу, включить (или не включить) радио или телевизионный приемник/плеер. В результате этого люди могут систематически «заказывать» такую «культуру», которую хотят потреблять. При господстве тоталитарной общественной системы, имеющей тенденцию к уравнению «всех и вся», массовая культура также находит свое проявление. Но формы его иные. В обоих случаях «продукты» такой культуры должны быть доступны и понятны всем возрастам, слоям населения, независимо от их социального положения, вероисповедания, уровня образования и национальной принадлежности.

Вместе с тем неверно считать массовую культуру «антикультурой», несущей и распространяющей псевдоценности. Социологами и культурологами установлено, что от интенсивности распространения массовой культуры в обществе во многом зависит способность людей адаптироваться к условиям рыночной экономики, адекватно реагировать на резкие ситуативные общественные изменения.

Массовая культура содержит компенсаторный механизм, способствует поддержанию психологической устойчивости населения в непростой ситуации, увеличивает его причастность к событиям политическим, делает доступным для многих достижения науки и техники. Произведения массовой художественной культуры призывают индивида интегрироваться в общественную систему, добиваясь своего места в ней, а не бунтовать против нее. Массовая художественная культура воплощает в себе самый желанный человеческий Миф ― миф о счастливом мире. При этом она не зовет своего зрителя, слушателя, читателя строить такой мир, ее задача в другом ― предложить реципиенту (зрителю, слушателю, читателю) убежище от реальности. Чем откровеннее большие художники говорят правду о мире, оставляя простого человека один на один с судьбой, с тяжелым бременем свободы, тем более востребованной для потребителя становится увлекательная сказка об этом самом мире.

NB! По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует несколько мнений. 1.предпосылки массовой культуры формируются если не с момента зарождения человечества, то уж, во всяком случае, с первых веков христианской цивилизации. Примером первых «массовых публикаций» обычно считают упрощенные варианты священных книг. 2.Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII― XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660―1731) ― автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и нашего соотечественника Матвея Комарова «(1730―1812) ― автора нашумевшего бестселлера XVIII―XIX вв. «Повесть о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. 3.Массовая культура и СМИ развивались параллельно, с XVIII века. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 г. в Великобритании, а затем и поддержанный в ряде ведущих европейских стран закон об обязательной всеобщей грамотности. Но до середины ХХ в. можно говорить только о предистории массовой культуры. Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их взаимодействия и развития. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы. Без сомнения, массовая культура за последние десятилетия наложила серьезный отпечаток на сознание и бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты поведения и деятельности.

Позитивное и негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества представлено в таблице 14.

Таблица 14

Наши рекомендации