Классификация видов судов РФ с точки зрения предметности рассматриваемых дел

1.Рассмотрение уголовных и гражданских дел 2.Рассмотрение экономических споров и споров в области управления 3.Конституционный надзор
Верховный суд Областные суды Районные (народные) суды Мировые суды Верховный суд и его нижестоящие подразделения Конституционный суд РФ (подразделений не имеет, состоит из 19 судей; проверяет соответствие Конституции законов и других нормативных актов; споры о компетенции между различными органами власти; проверяет конституционность законов по жалобам граждан и запросам судов; дает толкование Конституции; решения Конституционного Суда окончательны и обязательны для применения)

Районные суды являются основным звеном судебной системы, судами первой инстанции, то есть рассматривают дела по существу с вынесением приговора. Областные суды являются средним звеном или судами второй инстанции (в основном они рассматривают кассационные жалобы по нарушениям процедуры, а также действуют как суды первой инстанции, рассматривая по существу дела обо всех опасных государственных преступлениях, дела об убийстве при отягчающих обстоятельствах и т.д.). Президиум этих судов пересматривает уже рассмотренные ранее дела в нижестоящих судах в порядке надзора.

Верховный суд РФ «является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики» (ст. 126 Конституции).

В своей деятельности тесно связаны с судами: а) органы прокуратуры (функции: надзор за исполнением законов, участие в заседаниях суда в качестве стороны обвинения, рассмотрение предложений, заявлений, жалоб), б) следственного комитета, в) адвокатуры (ее функции состоят в обеспечении подсудимым права на защиту; участии в судебном разбирательстве в качестве стороны защиты; участии в этом же качестве на стадии предварительного следствия; представительстве в судах; даче консультаций по юридическим вопросам; составлении заявлений, жалоб и других документов правового характера); г) нотариата (функции: удостоверение подлинности сделок, документов правового характера и т.д.; представительство).

۩Местное самоуправление

Местное самоуправление, согласно ст. 130―133 Конституции, в систему государственных органов власти РФ не входит, хотя органы местного самоуправления с их согласия могут наделяться отдельными государственными полномочиями (сбор налогов, правоохранительная деятельность) с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Функции органов местного самоуправления:

1)административно-хозяйственная (содержание коммунального хозяйства, благоустройство территорий и др.);

2)управленческая (в том числе правоохранительная деятельность);

3)выполнение функций государственных органов по их поручению (например, сбор налогов).

۩Федеративное устройство РФ

Этому вопросу посвящена «Глава 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО» Конституции (ст. 65―79).

Согласно Конституции, Россия является национально-территориальной, симметричной федерацией,состоящей из 85 самостоятельных территориально-политических образований (22 республики, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округов, 1 автономная область, 3 города федерального значения ― Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Основными принципами федеративного устройства РФ являются:

1)государственная целостность и единство системы государственной власти (внутри ее границ не допускается ограничения перемещения людей, товаров, услуг);

2)разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов РФ;

3)равноправие субъектов Федерации (независимо от статуса, будь то республика или область, все субъекты Федерации имеют равные права);

4)самоопределение внутри РФ (проявляется в свободе решения политических вопросов внутри субъекта (стать республикой или преобразоваться в автономную область, присоединиться к другому субъекту, ликвидировать автономию и т.д.).

Взаимоотношения федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации строятся на принципе разграничения предметов ведения и полномочий, зафиксированных в Конституции (ст. 1, 72, 73):

•полномочия, находящиеся в исключительном ведении РФ: а) принятие и изменение Конституции, федеральных законов; б) регулирование и защита прав и свобод человека, национальных меньшинств; в) формирование системы государственных органов федерального уровня; управление государственной собственностью; г) федеральные налоги и сборы, транспорт, связь, космос, ядерные материалы; д) внешняя политика, оборона и безопасность, государственная граница; е) судоустройство, прокуратура; ж) основные отрасли права (гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное законодательство); з) стандарты и эталоны; и) государственные награды и почетные звания и др.;

•полномочия, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов: а) обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ федеральным законам; б) вопросы природопользования; в) общие вопросы образования, воспитания, физкультуры и спорта, здравоохранения, социальная защита; г) борьба с катастрофами и стихийными бедствиями; д) отдельные отрасли законодательства (административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, экологической, лесное и др.);

•вне пределов ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (в этой сфере в случае противоречия с федеральным законом будет действовать нормативно-правовой акт субъекта Федерации).

۩Понятие гражданства

Гражданство― это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Принципы гражданства в Российской Федерации включают в себя:

1)равенство в способах приобретения гражданства;

2)принципаединства гражданства (российское гражданство автоматически означает и гражданство того субъекта Федерации, где проживает гражданин ― например, гражданин, проживающий в Татарстане, является и гражданином Татарстана, и гражданином России);

3)открытый и свободный характер гражданства (означает, во-первых, достаточно льготных характер получения гражданства и, во-вторых, свободное право на прекращение гражданства, приобретение двойного гражданства);

4)принцип добровольности решения вопросов о гражданстве (означает, что никто в принудительном порядке не может быть лишен гражданства РФ).

Вопросы о гражданстве регулируются, помимо Конституции, специальным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями на 01.07.2015 г.

Основания приобретения гражданства:

1)признание (автоматическое приобретение гражданства РФ всеми желающими, проживавшими на территории РФ к 1991 г., если они не изъявили желания в течение года приобрести другое гражданство);

2)по факту рождения на территории РФ (по «праву почвы» или если один из родителей ― гражданин РФ (по «праву крови»));

3)в порядке регистрации (например, имеются родственники в РФ ― в этом случае подается заявление в органы МВД или дипломатическое учреждение за границей);

4)прием в гражданство через специальное ходатайство на имя Президента (требования: проживать на территории РФ в течение 3 лет непрерывно, 5 лет ― с перерывами; дееспособность и др.);

5)восстановление в гражданстве через ходатайство;

6)оптация (выбор гражданства) возможна в случае территориальных изменений (например, если часть территории отходит другому государству).

Прекращение гражданства возможно в следующих случаях:

― выход из гражданства (гражданин сам принимает решение о намерении выйти из гражданства);

― отмена решения о приеме в гражданство (если представлены ложные документы);

― оптация.

۩Народовластие и формы его осуществления

Народовластие дословно означает «власть народа», так именно многонациональный народ России признается согласно ст. 3 Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

Народовластие осуществляется в трех основных формах:

1)непосредственно (это прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни).

Существуют две главные формы непосредственной демократии, влекущие юридические последствия в виде общеобязательности решения или правомочия депутатов на осуществление своих полномочий:

―референдум― всенародное голосование по законопроектам, законам и другим вопросам общегосударственного значения ― регулируется законом «О референдуме в Российской Федерации», принятом в 1995 году.

Основные положения закона РФ «О референдуме»:право участия ― с 18 лет, инициатива проведения ― только от граждан или от Конституционного Собрания; сбор подписей осуществляют инициативные группы, документы проверяются Центральной избирательной комиссией, затем Президент назначает референдум не позднее в течение 3 месяцев; в референдуме должно принять участие не меньше половины избирателей; решение считается принятым, если его поддержало более 50% голосовавших;

― выборы в законодательные собрания различных уровней ― регулируются специальным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» от 6 декабря 1994 г. с изменениями и дополнениями на 01.01.2016 г. Основные принципы: всеобщность (с 18 лет, исключение любой дискриминации); равенство (граждане участвуют в выборах на равных основаниях, каждый имеет один голос); прямое избирательное право (означает, что каждый избиратель непосредственно участвует в выборах, передача голоса другим лицам не допускается); тайное голосование (в закрытых кабинах, что исключает контроль за волеизъявлением лица). Закон также определяет порядок формирования и деятельности избирательных комиссий и порядок образования избирательных фондов для финансирования избирательной кампании кандидата и расходования этих средств (запрещаются пожертвования со стороны других государств, иностранных физических и юридических лиц, определяются размеры пожертвований).

Другие формы непосредственной демократии ― собрания, митинги, шествия, обращения, петиции и т.д. ― не имеют столь значимых юридических последствий.

2)Через органы государственной власти (особенно это относится к органам законодательной власти, но и исполнительная и судебная ветви власти также связаны волей народа, определяющей их деятельность).

3)Через органы местного самоуправления ― охватывает низовой уровень отношений власти, в наибольшей степени приближенный к населению, его потребностям.

NB! Характеристика РФ как правового государства означает наличие единого правового и экономического пространства, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории. Республиканская форма правления представляет собой демократически организованную представительную государственную власть, гарантирующую демократический политический режим в стране, равенство всех граждан, их максимальную защищенность и предоставление жителям возможности отстаивать и защищать свои права всеми законными методами и средствами. Конституция РФ не только характеризует Россию как демократическое государство, но и содержит все ее необходимые атрибуты: а)народ как единственный источник власти (ст. 3, часть 1); б)избираемость и сменяемость главы государства (ст. 81); в)важная роль представительных органов (Глава 5 «Федеральное собрание» включает в себя статьи 94―109); г)политический плюрализм (ст. 13, часть 3); д)правовой статус гражданина, основанный на полномасштабном каталоге прав и свобод (Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» включает в себя статьи 17―64). *** В организации и деятельности государства превалируют принципы права, оно связано правом (а не политической целесообразностью!), исходит из признания незыблемости неотчуждаемых (врожденных!) прав человека. Принцип правового государства находит свое выражение: А)в нормах о свободах и правах человека и гражданина; Б)в предусмотренных Конституцией демократических институтах (разделение властей; местное самоуправление; референдум и др.); В)в нормах об идеологическом и политическом плюрализме; Г)верховенстве Конституции и прямом действии конституционных норм и др. *** РФ является светским государством, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Ст. 28 гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания, включая право использовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в сооотвествии с ними. *** Согласно ст. 7 Конституции, Россия ― социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важнейших направлений деятельности государства является социальная сфера: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда (МРОТ); государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных служб, пособий, пенсий и иных гарантий социальной защиты.

Основные понятия

Гражданство Основные принципы федеративного устройства РФ
Конституция Признаки Конституции как основного закона государства
Конституционный строй Принципы гражданства РФ
Основания приобретения гражданства в РФ Принципы, лежащие в основе конституционного строя
Основные принципы проведения выборов в РФ Референдум

Наши рекомендации